Этикет и культура поведения делового человека

Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Немаловажное значение имеет технология имиджирования своеобразный «кодекс поведения» делового человека (знание делового этикета, приличные манеры, умение вести себя в обществе).

За рубежом не существует даже каких-либо сомнений в обязательности поддержки имиджа фирмы и её сотрудников. Модели поведения на работе и в повседневной жизни вмонтированы в менталитет служащих, независимо от занимаемого ими общественного положения.

Залог успеха в бизнесе – это умение бизнесмена вести переговоры, знание официального этикета, заключать контракты, как одеться на работу – словом, обо всём, что помогает произвести благоприятное впечатление в обществе. Почти 70% выгодных для отечественных деловых людей сорвавшихся сделок не состоялись из-за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой поведения. Эта цифра подтверждается и мировым опытом. Так, еще в 1936 г. Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми». Нельзя забывать, что при непосредственном деловом общении соблюдение принятого этикета, общепринятых норм поведения необходимо, что даже самые незначительные промахи в поведении отклонения не остаются незамеченными. Поэтому будущим российским бизнесменам, полезно ознакомиться с правилами хорошего тона, которые способствуют не только успеху, но и приносят постоянное удовлетворение своей работой.

Поэтому тема данной работы является весьма актуальной., Цель – всестороннее изучение этикета и культуры поведения делового

человека.

Глава 1. Деловой этикет, Этикет (от французского etiquette) означает установленный порядок поведения где-либо.

Серьезность целей предпринимательской деятельности, ради которых вступают в партнерские отношения, и принципы делового партнерства, которых мы придерживаемся, диктуют и соответствующие нормы поведения. Что же они предусматривают?

8 стр., 3754 слов

Деловой этикет в устной и письменной речи

... реферата - изучить деловой этикет в письменной и устной речи. Задачи: - изучить основы этической культуры, - рассмотреть, что такое этикет и деловой этикет, - как культурно общаться по телефону, - вести деловую беседу, деловую переписку, ... чувство долга и другие. Современный этикет - это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Знание этикета позволяет человеку произвести приятное ...

Это основа этикета

При первом деловом знакомстве, во время деловых приемов и встреч деловой человек не будет шумно выражать свой восторг, допускать громких восклицаний, высказывать комплименты по поводу одежды, прически, украшений присутствующих, оформления интерьеров, оборудования офиса. Здесь надо вести себя не так, как если бы вы навестили дома своих близких друзей, где все эти эмоциональные всплески вполне допустимы и даже желательны.

Какой бы непринужденный характер ни носила деловая встреча или деловой прием, какая бы ни царила на нем дружеская атмосфера, не стоит забывать, что они имеют деловое, официальное назначение. Во время делового приема, совещания следует воздерживаться от курения, если на это не было дано разрешения или руководитель приема не подал примера. Если принимая деловых людей, вы предложили во время визита вашим партнерам прохладительные напитки, чай или кофе, но гости от них отказались, не следует настаивать. Они дали понять, что хотели бы не теряя времени, приступить к делу, а вы в этом тоже заинтересованы. Излишняя суета ни к чему. Но если вы все же считаете нужным решать свои вопросы за чашкой кофе, подавайте его, не спрашивая желания гостей. Если они к поданному кофе не притрагиваются, не следует фиксировать на этом особое внимание, настойчиво упрашивать, предлагать заменить более горячим и т.п. Все это создает излишнюю неуместную суету, отвлекая от дела.

Каждый раз, вставая из-за стола в офисе, зале заседания, в буфете, ресторане, не забывайте поставить на место стул (кресло), на котором сидели (если вы с дамой, сделайте это за нее).

Направляясь по приглашению на прием, критически оцените свою внешность, прическу, костюм, обувь. Они не должны быть экстравагантными, вызывающими, кричащими. Чем строже будет их отбор, тем лучшее вы оставите впечатление. Но не стоит впадать в крайность: строгость внешнего вида не должна быть подчеркнутой, выпяченной. Внешний вид должен быть таким, чтобы вы себя чувствовали во время встречи самым естественным образом. Самое главное — это как раз естественность во внешности и в поведении.

Основные принципы делового человека вырабатываются с наработкой опыта общения, переговоров, выполнения работы, поскольку приходит осознание того, что именно от качества выполнения работы зависит конечный результат. Кроме того, принципы предполагают достаточно высокую степень ответственности, которая и определяет многие дальнейшие поступки и поведение деловых людей. История формирования деловых принципов насчитывает не одно десятилетие, возможно даже счет идет на столетия. При этом, несмотря на кардинальную смену форм ведения бизнеса из-за стремительного развития технологий принципы эти сильно не изменились – а это говорит о том, что в первую очередь они базируются на личностных качествах и общественной морали.

Необходимо отметить, что основные принципы делового человека можно разделить на два больших направления – принципы эффективной работы и морально-этические принципы. Одно из главнейших правил, определяющих сам деловой этикетпоступать так стоит не потому, что так принято, а потому, что это или целесообразно, или удобно, или просто уважительно по отношению к другим и самим себе. Этикет является одним из первых «орудий» формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Например, во многих странах считается, что по первому звонку в фирму у клиента создается самое стойкое впечатление об уровне ее работы. Эта закономерность проявляется повсюду и не только в телефонных разговорах. Повсюду, где присутствует этикет – выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда необходимо помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира – хорошие манеры – прибыльны (пословица).

10 стр., 4638 слов

РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА

... культура делового этикета? Это составляющая коммуникации между людьми бизнеса. В ее основе – моральные нормы, правила, принципы делового этикета. Такая культура служит регулятором поведения, отношений между деловыми людьми, цель общения ... правил этикета делового человека; Непринужденность – ничто в общении не должно вызывать напряжения, тягости, обязательно отсутствие психологического давления со ...

прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли.

1.2.Современные взгляды на место этики в деловом общении

Противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.

1. Люди, считающие себя прагматиками, полагают, что в деловом общении и в бизнесе вообще этика не нужна сама по себе. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.

С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавеллизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.

Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих надлежащих мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятия о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.

Этика делового общения касается, конечно, не только социальной ответственности руководителей предприятия. Она охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют негодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противопоказано, а вследствие несовместимости целей делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

49 стр., 24356 слов

Формирование культуры делового общения

... культуры делового общения пользователей. Цель работы, Объектом нашей работы, Предмет работы, Гипотезой работы студенты осознанают смысл и ценность культуры делового общения в будущей профессиональной деятельности; деятельность строится на основе модели процесса формирования культуры делового общения; ... социального взаимодействия деловых ... работы. Для решения поставленных задач использовались следующие ...

2. Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом с самим собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.

Думается, что этот подход является более цивилизованным , и в конце концов более эффективным, так как предприятие- компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становиться этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то, во всяком случае, социальными и нравственными издержками, как для предприятия, так и для социальной среды.

Поэтому, рассмотрев оба взгляда на место этики в деловом общении, следует присоединиться не к Николо Макиавелли, проповедавшему «освобождение» политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утверждавшему, что «честность — лучшая политика».

1.3.Общие этические принципы и характер делового общения

Этику делового общения следует учитывать в различных ее проявлениях: в отношениях между предприятием и социальной средой; между предприятиями; внутри одного предприятия — между руководителем и подчиненными, между подчиненными и руководителем, между людьми одного статуса. Между сторонами того или иного вида делового общения существует своя специфика. Задача состоит в том, чтобы сформулировать такие принципы делового общения, которые не только соответствовали бы каждому виду делового общения, но и не противоречили общим нравственным принципам поведения людей. Вместе с тем они должны служить надежным инструментом координации деятельности людей, вовлеченных в деловое общение.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И. Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать таким образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.