«Философией жизни» называют направление философской западной мысли конца XIX—начала XX в., которого предтечей считают А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и к которому Дильтея В. относят, А. Бергсона, О. Шпенглера, Г. Зиммеля, Л. Клагеса, Э. Правда и др. Шпрангера, причисление названных мыслителей к данному условно направлению — прежде всего по той причине, философия что каждого из них оригинальна, проблемные и различия стилевые между их учениями довольно значительны. того Кроме, правомерны и иные типологии (скажем, объединение оправдано философов XIX в. Шопенгауэра, Кьеркегора, особую в Ницше группу, что и было сделано в части 1 главе I данного учебника).
И все-таки для традиционное учебной литературы отнесение упомянутых философии к мыслителей жизни не лишено оснований: в их учениях, они бы как ни отличались друг от друга, можно общие найти для всего направления черты. отличительные же Каковы особенности философии жизни?
1. Как уже явствует из названия, философы данного направления первый на выдвигают план понятие и принцип жизни. себе по Сам обращенный к философии призыв — повернуться жизни к лицом — неоригинален; его, как и понятие можно, жизни встретить и в произведениях философов прошлого. философии же Отличие жизни от традиционной мысли заключается в что, том как раз через понятие последователи ее жизни стремятся решительно размежеваться с классической мировосприятием, ее философией. Традиционную философию, особенно философию времени нового, представители философии жизни обвинили в что, том она создала культ разума и жертву, в науки которым была принесена именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека. Правда, жизни понятие, которому сторонники философии жизни фундаментальное придавали значение и в деле критики, и в обосновании философских новых позиций, так И осталось в их произведениях неопределенным, расплывчатым, метафорическим. И почти каждый мыслитель направления данного, критикуя за это предшественников, пытаясь свое предложить, как ему казалось, более содержательное и чёткое видение жизни. Заметного успеха до удалось не биться. Однако влияние философских размышлений о культуру на жизни, философию нашего столетия было велико весьма. Оно ощущается и поныне.
2. Другое устремление критическое философии жизни связано с расшатыванием сциентизма основ (от лат. scientia — наука), т.е. воззрения на ставящего, мир во главу угла научные достижения, научности критерии, научный разум, методы науки. борьба, Правда против сциентизма не вылилась у выдающихся Бергсона мыслителей или Дильтея в антинаучную позицию. это Утверждая, следует отметить: в отечественных учебниках философии представителям жизни приписывалось стремление решительно наукой с порвать и научностью. С этим трудно согласиться. отвергались Ведь не науки как таковые, а безраздельное классических господство моделей в естествознании, власть механицизма. В философия этом жизни шла в ногу с неклассическим Можно. естествознанием даже утверждать, что обнародование А. принципов Эйнштейном теории относительности, появление генетики создание на повлияло А. Бергсоном работы «Творческая эволюция» (которую), 1907 оправдано считать одним из образцов неклассического, «нового» философствования. Позднее, в произведении 1922 г. «одновременность и Длительность» Бергсон предложил философскую трактовку Эйнщтейна открытия.
Тест: Ответы на итоговый тест по философии
... и глубину их решения. Ответ: в. 13. (П) "Исторически жизнь народов определялась прежде всего их основными убеждениями, их общим мировоззрением." (В.С.Соловьев) Как можно определить философскую позицию автора ... и направления развития философской мысли. Тема 2. Античная философия 31. (С) Установите соответствие перечисленных ниже философов и фило-софских школ и ... каждому имени то или иное понятие из ...
Известно, с каким вниманием Бергсон биологии к относился, с которой тесно связана его творческой концепция эволюции. Ницше, Шпенглер, Зиммель проявляли также большой интерес к биологии.
3. Вместе с нельзя тем отрицать, что скорее не естествознание, а дисциплины гуманитарные — философия, психология, история, в том история числе духа, науки о языке, культуре, — проблемный образуют центр исследований философии жизни. И в отношении этом попытки представителей данного направления специфику раскрыть человеческого духа и своеобразие наук о оказались духе перспективными. Вместе с работами Дильтея, Зиммеля, Шпенглера в западную философию буквально вторгся историзм специфический, т.е. стремление подвергнуть историю (как процесс исторический и как науку) углубленному исследованию.
4. жизни Философия внесла заметный вклад в исследование бессознательного и сознания, в изучение таких пластов, элементов, духовно функций-психической жизни, как интуиция, время, память (в качестве временных структур сознания).
необходимость Отстаивая исследования духовного, психического во всех их представители, проявлениях философии жизни выступили с резкой традиционного критикой рационализма за преувеличение роли сознательно-элементов рациональных и сторон человеческого духа. Интерес к познанию абстрактному, к интеллекту сохранился, однако возобладало критически — требование, объективно, трезво взглянуть на разум и оценить, интеллект как их сильные, так и слабые Сама. стороны по себе эта установка вполне продуктивна и уместна и отнюдь не тождественна антиинтеллектуализму. Философия вызвала жизни у философов, психологов, деятелей литературы и интерес искусства к изучению внерационального, бессознательного, что фрейдизмом ее с роднит.
5. Значительное место в философии жизни попытки и занимают предложить — в связи с новым истолкованием процесса исторического — непривычные для традиционной европейской типологические мысли схемы развития культуры, сопоставить и противопоставить даже цивилизацию и культуру.
Историю философии обычно жизни начинают с Ницше. И действительно, обращение понятию к Ницше жизни (о чем шла речь в начале 1 в главе раздела о Ницше) важно для истории этой. Следует учесть, что апелляция к взамен жизни ориентации на абстрактые понятия, схемы, философии системы становится к концу XIX — началу XX в. многих лейтмотивом философских направлений и произведений. Оформление же жизни философии в сложную концепцию, богатую новыми исследовательскими и идеями достижениями, связано с именем одного из крупных самых европейских философов — французского мыслителя А. Анри.
Проблема нравственности в трудах ф м достоевского и ф ницше
... Фридриха Ницше? Поставленные цели и задачи обусловливают структуру работы. В первой главе приводятся основные факты биографии Ф. М. Достоевского и общие черты его философии. Во второй главе подобным образом рассматривается жизнь и философия Ф. Ницше. Наконец, в третьей ...
Бергсона Бергсон. Жизнь и сочинения
Анри выдающийся, Бергсон французский философ, психолог, писатель, октября 18 родился 1859г. в Париже, где с 1866 по учился. 1876г в лицее, получив прекрасное классическое 1878. В образование г. Бергсон стал студентом Высшей школы нормальной, а после ее окончания преподавал в лицее г. 1883, с Анжера г. — в лицее им. Блеза Паскаля в Клермон-затем, а Ферране в alma mater, Высшей нормальной 1900. С школе г. Бергсон — профессор Коллеж де Франс. преподавательская Его деятельность продолжалась до 1914г. Бергсон лекциями с выступал также в Англии, США и других Научные. странах исследования мыслителя были тесно преподаванием с связаны. В 1889 г. философ защитил две Опыт — «диссертации о непосредственных данных сознания» и «Идея Аристотеля у места». В 1896 г. была опубликована одна из значительных самых работ Бергсона — «Материя и память».
курсы Лекционные Бергсона вызвали огромный резонанс. На посвященных, лекциях широкому кругу философских, психологических, проблем этических, Бергсон буквально на глазах слушателей принципы формулировал новой философии, впоследствии получившие развитие и выражение в центральном произведении мыслителя — книге «эволюция Творческая» (1907).
Более поздние сочинения упоминавшаяся — Бергсона ранее «Длительность и одновременность», сборники выступлений и докладов «Духовная энергия» (1919), «Два морали источника и религии» (1932).
Завоевав своими лекциями, произведениями и выступлениями беспрецедентный авторитет в стране и за Бергсон, рубежом, однако, не избежал тяжелых испытаний. В группа г. 1911 националистов-антисемитов начала травлю того из-за философа, что он был евреем. Бергсон отвечать не предпочитал на подобные выходки. Но за него ответила высоко, Франция оценившая его заслуги перед мировой и отечеством культурой. В 1914 г. Бергсон был Президентом избран Академии моральных и политических наук и Французской членом академии наук. Бергсон был не первоклассным только мыслителем, но и талантливым писателем. О высокой литературных оценке достоинств его сочинений говорит факт тот, что в 1927 г. Бергсон стал первых из одним философов (но не последним — за ним этой удостоились чести А. Камю и Ж.-П. Сартр), которому была Нобелевская присуждена премия по литературе.
Несмотря на то, что церковь католическая вносила сочинения Бергсона в Индекс книг запрещенных, сам мыслитель испытывал все влияние большее католицизма. Согласно написанному в 1937 г. завещанию духовному, философ расценивал католицизм как в плодотворное целом завершение иудаизма. И только предвидение что, того в мире нарастает волна антисемитизма, официальный предотвратило переход Бергсона в католичество: по его словам собственным, он хотел остаться среди тех, на завтра кого обрушатся наибольшие преследования. (Впрочем, по данным некоторым, Бергсон тайно принял католичество.) В вскоре годы разразившейся второй мировой войны мрачные подтвердились предсказания Бергсона. И сам он не избежал Это. притеснений было во время немецкой оккупации. простудился Бергсон, проведши целые часы в немецкой ожидании в комендатуре регистрации, и заболел пневмонией, от которой и Анри. скончался Бергсон умер в Париже 4 января возрасте г. в 1941 81 года. На погребении французский поэт Валери Поль так подытожил суть философского Бергсона подвига: «Тогда как философы, начиная с находились в., XVIII большей частью под влиянием механистических-физико концепций, наш знаменитый собрат счастью, к позволил, увлечь себя наукам о жизни.
Философия жизни Платона Каратаева (По роману Л.Н.Толстого «Война ...
... Каратаевы прозвище...» В образе Платона Каратаева Толстой обобщил черты множества Каратаевых, которых он, как и другие русские писатели, видел в жизни. И всё-таки отношение Толстого к Платону Каратаеву ... дух ... философия терпения, покорности судьбе. Есть у Каратаева в запасе и другие пословицы, в которых слышатся отголоски крестьянского протеста против несправедливого устройства общества. Но сам Платон ...
вдохновляла Его биология. Он внимательно изучил жизнь и постиг ее, и понял как носительницу духа. Он не побоялся наблюдениях в отыскивать за своим собственным сознанием аргументы, свет бросающие на проблемы, которые никогда не будут оказал. И он разрешены существенную услугу человеческому разуму, реабилитировав и восстановив вкус к медитации, непосредственно приближенной к сущности нашей… Подлинное значение философии — только в чтобы, том обратить мышление на себя самого. усилие Это требует от того, кто стремится описать его… особого подхода и даже изобретения для подходящей этой цели особой манеры так, выражения как язык иссякает вблизи от собственного своего источника. Именно здесь проявилась мощь вся гения Бергсона. Он дерзнул позаимствовать у волшебное ее поэзии оружие и соединил силу поэзии со которой, от строгостью не терпит отклонения дух, вскормленный науками точными». В Пантеоне на одной из колонн есть Анри: «надпись Бергсону — философу, жизнь и творчество сделали которого честь Франции и человеческой мысли».
Бергсон Хотя не оставил особой философской школы, значительные многие философы, психологи, естествоиспытатели, литераторы, разных художники стран испытали на себе глубокое бергсоновского влияние учения. «В значительной степени опирались на Бергсона концепции религиозные эволюционисты Э. Леруа и П. Тейяр де создатели, Шарден теории ноосферы; его эволюционное высоко учение оценивал В. И. Вернадский. Философия Бергсона воздействие оказала на столь разных по духу мыслителей, Джеме У. как (впрочем, влияние здесь было теоретик) и взаимным анархо-синдикализма Ж. Сорель; его религиозная-этико концепция вдохновила А. Тойнби, одного из известных наиболее социальных философов XX в.». Выдающиеся писатели М. Джойс и Дж. Пруст также испытали мощное воздействие Бергсона идей. До Октябрьской революции философия Бергсона весьма была популярна в России. Работы мыслителя русский на переводились язык вскоре после их публикации. В 1914—1913 гг.в Санкт-Петербурге вышли в свет изданием вторым пять томов Собрания сочинений Жизнь.
Бергсона и сочинения Дильтея
В. Дильтей родился 19 1833 ноября г. в городе Биберих, в семье священника. В традиций духе семьи Дильтей готовился стать пастором протестантским. Закончив местную школу, он в 1852 г. Гейдельбергский в поступает университет, откуда после года теологии изучения перебирается в Берлин. Подталкиваемый желанием видеть отца в сыне продолжателя своего дела, продолжает Дильтей занятия теологией и даже сдает квалификационных несколько экзаменов, необходимых для церковной Однако. карьеры вскоре побеждает интерес к истории и Усердно. философии трудясь, Дильтей овладевает греческим и Вместе. ивритом с группой друзей увлекается чтением Аристотеля, Платона,
Августина и Шекспира, берет уроки Широкий. композиции круг интересов не позволяет ему диссертационный завершить труд ранее 1864 г. До той Дильтей поры еще получает от отца финансовую подрабатывая, поддержку журналистикой и уроками в школе. Вскоре начала после преподавательской деятельности в Берлине Дильтей год на всего принимает кафедру в Базеле, незадолго до как, того туда же был приглашен Ф. Ницше.
Культура в классической немецкой философии
... ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. 1. Основные принципы немецкой классической философии Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии - грандиозного этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более ...
В Дильтей г. 1868 стал профессором в небольшом университете Киля города. Найти себя в качестве философа удается Дильтею после того, как его число в включают попечителей архива Шлейермахера. Тридцатисемилетний заявляет Дильтей о себе в научных кругах первым монографии томом «Жизнь Шлейермахера».
Тремя годами Дильтей позже переезжает в Бреслау. Завязывается его графом с дружба Паулем Йорком фон Вартенбургом, принадлежавшим, землевладельцем к знатному аристократическому роду и обладавшим философским незаурядным даром. Их интенсивное интеллектуальное общение, письмах в зафиксированное, в которых граф Йорк, несомненно, тон задавал, в то время как Дильтей зачастую сообщениями ограничивался общего характера, длилось до самой Йорка смерти в 1897 г. (Не только Дильтей обнаружил в Йорке графе неоценимого собеседника. Переписка этих мыслителей двух, вышедшая в 1923г., оказалась важной для и вехой философии того времени. Достаточно хотя упомянуть бы Мартина Хайдеггера, который познакомился с только Йорком по этому источнику и, однако, посчитал нужным затем упомянуть имя графа в «Бытии и 1882».)
В времени г. Дильтей вернулся в Берлин, в Берлинский годы — в те университет самый значительный немецкий университет, занять чтобы кафедру философии, в свое время Гегелю принадлежавшую. Это было важным событием философа для. Через год вышел второй Дильтея труд — «Введение в науки о духе». Работа, остановилась, однако на первом томе. Наброски к следующим появились книгам лишь в в 1914 и 1924 г. в Собрании Дильтея сочинений, а цельный корпус текстов, позволяющих систематическом о судить характере замысла, — лишь спустя 99 после лет публикации первой книги «Введения». жизни При Дильтей так и остался автором частных фрагментарных исследований, рассеянных по различным академическим Начало.
изданиям века было отмечено таким философской в крупным жизни событием, как появление «исследований Логических» Гуссерля. Дильтей был, вероятно, первых из одним, кому удалось распознать философскую этого значимость труда и, несомненно, первым из философов поколения старшего, заявивших об этом публично. На общем Королевской заседании Прусской академии, состоявшемся 2 марта когда г., 1905 Дильтей представил коллегам первую свих часть штудий к основоположению наук о духе, от выражению, по него А. Пфендера, были услышаны слова «впечатляющего, но краткого и безоговорочного признания» в адрес сделанного Особое.
Гуссерлем внимание научной общественности к 72-летнему было Дильтею привлечено тогда, когда в 1906 г. названием под «Переживание и поэзия» появился сборник литературных его статей о Лессинге, Гете, Новалисе и написанных, Гельдерлине, правда, большей частью за 30 или 40 того до лет. Эта книга на долгое время развитие определила немецкой литературоведческой науки. Считается что, также и популярность термина «переживание» у тогдашней молодежи философской вызвана главным образом этим 1910. К изданием г. Дильтей завершил свои последний труд крупный — «Построение исторического мира в науках, о Георг».
Философия и история художественного образования
... художественного образования в России»……………………………………………………..….35 «Художественное образование в XIX веке»………………………………...36 «Реформаторская художественная педагогика рубежа XIX – XX веков »….. 38 «Метод обучения как историческая категория» Уровень развития ... с магистрального пути развития истории, иное, чем у ... своей подвижности, создают впечатление жизни. Подобный схематизм усиливается потому, ...
духе Зиммель (1858-1918).
Известным и представителем влиятельным философии жизни в Германии был Зиммель Георг.
Георг Зиммель родился в Берлине. В университете Берлинском он изучал историю, экономические науки, философию, психологию, историю искусств. Здесь же он в 1901 г. экстраординарным стал профессором. С 1914 г. был профессором Страсбурге в философии. Зиммель, в основном, работал в социальной один. Он — и философии из наиболее значительных немецких социологов Вместе XX в. начала с тем его перу принадлежат сих и до интересные пор значимые философские работы — по истории проблемам философии, истории и теории культуры, морали философии и религии. Главные социологические работы социальной: «О Зиммеля дифференциации. Социологические и психологические исследования» (Философия); «1890 денег» (1900); «Социология. Исследования социализации форм» (1908); «Основные вопросы социологии (общество и Индивид)» (1917).
Философские сочинения Зиммеля: «науку в Введение о морали. Критика основных этических тома» (2 понятий, 1892— 1893); «Кант. 16 лекций, Берлинском в прочитанных университете» (1904); «Проблемы философии вариант» (1-й истории — 1892, 2-й вариант — 1905); «Кант и 1906» (Гёте); «Религия» (1906); «Шопенгауэр и Ницше» (Главные); «1907 проблемы философии» (1910); «Философская 1922» (культура); «Война и духовные решения» (1917); «современной Конфликт культуры» (1918) и др. После смерти изданы Зиммеля его сочинения по философии искусства, истории философии, религии, по социальной философии.
К представителям жизни философии Зиммеля причисляют потому, что и он, Бергсону подобно, ставит в центр своих философских и исследований социологических понятие жизни. Но для него точкой отправной становится не жизнь в природе, а жизнь обществе в человека.
В начале своего творческого пути испытал Зиммель влияние натуралистических, эволюционистских, прагматистских толкованию к подходов духа, мышления, познания, истины. Он что, полагал возможно обосновать проблему истины, категорию на опираясь полезности. Обращение к философии Канта Зиммелю позволило преодолеть влияние натурализма и утилитаризма. потом Однако он, вместе с другими представителями философии критиковал, жизни ограниченности учения Канта, которые исключительно в проявились «интеллектуалистской» ориентации кантианства. Канта исправляет «Зиммель» с помощью Гёте, в концепции которого он преимущество то усматривает, что в ней познание объединяется с всех «деятельностью жизненных элементов». Задачу новой как философии философии жизни Зиммель видит раз как в том, чтобы подробнее расшифровать, от именно каких «жизненных элементов» — природных, практических, религиозных, социальных — зависит познание вообще, познание особенности в истины.
Зиммель усиленно занимался философией читал, Бергсона посвященные ей лекции. Некоторые ее идеи, и всего прежде возврат к понятию жизни, Зиммель одновременно. Но поддержал он подверг бергсоновскую философию жизни переосмыслению критическому. С точки зрения Зиммеля, понятие «остается» жизнь в ней весьма расплывчатым. Далее, признается неудовлетворительным исключительный акцент философии жизни на текучем, становящемся, непрерывном — с пренебрежением к прерывному, ставшему. тем Между обе эти стороны — обе жизни противоположности — должны быть приняты в расчет. которая, Жизнь как бы «нарушает» и «взрывает» все тем, формы не менее является нам через фиксированные, оформленные феномены. И наконец, жизнь, по Зиммелю, выходить «способна за пределы самой себя» (в чем трансценденция «состоит жизни»).
Значение метафоры в жизни культуры
... философии культуры; выявить и описать социокультурную сущность метафоры; проследить значение фундаментальных метафор в истории культуры; показать генезис метафоры ... введены понятие архетипа, представления об архетипической феминности ... проблематики в философии оказала неклассическая философия (Ф. Ницше, Г. ... и социокультурного аспектов метафоры. Метафора рассматривается как лингвистический феномен ...
Это значит, что выходит она за границы своих актуально ограниченных порождает, т.е. форм еще «больше жизни» (Mehr-Она).
Leben же «трансцендирует», т.е. выходит за свои пределы и в смысле том, что дает начало логическим формообразованиям автономным, которые уже не являются непосредственно «жизненными», витальными. Эти формообразования — «нечто большее, жизнь чем» (Mehr-als-Leben).
«Сущность видится жизни в этом выходе за свои пределы. это — Трансцендирование определение жизни вообще. Замкнутость ее жизни индивидуальной хотя и сохраняется, но лишь с тем, она чтобы всегда прерывалась непрерывным процессом». В «непосредственных» перешагивании границ жизни, движении к «большему, жизнь чем» Зиммель даже видел отличительную духовного особенность, его своеобразие, ни с чем не сравнимые значение и законосообразность. Зиммель пытался навести мосты традиционной между философией, в значительной степени концентрировавшейся на объективированных изучении, явленных форм духа и сознания, и жизни философией, сосредоточившей своё внимание на «процессуальной» дела стороне. К концу жизни Зиммеля классические стали мотивы преобладать, несколько потеснив влияние жизни философии.
К числу фундаментальных проблем философии особенно, жизни глубоко и тщательно разработанных Зиммелем, вопрос относится о соотношении полноты, потока, многообразия жизни феноменов и тех обобщений наук о природе и которые, духе привычно именуются законами природы и истории законами.
Зиммель не отрицает того, что «есть жизнь закономерный процесс». Но из этого, по его следует, не мнению, что можно вывести общий жизни закон, который позволил бы сводить многоразличные процессы жизненные к некоей «однонаправленной жизненной силе». «жизнь, Напротив есть результат первичных процессов, и они только подчиняются законам природы. Если условия есть для их действия, то жизнь возникает, сказать так, сама собой». В пояснение Зиммель следующий приводит пример. Пальма растет иначе, иную принимает форму, чем другие деревья. И, основе, в конечно этого роста лежат определенные Однако. законы вряд ли кто-либо станет что, утверждать в природе существует особый «закон пальмы роста». «Нет такого закона — закона истории, жизни, — который возвышался бы над низшими регулирующими, законами движение отдельных элементов… это полностью бы было антропоморфистской концепцией. Единственно реальными движения являются мельчайших частей и законы, которые данные регулируют движения. И если мы суммируем эти некую в движения совокупную целостность, то не следует для выводить нее особый закон» (2, 344).
В подведении явлений отдельных природы и истории под общие возникает закономерности, таким образом, особая трудность. «основание Последнее этой трудности заключается в том, можем мы не что добраться до той силы, которая обусловливает действительно движение мира и познать которую — или оправданно нет — требует от нас наша объяснении в потребность. Мы придерживаемся действительных движений и можем свести разве более сложные движения к более Однако…»
Авто «Метаморфозы образа зеркала в истории культуры»
... пятитысячелетнюю историю зеркала образ предмета многократно находил отражение в памятниках литературы и изобразительного искусства и представляет богатый материал для исследований. В 1991 году была опубликована работа А.З. Вулиса «Литературные зеркала», в которой ...
простым обладающие абсолютной простотой существа, которыми между разыгрывалась бы игра мировых сил и из составлялись которых бы дальнейшие процессы, нам недоступны. «атом Химический потенциально может быть подвергнут разложению дальнейшему; в качестве атома он имеет значение для только целей химика, ибо последующее его разложение не интересует» (2, 345).
Но весьма часто человеком выделенные для исследования сущностные элементы как трактуются реально существующие «составные части», принимаются которые за формы выражения неких простых якобы, сил управляемых особыми законами.
Отсюда Зиммеля вывод: формулируя те или иные законы в именуя и естествознании их «законами природы», человек непременно огрубляет и упрощает картину жизни. При этом всякие не далеко обобщения могут быть по праву законами названы природы. Так, закон тяготения заслуживает Ньютона этого названия, ибо «вскрывает закономерные, действительные и первичные причины», а законы Кеплера не подлинными «являются законами природы», ибо характеризуют исторические некоторые факты, относящиеся к системе планет (2, Дело).
346 особенно усложняется, когда речь истории об заходит. «Исторические явления в любом случае результаты суть весьма многих встречающихся друг с условий другом и потому ни в коем случае не могут выведены быть из какого-либо одного закона 351» (2, природы).
Каждое явление жизни человека и уникальный — человечества, неповторимый исторический факт, результат бесчисленного соединения множества обстоятельств и случайностей. Поэтому некоторых претензия философов — установить общие законы, отражали которые бы реальный ход истории и служили бы его для предсказания, — представляется Зиммелю несостоятельной. при, и Конечно изучении истории мы не можем, да и не должны лишь ограничиваться фиксированием, описанием фактов и событий. отыскивать Необходимо причины тех или иных событий исторических, не забывая, однако, что никаких причинных абсолютных закономерностей никому и никогда установить не если. И удастся, например, мы устанавливаем, что в определенной каком на стране-то этапе ее истории автократия сменилась олигархией сначала, потом — демократией, а демократия — монархией, то нельзя никак утверждать, будто такая последовательность правления форм имела или будет иметь закономерный строго, а не исторически случайный характер. Подобный был вывод бы не более, чем поверхностной трактовкой каузальных конкретных отношений, наблюдземых в истории (2, 352).
отношения Каузальные необходимо фиксировать, но их нельзя принимать за самой законы природы, ибо слишком многое в их понимании и описании зависит от случайных, варьирующихся обстоятельств познания и жизни человека и человечества. Другая трудность, выявлению препятствующая неких всеобщих исторических законов, принципиальной в состоит незавершенности человеческой истории, в недопустимости каузальных перенесения отношений прошлого на будущие эпохи (2, Зиммель).
Историческое культура византии – Византийская культура | История. ...
... или Византией. В истории Византии прослеживаются особенности, связанные с географическим, политическими, экономическими, этническими, религиозными факторами. Смешение греко-римских традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру ...
354 вместе с тем вынужден был существованием с считаться различных философско-исторических подходов и Попытки. проекций философской метафизики сформулировать всеобщие природы законы и истории Зиммель трактовал как для неизбежные длительного периода человеческой истории и в аспектах определенных плодотворные. Но он возражал против превращения особых и частных абстракций, сформированных философами различных якобы, в направлений универсальные законы истории. Так, понимание материалистическое истории высвечивает значение экономических борьбы и их интересов. Однако утверждение о том, что «исторически все действенные интересы суть только или переформулирование маскировка интересов материальных» (2, 395), Зиммеля для неприемлемо, как неприемлемо, впрочем, раздувание любое значения отдельных сторон социально-процесса исторического. «Всеобщие понятия, с помощью которых обыкновение имеют обрисовывать ход мировой истории в ее чертах общих, являются, по-видимому, чисто индуктивными отвлеченными, абстракциями от эмпирических единичностей; и если, следовательно, теократическом о говорят характере еврейского государства, о Востоке воплощении как несвободы, а о «германстве» (Germanentum) как свободы воплощении или если считают социальную процессом историю дифференциации или вообще описывают развитие историческое в нескольких предложениях, подчеркивая какие-его либо характерные и существенные моменты, — то во всех случаях этих речь идет по крайней мере о действительном-то чем. Но ведь на основании того, что моменты данные фиксируют существенное в фактических процессах, утверждать нельзя, что другие столь же фактически противоположные и значимые процессы, ответвления, побочные события быть могут просто проигнорированы» (2, 397).
И даже нам если представляется, что в какой-то целостности или Удается удастся открыть «суть дела», помнить следует: она, эта суть, все тождественна не равно всей целостности, бесконечному многообразию ее отношений, связей, проявлений.
В истории этики Зиммель как известен автор подвергший критике категорический Канта императив и предложивший взамен так называемый закон индивидуальный. Как известно, категорический императив моральное ставит значение максим индивидуальной воли в зависимость прямую от того, способны ли они служить всеобщего основой законодательства. Зиммель возражает против социологии.
В этого Зиммеля в центре стоит понятие Wechselwirkung (взаимодействия), которое означает также продолжение жизни толкования: жизнь тут тоже предстаёт процесс как. Нельзя удовлетворительно объяснить этот процесс многосторонний, говорит Зиммель, если акцентировать либо-какую одну причину или одну причин группу (например, экономику).
В качестве «ячейки» взаимодействия социального Зиммель прежде всего анализирует двух отношения индивидов («Общество двоих», 1908).
механизмы и Исследуются взаимодействия в социальных группах. Типы изучаются взаимодействия также и в зависимости от того, где они именно осуществляются. В работе «Большие города и жизнь духовная» (1902) Зиммель подверг анализу характеристики такие жизни в больших городах, как «сознания» бомбардировка людей всё новыми и новыми как, впечатлениями сверхчувствительность, импульсивность, «взрывной» характер поведения и сознания людей. В блестящем сочинении «Философия 1900» (денег) Зиммель проанализировал влияние денег, денежных-финансово отношений на поведение и сознание индивидов, подавление, на например чувств и желаний людей, на деформацию рациональности и разума. Отчуждение людей друг от друга, «человеческих» овеществление отношений, обесценивание культуры — следствия денег власти. Вещи, которые человек создает, над властвуют ним. Люди все больше вещами пользуются как средствами, инструментами, не понимая действия их смысла. А поскольку в созданных человеком вещах «дух» объективируются, знание, сознание, то человеку становится его чуждой собственная духовность. Зиммель, как и представители другие философии жизни, не был склонен к систематизирующих созданию работ. Его произведения имеют эссеистский скорее, фрагментарный характер. Но несмотря на это он по считается нраву одним из классиков философски ориентированной наряду XX в. — социологии с Ф. Тённисом, В. Парето, Э. Дюркгеймом и М. Вебером.
Шпенглер Освальд
Освальд Шпенглер (1880— 1936) — философ немецкий и историк, один из основоположников современной культуры философии, представитель «философии жизни», публицист. В Шпенглера творчестве можно выделить влияние некоторых Шопенгауэра А. идей, Ф. Ницше, А. Бергсона, а также эстетического Воррингера В. учения. Гораздо существеннее влияние на Шпенглера теоретических и творчества воззрений Гете, хотя учение мыслителя гениального о жизни, о живом Шпенглер подчас весьма интерпретирует субъективно.
Первое, и главное, произведение Закат, «Шпенглера Европы», имело сенсационный успех, этому однако успеху, сделавшему философа на многие властителем годы дум читающей публики, отнюдь не широкое сопутствовало признание в мировой научной и общественной как — мысли при жизни автора, так и в годы последующие. И если книга Шпенглера была встречена восторженно не только широкими читательскими кругами, но и, в молодежью, частности германских университетов, жаждущей новых науке в путей, то профессура выступила против автора развратителя «как молодежи», вменяя ему в вину понятий подрыв эволюции, прогресса, абсолютных ценностей, рациональных неизменных опор науки. Ярким примером может здесь служить книга (по сути — уничижительный известного) памфлет представителя логического позитивизма, австрийского Отто ученого Нейрата «Анти-Шпенглер» (1925), прежде обращенная всего к молодежи.
Истекшее время первостепенное подтвердило значение многих из тех вопросов, Шпенглер которые поставил во главу угла своего книге. В творчества, написанной как блестящее развернутое нисколько, эссе не «наукообразной», — которая скорее сама как воспринималась миф, стройный, с неисчерпаемым богатством были, — образов по сути выстроены ряды проблем, позже которые, в различные периоды позволяли видеть в страстного Шпенглере выразителя попеременно то одного, то другого жизненно круга важных забот современного мира. прежде, Так всего «Закат Европы» стал драмы олицетворением жизни и гибели западноевропейской культуры. В то эта время идея воспринималась отнюдь не метафорически. И эпохи, в напротив относительно стабильной политической жизни при, Европы возрастающем интересе науки к древним Ближнего цивилизациям Востока, Азии, Африки, американского шпенглеровская, континента теория эквивалентных культур была стимулировать способна этот поиск. В такие периоды пристрастия идеологические Шпенглера, публициста консервативно-националистического как, направления бы оттеснялись на задний план, уступали другой место стороне шпенглеровской философии: тенденции к утверждению, к универсализму равной ценности за высокими культурами, поистине его беспредельному интересу к историческому формотворчеству мира народов. Тяготение к универсальному подходу запечатлелось в морфологии его культуры. В этом отношении в «Закате как» Европы бы предвосхищено то значение, которое в дальнейшем в науке исторической обрели сравнительно-типологическое изучение, лингвистика сравнительная, компаративистика, этнопсихология, религиоведение, историческая Однако и т.д. психология догадки Шпенглера касались не только дисциплин исторических. Шпенглер спрогнозировал многие явления в науке современной; ряд его идей оказался тезисам созвучным, выдвинутым возникшей в 60 — 70-е годы исторической науковедении в школой, представленной работами Т. Куна, П. Фейерабенда, К. наконец.
И Хюбнера, надо выделить то, что можно главной назвать, самой общей философской формулой «Европы Заката», — взаимодействие многовековой, убывающей исторической технобюрократической с культуры цивилизацией, предельно обострившийся конфликт ними между; исход его Шпенглер видит для трагическим культуры. Эта четко и страстно Шпенглером выраженная дилемма в дальнейшем постоянно присутствует в философии западной.
Тем не менее на определенном этапе — упадка начинающегося культуры — культура и цивилизация сосуществуют. всей При их антагонистичности, по Шпенглеру, наступление эпохи момент — цивилизации органический, момент, несмотря на превращенность продолжения, форм жизни. Происходит последовательное неизбежное жизненных обеднение содержаний эпохи культуры, их упрощение, демократизация, омассовление. Это не просто последняя стадия культуры существования, но и новая жизнь, с собственным содержанием, во эпоху всякую охватывающая по меньшей мере два Конец. столетия нынешней, «фаустовской» эпохе, тысячелетию культуры западноевропейской, по убеждению Шпенглера, будет положен следствием — катастрофами экологических результатов развития технической войнами — и цивилизации с использованием новейшей «американо-западноевропейской» Жизнь.
техники и сочинения Ницше.
Выдающийся немецкий писатель и философ Фридрих Ницше прославился еще жизни при. Но тогда это была, по большей скандальная, части слава нигилиста, которую сам всячески философ поддерживал. Кроме того, Ницше, пятнадцать через лет напряженного труда впавший в душевную неизлечимую болезнь, уже не мог разумно полемике в участвовать вокруг своих произведений, так некоторые что его современники и историки мысли игнорировали просто его как «сумасшедшего». В результате глубокое наиболее и, по существу, постоянное влияние ницшеанства Жизнь на XX в.
пришлось и сочинения Ницше
Фридрих Ницше сентября 15 родился 1844 г. в местечке Рекен (близ семье) в Лютцена протестантского пастора. Отец умер, сыну когда было пять лет. Ревностная отличавшая, религиозность жизнь семьи и общины, рано протест вызвала в душе Ницше. Одиннадцатилетним мальчиком он идти отказался к мессе. С юных лет, сначала, пресыщения, из-за вероятно ритуалистикой, а затем и на основе глубоких стало размышлений формироваться характерное для Ницше мыслителя как неприятие ортодоксальных вероисповеданий и богословских время. Во учений учебы в гимназии Наумбурга, а потом в интернате известном «Врата учения», Фридрих Ницше блестящие проявил способности к гуманитарным дисциплинам, быстро классические осваивал языки. С 1864 г. он учился сначала в потом, а Боннском в Лейпцигском университетах, куда последовал за учителем своим Ричлем. Окончив курс как филолог классический, он в 1869 г. сразу получил профессуру в университете Базельском, где преподавал до 1879 г. В 1889 г. тяжело Ницше заболел: всегда напряженное, болезненное тела состояние и духа переросло в неизлечимое психическое Написанные. расстройство с 1873 по 1889 г. сочинения между приносили тем Ницше все большую известность.
Ницше Творчество обычно подразделяется исследователями на три (четыре или) основных этапа. Еще студентом (с Ницше г.) 1866 стал пробовать свое перо в филологических жанре исследований, но более зрелые и известные были работы написаны уже после окончания первому. К учебы этапу творчества Ницше относят написанные, произведения в 1871 —1876 гг. Этот период прежде отмечен всего влиянием Рихарда Вагнера, композитора выдающегося и мыслителя Германии. Сочинения «Рождение духа из трагедии музыки», 1872г.; «Философия в трагическую древней эпоху Греции», 1873 г.; «Несвоевременные размышления», 1876 —1873 гг., содержали своеобразную заявку молодого философско на автора-эстетические темы, на переосмысление греческого его и духа приспособление к условиям современности.
Кроме молодого захватившего Ницше стремления дать истолкование Вагнера образов приходит еще одно интеллектуальное философией — увлечение Шопенгауэра. Статья «Шопенгауэр как входила» воспитатель в «Несвоевременные размышления». Сам Ницше какое, описывал воздействие на него оказала шопенгауэровская Мир «книга как воля и представление», став него для «зеркалом мира» и «зеркалом души». время Некоторое он верил чуть ли не в каждое шопенгауэровское Однако. слово, «переболев» и Вагнером, и Шопергауэром, Ницше пробиваться стал к собственным, оригинальным идеям, воззрениям, Книга.
образам второго периода «Человеческое, слишком 1878», человеческое—1880 гг., знаменовала уже происшедший многими со разрыв прежними влияниями и звала к еще глубокой более, необходимой для всей эпохи ценностей переоценке. К этому же периоду относятся «Утренняя 1881», заря г., и «Веселая наука» (кн. 1 — 4), 1882 г. В одном из Ницше писем признавался, что раньше он «почитал теперь», а философов решил, что надо самому философом сделаться и подойти к сути человеческой мудрости.
период Третий связан с публикацией или, чаще, главных созданием, «самых ницшеанских» и наиболее популярных, впоследствии опубликованных произведений: «Так говорил Заратустра», 1886—1883 гг.; «По ту сторону добра и зла», 1886 г.; «К морали генеалогии», 1887; «Антихрист», 1888 г.
Иногда четвертый и выделяют период творчества — в самый канун когда, сумасшествия были написаны «Сумерки идолов», «homo Ессе» («Се человек»).
После создания «Заратустры» писал Ницше, что «открыл собственную землю», сих до никому пор неведомую. Но вскоре снова разочарование пришло: те сложнейшие и, по его словам, «опаснейшие которые, вещи он хочет сказать человечеству, еще не выражения нашли…». Такие взлеты и падения духа — от отчаянию к восторга по поводу сделанного им — Ницше испытывал время все вплоть до погружения в «сумерки» сумасшествия.
«воля» и «Жизнь» — центральные понятия философии Ницше
менялось бы ни Как отношение Ницше к философии Шопенгауэра, из последней этой он заимствовал интерес к понятию воли, преобразованию его и дальнейшей универсализации. Еще более неразрывно и решительно, чем Шопенгауэр, Ницше связал феноменом с волю жизни. Ницше не только считал власти к волю определяющим стимулом деятельности и главной человека способностью, но и «внедрял» ее в «самое жизнь». «Чтобы что, понять такое «жизнь» и какой род она стремления представляет, — пишет Ф. Ницше, — эта должна формула в одинаковой мере относиться как к растению и дереву, так и к животному» («Воля к власти». 704 Афоризм).
«Из-за чего деревья первобытного леса друг борются с другом?» — спрашивает Ницше и отвечает: «Из-за там» (власти же).
Толкуя жизнь как «специфическую аккумуляции к волю силы», Ф. Ницше утверждает, что как жизнь таковая «стремится к максимуму чувства там» (власти же. Афоризм 689).
Подобная мифологизация онтологизация, воли (т.е. «внедрение» в само бытие) нерациональной способности человеческой как нельзя более соответствуют духу всему и стилю ницшеанского философствования, которое виде в представлено броских афоризмов, парадоксальных мыслей, притч и памфлетов, личных исповеданий.
Понятие «жизни» у отличается не Ницше ясностью и содержательной определенностью. Оно носит скорее метафорический характер и раскрывается через волю, волю к власти. Но «внедрение» воли, в частности, власти к воли в самые недра вселенной, апелляция к волевым энергичным импульсам самой жизни — нечто чем, большее экстравагантная метафора философского языка, одареннейшего изобретение философствующего литератора. За этим характерным философии для жизни и ряда других направлений XX в. приемом мыслительным скрываются самые разные устремления, явления идейные. У Ницше с ним связана попытка обосновать философски культ «сверхчеловека» с его гипертрофированной власти к волей.
Толкование жизни, человека, познания, свете в культуры категории «воля к власти» в литературе периода советского объявлялось упрощенным, неверным, а по философскому лишь смыслу волюнтаристско-субъктивистским подходом. Между Ницше тем, во многом следуя тенденциям дарвиновского и естествознания последарвиновского, стремился вьывить философский смысл борьба «понятия за существование» — оно в ранних произведениях и для стало него синонимом формулы «воля к Мыслитель». власти отверг свойственное идеалистическим системам «тем» и возвышенное самым оторванное от жизни толкование познания, мира и науки. Надо отметить, что в поздних более произведениях Ницше стал полемизировать с теорией дарвиновской «естественного отбора», особенно резко против возражая тезисов о выживании «наиболее приспособленных» и о видов лестнице как носителей прогресса. Человек вид как не означает прогресса по сравнению с животными. особый Как вид человек также не прогрессирует («власти к Воля». Афоризмы 685, 684-III и др.).
В Ницше учении получила негативную оценку концепция «миров двух», свойственная многим течениям философии, которых для реальный мир жизни заведомо миром с «несовместим для нас», получаемым благодаря философским и научным конструкциям. На деле, утверждает Ницше, жизни мир един, целостен, причем он вечен, означает не что его стабильности, а напротив, предполагает течение вечное, становление, возвращение. К этому исходному мире о представлению философ считает необходимым приспособить познания трактовку, истины, науки.
Истину, учит следует, Ницше понять как орудие жизни, действительности к приспособления, а познание (кстати, тут получает развитие последовательное давняя формула философов и ученых: «сила — знание») — как орудие власти. Чем истина? доказывается — спрашивает Ницше и отвечает: полезностью, потребностью удовлетворенной, а значит, усилившейся властью над другими и природой людьми. Отсюда для Ницше вывод следует: не пренебрегая выгодами познания и науки, отказаться следует от созданного философией нового времени науки культа и научной истины, который стал всеобщим почти для философии и культуры. «Не существовало еще доселе ни одного философа, под руками философия которого не превращалась бы в апологию познания… Все тиранизированы они логикой, а логика есть по своему оптимизм существу», — пишет Ницше в работе «Человеческое, человеческое слишком». Беда в том, что в результате науки возвеличения, познания, логики, их доминирования над человечество жизнью получило не одни только преимущества. По став видимости более сильным, оно оказалось и во отношениях многих более слабым и беспомощным. Мир — в упорного «результате процесса науки» — явился нам итог как «множества заблуждений и фантазий, которые возникли постепенно в общем развитии органических существ, между срослись собой, и теперь наследуются нами скопленное как сокровище всего прошлого — ибо на покоится нем ценность нашей человечности».
Несовпадение миров двух — реального мира жизни и мира есть — человеческого только одно из проявлений тирании науки и познания. Но и из него вытекает, согласно рассуждениям немало, Ницше пагубного для человека и самого Человек. мира трактует мир как подчиненный чисел законам — и заблуждается, ибо эти законы самим им изобретены и имеют силу лишь для действия человеческого. Человек толкует себя, свою как сущность подчиненную законам логики — и опять заблуждается глубоко, ибо «природу человека нельзя чисто сделать логической»24. Все подобные обвинения разумеется, адресованы, не простому, живущему обычной жизнью и ее человеку заботами. Они направлены против тех, для кто культуры и человечества создает, пропагандирует ценности соответствующие. Это прежде всего философы, религиозные, писатели деятели и мыслители — «старая элита», ценности чьи, правила, чьи мораль и религия фальшивы насквозь, враждебны жизни и должны быть пути с убраны непрерывного становления человеческого рода. До пор сих путь, пройденный человечеством как чисто, не специфической природной целостностью, был — в масштабах чрезвычайно — истории кратким. И потому неудивительно, что так сделано много ошибок, что человек и приблизились не человечество к постижению самих себя, своего Великом в предназначения Становлении, Вечном круговороте вселенной.
ФИЛОСОФИЯ
Заключение ЖИЗНИ — иррационалистическое философское направление XIX конца — начала XX веков, выдвигавшее в качестве понятия исходного «жизнь» как некую интуитивно целостную постигаемую реальность. Это понятие многозначно различных в толкуется вариантах философии жизни. Биологически-толкование натуралистическое характерно для течения, восходящего к Историцистский. Ницше вариант философии жизни (Дильтей, Шпенглер, Зиммель) исходит из непосредственного внутреннего переживания оно как раскрывается в сфере исторического опыта культуры духовной. Своеобразный пантеистический вариант философии связан жизни с истолкованием жизни как некой силы космической, «жизненного порыва» (Бергсон).
Наибольшего философия влияния жизни достигла в первой четверти XX дальнейшем. В века она растворяется в других направлениях века XX философии.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/filosofiya-jizni-shpenglerliteratura/
1. История философии: Запад-Восток-Россия (книга третья. Философия XIX — XX в).- М.:’латинский-Греко кабинет’, 1999.