В системе художественного образования большое значение имеет проблема совершенствования профессиональной подготовки художников-дизайнеров. Поэтому возникает необходимость повышения уровня художественного и технологического профессионального мастерства специалистов в сфере художественно-проектной деятельности.
В наше время активно ведутся поиски новых путей совершенствования художественно-технологического образования будущих художников-дизайнеров, а также идет активное усовершенствование самой методики преподавания специальных художественных дисциплин, изучение и применение в проектной деятельности дизайнеров новейших достижений технического прогресса и инновационных технологий, направленных на повышение профессионального мастерства будущих специалистов. Без комплексной подготовки студентов-дизайнеров, которая включает изучение специальных профилирующих дисциплин ‒ проектирование, макетирование, основы художественного мастерства и обязательное изучение вспомогательных дисциплин ‒ рисунок, живопись, скульптура, история искусства, история дизайна и других предметов невозможно создание грамотного художественного произведения в области художественного проектирования и макетирования. Поэтому в системе художественной подготовки художника-дизайнера этим предметам отводится ведущая роль.
Происходящие процессы модернизации и перехода на новые стандарты высшего профессионального образования формулируют новые требования к уровню подготовки специалистов в области дизайна окружающей среды. В ней необходимо гармонично сочетать художественную, технологическую и эстетическую составляющие профессиональной деятельности, обусловленные самой, спецификой художественного проектирования и макетирования как вида искусства, отвечающего критериям «пользы, прочности и красоты». Дизайнеры, как специалисты-профессионалы, должны соответствовать быстро изменяющимся социально-экономическим условиям, развитию и внедрению новейших технологий, быть способны самостоятельно решать сложные профессиональные проблемы создания современной окружающей среды на высоком эстетическом и художественном уровне.
В учебной практике, да и в повседневной жизни время от времени возникает необходимость продемонстрировать некоторые процессы. Принцип наглядности способствует лучшему усвоению материала и особенно актуален в специфических отраслях. Вопрос как применить принцип наглядности в изображении объемных предметов, ведь нам нужен зрительный обзор со всех сторон того или иного объекта? Для этого существуют макеты. Которые могут понадобиться и с другой целью, не только например во время защиты курсовой или дипломной работы, но и в строительстве многих объектов, заводов, учебных заведений, транспортного или воздушного оборудования и т.д. Макеты создаются, чтобы проверить архитектурную композицию, согласованность частей сооружений, наглядно ознакомиться с увязкой рельефа местности и основных объемов, процесс макетирования формирует объемно-пространственные представления студента, так как макет – одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношение членений, их масштабность, помогает найти правильное объемно-пространственное решении композиции и определить пути ее достижения. Также в работе над композицией макета изучаются основные понятия и принципы гармонической организации формы: соотношения, пропорции, ритм, равновесие.
Основные принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне
... художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы». По использованию метода можно судить о профессиональном уровне дизайнера. ... и науки. ГЛАВА 3. Основные принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне. Главной ... авторы рассматривают формообразование только как проектирование художественной формы, другие утверждают, что ...
Чтобы оценить эти качества при дизайне интерьера используются интерьерные макеты. Макеты помогают архитекторам, застройщикам быстро и наглядно ознакомить потенциальных заказчиков и клиентов с существующим или перспективным архитектурным проектом. процесс макетирования формирует объемно-пространственные представления студента, так как макет – одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношение членений, их масштабность, помогает найти правильное объемно-пространственное решении композиции и определить пути ее достижения. Также в работе над композицией макета изучаются основные понятия и принципы гармонической организации формы: соотношения, пропорции, ритм, равновесие.
В наше время архитектурный макет продолжает выполнять весомую роль в области монументального проектирования. И хотя методы формирования макетов видоизменились, цель осталась прежней: модель будущего объекта позволяет архитекторам и строителям, планировщикам городского пространства и ландшафтным дизайнерам лучше понять общий замысел, оценить, насколько гармонично сооружение впишется в окружающую среду.
Макет будущей постройки создается с целью презентации проекта, когда изображение планов здания на листах ватмана бывает понятно не всем участникам процесса рассмотрения. Архитектурный проект может быть представлен на выставке, показан заказчикам и участникам финансового совета, будущим жильцам. С помощью хорошо проработанной модели можно наглядно продемонстрировать, как дом будет выглядеть на местности, какие рядом находятся объекты городской инфраструктуры, как расположены улицы, остановки транспорта.
Целью процесса макетирования является овладение техникой и навыками объемного моделирования средовых объектов и их элементов, а также приобретение навыков работы с бумагой, картоном и другими макетными материалами; развитие пространственного мышления. Когда большое значение придается технике изготовления макета, когда точно и красиво сделан макет — это развивает вкус, конструкторское мышление будущего художника-дизайнера, совершенствует навыки работы с материалом. Макетирование развивает и аналитическое мышление. Макет представляет собой процесс восхождения от абстракции к конкретному, изучает композиционные закономерности в комплексном реальном проектировании. Макет, его цельность, обобщенность, предельно простые геометрические формы прививают студентам метод работы от большой формы к деталям, от общего к частному.
Работа редактора над научно-популярными изданиями, создаваемыми ...
... бы потребность читателя в достоверной и доступно изложенной научной информации. Таким образом, мы планируем исследовать работу редактора над научно-популярным изданием по договору авторского заказа, так как данная тема ...
Макетирование как наиболее понятная форма композиционного поиска отражается и на характере проектных решений. При усложнении проектных задач макетирование остается одной из основных форм работы над композицией, поэтому макетирование является предметно-практической деятельностью, в которой восприятие и действие переходит в практический навык работы с различными материалами макетирование. Большое значение макетирования несет для подготовки художника-дизайнера высокого профессионального уровня. И конечно же перед строительством различных объектов, будет дешевле изготовить показательный макет для заказанного того или иного объекта. Стоимость архитектурного макета зависит от двух составляющих: трудоемкости изготовления макета и стоимости макета, как художественного произведения. Макет может совсем не иметь или иметь очень низкую художественную ценность. Как правило, это зависит от уровня профессионализма макетчиков.
На трудоемкость изготовления архитектурного макета влияют:
— степени детализации
— масштаб
— габариты макета
— используемые материалы
— применяемые технологии
— наличие элементов механизации
— наличие и вид подсветки
1. Что такое макет. История макета
С появлением художественного конструирования как вида проектной деятельности макетирование стало её неотъемлемым компонентом, а макет становится составной частью законченного проекта. Роль макета на различных этапах проектирования неодинакова и в соответствии с этим определяется технология его изготовления и материал. Всё это диктуется целями и специфическими требованиями, связанными с каждой из этих стадий.
Макетирование в дизайне среды является важной составной частью в процессе подготовки специалистов широкого профиля в области дизайна среды и в процессе художественно-проектной деятельности. Первый макет был – макет глобуса, он появился в Германии более 500 лет назад. Его создал немецкий географ Мартин Бехайм в 1492 году. Свою модель он назвал «Земное яблоко». Первые чертежи автомобиля принадлежат Леонардо да Винчи, а вот макет этого автомобиля был изготовлен только в 2004 году экспертами Музея истории наук во Флоренции. Известны макеты архитектурных сооружений, относящихся к периоду Возрождения, барокко и классицизма. Русские зодчие XVIII–XIX вв. Растрелли, Баженов, Тома де Томон, Монферан широко практиковали макетирование. На макете проверялись основные пропорции, масштаб деталей, возможные зрительные искажения. Нередко макеты делались разъёмными и по ним можно было судить не только о внешнем виде сооружения, но и об его интерьере. Архитектурный макет известен с древних времен, еще во времена Древнего Египта и античной Греции зодчие пользовались не чертежами, а именно макетом. Еще в гробницах Египта находили миниатюры домов и храмов, роль которых была использована в религии для погребальных обрядов.
Шотландия как объект туризма
... морями. Мягкостью и влажностью он обязан течению Гольфстрим. Климат в Шотландии не такой мягкий, как в Англии. Весной в Шотландии господствуют холодные ветры и туманы. Редкие солнечные дни сменяются ... Оркнейские и Шетландские острова на севере географически являются частью Хайленда. В этом районе, самом небогатом в Шотландии, экономика еще главным образом основана на скотоводстве, охоте, рыбной ловле ...
В античной Греции макеты использовали для более понятных для нас целей – модели из воска или дерева служили для оценки архитектурного проекта. Широко макеты начали использоваться в эпоху Возрождения – тогда создавались миниатюры церквей, соборов. Очень сложный, детализированный макет собора св. Петра в Риме был более 7 метров в длину. В это время макет постепенно превратился в инструмент привлечения, шедевр мастерства исполнения. Изображение макетов зданий, моделей судов, карет и других объектов часто фигурируют в шедеврах живописи. На многих портретах и памятниках прошлых веков запечатлены схожие сцены – в руках у исторически значимой фигуры макет города. Это, своего рода, символ покровительства городу какого-либо святого или знаменитого человека. К примеру, в Киеве у Золотых ворот установлен памятник Ярославу Мудрому, который держит в руках макет Киева (рис.
Грандиозные замыслы – постройка корабля, собора, крепости – редко обходились без макетов. В России во времена Екатерины существовали придворные ювелирные мастерские, которые изготавливали потрясающие вещи – макеты каретных экипажей, кораблей, дворцов. Петр Первый был отличным макетчиком и очень ценил это искусство. В Санкт-Петербурге в музее военно-морского флота стоит отменно сделанная царем модель линейного корабля (это самый сложный вид моделирования).
Миниатюры зданий, кораблей и карет вызывали восторг у царственных особ, изготавливались придворными ювелирными мастерскими и были достойным, оригинальным и желанным подарком. К примеру, через год после коронации Николай Второй подарил Александре Фёдоровне «коронационное» пасхальное яйцо Фаберже. Внутри ─ маленькая карета, точная копия той, на которой императрица ехала на церемонию. Кукольные домики, которые были популярны в Германии и во Франции были очень искусно изготовлены известными мастерами, включая мебель, живописные миниатюры, роспись стен.
Использование макетов в строительстве в нашей стране имеет многовековые традиции. Еще в Древней Руси при строительстве храмов широко применялись макеты. Это подтверждается изображениями на фресках древних храмов (изображения Ярослава Мудрого — строителя, держащего макет Софийского собора в Киеве XIв, на стенописи Нередицкой церкви, построенной в 1198 г., и др.) и древними рукописями (например, псковской рукописью начала XII в).
При строительстве сложных и значительных зданий и сооружений на Руси также пользовались их макетами (так называемыми образцами), которые в то время служили источником передачи информации строителям о замысле зодчего.
Русские зодчие XVIII─XIX вв. придавали большое значение изготовлению макетов при разработке проектов. Широко применялись разрезные сборно-разборные макеты для наглядности экстерьера и
Выдающийся пример использования макета в инженерно-конструкторской практике ─ макет моста через р. Неву, выполненный великим русским изобретателем-самоучкой Кулибиным.
На сегодняшний день архитектурный макет не утратил своей ценности и актуальности наряду с применением компьютерных трехмерных изображений архитектурных объектов.
Проектирование здания
... технических средств, позволяющих автоматизировать подобного рода проектные работы. 1. Архитектурно-строительный раздел 1.1 Объемно-планировочные решения ... поверхности. Для отвода поверхностных вод по периметру здания устраивается отмостка из мелкозернистого бетона. Стены и ... требованиями СП. Категория древесины — 2. Опорные части стропил, подкосов, затяжек дополнительно обрабатываются антипиренами и ...
Макет необходим :
для прохождения градостроительного совета, чтобы лучше раскрыть задумку архитектора;
─ рекламных целей (строительных и архитектурных выставок, выставок недвижимости, для демонстрации построеных зданий и сооружений);
─ как инструмент продаж (разборные макеты строящихся жилых домов с планировкой и прилегающей территорией);
как элемент интерьера в офисе архитектора, инвестора;
как необычный подарок (макеты «фэнтези» ─ сооружений из фильмов и мультфильмов).
Если говорить об истоках макетирования в процессе обучения архитектурной науке, необходимо отметить, что впервые форма композиционного творчества в макетах родилась на Западе в педагогических курсах Баухауза. Особенно перспективной оказалась работа с бумагой. Свободное экспериментирование с бумажной формой в пространстве позволило зафиксировать много больших и малых открытий в области нового стиле-образования, позднее проявившихся в реализованных архитектурных и дизайнерских разработках. Еще до Баухауза имелся некоторый опыт опробывания отдельных формальных упражнений в макетной форме (Беренс, Ван де Вельде, Тижик Итте и др.).
Однако макетная (объемно-пространственная) форма решения композиционной задачи и ее представления была разработана Йозефом Альберсом. Это произошло в третьем, последнем периоде формирования пропедевческого курса в Баухаузе. С 1925 года он подключается к преподаванию вводного курса, а с 1928 года после ухода Моголь-Надя из Баухауза берет на себя его в полном объеме и руководит им вплоть до закрытия школы в 1933 году.
Альберс в своей методической разработке делал главный упор на развитие творческой фантазии учащихся с помощью экспериментальной, поисковой работы. Свободная, не отягощенная практической целью «игра» в материал, рождает смелость, инициативу и интерес. Изучение же конкретных технических приемов обработки материала с упором на их эстетические характеристики, наоборот, ограничивает развитие творческих потенций. Таким образом, Альберс реализовал ряд блестящих методических находок, которые позднее были восприняты многими художественными школами мира.
И так, что же такое макет? Макет (от фр. maquette — масштабная модель, итал. macchietta, уменьшительное от macchia) — модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого, невозможно или просто нецелесообразно.
Архитекту́рный маке́т (фр. maquette, от итал. macchietta — набросок) — объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города. Архитектурный макет либо достаточно точно воспроизводит оригинал в деталях, в таком случае его называют также моделью, либо с некоторой степенью приближения . Архитектурные макеты бывают выполнены в разных масштабах (1:1000, 1:500, 1:250, 1:200, 1:100, 1:50, 1:25, 1:20).
Подобный материал волгоградское муниципальное учреждение культуры
... видах проводимых работ в библиотеках: исследовательская работа с редкими и ценными изданиями как объектами музейной деятельности, использование методов музейной экспозиции в создании мемориальной книжной выставки в библиотеке, ♦ создание музейных экспозиций, мемориальных уголков, ...
Для создания макетов используются самые разнообразные материалы. Наиболее распространены гипс, дерево, картон, пластик, пенокартон, папье-маше, потолочная плитка, ПВХ.
Макетирование – это работа над самим предметом, в процессе работы над которым рука дизайнера непосредственно воздействует на изготовляемую форму. Процесс макетирования для художника-дизайнера важен потому, что через них развивается опыт преобразования пространственного образа, формируется пространственное представление и пространственное мышление. Изготавливая макеты из различных материалов, студенты сами интуитивно открывают их конструктивные свойства. Например, изготавливая макеты из бумаги становится понятными основные ее конструктивные особенности. В различном состоянии бумага по разному воспринимает нагрузку. Она может быть изогнутая, гофрированная, свернутая в трубку.
По типу различают концептуальные, градостроительные, планировочные, ситуационные, ландшафтные, панорамные, интерьерные макеты. По степени механизации и электрооснащённости выделяют макеты без подсветки, с внутренней подсветкой, с наружной подсветкой, с динамической подсветкой, с комбинированной подсветкой, без движущихся элементов, с движущимися элементами. Макетирование ‒ творческий процесс поиска архитектурной композиции. В работе над проектом (реальным или учебным) макет, преобразуясь в определенной последовательности, является звеном процесса проектирования. При изучении «образца» от макета требуется передача общей формы или сочетание его частей. Для удобства исследования в некоторых случаях желательно, чтобы он был составным и мог разбираться. Внешняя форма макета на этой стадии не меняется, и это предопределяет его стабильность.
На этапе изготовления эскизов макет также предназначен для практических целей, т. е. для самих проектировщиков, поэтому он не обязательно должен обладать внешней привлекательностью. Но составляющие его внутренние блоки должны иметь возможность перемещаться, менять своё взаиморасположение, сочетаться по-разному.
При проектировании односложных предметов поверхность макета должна иметь возможность изменяться для того, чтобы можно было придавать ей ту или иную форму в поисках наилучшего решения. Характер поверхности и моделировка объёма закладываются в объектах уже на эскизной стадии проекта. Материал и технология изготовления макета должны этому помогать. Так как макет на эскизной стадии проектирования должен быть в какой-то мере условным, в нем не используются те материалы, в которых данное изделие будет выполняться в натуре. При проектировании предметов со сложным объёмно-пространственным строением с самого начала проектного поиска стоят иные задачи и соответственно другая технология макетирования. Здесь материал должен помогать вести поиски вариантов, а для этого необходимо легко сочленять и отделять детали, менять объёмно-пространственное строение. Структура некоторых объектов требует изготовление динамических моделей, так как отдельные их элементы должны проверяться лишь при перемещении одного по отношению к другому.
Макеты-структуры (реберные, трубчатые, решетчатые) помогают понять работу открытой, обнаженной конструкции, знакомят с различными средствами художественной выразительности конструкций. Макетирование из бумаги развивает конструктивное мышление.
«Противоречия современного образования» материал
... учиться. Ключевые слова: образование, государство, новый, стандарт, изменения. Эссе «Противоречия современного образования» Считаю, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны ...
1.1 Виды макетов. Назначение.
Виды макетов
Макеты создают для выполнения самых разнообразных задач. В зависимости от цели изготовления их можно поделить на несколько основных групп:
концептуальный – применяется при необходимости красиво подать архитектурное решение, общую идею, концепцию. При этом можно сделать макет полностью прозрачным и отразить лишь общую форму и контуры
рекламный – отражает четкую детализацию всех элементов, а также обладает точным цветовым решением фасадов, чтобы произвести впечатление на клиента;
градостроительный – своего рода карта, на которой показана застройка района или даже города;
макет-пособие – обучающий макет, иллюстрирующий определенные действия объектов;
инженерный – показывает особенности устройства конкретного сооружения или агрегата;
макет сувенир – оригинальный способ эффектного подарка.
Для каких целей могут понадобиться макеты?
— Макеты жилых комплексов, многоэтажных домов, особняков, коттеджей, зимних садов, общественных зданий, религиозных объектов, домов приемов, гостиниц, школ, развлекательных комплексов, офисных зданий, бизнес центров, торговых центров, заводов. Пройдет совсем немного времени – и в микрорайоне, в городе появятся просторные 23-этажне дома, или коттеджи, торговые комплексы, офисные здания, заводы в котором жизнь будет бить ключом. Но как же привлечь к будущей постройке потенциальных покупателей, если пока на ее месте красуются лишь гаражи и киоски, либо пустое место? Как убедить их стать владельцами квартир, которые только находятся в проекте?
Лучший способ – конечно же изготовить макет здания в окружении ближайшей инфраструктуры, который наглядно продемонстрирует все его будущие особенности.
— Макеты кварталов, архитектурные макеты бизнес-парков, макеты-схемы горнолыжных трасс и спусков, поселков. Запланировали грандиозное строительство, но не знаете, как убедить чересчур требовательного заказчика в том, что будущее здание органично впишется в инфраструктуру квартала? Не хватает словесных аргументов в пользу своего «детища»? опять же вам поможет проектировка макета.
— Макеты средств вооружения
— Макеты офисного оборудования
— Макеты-визуализации географических зон и крупных объектов В чем особенности создания архитектурных макетов?
- Экспозиционная цель, поэтому макеты должны быть крупномасштабными и максимально детализированными.
- Выступление в качестве застройщика и нужно показать макет, чтобы наглядно увидеть, как будет выглядеть будущий семейный особняк.
— Хотите приобрести изделие для выставки, или лучшего друга в качестве сувенира, можно изготовить макеты фамильных особняков и усадеб, которые неоднократно становились ярким украшением выставок, музеев и презентаций.
«Школа моей мечты» материал
... своим гардеробом, гимнастическим залом, библиотекой, продленкой. Вот она школа моей мечты! Она - большая, светлая и уютная. В коридорах ... конечно же, с современного архитектурного стиля. Если бы я была архитектором, то школьное здание на моем макете состояло бы ... химические реакции, писать сочинения, они будут создавать уроки — шедевры: яркие, необыкновенные, не теряющие связи с прошлым, настоящим и ...
Нельзя обойтись и без ландшафта в макетировании, например: добавление насаждений на плане местности или же пристройка к жилому дому в виде зимнего сада. Макет зимнего сада – это:
- полный аналог такого зимнего сада, о котором вы мечтали, только в миниатюре – вы сможете самостоятельно подобрать комплектацию «растений», а также стилистику оформления «оранжереи»;
- практичный и невероятно красивый элемент интерьера, который впишется как в «несколько сантиметровые» апартаменты, так и в малогабаритную квартиру;
великолепный подарок, свидетельствующий о вашем безупречном вкусе.
Пластик, дерево, оргстекло – используются надежные материалы, которые позволяют добиваться потрясающих результатов.
Профессиональное изготовление макетов моделей позволяет продемонстрировать на практике определенные действия, технологии или принципы. В зависимости от предназначения они делаются из разных материалов.
- Для медицинских вузов актуально создание макетов скелета человека и отдельных внутренних органов.
Студентам транспортной сферы пригодятся модели машин, вагонов, сборных деталей.
В школах вождения не обойтись без макета работы светофора.
— Учебные модели различных технологических процессов, механизмов, установок позволяют новым сотрудникам производственных предприятий освоить свои обязанности и избежать роковых ошибок в оперировании сложным оборудованием.
- Сотрудники МЧС гораздо быстрее освоят принципы спасения людей, а также методы ликвидации чрезвычайных ситуаций, если продемонстрировать им это на наглядных примерах и т.д.
Из каких материалов изготавливаются учебные макеты
Зачастую их изготавливаются из самых обычных материалов.
Основные материалы для макетирования, это, пожалуй, самый сложный и многогранный раздел. Дело в том, что в наш век технологий, чуть ли не каждый день появляются новые синтетические материалы. Не говоря уже о 3D печати и 3D принтерах. Много появляется и материалов, которые можно использовать в макетировании.
Любое макетирование, весьма условно, можно разделить на домашнее (кустарное), и профессиональное которое выполняется в условиях макетной мастерской или архитектурного бюро. И понятно, что возможности, в обоих случаях будут совершенно разные. Для изготовления одного макета, что называется для себя, для души, вам не понадобятся огромные листы ПВХ (2х3 м) или полистирола. Вам не нужен клей и краска в больших банках. Другое дело макетная мастерская. Там все материалы заказываются с избытком, и, как правило, остаются в немалых количествах. Вот поэтому выбор материала для макета зависит еще и от того делается он один, или планируется продолжение работы в этом направлении.
Диплом. выполнение улучшенного оштукатуривания поверхности вручную
... декоративной отделкой. Мы видим, что улучшенная штукатурка – это достаточно эффективный материал для выравнивания поверхностей. Мы получаем идеально ровную стену, но материала при этом расходуем умеренное количество. Однако стоимость таких работ ... одна из его сторон была удалена от поверхности на 10 см. Другую сторону можно прижать к поверхности на толщину наносимого слоя. Сокол при этом движется ...
Для любительской, домашней работы, можно посоветовать присмотреться к макетным мастерским и рекламным фирмам которые имеются неподалеку. Имеет смысл наладить контакт с ними. Отходы этих производств и объемы заказанных материалов таковы, что вам вполне может хватить обрезков, отходов которые идут на выброс. Есть Интернет-магазины, которые тоже торгуют обрезками, которые могут прислать по почте. Если же и такой вариант не для вас, стоит присмотреться к вещам и предметам окружающим вас. Вполне вероятно, что материал для работы вы найдете в непосредственной близости. Это может быть гофрокартон, и фанера, обычные картон и пластик от старых бытовых приборов. Подойдет оргалит (ДВП), который применяется в мебельном производстве. Толстый картон или ватман, цветная бумага для аппликаций. В общем, оглянитесь вокруг.
Если вы намереваетесь заниматься макетированием дома постоянно, у вас есть рабочее место и есть (или будут), заказы, имеет смысл заказывать самый ходовой материал (тот же листовой ПВХ) в больших количествах, листами. Первоначальные траты потом с лихвой окупятся. А у вас уже будет запас расходного материала.
Несмотря на то что такие разработки не предназначены для выставок, некоторые модели по качеству ничуть не уступают презентационным и сродни настоящим произведениям искусства. В них часто присутствует подсветка, а также динамичные механизмы, позволяющие максимально точно передать моделируемый процесс.
По способу отображения все макеты подразделяются на:
1. Планировочные
С высоты «птичьего полета» можно рассмотреть весь комплекс работ и сооружений. Для досконального изучения местности при проектировке групп зданий или коттеджных поселков, как правило, пользуются планировочными макетами.
2. Архитектурные
Для того чтобы с разных ракурсов рассмотреть будущее здание и в деталях увидеть все особенности и характеристики постройки используют архитектурный макет, который позволяет получить объемное и целостное изображение в пространстве.
3. Механические
Механический макет, как правило, используют для эффектного отображения различных технологических приемов в строительстве. К примеру, миниатюрный проект электрифицированных ворот для железнодорожных путей и т.п.
4. Художественные
Для демонстративных целей и наглядного отображения внешней схожести будущего сооружения с оригиналом применяют художественные макеты. В данном случае не требуется раскрывать функциональность проекта и его технические особенности — художественный макет показывает внешние факторы и детали постройки.
5. Технические
Технические макеты применяются для акцентирования внимания заказчиков на электрических или механических элементах проекта. К примеру, модели самолетов, автомобилей или домов снабжаются электрифицированными и подвижными элементами — светом, лифтами, дверьми и т.д.
1.2 Материал для макетирования. Дать определения материалам по изготовлению макетов.
И так, характеристики основных материалов для макетирования:
— Бумага и картон — Это самые простые и доступные материалы для создания архитектурных макетов. Неверно считать, что из бумаги, картона или ватмана нельзя сделать хороший презентационный макет. Пользуясь только этими материалами и простыми канцелярскими инструментами можно создать копии самых сложных архитектурных объектов. А модели-копии техники, сделанные из бумаги опытными моделистами, поражают своей точностью и качеством. После обработки и покраски, мало кто может поверить, что такая модель сделана из обычного ватмана. Примеров тому немало в Сети. Еще каких-то 20-30 лет тому назад в стране и за рубежом печатались журналы, в которых были выкройки для сборки того или иного вида техники. Это были самолеты, автомобили, танки, корабли, старинные крепости, и было удивительно, когда ты сам, из плоского листа бумаги, сделал сложный пространственный объект. И имея лишь обычный школьный набор для ручного труда, можно создать красивый и необычный макет.
Работа с бумагой требует знания ее текстурных особенностей. От направления волокон она п о-разному поддается сгибанию. Скручивая ее поперек волокон, вместо идеально гладкой мы увидим поверхность, измельченную трещинами и надломами. Определить направление волокон несложно. Для этого следует отрезать от листа две узкие полоски, одну по вертикальному краю, другую по горизонтальному. С помощью шила или карандаша необходимо скрутить обе полоски в спираль. Поверхность одной из них будет пластичной, другая — покрыта мелкими трещинами. Это подскажет вам выбор текстуры при выполнении объемно-пространственных структур цилиндрического характера.
Бумага — легкий в обработке материал, поэтому эскизные макеты из бумаги делаются очень быстро. Комбинируя варианты, можно быстро склеить композицию, изменить форму, пропорции составляющих ее элементов, заменить один элемент другим.
Любая композиция создается на основе конструкции, которая представляет собой систему ребер жесткости, получаемых в результате сгиба листа бумаги. Создавая сложные формы, не обойтись без сгибов криволинейного характера. Некоторую кривую линию можно получить с помощью резака. Стоит выполнить произвольный криволинейный надрез на листе от края до края и прогнуть его, получится довольно четкая и пластичная линия сгиба, которая неожиданно преобразует всю поверхность бумаги. Следует помнить, что глубина надреза не должна превышать половину толщины листа. В случае его недостаточной глубины лист либо не согнется, а сомнется, либо сформируется нечетко. Глубокий надрез может превратиться в нежелательный сквозной прорез заготовки.
— Пенопласт — класс материалов, представляющий собой вспененные (ячеистые) пластические массы.
Поскольку основной объём пенопласта занимает газ, плотность пенопласта существенно ниже, чем плотность его исходного сырья (полимера).
Это обусловливает сравнительно высокие теплоизоляционные свойства (конвекционная передача тепла проходит в отдельно взятой ячейке, теплопередача по стенкам ячеек незначительна в силу их малой толщины) и звукоизоляционные свойства (тонкие и сравнительно эластичные перегородки ячеек — плохой проводник звуковых колебаний) материалов данного класса.
Пенопласты были получены практически из всех наиболее широко применяемых пластмасс (полимеров), поэтому наиболее известными материалами данного класса являются: полиуретановые пенопласты, поливинилхлоридные пенопласты, фенол-формальдегидные, карбамидно-формальдегидные пенопласты и полистирольный пенопласт.
В зависимости от состава сырья и технологии его обработки возможно выпускать пенопласт разной плотности, механической прочности, стойкости к различным видам воздействия. Этими факторами и обусловливается выбор конкретного вида пенопласта для применения в тех или иных условиях и целях.
— ПВХ — Поливинилхлорид. Бывает двух видов: вспененный ПВХ и жесткий ПВХ. Вспененный ПВХ – основной материал для макетирования на сегодняшний день. Выпускается промышленностью в виде листов различной толщины от 1 до 10 мм. Область применения ПВХ весьма обширна и нет нужды ее перечислять. Материал очень хорошо обрабатывается, режется. Устойчив к большинству агрессивных жидкостей. Легко моется. Имеет гладкую, слегка матовую поверхность, на которую хорошо ложится и приклеивается самоклеящаяся пленка, о которой мы поговорим ниже.
Материал гигроскопичен, что исключает его набухание и коробление. Что обеспечивает долговечность вашего творения на долгие годы, разумеется, при должном уходе за ним. ПВХ экологичен, а значит с ним можно работать и дома и в мастерской. К недостаткам можно отнести слишком мягкую поверхность, на которой легко отпечатываются вмятины даже от нажатия ногтем. Вмятины не выпрямляются со временем, поэтому лицевую поверхность материала нужно беречь от механических повреждений. Ко второму недостатку (правда решаемому) можно отнести способность материала быстро наэлектризовываться при механической обработке, что создает дополнительные трудности при уборке рабочего места. Поскольку слой вспененного ПВХ располагается между двумя тонкими листами сплошного ПВХ, торцы у листа этого материала имеют пористую, ячеистую структуру. Это затрудняет покраску видимых торцов на готовом макете. Это необходимо учитывать при сборке частей макета. Есть еще одна особенность ПВХ. Мастерские по изготовлению макетов в основном пользуются лазерным кроем материала. Это ускоряет процесс изготовления плоских частей макета. Уменьшает количество трудоемкого ручного труда, сводя его к сборке уже готовых частей здания. Но при лазерной резке, все торцы вырезанных деталей имеют жженую поверхность, коричневатого цвета.
Пыльный налет подгоревшего материала усложняет последующую склейку деталей и покраску резаных мест детали. Поверхность ПВХ после обработки лазером требует дополнительной обработки для дальнейшего использования. Есть несколько способов очистки подгоревших мест. Об этом мы поговорим чуть позже. Листовой ПВХ используют для изготовления всех основных частей архитектурных макетов. Фасады, межэтажные перекрытия, ребра жесткости, основания, фундамент, кровельные покрытия, планшеты, каркасы для подмакетников, сами подмакетники. То есть, практически весь макет можно собрать из листов ПВХ разной толщины. Из более толстых листов можно набрать сложный рельеф для ландшафта.
В техническом макетировании листовой ПВХ можно применять для создания плоских деталей разной толщины, правильных геометрически частей машин и механизмов и т.д. При этом тоже надо учитывать пористую структуру материала.
ПВХ относится к категории трудно воспламеняющихся пластиков, это еще одна из причин его широкого распространения.
— Полистирол — продукт полимеризации гранул стирола. Имеет хорошие механические свойства. Легко формуется, клеится и окрашивается.
Оглянитесь вокруг. Многие вещи, которые вас окружают в быту, сделаны из полистирола (ПС).
Одноразовая посуда, упаковка для продуктов питания, канцелярские изделия, игрушки, бижутерия и многое другое.
Применяется ПС в строительстве, в военном производстве.
В макетировании ПС применяется при изготовлении ажурных конструкций, декоративных элементов, МАФов (о них мы поговорим в разделе «Ландшафт»).
Небольшие постройки, для изготовления которых нужен тонкий материал, тоже желательно делать из ПС. Полистирол намного плотнее ПВХ, он заметно труднее режется, и обрабатывается. Самый тонкий листовой полистирол можно найти в упаковках пищевых продуктов. Например, крышка быстрорастворимой лапши сделана как раз из ПС, толщиной 0,2-0,3 мм. Это, пожалуй, самый тонкий полистирол из легкодоступных. Фирмы выпускают листовой ПС, толщиной от 0,5 мм.
По ряду причин, листовой полистирол, также как и ПВХ, широко распространен в макетном производстве и при изготовлении моделей техники. Напомним, что все сборные, масштабные модели техники изготавливают методом литья и гранул полистирола. Все, наверное, хорошо знают подобные наборы. Их можно увидеть и в отделах игрушек и в специализированных магазинах для моделистов, красивые такие картинки танков, кораблей, самолетов на коробках, в которых находятся части и детали техники, для самостоятельного склеивания.
Вот лишь некоторые из положительных качеств полистирола:
— Экологичность, не имеет запаха
— Термо- и вакуумформование
— Легкость обработки
— Высокая стойкость к активным химическим веществам
— Диэлектрик
— Устойчив в атмосферным воздействиям
— Есть прозрачный полистирол, который применяется для прозрачных частей макета
Конечно, как и любой другой материал, полистирол имеет свои недостатки: он достаточно хрупкий (зависит от толщины листа), и из него довольно сложно гнуть кривые поверхности. Все зависит от размеров требуемой детали и степени кривизны.
— ПЭТ, наравне с ПВХ и полистиролом, один из наиболее употребляемых пластиков в макетировании. За рубежом он обозначается как A-PET. Он также как и первые два пластика (ПВХ и ПС), очень часто встречается в быту и в окружающем нас мире. Бутылки, упаковки, волокна для одежды, кино- и фотопленки, это далеко не полный перечень применения ПЭТ в быту. Еще он применяется в промышленности, технике и т.д. Возьмите любую бутылку с газировкой, и наверняка на донышке вы увидите маркировку «A-PET». Витрины и прозрачные части механизмов, перегородки на рабочих местах и уличное освещение, рекламное оформление и медицинское оборудование.
Чем полезен пластик ПЭТ в макетировании:
— Имеет высокую степень прозрачности. Практически не мутнеет
— Безвреден при использовании
— Имеет высокую стойкость к УФ и старению. Со временем не желтеет (в отличие от оргстекла или полистирола)
— Материал имеет устойчивость к многократному сгибанию
— Хорошо режется и клеится
— Имеет высокую способность к термоформованию, при этом, не теряя прозрачности.
— ПЭТ более дешев, в отличие от поликарбоната или акрилового стекла.
— В отличие от оргстекла, ПЭТ не такой хрупкий
— Одно из главных достоинств листового ПЭТ его малая толщина. Выпускается листами толщины от 0,5 мм, а при желании можно найти и тоньше. В макетировании листовой ПЭТ широко применяется при изготовлении балконов, лоджий, прозрачных крыш и куполов. Остекление домов практически всегда выполняется из ПЭТ.
Вот, практически мы перечислили основные «строительные» материалы для макетирования самих строений, зданий, для самих макетов. Это листовые ПВХ, полистирол и ПЭТ. Пользуясь листами этих материалов разной толщины, комбинируя их разными способами, можно изготовить практически макет любой сложности. И помните, эти материалы не панацея во всех случаях. Бывает какой-то их них невозможно достать. В каждом частном случае, вопрос о применении того или иного материала решается индивидуально.
— Оргстекло — Органи́ческое стекло́ (оргстекло́), или полиметилметакрилат (ПММА) — акриловая смола[1], синтетический виниловый полимер метилметакрилата, термопластичный прозрачный пластик, известный под наименованиями Plexiglas, Deglas, Acrylite, Lucite, Perspex, плексиглас, акрима, карбогласс, новаттро, плексима, лимакрил, плазкрил, акрилекс, акрилайт, акрипласт, акриловое стекло, акрил, метаплекс и многими другими. Может подвергаться окрашиванию и тонированию[2].
Органическое стекло полностью состоит из термопластичной смолы. Химический состав стандартного оргстекла у всех производителей одинаков. Другое дело, когда необходимо получить материал с разными специфическими свойствами: ударопрочными (антивандальными), светорассеивающими, светопропускающими, шумозащитными, УФ-защитными, теплостойкими и другими, тогда в процессе получения листового материала может быть изменена его структура или в него могут быть добавлены соответствующие компоненты, обеспечивающие комплекс необходимых характеристик. Оргстекло был синтезирован в 1936 году в НИИ пластмасс. В наши дни теплостойкие фторакрилатные органические стёкла используются в качестве лёгких и надёжных деталей остекления военных и гражданских самолётов, так же можно применять в макетировании, для создания прозрачных объектов: окон, дверей, мебели и т.д.
— Фанера (древе́сно-сло́истая плита́) (др.-греч. φανερός — явный) — многослойный строительный материал, изготавливаемый путём склеивания специально подготовленного шпона. Количество слоёв шпона обычно нечётное, от 3 и более. Для повышения прочности фанеры слои шпона накладываются так, чтобы волокна древесины были строго перпендикулярны предыдущему листу. Фанера называется продольной, если волокна в лицевых слоях направлены вдоль длинной стороны, в противном случае — поперечной.
Фанера из древесины как твёрдых, так и мягких пород выпускается нескольких типов и сортов, которые различаются назначением, сроком службы, внешним видом и стоимостью.
По предназначению — строительная, промышленная, упаковочная, мебельная и конструкционная.
По видам фанеру часто разделяют на два популярных вида — ФК (влагостойкая) и ФСФ (повышенной влагостойкости).
По типу обработки — ламинированная. Так же можно использовать в качестве напольного покрытия, кровли и других изделий по дерево.
— Дерево. Из деревянных тонких палочек можно изготовить потрясающий архитектурный макет, соорудить стены, кровлю, забор, лавочки и т.д.
— Виниловые самоклеющиеся пленка — виниловая или другая пластиковая плёнка с декоративным оформлением (узор, цвет, текстура) с одной стороны и клеевым слоем с другой стороны.
Для защиты клеевого слоя от пыли и повреждения до момента использования он закрывается глянцевой бумажной основой (с обратной стороны которой обычно находятся мерные метки и инструкция по применению).
При монтаже отметки наносятся на бумажную поверхность, после раскроя бумажная поверхность удаляется, а плёнка переносится на нужную поверхность. Большинство плёнок допускает отклеивание сразу после монтажа для устранения ошибок. Применяется для отделочных и декоративных внутренних работ, в производстве рекламы, в макете можно использовать вместо обоев или обклеить мебель.
— Акриловая краска — водно-дисперсные краски на основе полиакрилатов (преимущественно полимеров метил-, этил- и бутилакрилатов), а также их сополимеров в качестве пленкообразователей.
Используются в строительстве для внутренних и наружных работ и в живописи. Акриловые краски, подобно другим водно дисперсным краскам, могут быть разбавлены водой, при разбавлении могут колероваться водными пигментными пастами, но после высыхания становятся стойкими к воздействию воды. При нанесении и во время всего срока эксплуатации не выделяют токсичных веществ, поскольку не содержат в составе растворителей органического происхождения.
Рассматривая вопрос об изготовлении, какого либо макета, вы должны хорошо представлять себе из чего и как будете делать ту или иную его часть. Должны хорошо «видеть» как будут изготавливаться все части макета. Выбор материалов должен быть не абстрактным (из области аэрокосмической отрасли, к примеру), а таким, который доступен вам здесь и сейчас. Материал, который вы можете, купить, достать, заказать, найти.
Решить вопросы, как и чем, красить и клеить эти материалы.