«История, роль и значение советского плаката»
Плакат?
Кто его не видел, кто его не знает? Плакат с детских лет всюду сопутствует нам, начиная с почтовой марки на конверте, до огромного баннера расположенного около вашего дома.
Однако в настоящее время смысл плаката утратил своё прежнее значение. Плакат уже несет в себе те цели и смыслы, отличные от плакатов советского периода, граница между плакатом и рекламой становится весьма зыбкой.
Плакат напрямую влияет на массовую культуру общества, однако необходимо понять, какова же тенденция этого влияния, негативная, либо, наоборот, позитивная, способствующая развитию общества — ответ на этот вопрос и составляет актуальность данной работы.
Следственно главная цель моей курсовой работы — выявить значение и роль плаката как вида изобразительного искусства в советский период и путем сопоставительного анализа выявить роль и тенденции плакатной деятельности в наше время.
Объект курсовой работы — Изобразительное искусство СССР Предмет работы — история и теория плаката как вида изобразительного искусства.
Задачи:
- изучить теоретические источники по проблеме и уточнить искусствоведческое понятие «советский плакат» в искусстве;
- выявить роль и значение плакатов в эпоху СССР;
- провести сопоставительный анализ роли плакатной деятельности в советский период и в наше время.
- выявить какова тенденция и направленность плакатов XXI века, изменился ли их смысл по сравнению с XX веком.
Перевезенцева С.
В., А. П. Ушакова
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 8 наименований, приложений в виде картинок на 2 страницах.
1. Агитационный плакат в истории XX века СССР
1.1 Путь советского плаката
Плакат (нем. Plakat от фр. placard — объявление, афиша, от plaquer — налепить, приклеивать) — вид изобразительного искусства, лаконичное и броское изображение с кратким текстом, различного формата.
Сам термин «Советский плакат» возник в годы пролетарской революции; такой плакат нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.
Д. С. Моор
И действительно, в годы революции и гражданской войны плакат приобрел важнейшее значение. В эти тяжелые дни выходило мало газет. Очень часто газету заменял плакат. Искусство плаката было доступно широким массам, его образы были понятны каждому, а короткий энергичный текст — лозунг, сопровождавший изображение, — запоминался и призывал к действию. Агитационные плакаты посылались на фронты гражданской войны наравне с патронами и снарядами, их расклеивали на стенах городов отражавших нападение белогвардейских генералов и иностранных интервентов. Внизу на ярком поле плаката обычно помещалась надпись: «Всякий срывающий или заклеивающий этот плакат — делает контрреволюционное дело». Плакат боролся, он был оружием, и его, как оружие, берегли.
Работа актера над ролью
... мы рассмотрели первый этап домашней работы актера над ролью, состоящий в изучении жизни образа. Его значение — в накоплении запасов творческой пищи для последующей работы актерской фантазии. Никакого другого ... будущего спектакля, не понято идейно-художественное значение данной роли в системе образов данной пьесы. Иначе говоря, чтобы начать работу над ролью, актер должен ясно и четко ответить себе ...
Д. С. Моора
Телеграммы, приходившие с фронта, за несколько часов превращались в плакаты — знаменитые «Окна РОСТА». Душой этого дела был Маяковский. Он писал на тексты последних телеграмм стихи и сопровождал их рисунками. Так же активно работал Черемных. За одну ночь создавались и размножались вручную десятки плакатов, а утром на улицах в витринах пустующих магазинов уже висели «Окна РОСТА», в наглядной и остроумной форме рассказывающие о последних новостях.
Замечательный мастер политической карикатуры тех лет Дени принес в советский плакат разящую сатиру. Плакаты, созданные Дени, беспощадно высмеивали капиталистов, политических дельцов и всяческих соглашателей.
Когда в стройках первых пятилеток поднималось величественное здание социализма, на строительных площадках, полях первых колхозов, башнях элеваторов, бетонных массивах Днепрогэса, словом, по всей нашей стране — всюду — можно было встретить агитационный плакат. И если сейчас просматривать плакаты тех лет, покажется, будто листаешь художественную летопись перестройки. Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат. 7. С 35.
Д. А. Шмаринова
За время Великой Отечественной войны художники создали тысячи плакатов, которые выпускались миллионными тиражами. Опять начали выходить «Окна», теперь называвшиеся уж не «Окнами РОСТА», а «Окна ТАСС».
В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Наш плакат всегда был лаконичным и выразительным. Его даже издали легко воспринимал быстро идущий человек. На листе плаката обычно помещались одна-две фигуры, их действие подчеркивалось характерным движением. Лучшие плакаты отличались четкостью силуэта центральной группы; применяемые цвета были яркие и в своем сочетании усиливали выразительность изображения. Теперь художники научились внимательней вглядываться в лица людей, предавать их характеры и психологию — это сделало плакат еще более активным и впечатляющим.
После окончания войны основной темой плаката стала борьба за мир, за дружбу между народами. Интересные и остроумные композиции на тему мира наряду с опытнейшим мастером плаката В. Говорковым создали молодые художники Н. Трещенко, О. Савостюк и Б. Успенский.
В послевоенные годы добился выдающихся успехов и советский кинопрокат. Лучшие мастера киноплаката — В. Кононов, М. Хейфиц, Б. Зеленский, И Хазановский и другие — отказались от простого оповещения о выходе того или иного фильма и приступили к углубленному раскрытию в художественных образах идейного содержанию кинокартины. Работы этих художников не раз завоевывали на международных конкурсах ведущие места.
Наружная реклама: афиши и плакаты
... жизни. Мы встречаемся с рекламными плакатами везде: по пути на работу, и с работы, когда гуляем и ходим по ... содержала живописное изображение самых драматичных и зрелищных моментов театрального действа. В Х веке по Европе стала распространяться ... две прозрачные стеклянные поверхности, за которыми расположены рекламные плакаты. Размер плакатов стандартный и составляет 1,2*1,8 метров. Сити-форматы ...
Грандиозная программа семилетнего развития народного хозяйства, намеченная 21 съездом партии, потребовала от агитации в том числе и от плаката, новых усилий. Снова на целинных станах, на гигантских новостройках семилетки появлялись яркие и темпераментные плакаты, побуждающие энтузиазм масс, зовущие трудящихся на выполнение намеченных партией планов.
1.2 Художественные средства выражения и приемы в создании плакатов как вида изобразительного искусства на примерах работ художников-плакатистов
плакат художник социальный живопись Анализируя и сопоставляя работы известных плакатистов, можно судить как о разнообразии творческого метода, так и о различии приемов, применяемых при создании плакатов.
А. П. Апсита
Какое социальное задание, продиктованное жизнью, стояло перед художником? — Дать агитационный плакат, обращенный к защитникам Петрограда.
Каково содержание плаката, его целевая установка? — Отстоять город, разгромить врага.
Каков материал плаката? — Образы рабочих, представителей разных национальностей, плюс активный лозунг-призыв.
Орудия производства? — Уголь и бумага.
Каковы художественные средства выражения, прием, примененный в решении плаката? — Плакат решен графически, скупыми средствами монохромного рисунка, композиционно активно и монолитно изображающего динамику атаки людей, объединенных пафосом порыва, решимости и воли.
Для тех лет этот плакат — шаг вперед в становлении реалистического плаката вообще и в творчестве самого Апсита в частности. Этому художнику свойственна была трактовка плаката главным образом в символико — аллегоричесмком духе.
Д. С. Моора
В чем же его особенность? В том, что ему в полной мере присущи идейная целеустремленность, политическая страстность, активность и выразительность формы.
Сопоставляя плакаты Моора и Апсита с точки зрения использования художественных средств, можно, на первый взгляд предположить, что между ними много общего. В основе тот же черный рисунок, только более обобщенный и энергичный. Новым в плакате Моора является наличие красного цвета, введенного локально, без нюансов, как в фигуру первого плана, так и в фон. Однако красный цвет в данном плакате имеет не только декоративное значение, делая его более броским, но и смысловое. Благодаря красному цвету, фигура Красноармейца и завод за его спиной приобретают еще более символическое и образное звучание. Герой плаката воспринимается как образ, олицетворяющий пролетариат молодой республики. Завод-символ труда, рожденного революцией и находящегося в опасности. Художественное достоинство данного плаката не померкло и доныне.
В искусстве нет правил, но есть свои жесткие законы 8. С 27. Не случайно этот же плакат, почти полностью повторенный Моором в начале Отечественной войны с новым призывом «Ты чем помог фронту?» остался незамеченным. Это случилось, потому что самый гениальный ход не может быть повторен (Маяковский).
Перед плакатистом стоит труднейшая задача: всегда искать новый, неожиданный ход, свежий поворот темы.
Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет «Родина-Мать зовет!» И. Тоидзе. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.
Жанр изобразительного искусства «портрет» как средства форирования ...
... в себя рисунок и произведения искусства, базирующиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными выразительными средствами и изобразительными возможностями. [7] Графика - самый древний вид изобразительно искусства, существующего, и по сей день. Первые графические работы ...
Плакат зажигал зрителя высоким пафосом патриотического призыва. Он отвечал мыслям и чувствам, который переживал народ в грозный год тяжелых испытаний. Большое значение в плакате имеет «силуэтность», способствующая его восприятию. И эта силуэтность определена контуром, как бы ограничивающим цвет.
А. А. Дейнеки
У всех рассмотренных работ фон — белая бумага.
Д. С. Моора
Здесь мы столкнулись с так называемой правильностью рисунка. Кое-кого наверняка удивит чрезмерная вытянутость правой руки китайца в плакате Дейнеки о Китае, а в плакате Моора «Помоги» озадачат маленькая голова крестьянина, его короткие, очень грузные ноги.
Однако заподозрить этих художников в неумении рисовать никак нельзя, так как эти «нарушения» сделаны ими подсознательно с целью увеличения динами и экспрессии, ради большей выразительности. Ведь главное не Академическая правильность рисунка, а его характерность. Так же, как и каждому человеку присущ его собственный, ни на чей не похожий почерк, так и владение рисунком и другими художественными средствами определяет лицо художника, его «почерк». 5. С 11.
М. М. Черемныха, В. В. Маяковский
Вообще к оценке рисунков Маяковского нельзя подойти с «Академической» точки зрения. Известный схематизм, присущий этим рисункам, объясняется тем, что Маяковский — художник умышленно оперировал символами-знаками, которые исключительно тесно и органично сливаясь с активным стихом поэта, придавали его плакатам ясный и действенный характер.
Плакатам Маяковского и Черемныха присущ интеллектуальный, рассудочный, а не эмоциональный, чувственный строй.
В советском искусстве и в, частности, в плакатной деятельности всегда с особой остротой стоит проблема новаторства, активность плаката усиливается, если в нем найдено свежее, необычное решение.
А. А. Кокорекина
В плакатах 1941 года содержание часто углублялось присутствием второго символического плана, исторической параллели. Художники прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условных аллегорических изображений, символизирующих Родину. К числу таких плакатов относятся: «Так было: Так будет!» Н. Долгорукова, «Славна богатырями земля наша» В. Говоркова, «К оружию, Славяне! Разгромим фашистских угнетателей» В. Одинцова, «Грудью на защиту Ленинграда» А. Кокорекина. Одним из наиболее распространённых сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна. Лучшие плакаты этой темы «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н. Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Мы поклялись своим мужьям» М. Бри-Бейн, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес. Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак-Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт»
Но с развитием событий обстановка усложнилась никого уже не могло удовлетворить в плакате хоть и образное, но по трактовке отвлеченное воплощение героизма и мужества советского человека, его мук и страданий. Нужен был плакат, глубоко волнующий зрителя, затрагивающий его за живое, воздействующий не только на его разум, но и на его чувства. Необходим был эмоциональный плакат. Именно вследствие такой необходимости однозначность характеристики воина в первом плакате Кокорекина сменилась развернутой передачей сложного психологического состояния героя в его плакате «За Родину!». В образе матроса выражены здесь и его индивидуальные черты и высокий героический пафос.
Работы реклам-конструкторов В. Маяковского и А. Родченко и советская ...
... работы реклам-конструкторов В. Маяковского и А. Родченко. В России, несмотря на разруху и братоубийственную войну, интенсивно велись поиски нового художественного языка, верно отражающего эпоху. Социальный ... упомянуть учебное пособие, где дается краткий очерк истории зарождения и развития русского плаката, главным образом, плаката рекламного и афиши - Бабуриной Н.И. Список литературы составляет 21 ...
Данный плакат решен чисто живописными средствами, приближающимися к решению станкового произведения. Однако данную работу не назовешь фрагментом картины, потому что ей присущ специфически плакатный композиционный строй («https:// «, 21).
Д. А. Шмаринова
В каждом из этих последних трех работ дан не возвышенный образ Матери-Родины, как в плакате Тоидзе, а типический облик конкретной женщины, в котором боец на фронте мог ассоциативно узнавать свою собственную мать, жену или сестру, в детях — своих детей, а вид их горя и страдания, мог зажигаться чувством негодования и желанием священной мести.
Эти образы благодаря своей обобщенности олицетворяют собою народное горе, скорбь и гнев.
Лучшие плакаты Отечественной войны были подлинно новаторскими, ибо в них образно, эмоционально и по-новому свежо было выражено новое богатство идейного содержания. Словом, новаторство — это не слепые поиски ради поисков. Подлинное новаторство — не голое формотворчество, не трюкачество, а результат способности художника увидеть новое в самой жизни, его умение творчески ощутить эту новизну, зажечься ею, выразить ее не «заумными» а реалистическими средствами, теми средствами, применения которых требует наш массовый зритель. И неважно. если кое-кого из узкого круга рафинированных эстетов это коробит.
От плакатистов ждали дерзаний, и это закономерно.
Обобщая первый раздел, можно сказать, что:
1. Советский плакат — вид изобразительного искусства, лаконичное и броское изображение с кратким текстом, различного формата; это — возбудитель активности масс.
2. Основными чертами советской плакатной живописи в искусстве следует считать: доступность и понятность массовому зрителю, лаконичность, яркость и насыщенность красок, выразительность образов, простота, карикатурность.
3. Советская плакатная живопись представляет собой летопись истории двадцатого столетия ССР. Не было ни одного крупного события в жизни советского народа, на которое не отзывался бы плакат. Он создавал образы наших предков, совершающих трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире. С помощью плакатов художники двадцатого столетия доносили до массового зрителя всю ту боль, переживания, эмоции и чувства, который таил в себе каждый человек, тем самым происходил как бы выход всех тех внутренних переживаний за своих мужей, братьев и сыновей, находящихся на фронте, поддерживая их и разделяя с каждым его горе. Именно советские плакаты вдохновляли наших солдат, сражавшихся за Родину, на новые подвиги: во имя семьи, близких, во имя Отечества.
2. К тебе обращается плакат
2.1 Общая направленность социальной рекламы в советский период
Во время Великой Отечественной войны плакаты наклеивали на танки, шедшие в атаку. Вся страна помнила вдохновенно-суровое лицо женщины на плакате И. Тоидзе «Родина-Мать зовет!». Плакаты защищали Родину! А что защищают они сейчас, в мирное время? Как проверить их действенность?
Реклама и культура
... на социальное поведение, представления, ценности живущих в нем людей, влияя, тем самым, на процесс заимствования и распространения материальных и духовных ценностей Запада. Реклама становится важным компонентом массовой культуры, частью ...
Эффективен ли плакат-то есть, действует ли он, вмешивается ли в жизнь общества?
Социальная реклама все еще относительно новое и неизученное понятие для России. Между тем, она имеет достаточно длинную историю. Например, в советское время социальная реклама занимала подавляющую часть рекламной деятельности. Правда, существовала она в несколько ином, чем сейчас виде.
Известно, что время накладывает отпечаток на взгляд и интерпретацию любых событий. Политическая система влияет не только на политическую сферу, но и на другие сектора общественной жизни. В то же время, какие-либо общественно значимые явления, также отражают способы и методы управления в государстве.
Так, социальная реклама в советский период, учитывая ее приближенный к государству статус, была порождением системы, построенной в СССР. Она отражала те взгляды и ценности, которые советское правительство желало видеть в обществе.
Надо отметить, что сейчас, в условиях изменившихся ценностей, нам трудно адекватно оценивать социальную рекламу в советский период, поэтому, говоря об этом периоде, будем обращаться к современному опыту социальной рекламы.
Из истории советской рекламы
Советская власть полностью контролировала среди прочих других сферу рекламной деятельности в Союзе.
Важнейшей задачей большевиков было запрещение печатать объявления где-нибудь кроме газет, издаваемых Советами в провинции и в городах и центральным Советом в Питере для всей России.
Декретом была введена монополия на печатание за плату объявлений в периодических изданиях печати, равно в сборниках и афишах, а также сдача объявлений в киоски, конторы и учреждения.
Во время ранней советской власти социальная реклама полностью сводилась к одному политическому типу. Советская власть использовала ее в целях собственной популяризации, мобилизации населения в Красную Армию, сбора средств и пожертвований. Уже позже, когда проблемы войны и борьбы с белогвардейцами отошли на второй план, темы социальной рекламы стала более разнообразной. Хотя носители социальной рекламы были довольно однообразны, в основном красочные плакаты. Этот вид мы и будем рассматривать в дальнейшем.
Уровень советской рекламы оценивается историками как довольно высокий. Например, в 1925 году на художественно-промышленной выставке в Париже цикл плакатов советских рекламистов был удостоен серебряной медали.
Общая направленность социальной рекламы в советский период
Можно заметить, что основные темы государственной рекламы советского времени отражали государственную политику. Рассмотрев образцы социальной рекламы в советское время, можно условно выделить следующие темы, волнующие государственную власть:
- война;
- борьба с инакомыслящими;
- помощь голодающим и больным;
- призыв к здоровому образу жизни;
- воспевание коммунистических ценностей.
Одной из важнейших тем было военное противостояние большевиков с белогвардейцами. Плакат Л. Пастернака времен Первой мировой войны содержал следующий слоган: «На помощь жертвам войны 20−21 авг.» Можно также вспомнить рекламную картинку 1919 года, на которой изображены два раненых красноармейца, с надписью: «Долг каждого честного гражданина прийти на помощь раненому и больному красноармейцу!!!». Или: «Помогите детям воинов!».
Развитие советского театра в 20-30-е гг. XX в
... искусства, а также государственные вопросы по управлению театрами. Историографический обзор. Историография трудов о становлении советского театра в 1920-1930-е гг. очень обширна. ... общем историческом фоне исследуемого периода, проследить социальные и политические изменения, происходившие в первые десятилетия становления новой советской власти. Театр под влиянием революционных событий претерпевает ...
Борьбе с инакомыслящими посвящен плакат, созданный в 1947 году В. Ивановым, на котором изображен молодой инженер, за спиной которого русский богатырь. Он сопровождает следующей надписью: «Слава русскому народу — народу — богатырю, народу — созидателю!» Такой плакат свидетельствует о том, что советское правительство не хотело разрывать связи со славным историческим прошлым России.
Довольно часто в социальной рекламе того времени встречалась тема голода. В начале двадцатых годов неурожаи привели к тому, что основная масса населения страны страдала от голода. Правительство выпускало плакаты, обращенные в основном к тем, у кого была еда. На плакате И. Симакова, выпущенном в 1921 году на фоне толпы людей, страдающих от голода, изображен кусок хлеба с водой и надпись: «Помни о голодающих!». Еще один плакат тех годов изображает худого крестьянина на черном фоне, сзади которого виден один колосок, с призывом «Помоги!».
В. И. Ленина
Во время военного коммунизма на крестьян возлагалась особая задача: обеспечить хлебом весь Советский Союз. Поддержать их в этом стремлении должна была социальная реклама. Один из примеров такой рекламы плакат А. Сапожникова, на котором изображен крестьянин, почесывающий свой затылок и такие слова: «Чтобы вспахать землю, нужно иметь соху, а соху нужно сделать, а я об этом забыл. Надо бы подкормить рабочих».
Социальная реклама направлена на изменение сознания общественности. В советское время правительство стремилось привить обществу «правильные» взгляды, «подвигнуть» на смелые, нужные обществу виды деятельности, например, переселение на неосвоенные земли. Уже в послевоенное время был напечатан плакат следующего содержания: румяная деревенская девушка на фоне рассыпающегося молотого зерна и призыв: «Соберем с целины богатый урожай!»
Социальная реклама советского периода была яркая, запоминающаяся, многие слоганы становились крылатыми выражениями. Можно сказать, что директивы и лозунги партии большевиков становились социальной рекламой. Всем известное выражение: «Экономика должна быть экономной», тоже можно назвать привлечением внимания к актуальным проблемам общества. Плакаты, висевшие в советских столовых, призывали граждан принимать пищу не спеша: «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу!» Рядом с рабочим местом часто была вывешена фраза: «Совесть — лучший контролер».
Иногда социальная реклама принимала вид песен, кинофильмов. Например, знаменитую песню «Пусть всегда будет солнце!» можно причислить к виду социальной рекламы. Советские кинофильмы, например, «Высота», «Девчата» рекламируют новые профессии, образ жизни простого советского гражданина, его характер и основные ценности.
Графический дизайн и реклама
... художественной культуре. С одной стороны, популярного коммерческого искусство (афиши, реклама, газетные и ... композиции, рекламная и плакатная графика, книжные конструкции ... Йогансон). Преобладание в социальном заказе на ди- ... подходе к созданию плаката, рекламы, книжной продукции. Необходимо ... советского дизайна" (М., 1995). Конструктивизм перерос производственное искусство, утвердив собственную эстетику и ...
Итак, реклама советского периода была не слишком разнообразна, большей частью политизирована, идеологизирована, однако, по признаниям специалистов того времени, высокого качества. Советская социальная реклама выполняла ряд важных функций: информационную (доносила до граждан необходимую информацию), коммуникативную (служила связующим звеном между государством и гражданами, однако не слишком эффективно, так как обратная связь в реальности почти не была предусмотрена), имиджевую (обеспечивала позитивный образ государства, заботящегося о своих гражданах), но особенно, можно выделить функции воспитания и пропаганды, которые были одними из главных задач социальной рекламы советского периода.
Была ли она эффективна? Если судить по свидетельствам того времени, то да, однако, скорее всего, информация советского времени может быть необъективной. В то же время, многие слоганы рассматриваемого периода (в основном второй его половины) узнаваемы и популярны в современном обществе.
2.2 Использование элементов плакатной живописи в системе современной
В России в отличие от СССР можно выделить несколько типов рекламы. Можно выделить так называемую, общественную рекламу, некоммерческую, государственную и чистый тип социальной рекламы, в своей работе меня, главным образом, интересует социальная реклама.
Настоящее время в отличие от советского диктует несколько другие темы социальной рекламы. Объясняется это, прежде всего, изменившимися ценностями и установками, пришедшими в Россию с Запада. Одна из наиболее популярных тем социальной рекламы это борьба со СПИДом и наркоманией. Проблемы современного общества напрямую отражаются в социальной рекламе. Если продолжить список тем, наиболее затрагиваемых в социальной рекламе в современной России, то это:
- насилие в семье;
- алкоголизм и курение;
- аборты;
- профилактика чрезвычайных ситуаций;
- гражданские права и обязанности (налоги);
- профилактика личной безопасности граждан.
Как мы видим, темы чрезвычайно важные и требующие вмешательства государства, однако в них нет столь явного политического подтекста, какой ощущался в советское время.
Темы социальной рекламы в данное время более разнообразны и лежат в сфере деятельности не только государства и государственных органов, но и в сфере межличностных отношений граждан. Многие методы ведения рекламных компаний позаимствованы на Западе, так как после советского времени неидеологизированная реклама практически не могла быть создана.
Современная социальная реклама использует более широкий спектр носителей, она более разнообразна, как технически, так и творчески. Отчасти это связано с прогрессом в технических возможностях, отчасти с тем, что ее созданием занимается не только государство (в советское время в виде партии большевиков), а более широкий спектр субъектов (бизнесмены, политики, «третий сектор»).
Однако при всем разнообразии тематики социальной рекламы отношение к ней в настоящее время достаточно двойственное. Да, с одной стороны, социальная реклама в наше время менее идеологизированна и политизированна, однако, это не всегда верно. Ведь зачастую социальными лозунгами пользуются как инструментом для достижения политических, имиджевых или экономических целей. Это не всегда плохо, однако, если фирма, политик, общественная организация, использующая для продвижения социальную рекламу, дискредитирует себя в глазах общественности, люди перестанут доверять социальной рекламе вовсе.
Роль социальной рекламы в современном обществе. Анализ российского опыта
... Правительстве Великобритании, изготовители социальной рекламы в западных странах не имеют никаких льгот. Быть в правительственном бизнесе, получать правительственные заказы и вносить вклад в развитие общества считается очень престижным. ... пропаганды, но вскоре взял на себя сегодняшнюю роль. Ранее у ЦОИК была монополия на коммуникационный бюджет: в ходе переговоров с казначейством определялись суммы, ...
Не стоит забывать также, что социальная реклама не может решить проблемы самостоятельно и в дополнение к ней необходимо использовать и другие инструменты. В Советском Союзе призывы некоторых социальных реклам подкреплялись карательными мерами, в России вкупе с социальной рекламой нужно активнее применять методы PR, психологии.
Говоря о плакатной деятельности и о функциях плаката в советский период, мы отмечали как одни из самых важных воспитательную, просветительскую функции. Говоря о плакатной живописи, к сожалению, можно отметить ряд негативной тенденции ее развития.
Какие же главные функции в себе несет плакат сейчас?
Новой тенденцией плакатной живописи является создание так называемых «советских плакатов, на новый лад», способствующих развращению, разтлеванию и деградации общества. Появляются даже целые сайты, посвященные таким плакатам. (рис. 1−5)
Совсем недавно в центре города на каждом выходе из метро были развешаны плакаты с неоднозначным лозунгом — «Перейдем границу» в ответ на запрет Правительства Москвы на проведение гей — парада 28 мая. За основу был взят плакат советского периода. (рис. 6)
Также, говоря об использовании элементов плакатной живописи в социальной рекламе, хочу отметить, что каждый из нас знает и видел плакаты, агитирующих против курения, алкоголизма и употребления различных седативных средств, однако наряду с этим коммерческие структуры выпускают гораздо большее количество рекламных постеров с целью продажи того же алкоголя и сигарет. Вследствие этого в сознании массового зрителя возникает внутреннее противоречие, так все же пить или не пить, курить или не курить? (рис. 7−8)
Таким образом, стоит отметить, что на данном этапе социальная реклама в России слабо развита по причине отсутствия должного финансирования и контроля со стороны Правительства. Представители бизнеса в ней не заинтересованы, поскольку данный вид рекламы не несет в себе коммерческой нагрузки, а у властных структур федерального, регионального и муниципального уровней, не хватает средств и, по всей видимости, большого желания активно заниматься такого рода деятельностью.
Все чаще плакат используется как реклама в коммерческой сфере, с целью получения прибыли. Появляются плакаты с неоднозначными лозунгами, призывами, провоцирующие людей на те или иные поступки. Главный признак таких плакатов — степень привлекательности зрителя. Потенциального потребителя той услуги или товара, пропагандируемого на плакате. И это и является актуальной проблемой нашего общества.
Заключение
Подводя итоги проделанной курсовой работы, хочу предложить свои практические рекомендации по данной проблеме:
По сравнению с советским временем в наше время цели и функции плакатной живописи существенно изменились.
Да, разные периоды в истории нашей страны — разные ценности и привычки, разные политические системы, отсюда следует, что различия эти оправданны. Однако, к сожалению, часто элементы плакатной живописи используют в социальной рекламе в политических и коммерческих целях. До определенного момента в этом может не быть ничего плохого, однако, существует граница, переходя которую человек или организация вступает на очень скользкий путь морали и ответственности. И эта негативная тенденция, к сожалению, набирает обороты. Необходимо бороться с этой проблемой, и борьбу вести следует «сверху».
А именно: Правительство Москвы и другие уполномоченные структуры должны контролировать то, что попадает на баннеры города, изображение не должны противоречить принципам гуманизма, не содержать неоднозначные лозунги, должна быть соблюдена эстетика образов. Также должна оказываться финансовая поддержка социальной рекламы: пропаганда здорового образа жизни, семейных ценностей, добра и гуманизма.
В качестве негативной тенденции развития плакатной живописи в наше время можно то, что тематика и стилистика плакатов советского периода становится особенно актуальной лишь в преддверии праздника посвященному Дню Победы 9 мая. Именно в эти дни город пестрит подобными плакатами, после же праздника плакаты, а вместе с тем и ветераны Великой Отечественной, как правило, забываются «до следующего 9 мая» причем как правительством и другими государственными структурами, так и следственно обществом. Возникает ощущение, что все это делается лишь для исполнения ритуала, «для галочки» — дань ветеранам.
Для решения этой проблемы предлагаю ввести финансирование выездов учащихся школ, университетов и др. учебных учреждений на различные выставки русских и зарубежных плакатов, плакатов, посвященных Великой Отечественной войне, выставке рекламных плакатов советского периода, с целью воспитания и обогащения духовной культуры учащихся. Также возможно, чтобы школьники и студенты (особенно творческих специальностей) после таких выездов и на основе увиденного, сами создавали свои плакаты и устраивали свои выставки.
Список используемой литературы, А. В. Журнал
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/hudojniki-plakatistyi/
2. Великая победа и Возрождение Москвы/сост. Глушко и др. — М.: Книжная палата: Контакт-Культура, 2005. — 200 с.
С. В. Перевезенцева
Б. Е. Вехи
5. Наглядная агитация: В помощь художнику оформителю и организатору наглядной агитации. — М.: Плакат, 1984 — 32 с.
Е. А. Современная
7. Толстая Т. Русский плакат: Книга-альбом. — М.: Контакт-Культура, 2006. — 160 с.
8. Школа изобразительного искусства: В 10 вып. Вып. 8. — М.: Изд-во Академия художеств СССР, 1960. — 163 с.