Возникновение философии, ее место и роль в системе духовной культуры

Возникновение философии относят примерно к VI в. до н.э. В это время одновременно на Западе (в Греции) и на Востоке (в Индии и Китае) возникает новый тип теоретических знаний, противопоставляемых традиционной мифологии. Время воз¬никновения философии немецкий философ К. Ясперс свя¬зывает с появлением особого типа сознания, которое искало новые способы решения мировоззренческих проблем. Эту эпо¬ху К. Ясперс называет «осевым временем». Очевидно, что мировоззренческие проблемы существовали и в дофилософские эпохи. Кроме того, известен целый ряд цивилизаций, которые не создали ничего похожего на философс¬кое знание. К числу таких цивилизаций относятся Египетская, Вавилонская, цивилизации майя, ацтеков и инков. Тем не ме¬нее вопросы жизни и смерти, происхождения человека и мира волновали и представителей этих нефилософских культур. Очевидно, их ответы были другого рода.

Исторически первой формой мировоззрения считается мифология. Миф — это первомысли человечества. Именно в мифологической форме существовали первоначальные ответы на вопросы об устройстве мирозда¬ния, возникновении культуры и человека. Мифология пред¬ставляет собой более или менее развернутый комплекс мифов, в которых излагаются представления о происхождении и уст¬ройстве мира, о возникновении социума и человека, проигры¬ваются основные ситуации, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. Миф, таким образом, есть начало чело¬веческой культуры, первая форма действительно культурной деятельности человека.

Миф одновременно является особым типом представления о реальности и повествования о ней. Для древнего человека миф был реальностью, в которой он жил. Мифы утверждали определенную систему ценностей, санкционировали или зап¬рещали определенные формы поведения. Другими словами, мифы выступали стабилизаторами социальной жизни и гаран¬тировали единство социума.

Главным свойством мифологического сознания является слитность. Мифологическое сознание не разделяет объект и субъект, познание и переживание, человека и приро¬ду. В мифологических представлениях все может быть всем.

Вторая важная особенность мифологического сознания — нечувствительность к противоречиям. Мифологическое созна¬ние совершенно безразлично относится к объективной связи явлений, в мифологической интерпретации любой предмет, явление или человек может в то же время быть и чем-либо дру¬гим. Источником мифологических ассоциаций является вовсе не опыт или строгий интеллект, а человеческая фантазия и пи¬тающее ее образное мышление.

1 стр., 435 слов

Влияние окружающей среды на человека жизни

Благодаря фильтру, установленному под краном, вода проходя через него фильтруется, и когда открываешь кран, то она более чистая и её можно пить. Ещё мы пьём химию. Это как: лимонад, воду с красителями, кока-колу, фанту и другое. Такая вода иногда опасна для организма. Так как после неё будет тошнить, иногда бывает рвота, и отравление. Ещё мы принимаем алкоголь. Это как спиртные напитки: пиво, ...

Следующей особенностью мифологического сознания яв¬ляется установление особого типа связей между явлениями, не укладывающегося в модель соотношений причин и следствий. Миф предлагает несколько типов связей. Во-первых, это ме¬таморфоза (превращение).

Во-вторых, это связи по ассоциа¬циям. В-третьих, телеологичностъ. Объяснение связи между явлениями в мифе происходит не от причины, а от цели. В мифе все события и явления стремятся к заранее заданной цели, все, что происходит, происходит в силу предзаданной цели.

Еще одно важное свойство мифологического сознания — символичность. Древний человек оперирует не понятиями и кате¬гориями, а символами и образами.

Важнейшая черта мифологического сознания — коллектив¬ность. Миф творится первобытным коллективом, а не отдель¬ной личностью. Особенностью мифологических коллективных представлений является их эмоциональная насыщенность.

И последним свойством мифологического сознания, на ко¬торое следует обратить внимание, является авторитарность. Миф не оставляет возможности для личностного, свободного проявления индивида, не допускает критики по поводу своих положений, оставляя человеку лишь возможность как можно более точной трансляции его формул и воспроизведения предзаданных норм.

Философия заимствует у мифологии мировоззренческий характер, однако предлагает иные способы решения мировоззренческих проблем. Взгляд философии на человека и мир — это взгляд объективности и достоверности, точка зрения разу¬ма. Философия с самого начала возникает как поиск мудрости, означающей гармонию знаний о мире и жизненного опыта. Вместо образа и символа, характерных для мифа, философия предлагает рациональные понятия и категории. В ранней фи¬лософии причудливым образом переплетаются начала нового теоретического, объективного знания и мифологические представления. Однако философский ответ на мировоззренческие вопросы радикально отличается от мифологического. Для того чтобы подтвердить эту идею, достаточно проследить отличие фило¬софии от мифа по вышеперечисленным свойствам.

Во-первых, философское сознание не слитно. В фило¬софском мышлении противопоставление субъекта и объекта, знания и переживания, человека и природы, индивида и соци¬альной группы является четким и однозначным. Во-вторых, философское мышление не терпит противоречий, стремится их исключить. В-третьих, философия не приемлет объяснения связи явлений посредством превращения или по ассоциации. В некоторых философских системах присутствует телеологический способ объяснения, однако он не является доминирующим. Философия выстраивает причинно-след¬ственные цепочки для объяснения культурных или природных явлений. В-четвертых, философское мышление не символич¬но, это мышление в строгих понятиях и категориях, где образ¬ность допускается, но лишь как дополнительное средство ил¬люстрации, как форма подачи материала, но никогда как основное философское содержание. В-пятых, в противополож¬ность мифологии философия не авторитарна. И в-шес¬тых, в философии всегда можно проследить авторство той или иной идеи. Философия носит личностный характер как в пла¬не возникновения идей, так и в плане своей направленности: философия создается конкретными личностями и апеллирует к личностям

Культура — это именно то, что отличает человека от животных. В культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура — вся сфера матери¬альной деятельности человека. Духовная культура — сфера сознания, познания, воспитания и просве¬щения. Разделение на материальную и духовную культуру во многом условно, так как все предметы материальной культу¬ры являются воплощением идей и знаний, т.е. продуктом чело¬веческого сознания, а явления духовной культуры всегда объективируются в материальных предметах.

8 стр., 3605 слов

Философия как универсальный синтез культуры

... знания и другой опыт. Появление философии - это рождение особого, вторичного типа сознания людей, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры. Не случайно философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, ... предельным основаниям, универсальным формам (или "условиям возможности" культуры). Классическая мысль от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с ...

В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные ком¬поненты духовной культуры называют также формами об¬щественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, и свой специфический способ функционирования.

Для определения места философии в системе культуры и установления ее соотношения с другими формами, необходи¬мо более подробно охарактеризовать духовную культуру с точки зрения ее оснований.

Фундамент культуры составляют:

  • знания, сформулированные в понятиях и зафиксирован¬ные в языке;
  • ценности, удовлетворяющие потребности людей, опре¬деляющие их интересы.

Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности

Ядро философии составляют смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.п. В рамках философии, конечно же, обсуждаются и другие проблемы, однако она принципиально центрирована именно на группе экзистенциальных ценностей, которые и оп¬ределяют мировоззренческую природу философского знания.

Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт из¬вестного. Философия существует на границе возможного и не¬возможного, раздвигая пределы научного и жизненного опы¬та в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других куль¬турных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно по¬этому философию невозможно напрямую соотнести с обыден¬ной, эмпирической реальностью.

Вопрос

№2. Предмет философии. Структура философского знания.

Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир», философия — это рационально- теоретичес¬кое осмысление этих связей. В ходе развития философии представления о ее предмете ме¬нялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств — искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (не¬бытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Пла¬тона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричи¬ны вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в Античности исследователями и тол¬кователями текстов Аристотеля как синоним слова «филосо¬фия». Для Античности вообще характерно понимание филосо¬фии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию — с другой.

4 стр., 1861 слов

Философия, её предмет и место в культуре человечества

... ее законов и противоречий, место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем. Философская культура – важная составная часть общей культуры человека, формирование которой – несущая потребность наших дней. Термин «философия» в ...

В Средние века философия выступала служанкой богосло¬вия и выполняла функцию дополнительного инструмента в бо¬гословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эманси¬пация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философ¬ским. Новое время определило философию как науку наук объединив этим понятием не только теоретическое, но и неко¬торые виды эмпирического знания. Так, Ф. Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную фило¬софию и учение о человеке, а Р. Декарт уподобляет философию дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а вет¬ви — все остальные науки. Несмотря на различие позиций, об¬щим для всех философов XVII в. остается соотнесение филосо¬фии с познающим разумом.

Расширительное понимание предмета философии и отожде¬ствление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII в. Во второй половине XVIII — начале XIX в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX в. фило¬софское знание как знание о всеобщем начинают противопос¬тавлять конкретно-научному знанию о частном. Так, Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. И. Кант опреде¬ляет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.

XX век предложил большое разнообразие трактовок предме¬та философского исследования. Так, неокантианцы рассматри¬вают философию как науку о ценностях. Сохраняя понимание философии как науки о всеобщем, неокантианцы обнаружи¬вают это всеобщее не в сфере познания, а в сфере ценностей. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих зако¬нах природы, общества и мышления. Экзистенциализм понима¬ет философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, в новом же облике она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания.

Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная де¬таль: философия всегда представляет собой рациональное зна¬ние о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинако¬во и обнаруживается в разных сферах. Философские системы всегда несут на себе отпечаток времени. Поэто¬му набор проблем и характер их интерпретации варьируются от эпохи к эпохе. Тем не менее во всех концепциях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Философские проблемы сфокуси¬рованы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельнос¬ти. Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:

9 стр., 4420 слов

Роль философии в жизни человека

... первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философия, как и наука, является ... и общественной практики, несопоставимы с философскими абстракциями. В этом сила, уникальность и неуязвимость философии. Беспредельный объект человеческого знания, включая философское, - весь мир, реальность как ...

  • Что я могу знать?
  • Что я должен делать?
  • На что я смею надеяться? Эти три вопроса объединяются в четвертом:
  • Что такое человек?

И. Кант первым из мыслителей эпохи философской класси¬ки осознал антропоцентрический характер философского зна¬ния.

Все многообразие философских проблем сводимо к пяти основным группам:

  • онтологической;
  • гносеологической;
  • аксиологической;
  • праксеологической;
  • антропологической.

Эти пять групп проблем формируют структуру любого фи¬лософского знания. Онтология — философское учение о бытии и сущем. Гносеология — философское учение о познании. Аксиология — философское учение о ценностях. Праксеология — философское учение о действии. Антропология — философское учение о человеке. Все разделы философского знания существу¬ют в неразрывном единстве Помимо основных групп философских проблем, которые формируют ядро философии, в структуре философского знания существуют области исследования, соотносимые с конкретным фрагментом духовной культуры или формой общественного сознания: философия науки, философия истории, философия ис¬кусства, философия религии, философия мифологии, философия политики. Каждый из этих элементов опирается на идеи и прин¬ципы, формулируемые в «ядре» философского знания — он¬тологии, гносеологии, аксиологии, праксеологии и антропо¬логии.

В разные эпохи на первый план выходил тот или иной раз¬дел философского знания, тогда как другие продолжали суще¬ствовать на периферии. Например, в Античности и в Средние века доминировала онтологическая проблематика, в эпоху Возрождения в центре внимания была антропология. В Новое время и в эпоху Просвещения философы решают, прежде всего, гносеологические вопросы, а философия фактически сводится к вопросу об адекватном, универсальном познании. В совре¬менной философии внимание сконцентрировано в основном на антропологической и аксиологической проблематике; темы бытия, его познания, истины, т.е. онтология и гносеология, от¬ходят на задний план. В современной философии ясно очерчен праксеологический компонент философского знания, став¬ший, например, в американском прагматизме доминирующей сферой философского исследования.

Вопрос №3. Проблема материализма и идеализма в философии

Деление на материализм и идеализм существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ Г. В. Лейбниц на¬зывал Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же оп¬ределение обоих направлений впервые было дано видным не¬мецким философом Ф. Шлегелем.

Материализм — все объясняет из материи, при¬нимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей… Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возник¬новение материи из духа или же подчиняет ему как материализм, так и идеализм неоднородны в своих кон¬кретных проявлениях. В зависимости от этого можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зре¬ния исторического развития материализма, можно отметить следующие его основные формы.

29 стр., 14405 слов

Статья: Философия эпохи Возрождения

... автор многих философских и богословских сочинений, которые могут служить ярким примером кардинального свойства всей философии эпохи Возрождения — стремления примирить в русле одного учения разнообразные научные ... Каббале. Например, итальянский философ Пико делла Мирандола (1463—1494) специально изучил древнееврейский язык, чтобы познать таинства Каббалы. Само движение гуманизма началось в конце ...