Культура предпринимательства и деловой этикет коммерсанта

Целью данной работы является изучения темы «Культура предпринимательства и деловой этикет коммерсанта». Очень важную роль в нормальной работе предприятия или фирмы играет культура предпринимательства. Она способствует повышения уровня предприятия, что ведет за собой и повышение эффективности производства, и соответственно увеличение доходов.

Культура предпринимательства, как проявление правовых и этических норм, включает в себя следующие отношения: с государством, обществом, потребителями, партнерами, сотрудниками, конкурентами и другими субъектами, а так же соблюдение действующих правовых стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Культура предпринимательства — это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Деловой этикет — это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Любой предприниматель обязан овладеть основными навыками профессионального поведения, следуя этикету делового человека, который включает: правила представления и знакомств, правила ведения деловых бесед, правила деловой переписки и телефонных переговорах, требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде, требования к речи, знание делового протокола и т.д. Итак, знание делового этикета — основа предпринимательского успеха.

Каждый день вносится что-то новое в законы этикета. И год назад и десять лет назад все менялось. Человек всегда стремится к совершенству. И в своем поведении, и во внешнем виде. Но в каждую эпоху были и культура, и этикет. Они становились и развивались вместе с государствами и традициями.

Этические нормы поведения изучает корпоративная этика. Взаимоотношения с государством, покупателями, поставщиками, работниками. Многие фирмы Запада имеют собственные этические кодексы. При этом они исходят из того, что высокие этические стандарты обеспечивают стабильную прибыль.

12 стр., 5820 слов

Культура предпринимательства (3)

... целью моей курсовой работы является изучение истории и сущности культуры предпринимательства, исследование корпоративной культуры предприятий, рассмотрение этических норм и правил предпринимательства. Для ... группам, чьи, основанные на традициях, правила поведения способствовали приспособленности к рыночным условиям. Постиндустриальная культура предпринимательства. Прогресс науки и техники, ...

В этой работе мы рассмотрим разные стороны культуры и этикета. Оценим и русских предпринимателей и зарубежных в их культурном общении и особом поведении. И то, из-за чего в компаниях возникают конфликты и способы их устранения.

1. Общее понятие культуры предпринимательства и делового этикета

Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства — это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.

Культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности. Обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства данной организационной структуры, стиля руководства, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятиями и перспективами развития», можно выделить десять основных признаков культуры организации предпринимательской деятельности:

1. Социальная, так как на ее формирование влияют большинство работников фирмы;

2. Регулирует поведение членов коллектива;

3. Создается людьми;

4. Осознанно или неосознанно принимается всеми работниками;

5. Основана на соблюдении традиций;

6. Познаваема;

7. Способна изменяться;

8. Многогранна, ее нельзя постичь с помощью одного какого-либо подхода;

9. Осознаваема и не осознаваема;

10. Находится в постоянном развитии.

Французский социолог Н. Деметр подчеркивает, что культура предприятия — это система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми его членами.Основная функция организационной культуры предприятия — создать ощущение идентичности всех членов организации, образ коллективного «мы». Как известно, предпринимательская деятельность — это свободная деятельность дееспособных граждан и(или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от неисполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявления всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом. Слово «этикет» заимствовано из французского языка и означает ярлык, этикетка, надпись. Этикет — это совокупность правил общения, взаимодействия и поведения людей. Деловой этикет обозначает правила общения, взаимодействия и поведения людей в процессе совместной профессиональной деятельности, а также формы обхождения с окружающими, виды обращений и приветствий, манеру и принятую форму деловой одежды.

Деловой этикет — это не только этикет коммерсанта и предпринимателя. Деловой этикет — это, в широком смысле, этикет бизнесмена, если помнить, конечно, что английское слово “business” означает в дословном переводе на русский язык — дело, занятие. Поэтому, сказать точнее, деловой этикет — это этикет человека дела или этикет делового человека. А делом человека, естественно, может быть не только купля и продажа, не только предпринимательская деятельность, не только коммерция. Будем называть делом любой вид деятельности, в которой человек стремится достичь успеха, конструктивного результата, цели за счет энергии, умения, выучки, предприимчивости.Деловой этикет — не второстепенная, а весьма существенная характеристика делового мира, который можно представить в видеследующих составных частей: личность делового человека; условия, в которых осуществляется то или иное дело; деловые отношения и деловой этикет.

54 стр., 26689 слов

Организационная культура предприятия (2)

... работы является организационная культура предприятия. Предметом исследования является организационная культура предприятия (на примере гостиничного комплекса «Омск»). Цель данной работы – исследовать организационную культуру предприятия гостиничного бизнеса. Задачи исследования: Проанализировать содержание понятия «организационная культура» Рассмотреть типы организационных культур, существующих ...

Деловые отношения — это отношения, складывающиеся между деловыми людьми, включающие в себя отношения партнерства, доверительности, взаимной выгоды и т. п.

Существуют такие основные разделы этикета как:

1. Технологии невербального общения: жесты хорошего тона, походка, как правильно сидеть, вход и выход из автомобиля, рукопожатие и пр.

2. Протокольные вопросы приема делегаций: встреча, обращение, представление, знакомство, размещение в отеле и т.д.

3. Манеры руководителя, подчиненного.

4. Классификация приемов, правила для хозяев и гостей, общение в ресторане, сервировка стола, приборы стола и т.д.

5. Деловая одежда(dress-code), обувь и аксессуары, для работы (мужские, женские).

6. Ритуалы и правильное употребление алкоголя, выбор вин и других напитков.

7. Национальные особенности этикета.

8. Этикет телефонных переговоров.

9. Речевой этикет.

10. Сетевой этикет (нэтикет).Наряду со всеми этими характеристиками делового мира, деловой этикет — специфическая культура деловых отношений. Она включает в себя сложившиеся ритуалы и субординацию, служебный этикет, требования, предъявляемые к деловому общению, манеру поведения, стиль письма, телефонных разговоров, оформление деловых бумаг, искусство и манеры ведения переговоров и торгов, культуру обеспечения рекламы, презентаций, этику конкуренции.Деловой этикет — это азы бизнеса, и если деловой человек не освоил их, то его дело, как правило, основывается на «неправильных инстинктах»: урвать, обмануть, словчить, слукавить.

Серьезный бизнесмен скорее понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери репутации восстановить его удается не всегда.Деловой этикет — это совокупность правил, принципов и конкретных форм общения. Деловое общение должно отвечать целому ряду требований. Среди них ориентация на конструктивный результат, стремление к разрешению конфликта, спорного положения, достижению договоренности, соглашения.Таким образом, культура организации предпринимательской деятельности определяет климат, стиль взаимоотношений, ценности предприятия.Назначение культуры предпринимательства связано с решением двух основных проблем: выживанием в данной социально-экономической среде и обеспечением внутренней интеграции для достижения поставленных целей. На каждом крупном предприятии отделы, управления, администрации имеют разные субкультуры, повторяющие структуру самого предприятия. Различие обусловливается многообразием отраслей производства и сфер человеческой деятельности. Это может быть культура выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие различных культур, субкультур может привести к напряженности, столкновениям. Поэтому важной задачей для любого предприятия являются сближение и интеграция различных организационных частей предприятия, имеющих свои различные субкультуры. Неотъемлемой составляющей этикета является порядочность и благородство. Этикет помогает человеку удерживаться от неблаговидных и недостойных поступков, например, ото лжи, кляузничества, жульничества, мошенничества, обмана или воровства. Наоборот, владение правилами этикета облегчает общение с партнерами и компаньонами, устраняет скованность, позволяет не нанести оскорбление или обиду деловому партнеру неловкими действиями или словами и вместе с тем не уронить собственное достоинство и не подорвать престиж представляемого вами предприятия, организации или фирмы. Этикет также устраняет сложности во взаимоотношениях, возникающие вследствие различия культур и воспитания. Правила этикета определяют порядок общение и представления (младшего старшему), способы именования (по должности, званию, фамилии), выбор формы общения(ты, вы).

4 стр., 1524 слов

Культура письменной речи и административный речевой этикет. Культура ...

... деловой и административной речи, делового спора, культуру письменной речи. Культура письменной речи Любой язык, в том числе и русский, существует в двух формах – устной и письменной. Для построения письменного текста необходимо соблюдение правил двух типов: 1) правил референции; 2) правил предикации. Устная речь ...

Каждая деталь этих правил, а их огромное множество, например такие как, умение вести себя за столом, умение одеваться в соответствии с ситуацией, или форма приветствия и прощания, имеет место быть в современном обществе. Выполнение этих норм является правилом хорошего тона. Разные ситуации требуют разного поведения. Например, если партнеры из России или зарубежа, форма поведения будет отличаться. Или на чьей территории ведутся переговоры, так же на какой они стадии и в чьих интересах предложить больше старании. Так же переговоры могут проходить дома или в неформальной обстановке. Просто огромное количество нюансов должно быть соблюдено. И лишь один неверный шаг может прервать сделку. Каждый бизнесмен старается придерживаться, а очень ответственный позаботится заранее например, если партнеры из другой страны, хорошо бы знать их культуру и особенности. Так как правил огромное множество мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Таким образом, бизнесмен должен ставить перед собой цели не только касательно финансовой прибыли, но и объективно работающие на положительный имидж фирмы.

Окружающие должны воспринимать бизнесмена как человека, соблюдающего некие нравственные ориентиры, ощущающего себя частью общества и заботящегося о его процветании. Он должен с уважением относиться к своей стране, соблюдать ее законы, вносить свой вклад в ее развитие, поддерживать ее имидж в глазах своих международных партнеров (пусть даже отдельные государственные чиновники и ведут себя не так, как бы ему хотелось).

Многочисленные исследования показали, что 65—80% информации о человеке идет через невербальные каналы восприятия. Причем впечатление от первой встречи формируется в течение первых десяти секунд знакомства и первых десяти секунд беседы. Зачастую именно это первое впечатление, которое вы производите, может оказать решающее влияние на вашу дальнейшую судьбу, например при приеме на работу.

Более того, то, как воспринимают вас окружающие, во многом определяет вашу жизнь, ваш успех в работе и бизнесе. Итак, мы рассмотрели основные понятия и то, для чего они предназначены. В любом бизнесе и в малом, и в большом люди следуют правилам поведения и хорошего тона. Даже если никогда не читали их, это жизненные законы, такие же как гигиена, и нарабатываются на протяжении всей жизни. Все следования этим правилам многие года складывались из повседневной среды. Обращение к старшему на Вы, перешло в обращение по имени отчеству. Одеваться подобающе своему возрасту и положению, в нынешний, dress-kod. Таким образом, культурный человек чувствует себя уверенно и чувствует уверенность в завтрашнем дне.

6 стр., 2671 слов

Деловая культура российского общества

... деловая культура, включающая деловой этикет, представляет на сегодняшний день пеструю смесь стереотипов поведения: заимствования из западноевропейского бизнес-этикета и формирующиеся специфические российские нормы делового поведения. Развитие различных норм и правил поведения, ... один из самых больных вопросов российского предпринимательства. Власти являются объектом непрекращающейся жесткой критики ...

2. Зачем нужны понятия культуры и этики?

Мы выяснили основные понятия культуры предпринимательства и делового этикета, и их общий смысл. Но все, же зачем это современному человеку? В наше время, когда все дозволено, все выставлено на всеобщее обозрение, и каждый может делать все что он захочет? Какие могут остаться нормы поведения и этикета?

Становление поведения оттачивалось годами, и некоторыми из них просто невозможно пренебречь. Такими, как уважение к родителям или поведение за столом. Но есть и такие, от которых зависит очень многое, такие как поведение на деловой встрече. Каждый предприниматель может пренебречь этими правилами, но это может привести к конфликту и потере инвестиций или выгодных деловых контрактов. Поэтому каждый бизнесмен следует правилам и нормам поведения. Чтоб не только приумножить свой капитал и добиться уважения партнеров, но и заработать себе хорошую репутацию.

Существует пять основных принципов поведения в бизнес-среде: позитивность, разумный эгоизм, предсказуемость, статусные различия и уместность. Они очень важны для человека, который только собирается начать вести собственный бизнес.

Позитивность означает то, что при общении с коллегами вы будете стремиться создать приятное впечатление. При создании позитивного образа имеет значение все: жесты и позы, рукопожатие, интонации, одежда и выбор парфюмерии.

Второй принцип бизнес-этикета, принцип разумного эгоизма, играет очень важную роль в восприятии вас, как предпринимателя. Предсказуемость в бизнес-этикете означает то, что в деловом общении уже выработаны определенные модели поведения, что позволяет избежать неловких ситуаций.

Принцип статусных различий напоминает о том, что в бизнесе все занимают разные ступени, и это также предполагает определенные правила общения, в том числе между начальниками и подчиненными. При встрече с руководителем первым, как правило, здоровается подчиненный, будь то мужчина или женщина.

Также подчиненные должны пропускать вперед начальников и их посетителей при открытии двери лифта.

Правилам делового этикета посвящены целые книги. Но действительно ли сегодня все эти нормы так важны? Какие правила нужно соблюдать обязательно? Действительно, из-за ускорения темпа жизни и массы новых возможностей, которые дает нам компьютерная техника, деловой этикет теперь менее церемонный, более демократичный; решение многих проблем, связанных с внешним видом, нормами поведения и т. п., становится ситуационным.

Однако, несмотря на это, всем участникам делового сообщества следует соблюдать ряд основных правил.

1.Правила представления и знакомства;

2. Правила проведения, деловых контактов;

7 стр., 3466 слов

Культура предпринимательства (2)

... может быть культура выгодных сделок, инновационная, административная культура и т.д. Наличие различных культур, субкультур может ... культура предпринимательства «есть система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения ... крупный предприниматель из России явился на переговоры с представителями итальянской фирмы в ...

3.Правила поведения на переговорах;

4.Требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

5.Требования к речи;

6.Культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.

Ведь если не следовать простым правилам, ты автоматически попадаешь в неловкую ситуацию, которая обязательно отразится на карьере. Впечатление, которое о вас составят инвесторы на презентации проекта или партнеры на деловом ужине, нельзя будет произвести во второй раз.

Имеет ли смысл соблюдать правила, я считаю что да.»Успехи того или иного человека в его финансовых делахпроцентов на 15 зависят от его профессиональных знанийи процентов на 85 — от его умения общаться с людьми» Дейл Карнеги.

3. Разновидность культуры предпринимательства и делового этикета коммерсанта

Условием становления культуры предпринимательства является институционализация предпринимательской деятельности. К факторам, влияющим на данный процесс, относятся религия, национальные особенности субъектов экономической деятельности, государственная политика, экономические условия, конструирующие интересы индивида. В результате институциализации происходит идентификация индивида с определенной ролью, выполняемой в группе и статусом, обеспечивающим реализацию предпринимательских функций.

Существуют открытая и закрытая культура поведения предпринимателя. Открытой называется культура, выставленная напоказ, на всеобщее обозрение. А закрытая — является истинным, негласным образом поведения предпринимателя.

Классификация форм экономической культуры. По воспроизводственному признаку: это культура производства, обмена, распределения и потребления. По территориальному: региональная и национальная. По функциональному: корпоративная культура и культура предпринимательской деятельности. По ценностному: материальная, духовная и деятельностная.

Признаки классификации могут быть связаны с объектами и субъектами носителями экономической культуры.

Как мы видим, культура предпринимательства зависит от очень многих факторов. И так, как каждый человек индивидуален, он имеет свой особый набор этих факторов. Но если, все же может быть два бизнесмена, с абсолютно одинаковыми общими характеристиками, то в вопросах этики они все равно будут разные.

Этический кодекс (свод правил, норм) включает нормы профессионального поведения или профессиональной этики. Формируя себя как коммерсанта, необходимо быть вежливым, тактичным, деликатным, доброжелательным и полностью управлять своими эмоциями; следует сформировать имидж коммерсанта, гарантирующий успех.

Если человек культурно образов и этически корректен, он имеет все шансы в жизни на успех, вне зависимости от места его рождения и религиозных соображений.

3.1 Культура предпринимательства зарубежом

Культура предпринимательства не является самостоятельным процессом, она объединяет как культуру предпринимателя, так и культуру других участников бизнес-операции, культуру работников, культуру потребителей и покупателей.

Недостаток культуры предпринимательства у современных бизнесменов приводит к образованию посреднического предпринимательства, в котором получение небольшой, но быстрой прибыли ценится бизнесменами выше, чем планирование и проведение крупных бизнес-операций.

6 стр., 2729 слов

Культура межнационального общения

... неуместно. Таким образом, для успеха в межнациональном общении необходимо изучать культуру ваших партнеров, традиции, обычаи; избегать быстрых ... сказывается на атмосфере переговоров. Немцы известны своим педантизмом, поэтому, ведя с ними переговоры, необходимо придерживаться международного ... справедливости, поэтому при ведении дел они предпочитают вести честную игру. По традиции англичанин сдержан в ...

В процессе предпринимательской деятельности бизнесмену приходится вступать в такую форму общения с партнерами, как деловые переговоры.

Для того чтобы правильно провести эту деловую встречу, необходимо приобрести навыки общения во время переговоров.

В случае несогласия покупателя с предложенными условиями продавец может предложить более выгодные для покупателя условия, которые его устроят. При переговорах с иностранцами необходимо обратить внимание на их стиль поведения, их традиции, которые нужно учитывать.

США. Американцы имеют настрой обсуждать не только общие вопросы, но и предпочитают подробно обсудить детали. Обычно они хорошо относятся к партнерам, отличаются дружелюбием, одновременно требуя такого же отношения к себе.

Американцы — народ предприимчивый, настойчивый и мужественный. Их стиль делового взаимодействия характеризуется утилитаризмом (все должно давать доход!); не делать лишней работы, обходиться без напрасных затрат труда; пренебрежением к традициям; силой данного слова; тщательностью в проработке организации любого дела; разделением и скрупулезной проверкой исполнения; нацеленностью сегодня сделать лучше, чем вчера; большим вниманием к мелочам; специализацией кадров и производства; краткостью и ясностью; конструктивизмом.

При деловых контактах они не дают вам знаний о всех деталях, но ожидают от вас понимания порядка работы и ведения бизнеса по-американски.

Энергия, оптимизм, независимость, предприимчивость и трудолюбие — характерные черты американской нации. Мало интересуются другими культурами, недостаточно знают о народах европейских и азиатских стран. Американские бизнесмены считаются самыми жесткими деловыми людьми, однако во многих отношениях дела с ними вести легче, чем с другими партнерами. Их философия проста. Они стремятся заработать как можно больше и быстрее. Американцы прагматичны. При обсуждении вопросов большое внимание уделяется деталям, связанным с реализацией договоренностей. Они последовательно добиваются своих целей, любят «торговаться», довольно часто объединяют для рассмотрения различные вопросы в один «пакет», сначала определяют общие рамки возможного соглашения, добиваются принципиального согласия, а затем анализируют подробности. К переговорам готовятся тщательно, учитывают все, что может принести успех делу.

Американский стиль делового общения отличается достаточно высоким профессионализмом. В состав американской делегации включаются люди компетентные, хорошо разбирающиеся в сути обсуждаемой проблемы. Американцы — индивидуалисты, им нравится действовать самостоятельно, без оглядки на начальство. На переговорах они пользуются достаточной свободой при принятии решений. Однако часто они проявляют эгоцентризм, считая, что партнер должен руководствоваться теми же правилами, что и они сами, поэтому со стороны они кажутся слишком напористыми, грубыми и агрессивными. Американцы очень демократичны в общении. Они сразу начинают вести себя неформально — снимают пиджак, обращаются друг к другу по имени, независимо от возраста и статуса, обсуждают личную жизнь. Они чрезвычайно дружелюбны, жизнерадостны и улыбчивы, любят незатейливые шутки и юмор, ценят в других честность и откровенность. Они пользуются ежедневниками и живут по расписанию. Они последовательны. Когда говорят: «По рукам», то редко меняют свое мнение.

16 стр., 7765 слов

Как стать гением переговоров?

... в начале переговоров, чтобы не возникли непредвиденные проблемы. 2. Вести дискуссию по проблемам, требующим ... с? общей темы, например, обменявшись мнением о погоде, – как правило, здесь ... на переговорах. Одним из УСЛОВИЙ успешных переговоров является четкая конкретная речь участников, ... переговоров огромное значение имеет также маневрирование временем: продление переговоров или их отсрочка может стать ...

Великобритания. Англичане отличаются тем, что всегда стараются избегать столкновений по обсуждаемым вопросам, обладают гибкостью в общении, всегда идут навстречу партнерам. Предпочитают минимум подготовки к переговорам. Они считают себя честными, рассудительными, заботливыми и учтивыми людьми. Для них характерны такие черты, как сдержанность, замкнутость и необщительность с незнакомыми людьми, почитание собственности, предприимчивость и деловитость.Бизнесмены Великобритании — одни из самых квалифицированных в деловом мире Запада. Английские бизнесмены, работающие в промышленности, умеют тщательно, и умело анализировать ситуацию, складывающуюся на рынке, составлять краткосрочные и среднесрочные прогнозы. Английскому бизнесу свойственны социальный консерватизм, приверженность идеям, имеющим многовековую историю. Английский бизнесмен — это вышколенный, эрудированный человек, в котором сочетаются высочайшая профессиональная подготовка и своеобразный политический инфантилизм. Чисто человеческие факторы имеют для него огромное значение. Он не замыкается в своей работе, а имеет широкий круг интересов, связанных не только с экономикой, но и спортом, литературой, искусством. Он очень наблюдателен, является хорошим психологом и не приемлет как фальши, так и сокрытия слабой профессиональной подготовки. Позиция на переговорах любой английской фирмы, как правило, жесткая, отстаивает свои интересы. Р.Д. Льюис отмечает одну интересную деталь в поведении англичан: и яснее, неопределенность и сдержанность в высказываниях, юмор и благоразумие, они могут смеяться на переговорах, но оставаться долго довольно жесткими. Они всегда занимают оборонительную позицию, которую скрывают как можно дольше. Веским аргументом на переговорах для них является репутация противоположной стороны, масштабы фирмы, ее капитал. Переговоры ведутся с привлечением многочисленного фактического, справочного и статистического материала. Обговариваются и определяются не только все то, что связано с контрактом, но также и деятельность, направленная на дальнейшее развитие делового сотрудничества.

Франция. Французы обычно избегают обсуждения проблемы, находясь с партнером с глазу на глаз. Они отличаются независимостью, учтивостью, вежливостью и любезностью. Внимание уделяют предварительному обсуждению и договоренностям. Предпочитают не вступать в конфронтацию с партнерами. Переговоры ведут на родном языке. Это гордый, свободолюбивый и независимый народ, имеющий богатейшую историю и культуру. Они верят в свою уникальность и склонны считать, что именно их страна «задала стандарты демократии, справедливости, государственных и законодательных систем, военной стратегии, философии, науки, сельского хозяйства, виноградарства, изысканной кухни и «умения жить». Франция оказала существенное влияние на становление дипломатического протокола и формирование делового этикета. Среди типичных черт французской нации чаще всего называют галантность, учтивость, вежливость, любезность, находчивость, расчетливость, скептицизм, а также восторженность, доверчивость, великодушие. Французы относятся к деловым встречам как к официальному событию и ведут себя адекватно этой установке. Они приходят официально одетые, мужчины обмениваются рукопожатием, рассаживаются в соответствии со статусом. Партнера они называют по фамилии. При обращении к мужчине принято говорить «мсье», а при обращении к женщине — «мадам» независимо от ее семейного положения. Вести себя с французами надо тоже официально, демонстрировать подчеркнутую вежливость и учтивость. На переговорах французы традиционно ориентируются на логику в доказательствах и быстро реагируют на нелогичные высказывания противоположной стороны. Анализ обсуждаемых вопросов делается пространно, поэтому встречи бывают продолжительными и многословными. По мнению исследователей, французы искусно, даже с изяществом отстаивают свои принципы и позиции, но не склонны к торгу. Переговоры они ведут достаточно жестко и обычно не имеют «запасной» позиции. На переговорах они с недоверием относятся к компромиссам, предпочитают конфронтационный тип взаимодействия.

18 стр., 8905 слов

Деловая культура в международном бизнесе

... работы состоит из введения, трех глав (теоретического, аналитического и рекомендательного разделов), заключения и списка литературы. Глава 1. Деловые культуры в международном бизнесе 1.1 Характеристики культур В широком спектре деловых культур ... предысторией) происходящего, а не самими словами. Прямолинейность американцев проявляется в готовности начать переговоры сразу с дела - с цифр, документов и ...

Иногда во время разговора французские предприниматели перебивают собеседника, высказывая критические замечания. Это не должно восприниматься как проявление неуважения, так у них принято. Но лучше, если вы хорошо подготовитесь к переговорам, овладеете существом дела, не дадите себя сбить с толку и проявите определенную напористость. Во Франции многие важные решения принимаются не только в служебном кабинете, но и за обеденным столом. Кухня для французов — предмет их национальной гордости. Приветствуются любые восторженные комментарии по поводу качества блюд и напитков на столе. Не следует оставлять на тарелке еду, подсаливать или пользоваться пряностями. В деловой жизни Франции большое значение имеют связи и знакомства. Германия. Немцы предпочитают заранее прорабатывать свою позицию в партнерских отношениях. К важнейшим особенностям немецкого национального характера относят трудолюбие, прилежание, пунктуальность, бережливость, организованность, педантичность и расчетливость. Немцы питают огромное уважение к имуществу и собственности. Они придают большое значение солидным зданиям, мебели, автомобилям, хорошей одежде. Значительное внимание уделяется броской рекламе, художественным иллюстрациям, печатным изданиям, посвященным товарам, услугам, фирмам. Яркая черта немецкой деловой культуры — последовательное решение вопросов, стремление завершить одно дело, прежде чем перейти к другому. В общении немцы склонны к резкости, открытому выражению своего несогласия. Любезность или дипломатия не считаются обязательными. В переговоры они вступают только тогда, когда уверены в возможности нахождения решения. Процедуры проведения переговоров и деловых встреч в Германии, в отличие от других стран, значительно формализованы. Немцы строго следят за соблюдением иерархии при рассаживании и очередности выступлений. Они дисциплинированны, приходят на встречу всегда вовремя, хорошо одетыми и требуют того же от своих партнеров. Церемония представления и знакомства соответствует международным правилам: рукопожатие и обмен визитными карточками. Во время деловых встреч с немцами не рекомендуется прибегать к юмору или шуткам. Для них бизнес — это слишком серьезное дело, поэтому не стоит тратить время попусту, рассказывая анекдоты. На встречу немцы приходят хорошо подготовленными, заранее продумывают логические, иногда тяжеловесные, аргументы в доказательство своей правоты, подбирают возможные контраргументы, в ходе обсуждения стремятся к поиску общей платформы. Они хорошо работают в команде. Каждый член делегации выступает по своей специальности и не вмешивается в замечания коллег. Свои разногласия они обсуждают, беседуя друг с другом между заседаниями. Немцы не любят принимать «молниеносные решения». Им не нравится, когда их торопят. Они часто возвращаются к деталям, тщательно прорабатывают все вопросы, соблюдают осторожность. Высокий профессионализм и безусловное выполнение принятых на себя обязательств способствуют налаживанию долгосрочных деловых связей с немецкими фирмами. Следует учитывать, что немцы строго следят за выполнением принятых обязательств, накладывают высокие штрафы в случае их срыва. Они обычно требуют долгосрочных гарантий на поставленные товары, а также выплаты залога за недоброкачественные поставки. В процессе переговоров последовательно обсуждают все вопросы. Как известно, немцы аккуратны и щепетильны. Если вы сомневаетесь в том, что сможете соблюсти все условия и сроки договоренностей с немецкими коллегами, лучше заранее отказаться от своих предложений. Немцы умеют вести деловые телефонные разговоры. Они не тратят лишнего времени, на то чтобы вступить в разговор. Сам разговор носит сугубо конкретный характер. Пунктуальность и строгая регламентация сказывается везде.

Китай. Китайцы трудолюбивы, добросовестны, учтивы, дружелюбны, непритязательны и бережливы. У них сильно развито чувство превосходства своей культуры, которое сочетается с резкой критикой западных народов. На деловую культуру китайцев большое влияние оказали жесткие принципы конфуцианства и другие древние традиции. Например, необходимым и желательным считается неравенство во взаимоотношениях, четко соблюдается дистанция между уровнями власти, требуется строгое повиновение начальству, учителям, родителям.

Китайцы стремятся к достижению гармонии и консенсуса, стараются избежать конфронтации, большое значение придают взаимоотношениям между людьми, не одобряют индивидуализм. Во время деловых встреч китайцы держатся официально, рассаживаются в соответствии со служебной иерархией, проявляют особое уважение к старшему члену группы, при обмене рукопожатиями сначала жмут руки наиболее высокопоставленному лицу. Большое значение они придают сбору информации, а также формированию «духа дружбы», т. е. созданию хороших личных отношений с зарубежными партнерами.

Сами переговоры китайцы ведут медленно, не спеша, несколько монотонно, что порой раздражает западных бизнесменов, воспринимающих это как коммерческую уловку. Обычно китайцы начинают встречу с обсуждения основных вопросов, представляющих взаимный интерес для обеих сторон. Они не сразу «раскрывают свои карты», стараются выслушать мнение своих оппонентов. Во время встречи ведут себя вежливо, избегают конфликтных ситуаций, редко говорят «нет», боятся «потери своего лица». На уступки обычно идут в конце переговоров, когда оценят возможности противоположной стороны. Окончательные решения китайская сторона принимает дома, обязательно заручившись поддержкой «центра». Китайцы считаются надежными партнерами. Они принимают решения на долгосрочной основе, отдают приоритет взаимному доверию на длительный период. Р.Д. Льюис рекомендует соблюдение в деловом общении с китайскими партнерами несколько «золотых» правил: «Будьте всегда крайне почтительны, сочетайте вежливость с жесткостью, со смирением и уважением относитесь к возрасту и рангу собеседника, не переборщите с логикой, тщательно готовьтесь к вашим встречам, не говорите громко и не торопите их, познакомьтесь с историей Китая, всегда сохраняйте спокойствие и помните о том, что терпение и предоставление собеседнику достаточного времени для обдумывания ответа является ключом к достижению прогресса, каким бы медленным он вам ни казался». Одеваются в Китае очень просто, костюм с галстуком обязателен лишь на официальные приемы и во время визитов к высшим государственным деятелям.

Япония. Японцы стараются избегать обсуждения, не любят столкновений с позициями партнеров, большое внимание уделяют налаживанию личных отношений, проявляют повышенное внимание к собеседнику. Очень чувствительны к мнению общества. Отличаются точностью и пунктуальностью. Они довольно сильно отличаются от других народов своей культурой. Их уникальность обусловлена исторической изоляцией, перенаселенностью и особенностями японского языка. Они характеризуются трудолюбием, сильно развитым эстетическим чувством, приверженностью традициям, склонностью к заимствованию, дисциплинированностью. Знаменитая японская вежливость принимает самые различные формы. Японцы стараются не обидеть собеседника выражением открытого несогласия или отказом, поэтому они произносят «да», даже подразумевая отрицательный ответ. Никогда не говорят «нет». Прямое высказывание в Японии считается неуместным. Смотреть собеседнику прямо в глаза для японцев признак невоспитанности, поэтому во время разговора они отводят взгляд в сторону. Для японца очень важно не «потерять своего лица» и все время демонстрировать свою вежливость. Японцы часто улыбаются, но это не всегда выглядит искренним. Их улыбку называют «загадочной», и, действительно, она нередко выражает самые разные чувства — дружеское расположение, сдержанность, скрытность, неловкость. Особое значение для них приобретает верность компании, государству, нации. Переговоры японцы обычно ведут командой, члены которой имеют разную специализацию. На переговоры они смотрят как на процесс сбора информации, как на возможность заявить о своей позиции. Они никогда не принимают решение сразу, обязательно консультируются с руководителями, обращаются в центральный офис за инструкциями, добиваются консенсуса между своими коллегами. Они осторожны, искусно используют тактику затягивания переговоров, никогда не отвергают полностью аргументов собеседников, умеют их слушать. Для японцев самое главное — сохранить гармонию в переговорах. Если другая сторона начинает вести себя грубо, нарушает протокол, они прекращают переговоры. Когда к ним относятся с уважением, они готовы пойти на значительные изменения. Избегайте рукопожатий при встрече с японцами — они предпочитают поклон.

Будьте максимально вежливы, поскольку сами японцы в большинстве очень вежливы и высоко ценят такое же отношения к ним самим. Не теряйте самообладания, не горячитесь в присутствии японских партнеров. Даже если вас довели до «белого каления», оставайтесь холодным и улыбайтесь, пока можете. Нет сил улыбаться — так хоть держите себя в руках и не допускайте воинственных действий и слов. Не давите на японца, не принуждайте его к конкретным действиям. В ходе общения с деловыми людьми Японии лучше вести себя скромно и сдержанно. Чтобы сделка состоялась, надо заслужить доверие. Как отмечают специалисты, японцам нравятся опрятные, хорошо одетые люди, не очень молодые, скромные, с тихим голосом и обязательно вежливые.

В заключение необходимо сказать, что где бы ни был наш предприниматель, он должен всегда быть достойным представителем своей страны. Терпимость, проявление уважения, достоинство и такт по отношению к партнерам помогут реализовать ваше искреннее желание добиться взаимовыгодного результата.

4. Разница между культурой и этикой

Культура и этика — это учение о нравственности, способ регулирования отношений межу людьми в обществе. Культурный бизнес исключает помпезность и выставление на показ богатства, он предусматривает ведение бизнеса и во благо страны и народа. Культурный бизнесмен скромен в быту, он не стремится выделится среди всех в материальном отношении, не предается разгульной жизни. Главным моральным правилом этики бизнеса, как и во врачебной практике, является «не навреди!». Это означает, что бизнесмен обязан так строить и организовывать свой бизнес, чтобы умышленно не причинять зла и не наносить ущерба окружающим его людям, природе, экологии, обществу. Если же в результате деятельности бизнесмена возникает потенциальная угроза причинения зла или нанесения ущерба окружению, этика бизнеса рассматривает соответствие целей и результатов такой деятельности, разновидности и степени зла и побочных вредных результатов, меру ответственности бизнесмена, его права и обязанности, анализирует неясные ситуации в бизнесе. Каждый человек по-своему понимает такие два понятия как культура и этикет. Каждый философ дает свою формулировку. В моем понимании культура это что-то обобщенное, охватывающее все человеческие действия, понятие. В каждой сфере деятельности человека есть место культурному поведению, этика же это очень тонкое и незаметное на первый взгляд понятие, но не менее важное в жизни человека. Культурными могут быть сотни, а тактичными из них лишь десятки.

Так, например человек может культурно вести себя за столом и задавать окружающим не тактичные вопросы. Получается в широком смысле он конечно культурный человек, но из-за его вопросов портится все хорошее представление о нем, и люди, сидящие с ним больше не захотят с ним иметь никаких дел. И как партнера по бизнесу такого человека никто не захочет держать в команде, т.к. он может поставить всех в неловкое положение и испортить сделку. Или, например, бывает, что тот или иной индивид, не всегда ведет себя культурно.

На людях, в кино и театре он ведет себя достойно, как настоящий джентльмен, а дома позволяет себя вести себя неподобающе и деловой этикет коммерсанта имеет свой свод общих правил, который предусматривает все возможные ситуации, связанные с предпринимательством. Важно лишь следить, чтоб все сотрудники ему следовали. Но разные ситуации требуют разного подхода. И этичному человеку будет проще в такой ситуации держать все под контролем и не потерять репутацию. Поэтому, в организациях таких людей выдвигают на посты и продвигают по службе. Например, два работника с одинаковым стажем работы в компании были приглашены на встречу с зарубежными инвесторами. За столом все вели себя одинаково согласно требованиям, но первый сотрудник с осторожностью отнесся к беседе о стране инвесторов и не позволял сказать лишнего, а второй наоборот очень шумно рассказывал и хвастался. На следующий день первого повысили, второго уволили. А ведь оба сотрудника вели себя культурно. Этичность, осторожность, такт порой оказываются важнее.

Вывод таков, что каждый уважающий себя и общество бизнесмен должен вести себя культурно и эстетично. Ведь именно эти качества и отличают людей от животных. Так давайте же переборем в себе животные инстинкты, и будем жить цивилизованно. Ведь каждый человек хочет жить в процветающем мире, культурном и гармоничном. И в силах каждого сделать его таким. А с честными и порядочными предпринимателями сделать это будет гораздо проще.

5. Конфликты

Но иногда между партнерами возникают конфликты. Самые распространенные причины это:

Неуспешность бизнеса,

2. Моральная нечистоплотность одного из партнеров,

3. Финансовое неблагополучие учредителей,

4. Несовпадение стратегического ведения,

5. Несовпадения во взглядах, на свои функции,

6. Неумение договариваться,

7. Несовместимость характеров. Любой конфликт, конечно решается в суде, но как мы видим большинство из них можно избежать. Почти все эти конфликты происходят из-за несоблюдения правил делового этикета.

Разрешить конфликт — это значит:

  • а) устранить конфликтную ситуацию;
  • б) исчерпать инцидент.

В жизни много случаев, когда конфликтную ситуацию устранить невозможно по объективным причинам.

В науке существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

1. Так, например, конфликт может быть внутриличностным, межличностным, между личностью и группой, в которую личность входит, между организациями или группами одного или различного статуса.

2. Возможны также классификации конфликтов, по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинении друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех конфликтов, являются нежелательными для руководителя.

3. Допустима также классификация по характеру причин, вызвавших конфликт. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным.

Но в целом он вызывается, как указывает Р.Л. Кричевский в книге «Если Вы — руководитель…», тремя группами причин, обусловленными:

  • Трудовым процессом;
  • Психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.

д.;

* Личностным своеобразием членов группы, например, неумением

контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью и т. д.

Субъективные причины конфликтов во многом зависят от сложности характера некоторых людей.

Итак конфликтная ситуация возникает по многим причинам. Но главное в любой компании это не довести ситуацию до критической. Например, начальник, как главный управляющий персоналом, должен свести до минимума все причины возникновения конфликта, не дружески расположенных подчиненных, расположить рабочие места на достаточном расстоянии друг от друга, определить место отдыха. В офисе, где рабочего что-то раздражает, никогда не будет хорошо выполненной в срок работы. В компании, где грамотный начальник, всегда будет правильный настрой у подчиненных, и компания от этого будет только процветать.

6. В погоне за прибылью забыли все нормы поведения

Культуре в современном мире отводится не так уж много места. В погоне за прибылью, престижем многие из нас забывают об этой части общественного бытия. В особенно плачевном состоянии культура прибывала в смутные 90-е. Нынешний кризис также обещает негативно сказаться на культуре. Но не все так плохо, как кажется на первый взгляд. В разных городах и регионах дела культурные обстоят по-разному. Конечно, центром культуры в нашей стране, как и центром всего прочего, являются крупные города, Москва и Санкт- Петербург, Екатеринбург, Томск и другие. Ведь что, по сути, представляет собой культурная жизнь города. Это совокупность мероприятий, организаций, посвященных развитию культурных аспектов личности, направленных на расширение духовности и нравственности, поддержание искусства.

Поэтому, естественно, что крупные города обладают большим потенциалом к развитию. Среди культурных центров страны особняком выглядят курортные города, жизнь в которых также бурлит.Именно поэтому изучение этики бизнеса является исключительно важным для руководителя любой организации. Из интервью, взятых американским ученым у различных руководителей организаций в США, Л. Нэш выделила главные этические проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются руководители делового мира в процессе своей работы в Америке. Они состоят в следующем:

1. Жадность;

2. Сокрытие фактов и неверная информация в отчетах и проведении проверок;

3. Выпуск некачественной продукции или необходимость ее постоянного технического обслуживания;

4. Неразумное завышение цен или прямой обман при проведении деловых переговоров;

5. Имеющиеся на сегодняшний день условия работы вынуждают людей врать о выполнении ими их работы;

6. Излишняя самоуверенность в суждениях, которая может нанести ущерб интересам компании, когда для нее наступают тяжелые времена;

7. Низкое качество работы и товаров;

8. Безоговорочное подчинение руководству, каким бы неэтичным и несправедливым оно ни оказалось;

9. Противоречия между личными интересами и интересами корпораций;

10. Наличие фаворитов;

11. Жесткие цены;

12. Принесение в жертву ни в чем не повинных и беспомощных людей для выполнения той или иной работы;

13. Невозможность высказать свое возмущение и несогласие при возникновении атмосферы постоянных неэтичных поступков;

14. Уделение малого внимания семье или личным делам из-за обилия работы;

15. Производство продукции с сомнительными характеристиками по безопасности;

16. Невозвращение каких-либо вещей или ценностей, взятых на рабочем месте, у сослуживцев или из фондов корпорации;

17. Сознательное преувеличение преимуществ своего плана работы для получения поддержки;

18. Уделение большого внимания перемещениям по иерархической лестнице в ущерб интересам дела;

19. Перемещение по служебной лестнице по головам сослуживцев. Обман служащих с целью получения выгоды для компании;

20. Создание союзов с сомнительными партнерами в надежде на счастливую случайность;

21. Затяжки и промедления с выполнением своих обязанностей, что приводит к растрате времени и денег корпорации;

22. Оказание негативного влияния на общественный политический процесс путем внесения за взятки изменений в законодательств.

Сегодня понятие «честный бизнес» приобретает все большую актуальность. В тех странах, где доминирует «закон» и действуют четкие экономические правила, существует понятие «цивилизованный рынок». Отсутствуют предпосылки для «нечестного» бизнеса, экономического «мошенничества». В нашей стране основной предпосылкой утверждения принципов «честного бизнеса» является внедрение действенного механизма функционирования справедливых юридических и экономических законов. Современная жизнь полна решительных изменений, вызванных демократическими преобразованиями. Хотя происходит это сложно, противоречиво, все же очевидна всеобщая потребность гражданства в утверждении гуманистических норм в жизни. Предпринимательство не может бесконечно держаться на надувательстве конкурента и потребителя. Поиск легких, обходных путей для достижения 300-процентной прибыли всегда связано с нарушением морального и юридического кодекса. Насущной необходимостью нашей нынешней экономики является необходимость ликвидации тех условий, которые порождают моральные явления в сфере предпринимательства. Если фирма нарушает принципы справедливости, не придерживается этики сотрудничества (ложь, основание, сокрытия доходов), тогда страдают интересы и права гражданства в целом.

На сегодняшний день в России слишком много нарушений связанных с прибылью. Вырубаются леса, загрязняются водоемы, некачественные услуги. Разрабатываются законы о пресечении подобных действий. Это говорит об очень низкой культуре поведения. Я считаю, что никакие законы и проекты не помогут, пока каждый россиянин сам не поймет что прибыль не всегда является главной целью, иногда важнее «не потерять лицо», и остаться достойным человеком и предпринимателем.

7. Законы

Существует свод законов, которые ограничивают предпринимательскую деятельность. Конечно, нет закона, который бы ограничивал или принуждал предпринимателя вести себя культурно. Но общие правила, косвенно на это указывавшие, есть. Например: ГК РФ ст.1 «1. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты», «2. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права…. ….и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора», « Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», «Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей», ст. 2 «2. Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.». Ст. 5. «1. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются». Например: глава 2 ст.8 «…гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;