Роль философии в жизни человека

Контрольная работа

1. Философия: ее место и роль в жизни человека и общества

Философия (др.-греч. цйлпупцЯб, дословно: любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Философия является способом духовной деятельности людей. Она представляет собой наиболее древнюю часть общей духовной культуры человечества. Во все времена люди размышляли о коренных проблемах природы, общества и познания, о проблемах существования человека и смысле его жизни, о предназначении человека и целях развития общества в целом. Ответы на эти вопросы во многом связаны с теми приоритетами, которые существовали в истории человечества. Так, например, на первых порах человека интересовали вопросы происхождения всей окружающей природы, конечные основы всего бытия. Теперь же эти вопросы отошли к области научного интереса. Философию же в настоящее время интересуют вопросы смысла жизни, проблемы выживания человека и человечества.

Как только радикально менялась жизнь общества, в нем возникали проблемы, требующие своего философского осмысления. Изменения в материальной и духовной культуре каждого народа и каждого человека заставляют людей заново переосмысливать бытие, вносить коррективы в представления обо всем существующем.

Философия неоднократно ставила такие вопросы, которые затем становились предметом исследования естествознания или искусства, религии, политики и права. Это бесконечное рождение новых проблем в ходе философского отражения мира вызвано особенностями самой философии, которую всегда интересуют коренные проблемы бытия. Кроме того, философия всегда стремилась использовать наиболее общие методы и способы познания, те методы, которые философия самостоятельно разрабатывает или берет их из других областей духовного производства, и в первую очередь, из естествознания.

В историческом плане представления о предмете философии развивались вместе с прогрессом всего научного знания. Известно, что в условиях античности философия была наукой наук. Аристотель выделял ее как царицу, госпожу наук. Действительно, в то время философия включала в себя целостную совокупность теоретических сведений мировоззренческого характера, унаследованных от мифологии и религии. В отдельных областях имели место значительные достижения, например, в математике, геометрии, астрономии, но эти науки, как и зарождавшиеся физика, оптика, механика, ботаника и т.п., никогда не были философскими дисциплинами — как тогда, так и теперь. Философию в античную эпоху можно полагать наукой наук не потому, что она включала в себя всю сумму естественно-научного и исторического знания, а вследствие того, что последнее носило преимущественно эмпирический характер, было еще неразвитым, и философия как бы надстраивала недостающие для частных наук верхние этажи познания действительности, выступая единственной формой ее теоретического освоения.

3 стр., 1459 слов

Философия как основание правовой науки

... отношению к правовой науке состоит в том, что философия предоставляет ученым- правоведам целостное описание картины мира, природы, общества и мышления как основных его компонентов и определяет место человека в этом ...

Другими словами, объект и предмет философии всегда различались, не совпадали, но в прошлом, когда частные науки еще не сформировались и не произошло их отпочкование от единого древа человеческого знания, философия выполняла двойную задачу мировоззренческого характера. Она ставили своей целью постичь истину: а) в собственной сфере — универсуме и б) в теоретическом, мировоззренческом виде сформулировать положения, вытекавшие из результатов исследований частных наук о природе, обществе и человеке.

По мере развития наук и превращения их в теоретические, особенно фундаментальные, предмет философии сужался. Философия отказалась от исторически преходящих и несвойственных ее собственной природе функций в развитии теории частно-научного знания; они перешли к специальным наукам, начиная с физики Ньютона.

Это, однако, не привело к уменьшению роли философии в обществе и познании действительности. Напротив, она существенно возросла, ибо философия могла сосредоточиться на присущей ей имманентно проблематике широкого, универсального характера, на познании своего действительного предмета — всеобщих оснований бытия. Кроме того, в отношении всех частных наук философия, освободившись от их непосредственной опеки, стала выполнять несоизмеримо более важную и сложную, чем прежде, задачу, а именно: вооружать науки общей метатеорией развития всего сущего и философской методологией — основой основ современной научной методологии.

В сравнении с частными науками предмет философии отличается еще одной существенной особенностью. Опыт, на базе которого развиваются естественные, общественные и технические науки, при всем его богатстве и многообразии, ограничен. Предмет же философии находится и за пределами человеческого опыта. Этот предмет — мир как целостная, беспредельная в пространстве и непреходящая, вечная во времени объективная реальность, существующая изначально, независимо от человека и человеческого опыта. Любые, даже самые общие теоретические обобщения конкретных наук, имеющие чрезвычайно важное значение для познания и общественной практики, несопоставимы с философскими абстракциями. В этом сила, уникальность и неуязвимость философии.

Беспредельный объект человеческого знания, включая философское, — весь мир, реальность как таковая. В этом объекте предметом выступают реальности различной общности. Соответственно, в едином стволе знаний выделяются философия, фундаментальные науки, другие теоретические науки, экспериментальные, специальные науки, научные дисциплины, имеющие свой собственный предмет и метод.

Предмет философии — начала начал; причины причин; предельные основания; всеобщие свойства, связи и отношения действительности; принципы и законы бытия и сознания.

5 стр., 2194 слов

О философии и ее предмете

... предмета философии неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, то есть на выяснение внутренних целей, причин и ...

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, место в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В мировоззрение входят и играют в нем важную роль обобщенные знания — жизненно-практические, профессиональные, научные. Но знания не заполняют всего поля мировоззрения. В мировоззрении уясняется также смысловая основа человеческой жизни, формируется система ценностей, складываются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения, выстраиваются программы действия. Все три компонента мировоззрения — знания, ценности, программы действия — взаимосвязаны.

Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

В мировоззрении разум и чувства не обособлены, переплетены и к тому же соединены с волей. В составе мировоззрения важную роль играют убеждения, что не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение — обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней — без внутренней критичности, собственного анализа — называют догматизмом. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность — неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом.

В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления.

Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни мировоззрение, основанное на здравом смысле и многообразном повседневном опыте. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения включает в себя мироощущение, умонастроение, навыки поведения широких слоев общества. Ее нередко называют «жизненной или житейской философией».

Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью и обоснованностью. Иное дело — критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом — просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим формам миропонимания принадлежит и философия.

Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где большой круг — мировоззрение, а входящий в него меньший — философия.

В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования.

Для понимания своеобразия философии необходимо также определить ее место среди других исторических типов мировоззрения (мифологическое, религиозное мировоззрение).

Миф, наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался. Он выступал как универсальная, нерасчлененная (синкретичная) форма сознания, объединяя в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусств, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь и развитие.

65 стр., 32065 слов

Культура в жизни человека и общества

... В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности ... («Культура — как воздействие на человеческий ум». «Культура ума есть философия». Культура дополняет человеческую природу, она формирует человека как ...

В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, к поиску веры в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума.

Философия, как и наука, является одной из форм общественного сознания. Она использует рациональный способ познания мира, следует общим принципам и нормам его теоретического освоения. Однако философия — не только тщательно логически выстроенное академическое знание и плод рассудочной деятельности; результат философствования всегда несет на себе печать индивидуальности его творца, что сближает философию с искусством.

Как обобщенный и систематизированный теоретический аналог действительности, философия подобно науке имеет определенную структуру. Данная структура, обладая рядом общенаучных черт, одновременно имеет особый общетеоретический и методологический характер. По аналогии с наукой философия представляет собой относительно самостоятельный социальный институт со своими научными учреждениями, средствами научного поиска и кадрами ученых.

Формируя мировоззрение, философия выступает как его ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые, участвуют в данном процессе. Следовательно, и здесь проявляется как общее, так и особенное в природе философии и науки. То же относится и к другим характеристикам.

Процесс познания действительности сближает и роднит философию и науку. Но научное знание отличается логичностью, аксиоматичностью (гр. axioma — принятое положение; бесспорная, не требующая доказательства истина), непротиворечивостью. В философии же противоречие — одно из основных понятий наряду с антиномиями (два противоречивых, но одинаково обоснованных суждения).

Здесь все проблематизируется, подвергается сомнению. Широкое распространение имеет философский релятивизм (лат. relativus- относительный) — учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания. Если в науке оно рождает общезначимые, бесспорные истины, то отдельные философские положения могут существенно разниться, варьироваться применительно к Западу, Востоку, отдельным странам.

Таким образом, философию и науку многое объединяет и одновременно разъединяет. Было бы недальновидным игнорировать специфику философии, подменять ее наукой, полагать, что каждая наука — «сама себе философия». Ошибочно также принижать роль науки, возвеличивать философское знание в ущерб научному. В существовании философии и науки состоит общая социальная и человеческая потребность как раз потому, что они близкие, родственные, но по целому ряду параметров нетождественные, разные формы познания действительности.

Понятие «культура» получило распространение в Европе, начиная с эпохи Просвещения. Само же это слово латинского происхождения (cultura — возделывание, обработка), имевшее непосредственное отношение к земледельческому труду, взращиванию злаков. Впоследствии данное понятие стало использоваться преимущественно для характеристики явлений и процессов духовной жизни общества (искусство, философия, наука, нравственность, религия, исторические и национальные формы сознания), хотя неоспоримо значение и материальной культуры.

12 стр., 5629 слов

Философия и культура

... философия как общественный феномен объективна так же, как любое общечеловеческое теоретическое знание. Субъективность в нее привносилась и привносится до сих пор тем, что рассуждают все-таки люди как личности, как ... концептуальному вопросу для самой философии как особой форме знания: почему философий много? Ведь не ... учения и школы сегодня и самих-то философов не убеждают, и многообразие «философий» ...

Для определения линий взаимосвязи философии и культуры важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) и субстанциально (по своей сущности) детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и общественных рамках. Это — объективная реальность, в которой воплощены способы и результаты деятельности людей — подлинных творцов культуры.

В философии раскрываются общезначимые (природные и социальные) условия творческой деятельности человека, который «обрабатывает», совершенствует действительность, а вместе с ней и свою собственную природу, свои интеллектуальные, нравственные и эстетические потенции. Так культура проявляет себя как способ функционирования сущностных сил личности.

Развитие культуры находится в прямой связи с освобождением человека от природной зависимости, его порабощения государством, обществом, собственными пороками. Свобода, являющаяся центральной проблемой философской антропологии, по мере ее достижения определяет развитие человека результатами собственной деятельности, а не вмешательством внешних, в том числе сверхъестественных, посторонних сил. Тем самым культура получает глубинные философские основания реализации возможностей освобожденного труда в создании материальных и духовных ценностей. Некоторые из них носят уникальный характер, отличаются неповторимостью, имеют общекультурное значение.

Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход, раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образцов материальной или духовной культуры. Тем самым она образует сферу проявления подлинной сущности, выступает одновременно как побудительный стимул, необходимое условие и совокупный результат его развития.

Выработанная в философии и культурологии категория культуры фиксирует меру освоенности человеком своего внутреннего и внешнего мира; определенную систему способов и средств, методов и регулятивов человеческой деятельности. Философская теория культуры и культурного развития исходит из того, что это — бесценный источник прогресса социума и человека.

Философский смысл имеет широкая проблематика культуры, включая определение системы ее ценностей и норм, степени их укорененности в обществе; ее социальных носителей, теоретического и художественного содержания; закономерностей наследования культуры, преемственного развития в духовной сфере; типа взаимосвязи культуры с социальной действительностью; социально-территориальных особенностей, соответствия национальному характеру, ментальным особенностям населения, ее отношения к власти, общественному и государственному строю и др. Главный вывод, который вытекает из рассмотрения вопроса о соотношении философии и культуры, состоит в том, что в этом мире только от человека зависит, какую культуру от создаст и в какой мере она облагородит (или подорвет) его бытие и возвысит (или унизит) его дух.

4 стр., 1605 слов

Культура и природа

... в культуре и социальной жизни. К недостаткам натурализма можно отнести одностороннюю биологизацию человека, которая выражалась в преувеличении его природной сущности и недооценке социкультурных характеристик; внеисторический характер трактовки природной сущности человека и природы ...

Все функции философии можно разделить на две группы: мировоззренческие и методологические. В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:

  • гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;
  • социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция.

Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностнными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;

  • культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления;
  • она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;
  • отражательно-информационная функция. Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности;
  • накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:
  • онтология — учение о бытии;
  • гносеология — учение о познании;
  • социальная философия — учение об обществе;
  • этика — учение о морали;
  • эстетика — учение о прекрасном;
  • логика — учение о законах мышления;
  • философская антропология — учение о человеке;
  • аксиология — учение о природе ценностей;
  • методология — учение о методе;
  • история философии — учение о развитии философских знаний.

Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:

10 стр., 4621 слов

Человек и природа в тихой лирике Рубцова 6 класс

... по-вашему, люди читают стихи? Есть ли в классе такие ребята, кто пишет или пробовал писать стихи? «Человек и природа в лирике Н. М. Рубцова». Слайд № 1. 3. Основная часть., А. Актуализация знаний и ... рабочих листов собираются) 5. Домашнее задание. Сочинение на тему: ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА Николай Рубцов был одним из самых ...

  • философия науки — раздел философии, включающий исследования структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;
  • философия техники — раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире;
  • философия истории — раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;
  • философия политики — раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства;
  • философия права — раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения;
  • философия культуры — раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;
  • философия религии — это философия в ее отношениях с религией.

Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.

Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координации частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

13 стр., 6164 слов

Философия жизни шпенглер реферат литература

... именно жизнь — и жизнь природы, и жизнь человека. Правда, жизни понятие, которому сторонники философии жизни ... Философия вызвала жизни у философов, психологов, деятелей литературы и интерес искусства к изучению внерационального, бессознательного, что фрейдизмом ее с роднит. 5. Значительное место в философии жизни ... работами Дильтея, Зиммеля, Шпенглера в западную философию буквально вторгся историзм ...

2. Человек и природа

Природа называется естественной средой обитания человека, в которой он рассматривается в качестве открытой системы: изменения в природе влияют на человека, а его деятельность сказывается на состоянии природы. Поэтому с появлением людей в природе начинается процесс коэволюции, т.е. совместной эволюции природы, общества, культуры и человека. Природная сущность человека «записывается» в генах — материальных носителях наследственной информации, которые предопределяют не только биологическое развитие человека, но и оказывают влияние на социальные изменения личности. Поэтому некоторые ученые считают, что человек, прежде всего, является существом природным, а его вторичные, социальные и культурные качества формируются над биологическими с целью наиболее эффективной реализации программы продолжения рода, заложенной в генах.

Представители философской антропологии, отстаивающие позицию биологической недостаточности человека, выраженную в его незащищенности перед природной стихией, хищными животными и в длительном периоде «выхаживания», считают разум (практический интеллект) единственным способом приспособления природы к человеку. В результате биологической неспециализированности человек с помощью орудийной деятельности создал собственную среду обитания — мир культуры, сделав его искусственной основой жизни.

В философии понятие «природа» употребляется в двух смыслах: в первом природа — это вся Вселенная. В этом случае:

  • а) в материализме: природа — это синоним понятий «Вселенная», «материя», «бытие», «объективная реальность»;
  • б) в идеализме: природа — это творение Бога, абсолютной идеи;
  • в) в пантеизме: природа тождественна Богу.

В любом случае общество возникает с появлением человека и рассматривается как часть природы, как совокупность форм деятельности людей. философия миропонимание природа духовный

Но так как общество — это такая часть природы, которая противостоит всей остальной, то термин «природа» употребляется более узко, как то, что противостоит обществу. То есть природа — это вся совокупность условий существования человека и общества.

Природа неоднородна. Первое, что человек выделяет в ней, это живое и неживое. Различие между живым и неживым было уже у первобытных людей. Это было вызвано тем, что человек по-разному использовал живое и неживое в своей практической жизни. Живое — это то, чем человек может питаться. Но в то же время оно — источник опасности (хищник).

Поэтому уже в тотемизме человек осознает себя как существо, наделенное жизнью, находящееся в родственном отношении со всем живым. Это отношение в виде отголосков прошлого сохранилось до наших дней, например, в йоге — в сочувствии всему живому, в почитании каких-либо животных (коров, кошек и т.д.).

3 стр., 1083 слов

Урок развития речи в 5 классе. Описание природы. по картине И.И.Левитана ...

... года, изображённое на картине. Берёза – главная героиня картины. Деревья на заднем плане, небо, снег. Общее настроение картины. Домашнее задание. Написать сочинение, используя материал урока. Примерное сочинение., Природа – удивительная ... долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я. (По Л.Зельмановой). Заглянем в словарь. (Карточки под названием «Словарь» на парте). Лазурь ...

С выделением живого в природе возникла необходимость объяснения его возникновения. Появились следующие объяснения:

1 Креационизм — это объяснение сотворения живого существа и всего мира в едином акте творения (религия).

Разновидностью креационизма являются и другие объяснения сверхъестественного происхождения жизни.

2 Витализм — считают, что существует особая жизненная сила — энтелехия, которая одушевляет мертвую материю. При таком подходе остается признать либо божественное происхождение жизни, либо ее вечное существование.

3 Материалистическое объяснение происхождения жизни — это объяснение ее как результат развития природы. Живое происходит из неживого. Но у живого есть в химическом составе такие элементы, которых нет в неживой природе — белки и нуклеиновые кислоты. Поэтому Энгельс определил жизнь как «способ существования белковых тел, и этот способ состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических частей этих тел».

Людям достоверно известна лишь земная жизнь. Считается, что ни на одной из планет Солнечной системы жизни нет. Возможно, нет ее и в видимой части Вселенной. (Ученые ищут доказательства естественного происхождения жизни на Земле. По современным представлениям, она возникла 3,8 млрд лет назад, а 2 млрд лет назад возникли первые клетки, способные к фотосинтезу. Это радикально изменило атмосферу и позволило жизни распространиться по всей поверхности Земли. Возникла новая целостная система — биосфера).

Но сегодня считается, что жизнь — это не обязательно белок.

С точки зрения современной науки, одним из основных противоречий, движущих развитие материи, является борьба энтропии и негаэнтропии. В мире нарастает энтропия, но островки живой материи движутся против течения. В них, наоборот, накапливается информация, обеспечивающая возрастание порядка. Поэтому можно считать сущностью, основной функцией жизни накопление информации, борьба с энтропией. То есть самосохранение и развитие путем изменения своего поведения в изменяющейся среде. А обмен веществ выполняет подсобную функцию. Он поставляет энергетические ресурсы для борьбы с энтропией.

В учениях, связывающих жизнь с какой-либо нематериальной силой, смертно лишь тело, сама эта сила, например душа, бессмертна.

В материализме считается, что бесконечная жизнь отдельных организмов закрывала бы возможность порождения и отбора новых форм, то есть для эволюционного развития жизни.

В науке этот вопрос тоже открыт, мы не знаем причину смерти. То ли это результат повреждения клеток, засорения их мембран, то ли это результат дифференциации клеток, которая приводит к невозможности сосуществования новых органов. В первом случае, если будет найден способ устранения повреждений клеток, способ их очистки, смерть будет побеждена. Во втором случае смерть кажется неизбежной, так ликвидировать дифференциацию означает ликвидировать организм.

Но нам известны бессмертные существа. Это одноклеточные. Они практически бессмертны, так как при делении клетки она сохраняется. В обществе тоже нет смысла приспосабливаться к среде за счет гибели людей, так как здесь механизм накопления информации другой. И, возможно, прав остается русский философ Федоров, который считал, что в будущем люди не будут умирать и даже воскреснут все умершие. Сделать это — долг детей по отношению к родителям.

В ходе материального производства человек преобразует природу своей деятельностью. Освоенную, преобразованную человеком природу называют культурой. Человек, общество и культура одновременно и противостоят природе, и включены в нее. Такие внутренне противоречивые взаимоотношения человека и природы являются источником различных позиций по отношению к природе. Природа может восприниматься как нечто уступающее культуре, более низкое. Такое отношение порождает позицию подчинения природы человеку. Другая позиция, наоборот, исходит из того, что развитие общества определяется природой, например, особенности различных стран видят в особенностях климата, рельефа местности, наличии или отсутствии полезных ископаемых. Эта позиция требует подчинения человека природе, которая объявляется образцом совершенства (бионика).

Эти две позиции представлены и в истории, и в сегодняшней жизни.

Так, античность рассматривала человека как часть природы, ее идеалом была жизнь в согласии с природой. В христианской культуре Средневековья природа рассматривалась как нечто более низкое, как источник зла.

В эпоху Возрождения в природе видели источник наслаждения, а затем как убежище от порочной жизни цивилизации. В Новое время целью науки и техники провозгласили господство над природой (Базаров у Тургенева: «Природа — это не храм, а мастерская»).

До середины ХХ в. этот взгляд был господствующим. Он и породил экологическую проблему — проблему выживания человека в им же созданной искусственной среде обитания, которая получила названия техносфера, антропосфера, социосфера, ноосфера. Особенно актуальной эту проблему сделала НТР. Решения этой проблемы предлагаются в соответствии с пониманием ее причин. Есть разные точки зрения.

1. Марксизм считал, что экологическая проблема — это результат классовых антагонизмов, частной собственности. Ее решение видел в социальной революции, в создании бесклассового общества.

2. Позиция, которую принято называть «руссоистской» или «неоруссоистской» считает, что надо восстановить единство человека с природой. Ее лозунг: «Назад к природе». Решение экологической проблемы сторонники этого подхода видят в запретах, в ограничении развития науки и техники.

3. «Зеленые», как и большинство людей, считают, что экологическая проблема — это результат экологической безграмотности и безответственности (Байкал, Арал, Каспий, гербициды, промышленные отходы и выбросы, вырубка лесов — всего этого можно было бы избежать).

Проблема эта глобальна. Она требует изменения отношения к природе на всей планете. Нужно безграмотных просветить, безответственных наказать. Для этого предлагается изменить не только правовое регулирование этих вопросов в каждой стране, но и международное право. Большое значение имеет и экологическое просвещение, и воспитание. (Например, партия «зеленых» в ФРГ добилась многого и в законодательной, и в просветительной деятельности).

4. Научный взгляд на экологическую проблему. Противоречие между обществом и природой не есть досадное недоразумение, вызванное простым неведением или неосторожным воздействием на природу. Глубинное противоречие между человеком и природой (и его собственной природой тоже) порождает ныне и будет порождать постоянно проблему выживания и развития. Полной гармонии с природой нет и у животных. Об этом свидетельствуют сезонная миграция животных, периодические вспышки численности некоторых животных и насекомых. Природа довольно жестко регулирует численность и для любого вида в мире остра проблема выживания. Способна ли природа обеспечить выживание человека? — так ставится вопрос. Сегодняшние знания не внушают оптимизма в том, что наступит равновесие в отношениях человека и природы. Общечеловеческая потребность в выживании и дальнейшем развитии может столкнуться с пределами природного существования человека. Тогда стоит ли ему надеяться на природу? Надо уже сейчас думать о том, как «обустроить человеческий дом». При высокоразвитой науке и технике от природы мало что надо человеку.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/chto-daet-cheloveku-chtenie-filosofii/

1. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Панин, А. В. Панин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби, Проспект, 2004.

2. Бучило, Н. Ф. Философия: учебное пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. — М. : ПЕРСЭ,2008.

3. Ильенков, Э. Философия и культура / Э.Ильенков. — М.: Политиздат, 2010. — 381 с.

4. Кармин, А. С. Философия: учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. — СПб.: Питер,2009.

5. Кохановский, В. П. Основы философии: учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский и др. . — Ростов н/Д : Феникс, 2005.

6. Мамардашвили, М.К. Лекции по философии / М.К. Мамардашвили . — М.: Проспект, 2007. — 224 с.

7. Рычков, А. К. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. К. Рычков, Б. Л. Яшин. — М. : ВЛАДОС, 2009.

8. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф.Сержанов. — Л.,2000.

9. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. — М: Гардарики, 2009г.

10. Чанышев, А.Н. Курс лекций по философии / А.Н. Чанышев.- М., Высшая школа, 2006.