Жанр «Божественной Комедии» Данте

Курсовая работа

В конце мая 1265 года во Флоренции, донна Бела Алигьери родила мальчика, которому дали имя Дуранте, сокращенно Данте: последнее так и осталось за ним. Его предки принадлежали к партии

гвельфов, а отцу и деду пришлось два раза вытерпеть изгнание вместе со своей партией. Молодой Данте вращался в художественной, музыкальной и литературной среде. Но ему пришлось вкусить и войну, сражался с Ареццо при Кампальдино, где он дрался верхом в первых рядах флорентийских войск, участвуя в осаде Капраны. Впрочем, он отдался и политической деятельности и принимал личное участие в общественных делах (занимал должность приора).

Между Черными и Белыми начинается война, идущая с переменным успехом, но, в конце концов, побеждают Черные, а Данте выступал на стороне Белых.

10 марта 1302 года появляется декрет, в связи с тем, что он не явился на разбирательство его дела лично и не заплатил штраф, то если его захватят власти, то Данте будет заживо сожжен на костре.

Данте в изгнании носил в себе гнев и желал мести, но оторванный от активного участия в общественных делах, поэт ушел в себя, и поэтические силы развернулись в нем еще ярче. «Божественную Комедию», великую свою поэму Данте написал именно в изгнании.

Очень тяжело определить к какой эпохе относится гениальное произведение, исследователи видят в нем средневековые и ренессансные черты. Во время средневековья в Европе огромную роль играла католическая церковь, отрицающая индивидуальность (перед Богом все равны).

Но в Возрождении человек становится центром Вселенной, мерилом всех вещей. Дате родился в период позднего средневековья, но в это время уже получают распространение ренессанские мотивы. Может в этом и есть секрет Данте: безграничная вера в Бога, желание отречься от всего ради Него, но и желание творить – возвысить свое Я, оставить след в истории, желание, чтобы о тебе помнили потомки, оставить что-то неповторимое — и это ему удалось.

Культ Данте и его «Комедии» был характерен для всех поколений ренессансной интеллигенции, остался и сейчас, но точки зрения на жанр произведения, на принадлежность к эпохе, столь различны и вызывают огромную массу споров. Рассмотрим мнение о том, что Данте «народный» поэт, но именно то, что «Божественная Комедия» написана на итальянском языке вызывало сожаление у многих видных филологов, особенно эпохи Возрождения. Например, первый исследователь Данте, Боккаччо, дает ему оправдание: он стал близок к народу, стал доступен широкому кругу читателей, но Баткин Л. М. видит нечто иное в этом: « Данте был образован, и особенно в поэзии, и желал славы, как и вообще мы все. Но «государи», «сеньоры» и «высокопоставленные люди», которые могли бы отличить и вознаградить поэта, не знали латинского. И поэтому Данте писал по-итальянски.» 1

6 стр., 2517 слов

"Отечественная война 1812 года в творчестве поэтов – воинов"

... война 1812 года породила много славных имен воинов-поэтов. Не будет преувеличением сказать, что одной из самых ярких была личность поэта, воина, партизана, военачальника – Дениса Давыдова. Выполненное в ... Тебя благословляя?... Этим произведением Жуковский,по словам И.И. Лажечникова, «сделал эпоху в русской словесности и – в сердцах воинов»( Русские писатели. Биографический словарь. – М.,1992. – Т. ...

Так же вызывает жаркие споры вопрос: «Данте поэт Возрождения или средневековья?» Безусловно, он принадлежит этим эпохам, но какой больше? Подход к Данте как к поэту Возрождения не нов, а выделение ренессансных сторон его творчества стало обычным. Надо сказать, что он получил образование в объеме средневековой школы, также внимательно изучал Вергилия, но в «Божественной комедии» он отходит от средневековых норм божественного правосудия, горячо сочувствует осужденным, стремление показать, что наказание уже есть в самом преступлении. Данте видел в гордости в первопричину грехов, он ненавидел спесь верхушки общество – это аллегорический образ льва, но для конца средневековья был более страшный порок – «волчица неуемная»- стяжательство. « Не выведи Данте гордость из числа грехов, наказуемых в аду, то …художники- современники ( а за ними, прибавим, и все титаны Возрождения!) должны были быть ввержены в гиену. Не отвергни Данте средневековый подход к гордости, он, как заранее обреченный грешник, не мог бы взять на себя миссию судьи над современным ему обществом, то есть не могло бы быть самой «Божественной комедии». 2 Во время работы над «Комедией», мировоззрение Данте расширилось в сторону ренессансной культуры, например, вознесение в Рай язычника троянца Рифея:

Кто бы поверил, дольной тьмой объятый,

Что здесь священных светов торжество

Рифей- троянец разделил как пятый? 3

Безусловно, по мнению Балашова Н. И., что «к концу своего творческого пути Данте во все возрастающей степени становится поэтом Возрождения». 4

Судьба его произведений тоже не однозначна, его всегда знали как создателя «Комедии», забывая о «Новой жизни», которая была написана 1295 году, но полностью опубликована лишь в 1576, по

1 Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. — М.: Наука.-1978.-С.68.

2 Балашов Н. И. Данте и Возрождение// Данте и всемирная литература. – М.:1967.-С.12.

3 Данте А. Божественная комедия. Новая жизнь. Стихотворения, написанные в изгнании. Пир/ Пер. с итал. — М.: «РИПОЛ КЛАССИК».- 198.-С.410.

4 Балашов Н. И. Указ. соч. – С.15.

глубине и противоречивости переживаний, по мнению многих исследователей, он мог бы соперничать с Петраркой.

Данте вошел в итальянскую поэзию на волне нового направления, названным им «сладостным новым стилем». Истоки этого стиля лежат у провансальских трубадуров и их итальянских подражателей

XIII века. Характерной чертой этого направления была ангелизация прекрасной дамы, надо сказать, что в реальность Беатриче долгое время никто не верил.

Надо сказать, что во времена Данте большое распространение получила идея Бернарда Клевроского (1091-1153) о восполнении пустоты в рае, которая образовалась при падении Люцифера, праведниками ( блаженными душами).

8 стр., 3938 слов

Данте Алигьери Божественная комедия

... мост к культуре Возрождения. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно ... разница между поэмой Данте и клерикальной литературой раннего средневековья. Задача средневековых « ... годы жизни Данте скитается по разным городам Северной Италии. 3. «Божественная комедия» В течение многих лет на чужбине Данте вынашивал и обрабатывал своё величайшее создание – поэму «Божественная комедия». ...

Гвидо Гвиницелли (один из ярких представителей «сладостного» стиля) и Данте решили, что их дамы сердца достойны места в раю! ««Канонизация» прекрасных дам была произведена светскими людьми, без благословения церкви. В этом проявился дух той эпохи, которую можно назвать «предренессанской»». 1 Эту идею Данте развивает в «Комедии», он стал судьей светских и духовных владык, в эмпире уготовано место для Генриха VII, а в ад сведут недостойных римских первосвященников.

Была прямая связь между «сладостным новым стилем» и философскими идеями, они обращались к мыслителям различных направлений и принадлежащим к разным эпохам (Фома Аквинский, Аверроэс).

Данте был аверроистом, по его представлениям Амор — болезнь, но понятие любви у него со временем трансформируется. По теории господствовавшей в то время, есть несколько степеней любви: божественная, ангельская, духовная, душевная и физическая. Она была сведена к трем основным категориям: низшая, земная «интеллектуальная» и небесная. Данте проходит все три ступени, но стремление к высшей – небесной было с самого начала. Друг Данте Гвидо Кавальканти писал: « Первая стрела приносит наслаждение и разочарование, вторая же стремится к великой радости, которую должна принести третья». 2 Данте всегда был готов отказаться от земной любви, может, поэтому Беатриче даже в «Новой жизни» кажется ирреальной.

«Новая жизнь» – первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывшая читателю сокровенные чувства автора.

1 Голенищев — Кутузов И. Н. Данте и «сладостный новый стиль» // Данте и всемирная литература. — М.:1967.-С.72.

2 Голенищев – Кутузов И. Н. Указ. соч.-С.66.

«Божественная Комедия» вызвала бурю споров, досконально вникающих в каждый ее аспект, но у всех и всегда складывалось свое, в большинстве случаев, неповторимое мнение. Вопрос жанровой особенности произведения не нов, но при всем обилии литературы до сих пор не раскрыт. Таким образом, актуальность работы состоит в том, чтобы обобщить многочисленные мнения и попытаться дать определение жанру «Божественной Комедии».

Целью работы является раскрытие проблематики жанровой принадлежности «Комедии» в научной литературе. В задачи входит: 1) поиск литературных истоков произведения;

2) и разнообразных мнений по этому вопросу.

В процессе работы встала необходимость в использовании литературных терминов. Жанр — исторически складывающийся тип литературного произведения; в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной науки или мировой литературы вообще. 1

А в первой главе широко используется понятие эпос. В широком смысле слова это один из трех родов литературы, наряду с лирикой и драмой, то есть повествовательный род, включающий в качестве жанровых разновидностей сказку, новеллу, повесть, героический эпос. Эпос в узком смысле – это именно героический эрос, устный и книжный. Он дошел до нас в виде обширных эпопей, отчасти сгруппированных в определенные циклы; в стихотворно-песенной, смешанной и реже – прозаической. К героическим характерам эпоса неприменима ни индивидуалистическая интерпретация их как изолированных от общества искателей подвигов, ни наивное представление о них как о дисциплинированных «солдатах», подчиняющих свою волю сверх личным целям коллектива. 2

5 стр., 2333 слов

Тема любви в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума

... друг друга и их вера в настоящую любовь наверняка сильно пошатнулась. 9 класс Сочинение на тему «Тема любви в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»» Ах, если любит ... «искать по свету»… Чего? Политических союзников? Философов- единомышленников? Нет, «чувства». Вернее, уголка, приюта для своего «оскорбленного чувства». Чувства к кому? К Софье. Пушкин считал, что вся комедия должна ...

1 Краткая Литературная Энциклопедия Том №2.-М: изд-во «Советская энциклопедия»,1964.- С. 914.

2 Указ. соч. Том№8.-М,1975.-С.927-929.

Глава 1Литературные истоки «Комедии».

Большинство ученых пишет о сплаве христианского (средневекового) и античного пластов, из сплава, получаемого из них, Данте создал свою собственную меру «своеобразный камертон» 1 на который он настраивается в своем повествовании. Надеждин Н. П. находил тесную связь с античной поэзией. По его мнению, об этом свидетельствует обилие мифологических образов и зримые предметно-чувственные детали, но в то же самое время отмечал «непроницаемый мрак аллегорического мистицизма»2 (звери в Аду, аллегорические фигуры в Чистилище).

Интересен вопрос об избрании провожатым Вергилия в первых двух частях путешествия, главная причина этого, как почти все признают, это воспоминание о VI песне «Энеиды», здесь присутствует свидетельство тайного знания. Но Вергилий не был первым: путешествие Одиссея в Страну Теней, схождения Орфея в Ад- все это имеет тесную связь с мистериями античности. Смерть и нисхождение в Ад, воскресение на Небеса — есть дополняющие друг друга действия, первое — необходимая подготовка ко второму. Очень интересно исследование Рене Генона, в котором говорится об исламских корнях нисхождения в Ад: «… в исламе мы встречаем эпизод «ночного путешествия» Мухаммеда, так же включающий нисхождение в инфернальные места, а затем восхождение в различные раи или небесные сферы; определенные черты этого «ночного путешествия» представляют с поэмой Данте до такой степени поразительное сходство, что некоторые исследователи хотели в нем видеть один из принципиальных источников вдохновения поэта… такие совпадения вплоть до точных деталей не могли быть случайными, и мы имеем основание предположить, что Данте действительно был вдохновлен в значительной мере повествованием Мухаммеда.» 3

Мы уже упоминала о том, что «Комедия» выросла из клерикальной литературы, провансальской и куртуазной культуры, «сладостного нового стиля». Любовь, пронизывающая миросозерцание зрелого поэта, родилась из юношеской «болезненной» любви к Беатриче,

1 Акелькина Е. А. Данте и Достоевский // Проблемы метода и жанра. — Томск: Изд-во томского ун-та.-1983.- с.244.

2 Асоян А. А. Указ. соч. – С.30.

3 Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки. -№8, 1991.-С.147-148.

чистота и одухотворенность достигла полного раскрытия в любви к Богу в третьей части «священной поэмы». Беатриче из дамы сердца трансформируется в святую женщину и, по мнению Гревса Н. М., «в символ Софии Премудрости Божией, соединяющей творение с Творцом» 1 . Отношение поэта и возлюбленной, писал, например,

А. М. Эфрос « принимает вид религиозного культа: у Данте как бы существует собственная «святая троица» – Христос, Богоматерь и Беатриче, причем последняя является его связью с первыми, все идет через нее и от нее.» 2

12 стр., 5504 слов

C Данте по кругам ада: жизнь и смерть в средние века(на примере ...

... поэта Возрождения дали начало новому направлению в поэзии – эпическому изложению происходящего, внося в религиозные сцены земное начало. Тема данной курсовой работы «С Данте по кругам ада: ... где рас­сказывал об истории своих отноше­ний с Беатриче, — и много раз приказывала мне, чтобы я искал ... скитаниями, все же от­вергает эти условия и пишет другу: «Это не путь возвращения на родину, но если вы ...

Данте полагал, что его «Комедия» – изволение самого апостола Петра:

И ты, мой сын, сойдя к земной судьбе

Под смертным грузом, смелыми устами

Скажи о том, что я сказал тебе! 3

Но возможно это истина будет принята за ложь: