«Противоречия современного образования» материал

В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Сущность этого этапа выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов, в основе которых процесс развития личности как цель и смысл образования.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Каковы функции нового стандарта в современной школе? В соответствии с федеральным законодательством новый образовательный стандарт представляет собой документ в объеме 30–40 страниц. В нем раскрываются основные подходы к структуре, функциям, порядку применения стандарта

К числу основных функций стандарта следует отнести:

  • функцию обеспечения права на полноценное образование.
  • функцию обеспечения единства образовательного пространства страны.
  • функцию обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • функцию повышения объективности оценивания.

Стандарт второго поколения должен изменить ситуацию в системе образования. Разработчики ФГОС поставили перед собой задачу с помощью нового образовательного стандарта создать в России условия для становления нового образовательной системы. Новизна этой системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики .

В начале ХХI в. важнейшим условием эффективности системы образования является способность гибко реагировать на запросы личности, изменение потребности экономики и нового общественного устройства. Именно в этом целевое отличие стандарта второго поколения, внедрение которого призвано обеспечить условия для достижения названных выше целей. Таким образом, образовательный стандарт – это инструмент построения в России открытого гражданского общества, развития инновационной экономики. В основе стандарта второго поколения лежит общественный договор – новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной форме реализует права человека и гражданина. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт является средством обеспечения планируемого уровня качества образования.

49 стр., 24099 слов

Лингвистическое обеспечение автоматизированных систем библиотек ...

... библиотеки создают свои электронные каталоги и в качестве ИПЯ используют УДК и/или ББК, язык ключевых слов и язык библиографического описания. Лингвистическое ... и т.д.). Информационными массивами являются электронные каталоги и базы данных на машиночитаемых носителях; организация и использование информационных массивов определяются соответствующими стандартами и обеспечиваются программными и ...

Новыми функциями стандарта являются:

  • гуманизация образования и всей школьной деятельности;
  • обеспечение гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов образования;
  • обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования.
  • Хочется отметить инновационный характер нового стандарта тезисами:
  • определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
  • ориентация на развитие вариативности образования;
  • системно-деятельностный подход как общепедагогическая основа определения требований к результатам образования (цель образования – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности);
  • определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра;
  • восстановление роли воспитания в системе образования как важнейшей составной части и личностного результата освоения стандартов;
  • новая система организации образовательного процесса посредством разработки новой структуры базисного образовательного плана, внедрения здоровьесберегающих технологий, формирования открытой информационно-образовательной среды и т. д.

Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеурочной деятельности. Причем объем времени на этот компонент составляет в среднем 10 часов в неделю в каждом классе.

Овладение универсальными учебными действиями позволяет школьникам усваивать необходимые понятия и формировать умения решать учебные и практические задачи. В соответствии с идеологией стандарта второго поколения школьник должен освоить определенное количество фундаментальных умений, которые позволяют ориентироваться в содержательном поле, а не сводить фундаментальное ядро к темам, которые нужно изучать. Таким образом, фундаментальное ядро включает в себя не только содержательные компоненты, но и набор обобщенных познавательных умений.

12 стр., 5712 слов

Система образования в Республике Казахстан

... общеобразовательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам». Система образования в Республике Казахстан на основе принципа непрерывности и преемственности образовательных учебных программ включает следующие уровни образования: дошкольное воспитание и обучение; ...

Принципиально новым документом является примерная Программа воспитания и социализации учащихся. Такая программа разработана для начального и основного образования. В ней все виды внеурочной деятельности сгруппированы в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направления, а также общественно-полезная и проектная деятельность. В этой программе направления сознательно пересекаются и частично перекрывают друг друга. Они сохранятся и будут представлены и в программе для старшей школы. Программа воспитания и социализации учащихся по своей новизне, концептуальной значимости является одним из важнейших для педагогов документов. Она открывает педагогам важнейшее направление гражданско-патриотической деятельности, которая раньше системно никак не описывалась и не оплачивалась из бюджета.

Новый стандарт предлагает возможность иного подхода к планированию учебного времени. Все это позволит педагогам, и учащимся, привлекая родителей, заинтересованную общественность совместно организовать результативный образовательный процесс, эффективную школу. Важнейшим критерием ее эффективности является способность сформировать у школьников желание, готовность и умение учиться.

Ключевые слова: образование, государство, новый, стандарт, изменения.

Эссе

«Противоречия современного образования»

Считаю, что в целом, концептуальные идеи и прописанные пути реализации федерального государственного стандарта второго поколения актуальны и востребованы современной образовательной системой. В ведение часов на внеурочную деятельность обучающихся, с одной стороны, увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, создает финансово обеспеченные возможности для организации индивидуальной проектно-исследовательской работы со школьниками; материально-технические возможности школы (спортзала, компьютерного класса, актового зала,, открытых игровых площадок) позволяют организовать внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведенная в школе, дает ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью.

А с другой — большая проблема : отсутствие в общеобразовательных школах материально – технической базы, отсутствие мест для занятий, дополнительная загруженность учителей ( мне кажется, что внеурочной деятельностью должны заниматься специально подготовленные педагоги) , отсутствие условий для нахождения детей в школе, недостаточно продумано питание ( качество пищи недопустимо низкое) и это не смотря на то, что постоянно ведется разговор о здоровом образе жизни. Количество часов физической культуры увеличивается, а условий не создается: в спортивном зале занимается по 3-4 класса одновременно.

Если говорить о принципиальном отличии новых ФГОС от стандартов 2004 , то основное отличие — это то, что цель обучения — не предметный, а личностный результат.

26 стр., 12513 слов

Содержание и организация проектной и исследовательской деятельности ...

... метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. В настоящее время вопросом проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка занимается Ерохина Елена Ленвладовна. В своей работе «Исследовательская и проектная деятельность школьника: разграничение понятий» ...

Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.

Овладение этими действиями позволит учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения на основе формирования умения учиться, так как универсальные действия порождают мотивацию к обучению и позволяют учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. Наши дети будут учиться жить: и на уроке, радуя друг друга полезным общением в творческом поиске решения учебных проблем и задач, и в окружающем мире, осознавая ценность не только знания, но и взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания, добра.

Если обратить внимание на основные задачи ФГОС, то хочется отметить, что пред педагогами всегда стояли задачи создания условий для развития творческой активности учащегося, развитие мотивации к самостоятельному познанию, развитие желания учиться, наши традиционные формы и приёмы организации работы в классе способствовали решению этих задач. Практическая и лабораторная работы, работа творческих групп учащихся, творческие семинары и диспуты, в последние годы — информационные технологии. Это же прекрасный опыт. Меня только волнует вопрос: «Не утонет ли всё это в новой волне бумаг? Сейчас я говорю о составлении технологических карт. Я понимаю, что составление технологических карт упорядочивает цели и задачи каждого этапа урока, но ведь мы и прежде сознавали и формулировали их. А творческому учителю за «бумажной волокитой» не остается времени на выполнение задач, поставленных перед педагогами. Нехватка кадров при таком подходе к образованию не улучшит, а наоборот, создаст дефицит педагогических кадров. Опытные учителя уходят, а молодежь при таком ритме работы, при таких окладах, мне кажется, долго не задержится в школе.

Современное общество требует от системы образования воспитания такого профессионала, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни — это основа системно-деятельностного подхода, а времени для самосовершенствования нет. Ведь в сутках всего 24 часа. И если мы говорим о разделении времени на % , те 25 % — на работу, 25 % — на хобби, 25 % на отдых, 25 % — на повышение квалификации, то при нынешнем положении вещей у нас остается 100% на бумаги. А когда развиваться и просто жить?

А с другой стороны — «нас всегда пугают нововведения, но в процессе работы открываются пути решения проблем».

С введением новых образовательных стандартов кардинально изменились подходы к преподаванию. Прежде всего, выросли требования, причем не столько к ученику, сколько к учителю.

10 стр., 4727 слов

Петр I: освещение его деятельности в работах В. Ключевского, ...

... Петра и его реформы по-разному и со своей точки зрения. 1. Петр I: освещение его деятельности в работах В. Ключевского Оценка ... границы благоразумия". Вообще, текст "Записки" Карамзина более эмоционален. Более эмоциональный, по сравнению с Ключевским, подход к проблеме виден ... что Карамзин писал о царях до Петра, а Ключевский - о России, в каком состоянии она досталась Петру. Такое различие вполне ...

Научить мыслить каждого! Научить оценивать себя! Многие педагоги и учащиеся к этому не готовы .

Конечно, что в школе нужно что-то менять. В школе необходимо создать условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, в том числе и в научно-исследовательской деятельности. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Мне кажется, для работы в новых условиях каждому из нас необходимо пересмотреть арсенал педагогических технологий, которые мы используем в своей работе.

На сегодняшний день главной задачей остается повышение качества образования. Качественное образование – это когда выпускник может решать на основе полученных ими знаний практические проблемы, возникающие в общественно значимых, распространенных видах деятельности. Если выпускник имеет знания, но не может их применять, не может решать проблемы практической деятельности, это то же самое, как если бы выпускник не имел никаких знаний.

Я уверена, что в настоящий момент практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты. Информацию о них мы получали на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами и т.д. Нам известно также, что в условиях введения образовательных стандартов второго поколения главная задача школы – сформировать у ученика новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а задача учителя — создать условия для пробуждения мысли ребенка, мотивировать его к получению новых знаний, наделить обучающегося опытом самостоятельной деятельности. То есть, теоретически мы подкованы. Остается на практике закрепить свои знания и суметь применить их в свете преобразований.

Время не стоит , идет семимильными шагами. И надо успевать , чтобы не оказаться за бортом.

Дополнительные источники и литература.

Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов // Постановление Правительства Российской Федерации № 142 от 24 февраля 2009 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Макет. М., 2007.

7 стр., 3470 слов

Филология: слово – практическая деятельность – знание – область ...

... смыслом, как это делает философия, а смыс­лом, живущим внутри слова и одушевляющим слово. Филология есть искусство понимать сказанное и написанное. Поэтому в область ее непосредственных занятий входят язык и ... лишь в тех вспомогательных дисциплинах филологии, которые не являются для нее специфичными. Филология, как мне представляется, никогда не станет «точной наукой»: в этом ее слабость, которая ...

Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2009.

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. М., 2008.

Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. М., 2008.

Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся // Примерные программы начального общего образования. В 2-х ч. М., 2008.

Александр Кузнецов: «Степень свободы школы не должна быть критической»: На вопросы о некоторых концептуальных подходах разработчиков проекта федеральных государственных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения отвечает вице-президент Российской академии образования Александр Кузнецов //

Академик РАО Александр Кузнецов: стандарт – это общественный договор. 01.07.2009 // http://www.standart.edu.ru/

Презентация «О разработке Российской академией образования федеральных государственных образовательных стандартов». Авторы: Президент РАО Н.Д. Никандров, вице-президент РАН В.В. Козлов, вице-президент РАО А.А. Кузнецов, член-корр. РАО А.М. Кондаков, академик РАО М.В. Рыжаков, В.Р. Кучма (РАМН), академик РАО В.Д. Шадриков // http://www.standart.edu.ru/