Андроновская культура

Во II тысячелетии до н.э. в жизни Казахстана, как и других регионов Земли, произошло важное событие: был изобретен способ получения бронзы-сплава меди и олова. Металл стал вытеснять каменные орудия. Это время в истории получило название «бронзовый век». Одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии – Андроновская культура. Ее памятники расположены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе. Первый памятник этой культуры был открыт археологом А.Я. Тугариновым в 1914 г. у с. Андроново близ г. Ачинска и поэтому в науке носит условное название андроновская. Среди ученых идет дискуссия о происхождении андроновской культуры. Главной причиной этой дискуссии является недостаточная изученность памятников предшествующих эпох — неолита и энеолита.

В последние годы у языковедов-тюркологов, этнографов, историков появился ряд исследований, где выдвигается гипотеза о тюркоязычности племен андроновской и бегазы-дандыбаевской культур.

Начало периодизации и классификации памятников андроновской культуры положили археологи С.А. Теплоухов, К.В. Сальников, М.Л. Грязнов. Археолог К.В. Сальников разработал хронологическую классификацию для андроновской культуры Зауралья, разделив ее на три этапа: федоровский (XVIII-XVI вв. до н. э), алаколъский (XV — XII вв. до н. э) и замараевский (XII-VIII вв. до н. э).

Данная классификация получила признание в научной среде и применяется при изучении памятников эпохи степной бронзы во всех регионах распространения андроновской культуры.

Неоценимый вклад в исследование памятников эпохи бронзы в Центральном Казахстане внес академик А.Х. Маргулан. В результате 20 многолетних исследовании ученый определил этот период как переходный от эпохи бронзы к железному веку и ввел в научный обиход термин бегазы-дандыбаевская культура (по месту первых раскопок памятников бронзы у аула Дандыбай близ г. Караганды и в урочище Бегазы в Северном Прибалхашье).

Природные богатства Центрального Казахстана были известны еще с древности. Этот регион является одним из основных центров проживания племен андроновской культуры. Археологические исследования в различных частях региона выявили множество поселений и стоянок, наскальных рисунков и других памятников древности.

В районе Жезказгана эти памятники представлены многочисленными горными выработками. Самым крупным памятником является Милыкудук.

7 стр., 3158 слов

Памятники сакской эпохи: курганы Бесшатыр, Тасмола

... на территории нынешнего Казахстана. Здесь, на площади в 2 кв. км, расположен самый значительный по монументальности и композиционной сложности археологический памятник древнего народа Семиречья - «саков». Характерным типом памятников Тасмолинской культуры ... границ Кербулакского района. Доподлинно известно одно: строителями курганов в эпоху неолита были кочевники. Желая «встретиться» с усопшими, они ...

Эта огромная территория была заселена племенами эпохи бронзы неравномерно. Наиболее освоенными районами в то время были бассейны рек Нуры, Шерубай-Нуры, Атасу с их многочисленными притоками; межгорные долины Бугулы, Бегазы, Кызыл-Арай, Кент, Каркаралинского, Баянаульского, Кокчетавского горных массивов и др. В Центральном Казахстане к настоящему времени открыто около 50 поселений и 150 крупных могильников. В своем развитии племена андроновской культуры Центрального Казахстана прошли два последовательных этапа: ранний — нуринский, средний — атасуский (условные названия по рекам Нура и Атасу).

Нуринский этап культуры еще недостаточно изучен, он известен пока лишь по материалам погребальных сооружений. Для древних нуринцев характерен погребальный обряд трупосожжения. Кремация производилась недалеко от сооруженного склепа, затем прах переносился в могилу, а место сожжения заваливалось каменными плитами. Существовал также обряд захоронения усопших. Вокруг могильников сооружалась круглая или прямоугольная ограда из вкопанных вертикально или положенных плашмя в виде каменных ящиков плит. К концу нуринского этапа обряд трупоположения начинает постепенно вытеснять ритуал кремации. Это видно на примере ряда памятников, в частности северо-восточных районов Центрального Казахстана.

Культуру племен нуринского этапа особенно ярко характеризует глиняная посуда с плоским дном, на которую наносились геометрические или лепные узоры. Орнамент в виде треугольников, параллельных каннелюр наносился гребенчатым и гладким штампом. В погребениях нуринского времени бронзовых изделий найдено очень мало. Наиболее известными из исследованных могильников являются Вугылы-1 и Аксу-Аюлы-1.

Культура андроновского периода на атасуском этапе является прямым продолжением и развитием культуры ранней бронзы. Остатки костей животных в могильниках и на поселениях дают представление о видах животных, разводившихся населением атасуского времени. Здесь большую роль играли крупный и мелкий рогатый скот, лошади. Увеличение стад и рост населения явились стимулами к хозяйственному освоению полупустынь, где люди стали рыть колодцы.

В атасуское время возросли масштабы горных работ, повысились добыча и производство меди и олова, значительно расширилось производство медных и бронзовых орудий труда, предметов быта и украшений. Все найденные орудия и вещи были изготовлены техникой литья, чеканки, тиснения, шлифования и полирования.

Для атасуских андроновских племен характерен устойчивый погребальный обряд. Умерших хоронили в скорченном положении, на левом боку, с согнутыми в локтях руками, головой на запад, иногда с небольшими отклонениями к северу или югу.

На атасуском этапе преобладают горшки с уступом, отделяющим шейку от плечика, и посуда простой баночной формы, а также переходные формы. Орнамент располагается по трем зонам: венчику, верхней части тулова и у дна. Преобладающим мотивом рисунков на венчике становится цепочка из прямоугольных или равнобедренных треугольников вершинами вверх. Зона у дна украшалась треугольниками вершинами вверх или опоясывающими параллельными линиями.

Памятники атасуского этапа в целом широко представлены в Центральном Казахстане — это группы захоронений Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие в Коунрадском районе, погребальные комплексы долины реки Шерубай-Нура — Басбалдак, Аксу-Аюлы, могильники Елшибек, Беласар на северной окраине Бетпакдалы. Материалы, найденные на этих могильниках, однотипны с материалами Атасу. Поселения обычно располагались в горных ущельях или в защищенных от холодных ветров и суховеев местах, по берегам степных рек и озер.

7 стр., 3230 слов

Роль культуры в жизни человека

... человеческой души. Современное научное знание нередко лишь стремится обрести ту полноту знания, которой обладали древние. В современной культуре можно ... в развитии культуры. Каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой. Целью работы является рассмотреть структуру и изучить основные функции культуры. 1. Понятие культура Слово «культура»- в ...

Группа малых и хозяйственных сооружений (от 10 до 20-30) строилась по кругу с таким расчетом, чтобы в центре имелась открытая внутренняя площадка для скота. Жилище обычно представляло собой полуземлянку, стены которой возводились из камней. О планировке поселений и интерьере жилищ можно судить по раскопкам поселения в долине горной речки Мнибасай, впадающей в Атасу.

Поселение Атасу размещено на возвышенной площадке и представляет собой серию неглубоких западин, по краям которых выступают каменные плиты. Отдельные жилища соединялись узкими, длинными ходами, у каждого находился большой зольник со скоплением в нем золы и костей мелкого рогатого скота. По всем признакам было видно, что древние атасусцы жили здесь очень продолжительное время. На поселении было обнаружено жилище, по всей видимости, мастерская по выплавке меди и два зольника. Жилая полуземлянка имела прямоугольную форму. В ней сохранились два культурных слоя. К северному углу жилища примыкали три небольшие землянки, соединенные коридором. В северо-восточном углу жилища обнаружен очаг из гранитных плит, состоящий из трех специализированных секций. Одна, самая большая ячейка очага обогревала помещение, другая служила для приготовления пищи, третья выполняла роль плавильной печи. У очага лежали слитки меди, медный шлак, обложки каменных и глиняных ячеек тиглей, литейная форма. Здесь находились каменные рудодробильные орудия.

Бегазы-дандыбаевская культура (X-VIII вв. до н. э).

Племена этой культуры в своем эволюционном развитии прошли три последовательных этапа: переходный, развитый и поздний.

К переходному от атасуского к бегазы-дандыбаевскому этапу относится группа памятников Атасу-Иртыш, в том числе Аксу-Аюлы-2. Он состоит из однотипных земляных курганов, обрамленных по основанию кольцевыми оградами из крупных гранитных плит, вкопанных на ребро. Трупы погребены в вытянутом положении на спине. Появление подобного типа захоронений с обширными внутренними сооружениями свидетельствует о возникновении в период позднего андрона (XIII-XI вв. до н. э) имущественного неравенства.

Глава 1. Общественное устройство андроновских племен

Природно-климатические условия Казахстана, его малоснежные зимы, долгое лето, необозримые пастбища, способные круглый год кормить стада, благоприятствовали тому, что в эпоху бронзы на всей территории ведущей отраслью хозяйства становится скотоводство. В это же время племена осваивают добычу руды и изготовление металла. Орудия труда из металла начинают вытеснять каменные орудия. Развиваются ремесла. Происходит разделение труда. Усиливается роль скотоводов, ремесленников и металлолитейщиков.

Переход к скотоводству положил начало патриархально-родовым отношениям. В многовековую эпоху потребления готовых продуктов природы (охота, собирательство) главную роль в обществе и семья играла женщина. В наступившую эпоху сознательного хозяйствования (разведение скота и возделывание посевов) главным производителем материальных благ становится мужчина. Община могла запасать продукты впрок. Излишки продуктов и товаров теперь можно было обменять.

6 стр., 2503 слов

Археологические памятники Мустьерской эпохи

... видов орудий труда, вели развитый охотничий промысел, занимались собирательством, жили в постоянных поселениях. Люди мустьерской эпохи производили ... Мустьерская эпоха совпала с концом риссс-вюрмского межледниковья и началом вюрмского оледенения. Мустьерская культура ... с. 94 Наряду с охотой значительную роль в хозяйстве мустьерского человека играло собирательство, поставлявшее, прежде всего ...

Постепенно налаживается товарообмен между земледельцами и ремесленниками.

На смену матриархату пришел патриархат (от греч. patriarches — глава рода).

Отцовский род у андроновцев состоял из нескольких семей и охватывал все потомство главы рода. Члены этих семей вели общее хозяйство.

Родство стало развиваться по отцовской линии. Снизилась роль женщин в производстве. Они оказались в зависимом положении.

Скотоводство сыграло важную роль в период перехода общества к патриархальной общине.

Каждый род имел свою территорию и родовое название.

Орудия труда и средства для охоты, домашнее имущество, животные были Общими. Продукты коллективного труда делились поровну.

Все вопросы решало народное собрание. На собрании избирали старейшин рода и снимали их, строго следили за соблюдением родовых обычаев и традиций.

С усовершенствованием орудий труда И развитием хозяйства труд человека стал Производительнее. Теперь отдельная семья могла прокормить себя.

На смену родовой коллективной собственности пришла семейная собственность.

Происходило накопление излишков гон, развивался товарообмен. Это способствавало зарождению внутри рода имущественного неравенства. В роду появились богатые и бедные семьи. Переход племен к скотоводству порождает семейную, а затем частную собственность. Возникает имущественное неравенство.

В обществе появляются родовые вожди, жрецы и военачальники. Раскопки показали, что в эпоху бронзы знатных людей хоронили с большими почестями: сооружали сложные деревянные конструкции, ставили больше горшков с пищей. В могилах найдены детали колесниц и останки коней много животных, золотые украшения, бронзовые ножи, конское снаряжение, наборы наконечников стрел, а также каменные булавы как принадлежность власти. В богатых андроновских погребениях были похоронены воины, которые уже в то время выделились в ocoбую группу в обществе. Среди рядовых захоронений есть грандиозные к диаметром до 4 м и высотой до 2,5 м. Вокруг курганов делали двойную или тройную ограду из монументальных плит. Андроновское общество было неоднородным. В древних письменных источниках говорится о жрецах. В жизни андроновцев им отводилось главное место. Они не только совершали культовые обряды, но и хранили древние традиции и знания. Захоронения жрецов можно обнаружить по характерным признакам: деревянным ритуальным чашам и особым шапкам. Колесница — это древняя двух — или четырёхколёсная повозка. В колесницу впрягали одну или несколько лошадей. Управлял колесницей возничий. Внутри находились воины (метатели копий или лучники).

Иногда к колесам крепили большие ножи. При движении они наносили увечья противнику. Во время празднеств на колесницах выезжали вожди и военачальники.

Глава 2. Хозяйство андроновцев

Древние люди путем добавления в медь олова (бронза) сделали металлические изделия прочными. Они научились отливать из бронзы различные труда в жизни человека">орудия труда: топоры, копья и ножи. Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. В основном они разводили коров, потому что корова, кроме мяса, давала ценный продукт — молоко. Находки сосудов с дырочками для отцеживания из творожной массы сыворотки говорят о том, что из молока делали творог и сыр. Разводили также овец, коз и лошадей. В пищу употребляли, в основном, мясо лошадей и овец.

2 стр., 690 слов

Сочинение человек труда

... благодарными им за их тяжелый труд. Скажем спасибо людям труда! Сочинение 2. Люди труда Безусловно, еще со старых времен труд в жизни каждого человека занимает особую нишу. Без труда не может полноценно жить ... зерно и не доили молоко на фермах. Какое огромное количество профессий требуется для того, чтобы прокормить людей всей нашей планеты. Сколько труда вкладывают они каждый день в ...

Стада были небольшие. Причем мелкого рогатого скота было в 3 — 4 раза больше, чем крупного. Люди поддерживали постоянный состав трех основных видов животных: коров, лошадей и овец.

Скотоводы выработали свою систему сохранения численности скота. Ежегодный приплод шел на убой. Таким образом создавался запас мясной пищи на долгие зимние месяцы. Часть молодняка обязательно оставляли в стаде для воспроизводства.

На зиму для скота заготавливали корм. В морозное время для молодняка отгораживали специальный отсек в теплом помещении. К домам пристраивали загоны для скота.

Палеозоологи по найденным костям смогли установить виды животных, их внешний вид и размеры. Животные отличались массивностью. Быки, например, достигали в высоту 120 см, весили около 350 кг и имели красиво изогнутые широкие рога. Овцы были крупные, ростом до 70 см и весом до 50 кг.

На просторах степей и в горных альпийских лугах паслись табуны лошадей в основном трех пород. Малорослые лошади высотой до 140 см, с большой головой, мохнатой гривой, вислоухие были похожи на современных монгольских коней. Наиболее многочисленными в табунах были лошади ростом 160 см, поджарые, с тонкими ногами, маленькой головой и высокой шеей. Их использовали в качестве верховых и для колесничных упряжек — наиболее грозной военной силы того времени. Археологи считают, что андроновцы имели и породу коней-тяжеловозов, ростом до 2 м. Лошадей использовали для пахоты, передвижения, в военном деле, в пищу. Из кобыльего молока готовили кумыс. В степных районах Казахстана преобладали овцы, а в лесостепной зоне было много крупного рогатого скота.

Андроновцы практически не держали свиней.

Разводили андроновцы двугорбых верблюдов — бактрианов. Их кости найдены на поселениях и в могильниках. Изображения верблюдов наносили на скалы, делали скульптурные изображения из глины.

В южных районах Средней Азии, Восточном Иране и Афганистане верблюд был приручен в III тысячелетии до н.э., в Казахстане — во II тысячелетии до н.э.

Скотоводство давало пастушеским племенам ступка андроновского периода большие материальные блага. Люди употребляли в пищу мясо, жир, молоко. Они обрабатывали шкуры, получали шерсть, пух, изготавливали пряжу и делали ткани. В это время развивается ткацкое ремесло. Об этом говорят многочисленные находки каменных и костяных ткацких деталей на территории Казахстана: Атасу, Канай, Алексеевское.

Первые пастушеские племена были оседлыми. Они располагались по берегам рек и горных ручьев. В поймах рек на плодородной почве выращивали зерно: пшеницу, ячмень, просо, а возможно, и овощи.

При раскопках поселений обнаружены горшки с остатками пригоревшей каши из проса. А найденные зернотерки для растирания зерна в муку являются доказательством существования у андроновцев земледелия.

Землю рыхлили и обрабатывали с помощью каменных мотыг. Поэтому земледелие называлось мотыжным.

11 стр., 5264 слов

История сакских племен Казахстана

... саки-аримаспы – на Алтае и Восточном Казахстане. По мнению К.А. Акишева, сакам-тиграхауда иранских письменных источников соответствуют скифы ортокарибантии, поскольку и то и другое слово значат «саки ... От его физической мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он ... объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию. В эпоху саков сформировались особенности номадов ...

Убирали урожай бронзовыми и медными серпами. Ими же косили сено для скота.

Природные условия Казахстана в эпоху бронзы были почти такими же, как сейчас. Земледелие было примитивным и Играло В хозяйстве вспомогательную роль.

Растительная пища не являлась основным продуктом

питания, а служила добавлением к молоку и мясу.

Андроновцы вели оседлый образ жизни до I тысячелетия до н.э. Их хозяйство было смешанным. В период поздней бронзы усиливается роль скотоводства, увеличивается поголовье скота. Придомное животноводство, когда скот пасётся недалеко от поселения, стало невыгодным, так как пастбища постепенно вытаптывались и скудели. Через несколько лет люди вынуждены были переносить поселение на новое место.

Увеличение поголовья скота привело и к изменению форм его содержания.

Зарождается яйлажный (полукочевой) тип скотоводства.

Женщины и дети живут в селе, занимаются земледелием, Q мужчины и подростки весной и летом уходят со стадами на дальние пастбища, а поздней осенью возвращаются домой.

Длина таких сезонных кочевок в разных природных зонах была разпичной. В Семиречье и Восточном Казахстане расстояние до летних Пастбищ (жайляу) было невелико: от 10 до 50км.

Летом на богатых растительностью по альпийских лугах скот набирал

И осенью табуны перегоняли в

предгорья, к поселениям, расположенным на берегах степных рек. В

Западном Казахстане путь до летних

Пастбищ тянулся на сотни километров,

пересекая степи и пустыни.

Так постепенно из придомного появилось яйлажное

скотоводство, а затем и кочевое, при котором использовали и степные, и пустынные пастбища. . Это позволило резко увеличить численность стад.

Кочевой вид скотоводства не наносит вреда природе. Люди выпасают скот в одном месте, а когда травы на пастбище становится меньше, перекочёвывают в другой район, затем — в третий и т.д.

Пока скот пасется в других районах, на месте первой стоянки земля отдыхает, появляется трава. Затем стада перегоняют на первую стоянку. Земля и растения восстанавливаются в других районах.

Кочевое скотоводство заставляет человека заботливо и бережно относиться к природе.

С переходом к кочевому и полукочевому скотоводству в стадах уменьшается количество крупного рогатого скота, зато увеличивается число овец и лошадей.

В X — IX вв. до н.э. у андроновцев преобладает коневодство.

Глава 3. Гончарное дело и металлургия андроновских племен

В Индии, Иране, Афганистане, Средней Азии посуду в эпоху бронзы изготавливали на гончарном круге специальные мастера-ремесленники. Появилось разделение труда. А в казахстанских степях и предгорьях каждая семья делала для себя свою собственную посуду. Женщины сами заготавливали глину, лепили из нее горшки. Украшали их и обжигали на костре или в ямах, выложенных камнем.

Керамические изделия широко использовались в хозяйстве. Глиняные сосуды различались по назначению и имели разнообразную форму. Наибольшее распространение получили три типа посуды: а) изящные вазовидные сосуды; б) горшки резко выраженным ребром в верхней части; в) горшки баночной формы.

Для каждого периода характерен определенный тип посуды. На раннем этапе эпохи бронзы изготавливали горшки одного размера.

6 стр., 2503 слов

Святая инквизиция в эпоху Средневековья и ее отражение в искусстве

... чего Средневековье сменила эпоха Нового времени). Средневековое искусство возникло в результате совмещения художественного наследия ... учения. Наиболее подходящим способом их украшения оказалась живопись, так как ... Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, ... Средневековья, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура этой эпохи из кости, бронзы, ...

Древние мастерицы украшали горшки

орнаментом: треугольниками, линиями, различными их сочетаниями с помощью гребенчатого штампа (специальное приспособление в виде гребёнки).

Орнамент наносился только в верхней части горшка.

На следующем этапе эпохи бронзы появляются новые виды посуды: горшки и сосуды баночной формы. Меняется и орнамент.

Вырабатывается определенное расположение узоров. Венчик горшка украшают цепочкой треугольников вершинами вверх. Иногда есть вторая цепочка из треугольников вершинами вниз. Нередко треугольники заменяются ромбами и ломаными линиями.

В поздний период появляются горшки шаровидной формы с прямым венчиком. Изменяется рисунок орнамента, его расположение и техника нанесения.

Андроновские гончары не только украшали свои изделия, но и придавали орнаменту магический смысл.

Налепной поясок-валик символизировал наполняемость сосуда (зерном, водой, молоком), налепные шишечки изображали сосцы коровы-кормилицы, дающей молоко. Символом солнца были узоры в виде свастики, волнистые линии олицетворяли воду и ее движение. Орнамент должен был оберегать содержимое сосудов от сглаза и порчи.

Посуду готовили вручную. Сначала делали дно, к нему лепили кольцо гулом кольцо плечика и кольцо венчика. При такой технике лепки образовывалось ребро — уступ, являющееся характерным признаком андроновской культуры.

Отдельные элементы орнамента андроновской керамики можно увидеть, в современном казахском прикладном искусстве.

Территория Казахстана богата полезными ископаемыми. Месторождения меди, олова, свинца, золота и серебра имеются в Центральном и Восточном Казахстане, в горах Атасу и Каратау, в Нарымском хребте и Тарбагатае, в Степняке, Акджале, Баладжале.

Изучая эти месторождения, геологи обнаружили, что их разработка велась еще за 4 — 3 тысячи лет до наших дней.

Горное дело и древняя металлургия в эпоху бронзы были широко распространены на территории Казахстана и играли важную роль и хозяйстве андроновских племен.

Древние рудокопы и металлурги имели свои методы нахождения и разработки месторождений, а также получения металла.

Они закладывали выработки, таким образом определяли места залежей руды. Добывали руду только с богатым содержанием меди и олова.

В распоряжении древнего горняка было много всевозможных орудий труда: каменный молот и отбойник, предназначенные для ломки породы; ступка; пест; колотушка; терка; бронзовое кайло; деревянная и костяная лопата и клинья; рудодробилка. В эпоху бронзы Казахстан становится одним из центров древней металлургии.

Из полученного металла изготавливали орудия труда, оружие, ювелирные украшения.

Орнамент (от латинского ornamentum — украшение) — это узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов. У каждого народа существуют свои виды орнамента, присущие только ему. Современные казахские мастера применяют свои разновидности орнамента. Их насчитывается около 200 видов. Это:

Многие из них созданы на основе орнамента мастером древности. Например архар муйіз — рог архара, терт құлақ — крестовина, түйе табан — верблюжий след, құс қанаты — птичье крыло и др.

8 стр., 3644 слов

Искусство первобытного человека

... н.э.), эпоха бронзы (2 тыс. до н.э.), эпоха железа (1 тыс. до н.э.). Первобытное искусство возникло около 35-го тысячелетия до н.э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного ... десятки тысячелетий. В реферате можно получить любопытнейшие сведения об искусстве того времени и данные о них. 1. Появление искусства В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы ...

Шли века, происходили различные события. Люди уже научились возделывать землю, стали выращивать просо, пшеницу, рожь. Человек приручил и некоторых животных: лошадь, овцу, корову.

Одни люди стали земледельцами, другие скотоводами. В это же время человек сделал еще одно замечательное открытие: он научился получать бронзу (силам меди и олома).

Вместо КІ каменных орудий появились изделия из металла.

Это время (II — I тысячелетие до н. э) ученые назвали «эпоха бронзы», или «бронзовый век».

Глава 4. Мастера андроновской эпохи

В андроновской семье могли делать всё необходимое для жизни: прясть, ткать, выделывать кожу, шить одежду и обувь, украшать их узорами из цветных нитей, аппликацией и бисером. Уже использовали ткацкий станок и веретено. Нитки пряли из шерсти и пуха животных, а также из растений: конопли, дикого льна, крапивы. Из ниток делали ткани, вязали и плели. Судя по археологическим находкам, андроновцы носили кожаную обувь без каблуков. И мужчины, и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Одежду шили из шерстяных тканей, застегивали се на костяные пуговицы.

Одежда женщины состояла из длинного шерстяного платья с длинными рукавами. Обшлага рукавов украшали ряды бронзовых бусинок.

Юбки спереди расшивали полосами белых бусинок. Разрез одежды вокруг шеи украшали стеклянным бисером, на грудь нашивали круглые бляхи. Ткани красили в ярко-красные и фиолетовые цвета.

Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во II тысячелетии до н.э. (XVI-XIV вв. до н. э).

Эти украшения немногочисленны и найдены в относительно богатых захоронениях.

Среди андроновских украшений наиболее часто встречаются серьги в виде колец с сомкнутыми концами. Их изготавливали из медной проволоки и покрывали листовым золотом.

Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески, свернутые из прогнутых узких медных пластин, обтянутых листовым золотом. Некоторые золотые изделия украшены геометрическим рисунком. Зеркала, бусы, шпильки, бляшки отличаются высоким совершенством.

Женщины андроновского племени носили в ушах бронзовые серьги. Шею украшали бронзовые гривны, иногда с одетыми на них круглыми золотыми колечками. На руках позванивали браслеты и сверкали перстни.

Женщины и мужчины носили в качестве амулета клыки диких животных, раковины с побережий Аральского и Каспийского морей. Они должны были оберегать их от злых сил.

Тяга к прекрасному всегда была характерна для человека. Он не только украшал себя и свою одежду, но и необходимые в быту вещи делал так, что они превращались в произведения искусства.

На реке Нура археологи нашли каменный пест со скульптурным изображением мужской головы. Мужчина имел длинный с легкой горбинкой нос с широкими ноздрями, узкий лоб с высокими надбровьями, тонкие губы, крупные уши, небольшие усы и бородку.

Для этого времени на территории Казахстана был характерен европеоидный антропологический тип человека.

Среди многочисленных предметов, найденных при раскопках памятников андроновского периода, встречаются изящные изделия из кости. Мастера того времени были прекрасными косторезами. Они оставили после себя фигурки ритуального назначения, украшения, орудия труда и оружие из кости. Некоторые из них уникальны.

13 стр., 6069 слов

«Культура Казахстана 19 века»

... обезземеливанием и моральными потрясениями. С развитием капиталистических отношений в Казахстане требовалось большое количество образованных людей. Для русского населения, в значительной части проживавшего в ... XIX в, наблюдается влияние изменившихся условий общественной жизни, сильное воздействие татарской культуры. Если в начале века все еще предпочитались ткани среднеазиатского производства ...

Ремесленники Казахстана эпохи бронзы достигли высокого мастерства в изготовлении металлических, каменных, костяных изделий и ювелирных украшений.

Зергеры — это мастера-ювелиры. С древнейших времен они искусно изготавливали украшения из металла и драгоценных камней. И сегодня казахские зергеры создают великолепные изделия из золота и серебра, драгоценных и полудрагоценных камней. Они выполняют очень тонкую работу и делают ожерелья (алка), подвески для кос (шолпы), браслеты и серьги, кольца и украшения головных уборов и поясов.

Глава 5. Строительство жилищ

В Казахстане археологи обнаружили свыше сотни поселений древних скотоводов и рудокопов. Большинство из них (II-I тыс. до н. э) состояли из одного-двух

десятков землянок и полуземлянок прямоугольной и овальной формы. Для постройки жилищ древние люди копали каменными, роговыми либо бронзовыми мотыгами и кирками яму глубиной от 0,6 до 1,5 м. Вынутый грунт укладывали вдоль края землянки, защищая ее тем самым от влаги и сильных степных ветров. В лесостепных районах для строительства жилищ использовали дерево. Им укрепляли стены, делали опоры балок и стропил перекрытия. В степи и горных местах вместо дерева служил каменьплитняк. Им облицовывали и стены.

В Центральном Казахстане в XII — IX вв. до н.э. (в эпоху поздней бронзы) строили многокомнатные дома из массивных каменных блоков. Такие дома площадью 500 кв. м на поселениях Бугулы, Акбаур. Это самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы. В каждом таком доме жила большая семья, состоящая из нескольких поколений родственников.

Для обогрева комнат и приготовления пищи в доме делали очаги. В качестве топлива использовали дрова, кустарник, кизяк. Иногда прямо па полу разводили большой костер из толстых бревен.

Низкая часть дома служила сараем для содержания скота зимой. Иногда два жилища объединяли коридором и образовывали единый жилой комплекс.

Андроновские жилища были идеально приспособлены к природным условиям степных и горных районов и существовали в течение многих столетий.

Изучая андроновское жилище, ученые нашли разгадку происхождения юрты.

Юрта — это удивительное по своей простоте и гениальности передвижное жилище кочевников. Её происхождение давно интересовало ученых. Прежде считали, что юрта могла появиться как подражание бедуинскому шатру, сибирскому чуму или шалашу.

Однако при раскопках андроновских поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугулы в слоях XII — IX вв. до н.э. археологи нашли круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым.

Поэтому считают, что юрта возникла в глубокой древности, а прототипом её явилось легкое круглое жилище андроновцев.

Ученые хорошо исследовали поселение Аркаим. Его можно назвать древним городом. Аркаим огорожен двумя кольцами (валами) оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутри — центральная площадь.

В город можно было въехать с четырех сторон. Ворота располагались на западе, северо-западе, востоке и юго-востоке. Главный вход находился на западе. Сейчас виден только разрыв в стене.

Каждому входу соответствуют улицы. Они пересекали поселок и сходились на центральной площади (размером 25×25 м).

Жилища Аркаима имели прямоугольную форму размером 10×30 м.

и более раскопаны

Поселение Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города.

Это, во-первых, развитая система укреплений.

Во-вторых, наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение.

В-третьих, вся территория поселения делится на несколько зон: жилую, рабочую, общественную.

В каждой из них сосредоточено либо жилье, либо производство, либо отправление религиозных обрядов, либо проведение общественных собраний.

Такие поселения выполняли роль городских центров. Они обеспечивали себя и расположенные рядом села изделиями из металла и керамики. Здесь жили многочисленные ремесленники: кузнецы, металлурги, гончары.

Рядом с древними городами возникали храмовые комплексы. Мастера-ремесленники создавали различные каменные скульптуры, которые изображали древних богов. Им поклонялись отдельные роды и семьи.

Скульптуры хранили в тайниках и приносили в храмы лишь во время религиозных празднеств.

Интересной находкой на поселениях этого времени являются глиняные кружочки с оттиснутыми на них знаками. Эти знаки, вероятно, относятся к самому началу появления письменности и характеризуют высокий уровень развития общества.

Глава 6. Религия в эпоху бронзы

Человек в эпоху бронзы уже сознательно

выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые

приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Разные племена представляли её по-своему. Об этом свидетельствуют различные варианты погребального ритуала.

У андроновцев культ, мертвых занимал особое место. Вера в бессмертие, в существование потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и Пышный ритуал, при котором соблюдались обычаи и правила на родовой общины.

В ранний период андроновской культуры (XVIII — XIV вв. до н. э) покойника сжигали на костре, а его прах и личные вещи помещали в каменный ящик. Этот ритуал был связан с культом огня. Сожжепие в представлении древних соответствовало закону обновления природы, возрождению новой жизни.

На поленницу из дров, устланных тростником, кладут усопшего. Рядом с ним раскладывают его личные вещи, сосуды с пищей, лук со стрелами, булаву.

Затем повелевают вдове: «Исполни древний обычай! » И она восходит па будущий костер справа от усопшего. Вдову поднимают и говорят: «Иди в мир живых! » — и трижды обходят вокруг костра справа налево, заклиная: «Чтобы вода текла тебе в трех мирах: в этом мире, в воздухе и на небе». Затем богу огня Агни, который своим пламенем переправит умершего на небо, приносят в оісертву козла со словами: «Козел — твоя доля, Агни, жаром испепели его! Отведи снова к отцам того, кто пожертвовал тебе». ПосЗіе этого костями жертвенного животного покрывают покойника. От огня, принесенного из домашнего очага, разжигают три жертвенных огня, поджигают костер с трех сторон и обращаются с молитвой к богу смерти Яме. Погребальный костер горит три часа, после чего его заливают водой и воздвигают на этом месте очистительный костер, совершая эісертвоприношения богам и отцам. И, наконец, траурная церемония заканчивается, и люди, омывшись, обращаются к Солнцу: «Мы вернулись из тьмы. Это живые отделились от мертвых… Мы шли навстречу пляске и смеху».

На следующем, более развитом этапе истории обычай сожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп на левый бок в скорченном положении.

Андроновцы с большой тщательностью строили погребальные сооружения. Они обносили их каменными оградами круглой или овальной формы из вертикально вкопанных или положенных плашмя каменных плит.

Все погребения андроновцев ориентированы головой на запад или на юго-запад. Круглый курган с могилой и центре считался подобием мира. Каждой стороной снеге управлял свой бог. Ориентация па запад была ориентацией па бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Усопшего клали в могилу в скорченном виде. Прежде такую позу объясняли тем, что древние люди боялись покойника, поэтому и связывали его веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому скорченная поза покойника в могиле — это поза младенца в утробе матери. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали.

Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали с верёвкой в руке.

В загробном мире, по представлению андроновцев, были вожди и простые общинники, велись войны, разводили скот и возделывали поля. Поэтому в могилу ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения и другие предметы. Все это должно было обеспечить покойнику достойное существование в загробном мире.

Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняли их реальный мир богами, предками, героями.

Строительство дома начиналось с жертвоприношения.

В жертву приносили сосуды с молоком, закалывали быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища. При возведении крыши верхнюю балку окропляли кровью жертвенного животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. В праздничные дни его украшали цветами, во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а и обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина.

Домашний очаг был семейной святыней.

Разрушить очаг считалось самым страшным проступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивали специальные ямы-зольники.

Все эти обряды с золой и огнем совершались для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.

У разных народов существуют свои виды погребения.

в Индии, например, некоторых умерших

сжигают, а их пепел опускают в священную

реку Ганг. В Тибете умерших относят в специальные горные долины, где птицы и животные обгладывают мёртвых до костей. Все виды погребальных обрядов связаны с верой человека в загробную жизнь, с культом мёртвых.

Глава 7. Искусство в эпоху бронзы

Религия во многом определяла и развитие искусства. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления.

Для них жизнь представляла собой смену повторяющихся циклов природы: весеннее равноденствие, пахота, а затем осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушать эту гармонию, по их понятиям, каждое из таких событий надо было сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами.

Обряды совершались в специальных местах: святилищах, в горных ущельях, у священных родников и речек.

В эпоху бронзы на камнях этих святилищ появились рисунки, которые отражали представления андроновцев об окружающем мире.

На гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения. Это были животные, солнцеликие люди, колесницы, сцены сражений. Эти рисунки — ценнейший источник информации о духовной муре человека, о его мировоззрении. Казахстан — одно из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков петроглифов.

Археологи тщательно изучили рисунки в Тамгалы, Ешкиольмесе, Каратау, Маймаке, Тарбагатае, Букентау. Эти рисунки стали достоянием мировой культуры.

Крупнейшим памятником наскальных рисунков является район Семиречья (Тамгалы).

Наскальные рисунки Тамгалы включены в список «Всемирного наследия» ЮНЕСКО.

Первые петроглифы появились еще в каменном веке.

Изображение дикого тура (быка) с гнутыми или вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами — одно из наиболее распространенных на скалах Казахстана.

Встречаются изображения домашнего быка в упряжке в сценах пахоты или везущего повозку. Эти рисунки связаны с идеей плодородия, а также с символом могущества и силы. В мифах о сотворении Вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом — Митрой. Митра сравнивается и отож дествляется с быком.

В горах Ешкиольмес найден рисунок, на котором изображено антропоморфное существо. Это Митра. Он стоит на быке, его голова окружена лучами солнца.

В некоторых святилищах древние художники изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре.

В урочище Тамгалы, например, показан солнцеголовый человек, вокруг которого располагается хоровод пляшущих человечков, а также одиночные танцоры и пары.

Все они исполняют ритуальный танец: хоровод — это символ солнца, а движение участников — это имитация вращения светил на небе.

Эти рисунки говорят о том, что еще в эпоху бронзы люди знали о строении Вселенной, интересовались происхождением мира и взаимодействием космических тел. Излюбленным рисунком эпохи бронзы был двугорбый верблюд — бактриан. Его изображали неподвижным. Во многих сценах он занимает центральное место. Двугорбый верблюд был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспевается мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «обладает наибольшей силой, наибольшей мощью».

Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. В наскальных рисунках Каратау их насчитывается 49, есть они в Тамгалы, в горах Ешкиольмес. В основном, это легкие двухко-іесиые охотничьи и боевые повозки, запряженные лошадьми и верблюдами. В древности существовал миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах разъезжают по небу все высшие Боги.

К эпохе бронзы относятся также сцены боя, битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами и чеканами, луками. Воин с палицей часто упоминается в древней литературе. Палица — это священное и грозное оружие. Среди рисунков встречаются сцены пехоты, на которых изображены впряженные в плуг быки, лошади или козлы. За плугом идет человек. Эти сцены

Отображают празднование Нового года, связанного с весенним равноденствием, с праздником обновления природы, с плодородием.

Проведение первой борозды являлось важной частью праздника. Это должно было обеспечить богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю, и поэтому в «Авесте» говорится о том, что верховный бог Ахура Мазда вручил первому царю Йиме «золотой плуг», чтобы он распахал обширную землю.

В измененном виде древние представления сохранились у казахов и других народов Казахстана.

В эпоху бронзы в развитии человеческого общества произошли коренные изменения: развивались скотоводство и земледелие, добыча руды и металлургия, производство металлических (бронзовых) орудий труда, оружия и украшений, строительство жилищ, натуральный обмен. Это привело к росту населения, появлению крупных родоплеменных союзов, к перемещению племен в поисках новых

Культурные и экономические связи племен эпохи бронзы со Средиземноморьем и Малой Азией способствовали расцвету культуры.

Монументальные некрополи Казахстана, высококачественная богато украшенная керамика, многочисленные клады предметов бронзо-литейного искусства, мифология и петроглифы демонстрируют вершину культурно-хозяйственных достижений и в то же время рубеж, за которым наступает полоса экономического упадка племен бронзового века.

Заключение

По аpхеологическим матеpиалам хоpошо известна культуpная общность степных скотоводческо-земледельческих племен, оставивших памятники андpоновского типа. Пpогpесс общества эпохи бpонзы обусловлен двумя фактоpами. Одним из них, опpеделяющим новую эпоху, было пpоизводственное полиметаллов.

В сеpедине II тыс. до н.э. племена Казахстана овладели пpоизводством бpонзовых изделий. Бpонза пpедставляет собой сплав меди, олова, иногда суpьмы, мышьяка, свинца в pазличных пpопоpциях в зависимости от назначения изделия.

По сpавнению с медью она имеет pяд пpеимуществ: отличается твеpдостью, низкой темпеpатуpой плавления, кpасивым золотистым цветом. Бpонза становится основным сыpьем для изготовления оpудий тpуда и оpужия. Hедpа Казахстана богатые полиметаллами (оловянисто-медные pуды), это явилось одной из пpичин возникновения на этой теppитоpии могущественного очага металлуpгии.

Еще в начале II тыс. до н.э. у степных племен Поволжья, Приуральска, Казахстана и Алтая формируется комплексное скотоводческо-земледельческое хозяйство. А в середине II тыс. до н.э. у степных племен Казахстана наблюдается подъем первобытного производства, интенсивно развивается скотоводство. С этого времени в хозяйстве населения степной Евразии все большее место занимает скотоводство. В конце II-начале I тыс. до н.э. большинство населения степных районов переходит к новой специализированной форме хозяйства — кочевому скотоводству. выделение пастушеских племен в степной зоне Западной Азии и Восточной Европы относится скорее всего, к середине II тыс. до н.э., хотя следует иметь в виду разные темпы развития в разные темпы развития в разной природной среде.

К перестройке первобытной экономики вели прежде всего природно-климатические изменения. Так, в эпоху бронзы на смену длительной прохладно-влажной фазе приходит более чем тысячелетний период постепенного изменения климата в сторону потепления и большей сухости, наступает период сопутствующий уменьшению стока рек, медленное усыхание надпойменых террас, понижение уровней озер и в конечном счете уменьшения общей увлажненности материков Северного полушария. Вследствии этого в долговременных поселениях Западного и Центрального Казахстана появляется новый способ водоснабжения — колодцы.

Теми же природно-климатическими явлениями, видимо, объясняется широкое распространение в Южной Сибири вплоть до таежно-болотистых районов Нарымского края не свойственных населению этой зоны хозяйственных традиций древненего скотоводства и увеличение влияния культуры казахских степных племен.

Существенные изменения пpоисходят в общественном стpое и семейно-бpачных отношениях населения. Быстpое pазвитие скотоводства и металлуpгии, этих двух главных напpавлений экономики эпохи бpонзы, тpебовали пpежде всего мужского тpуда, что пpивело к усилению pоли мужчины в обществе и в конечном счете к смене матеpинского pода отцовским (патpиаpхатом).

Естественно, с pостом пpоизводственных сил, усиливающейся специализацией общественного тpуда, pазвитием патpиаpхальных отношений были связаны кpупные изменения в общественной жизни. Происходит обособление отдельных семей, pасшиpение семейной собственности, pастет имущественное неpавенство внутpи pодовой общины.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/andronovskaya-kultura/

1. К.М. Байпаков, М.Е. Дикань «История Древнего Казахстана»

2. С. Жолдасбаев, С. Бакенов «История Казахстана»

3. Б.Е. Кумеков «История Казахстана: Бронзовый век»

4. «Большая иллюстрированная энциклопедия школьника» издательство «Махаон»