Формирование нравственной культуры личности младших школьников

Учеников увлекло задание «построить дерево Доброты». Мы его очень красиво, красочно оформили и предупредили, что от «листиков», которые дети должны прикрепить к веткам, зависит всеобщее Счастье, которое мы поместили на вершину дерева. Эта наглядность и доступность изложенного побудила учащихся к внимательному, серьезному и тщательному выполнению задания, с которым они справились успешно.

Чтобы сформировать уважительное, нравственное отношение к другим людям, мы провели воспитательное мероприятие «Путешествие в город вежливых». В его начале мы провели выставку детских плакатов, которые они сами нарисовали. Некоторые тематики были проигнорированы, самыми популярными оказались: «Вежливость проявляется в отношениях с людьми», «Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид», «Вежливый человек всегда приветлив и всегда внимателен к людям». Однако не было тех, кто бы неаккуратно и грязно выполнил работу.

В ходе этого мероприятия дети познакомились с понятиями: точность, этикет, честность, вежливые слова, дружба, взаимопомощь. Заинтересовать детей нам помогла сказочная и необычная форма его проведения. Учениками предлагалось большое количество стихотворений и рассказов, также мы прибегали к народной мудрости, загадкам. Все дети были активными, старались отвечать на вопросы, много смеялись, были увлечены.

Следует отметить, что проведенные нами игры оказали достаточное воспитательное влияние на учащихся. Игры «Добрые слова», «Ручеек», «Комплименты» были проведены именно в такой последовательности намеренно.

Первая игра – «Добрые слова» – достаточно продолжительная и активизирует детей на протяжении всего учебного процесса, т.е. не ограничена по времени. Ребята каждый день на новую букву предлагали огромное количество слов, иногда даже не хватало места на плакате. Она помогла им непроизвольно обогатить свой словарный запас добрыми, приятными словами. Вторая игра «Ручеек» помогла установке межличностных отношений в классе. Третья провелась по завершению предыдущих, и помогла детям даже не самым популярным почувствовать себя социально значимыми.

Все эти формы работы по формированию нравственной культуры личности младших школьников имели большой успех среди детей и несомненно привлекли их внимание.

2.3 Анализ результатов опытной работы.

Чтобы доказать эффективность использованных нами форм, методов и приемов работы по формированию нравственной культуры личности, мы провели такие же диагностические методики в 4 «Е» классе. Результаты оказались поразительными.

15 стр., 7187 слов

«Здоровьесберегающие технологии в системе музыкально-оздоровительной ...

... детей дошкольного возраста. Задачи исследования Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования Расскрыть значение здоровьесберегающих технологий, применимых в системе музыкально-оздоровительной работы. Создать модель организации музыкально-оздоровительной работы в ... эмоциональное и душевное состояние, призвана помочь преодолеть ощущения дискомфорта: неуверенность, растерянность, ...

В результате диагностики нравственной самооценки, при которой мы использовали тест с аналогичным названием (см. диаграмму 2.5), выяснилось, что повысилось количество учащихся, входящих в группу с высоким уровнем нравственной самооценки. А в группу с низким уровнем данного качества не попал ни один ученик 4 «Е» класса.

(диаграмма 2.5)

При подсчете показателей, полученных в результате исследования этики поведения в школьном коллективе (см. диаграмму 2.6), оказалось, что к группе с высоким уровнем этики поведения относится большинство учащихся. В группу с низким уровнем этики поведения вошел только один человек.

(диаграмма 2.6)

По результатам проведения «Аукциона ценностей» (см. диаграмму 2.7) видно, что группа учащихся с высоким уровнем личной значимости нравственных качеств оказалась самой многочисленной, однако количество учеников с низким уровнем осталось таким же.

(диаграмма 2.7)

Выясняя уровень нравственной мотивации учеников, мы получили результаты (см. диаграмму 2.8), которые говорят о том, что подавляющее большинство учеников отнеслось к группе с высоким уровнем этого качество, а учеников, относящихся к группе с низким уровнем, вовсе нет.

(диаграмма 2.8)

Чтобы подытожить данные всех четырех этапов диагностики, мы составили следующую таблицу: «Уровень нравственной культуры личности младших школьников 4 «Е» класса» (см. табл. 2.2).

Результаты

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Тест «Диагностика нравственной самооценки»

61,1 %

39,9 %

0 %

«Недописанное предложение»

72,2 %

22,3 %

5,5 %

«Аукцион ценностей»

61,2 %

33,3 %

5,5 %

Тест «Нравственная мотивация учащихся»

72,2 %

27,8 %

0 %

Итог

65,3 %

30,6 %

4,1 %

(табл. 2.2)

Как видно по данным таблицы, динамика роста нравственной культуры личности учащихся очевидна.

Таким образом, можно сделать вывод, что наша исследовательская работа доказала успешность выдвинутой нами гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воздействие на человека, с целью формирования у него нравственных качеств – тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Человек, как субъект, должен обладать нравственной культурой личности, то есть он должен понимать и принимать установленные нормы и морали. Школьные годы – это период, когда особенно интенсивно происходит развитие и воспитание, становление личности. Это сензитивный период для развития интеллекта, пересмотра и отработки системы ценностей.

Нравственность как личностное образование может выполнять свою регулятивную функцию только при условии ее эмоционально-чувственного освоения.

Формирование эмоциональных чувств происходит в процессе реальной жизнедеятельности ребенка, его взаимоотношений со сверстниками и окружающими его взрослыми людьми, а также при выполнении им своих обязанностей, вытекающих из ведущего вида деятельности – учебы.

Недостаточное внимание к развитию чувственно-эмоционального опыта в дошкольном и младшем школьном возрасте, согласно В.А. Сухомлинскому, может привести к «эмоциональной толстокожести».

Учитывая это условие, важно организовывать такие формы работы с младшими школьниками, которые в нужной мере могут повлиять на их эмоциональную сферу. Примерами таких форм являются:

  • творческие и ролевые игры («Журналист на улице», «Тайный друг», «Навестим больного», «Опоздал на урок», «Зазвонил телефон», «Помиримся» и др.);
  • чтение сказок и рассказов («О неблагодарности», «Старик и яблоня», «Бабушкины руки», «Навестили», различные народные сказки и др.);
  • решение ситуаций нравственного выбора («Мама пришла уставшая с работы, ребенок должен помочь или идти срочно гулять, т.к.

его только что позвали друзья?», «Класс идет к шестилеткам помочь подготовить открытки ко дню 8 Марта, вы бы помогали добросовестно на радость их матерям или чтобы побыстрее освободиться?»);

  • различные операции («Сувенир», «Праздник школы», «День учителя», «Праздник семьи») и множество других интересных форм.

Эффективность использования данных форм была доказана нами в ходе исследования. Нами использовались такие формы, как классный час на тему «Уроки нравственности» (см. приложение Д), воспитательное мероприятие «Путешествие в город Вежливых» (см. приложение Е) и также ряд игр в интеграции с учебной деятельностью в школе: «Добрые слова» (см. приложение Ж), «Ручеек» (см. приложение К), «Комплименты» (см. приложение Л).

По итогам контрольной диагностики, количество учащихся с высоким уровнем нравственной культуры возросло в 3 раза. До проведения мероприятий оно составляло 20,8 %, а после – 65,3 %. Количество учащихся со средним уровнем нравственной культуры снизилось больше, чем в два раза: было – 70,9 %, стало – 30,6 %. То же можно сказать и про учеников с низким уровнем данного качества: было – 8,3 %, стало – 4,1 %.

Используя различные формы и методы воспитания нравственной культуры школьника, в своей работе мы ориентировались

  • Формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, нравственном смысле отношений.
  • Организация нравственной среды (благоприятный психологический климат, нравственный облик педагога, предметное окружение).

  • Организация нравственной деятельности самих детей, которая вовлекает их в реальные отношения между объектами.

Таким образом, работа в аспекте формирования нравственной культуры личности у младших школьников будет осуществляться успешно, если эта работа проводится педагогом систематично и целенаправленно. В этих целях им продумана и организовывается на практике система воспитательных дел, включающая беседы, КТД, классные часы, праздники, уроки нравственности, чтение литературных произведений, особенно сказок, игры и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/formirovanie-nravstvennoy-kulturyi-lichnosti/

  1. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы // Зборнiк нарматыўных дакументаў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2011. – №23. – С. 3-28.
  2. Зубра, А.С. Формирование культуры личности: Пособие / А.С. Зубра. – Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 206 с.
  3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / С.И. Ожегов; под ред. чл. – корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18–е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1986. – 797 с.
  4. Фролов, И.Т. Философский словарь / Т.И. Фролов. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.
  5. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с.
  6. Зеленкова, И.Л. Этика: Учебное пособие / И.Л. Зеленкова. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 352 с.
  7. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  8. Лаптенок, А.С. Формирование нравственной культуры личности в системе образования / А.С. Лаптенок // Праблемы выхавання. – 2008. – № 5. – С. 12–19.
  9. Зубра, А.С. Культура личности как духовная ценность: Пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов / А.С. Зубра. – Минск: Універсітэцкае, 2001. – 184 с.
  10. Гуссейнов, А.А. Словарь по этике / А.А. Гуссейнов, И.С. Кон; под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – 6-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.
  11. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. — №2. – С. 3–19.
  12. Бесова, М.А. Воспитательная работа в начальной школе: теория, методика, технология / М.А. Бесова. – 3-е изд. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 190 с.
  13. Карась, С.С. Добродетель на всю жизнь / С.С. Карась // Пачатковая школа. – 2012. – №10. – С. 50–53.
  14. Калинина, Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Л.В. Калинина // Начальная школа. – 2011. – №1. – С. 47–50.
  15. Воспитание нравственной личности в школе: пособие для руководителей учреждений образования, педагогов-организаторов, классных руководителей / К.В. Гавриловец [и др.]; под общ. ред. К.В. Гавриловец. – Минск: ИВЦ Минфина, 2005. – 226 с.
  16. Бесова, М.А. Методика воспитательной работы: учебно-методические материалы / М.А. Бесова, Т.П. Чикиндина. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2012. – 108 с.
  17. Бесова, М.А. Воспитываем патриотов: пособие для учителей начальных классов / М.А. Бесова, Т.А. Старовойтова. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 135 с.
  18. Гавриловец, К.В. Потребностный и аксиологический подходы к нравственному воспитанию / К.В. Гавриловец // Адукацыя i выхаванне. – 2010. – №11. – С. 36–43.
  19. Поддубская, Г.С. Нравственно-правовое воспитание в начальной школе: пособие для учителей и воспитателей общеобразовательных учреждений / Г.С. Поддубская. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2008. – 110 с.