Контрольная работа для 11 класса

(1)Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики – вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать, как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное – наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре. (По Л. Павловой)

Начало формы В каком предложении выражена основная мысль текста? 8

2)

2

3)

11

4)

4

Конец формы

Начало формы Какое утверждение противоречит позиции автора? Поведение участников спора влияет на успех обсуждения проблемы.

2)

Чтобы лучше определить тактику поведения в споре, нужно учитывать поведение оппонента.

12 стр., 5647 слов

Эссе искусство спора

... отношений» происходит довольно болезненно. Это вызывается тем, что далеко не все владеют искусством спора, дискуссии. Споры, дискуссии постоянно сопутствуют жизни людей и коллективов. ... споров на сегодняшний день отсутствует. К основным факторам, влияющим на характер спора и его особенности, относятся: цель спора, социальная значимость предмета спора, количество участников, форма проведения спора. ...

3)

Плодотворным бывает только такой спор, в котором оппоненты проявляют внимание и уважительное отношение друг к другу.

4)

Главное в дискуссии – одержать верх над противником, используя любые способы.

Конец формы

Начало формы Определите стиль и тип речи текста. научный стиль; описание

2)

публицистический стиль; рассуждение

3)

художественный стиль; описание

4)

научный стиль; рассуждение

Конец формы

Начало формы В каком предложении автор использует синонимы? 5

2)

2

3)

7

4)

11

Конец формы

Начало формы Какое предложение связано с предыдущим с помощью личного местоимения? 7

2)

2

3)

6

4)

4

Конец формы

Начало формы Назовите часть речи, к которой принадлежит слово УВАЖИТЕЛЬНО (предложение 3).

Конец формы

Начало формы Из предложений первого абзаца выпишите частицу.

Конец формы

Начало формы Какой тип связи используется в словосочетании (в) боевой готовности (предложение 8)?

Конец формы

Начало формы Среди предложений 3 – 10 найдите простые предложения с однородными сказуемыми. Напишите номера предложений.

Конец формы

7 стр., 3385 слов

Функциональные стили речи в русском языке

... форм объясняется стремлением делового языка к точности передачи смысла и однозначности толкования. Синтаксические признаки официально-делового стиля речи К синтаксическим признакам официально-делового стиля относятся: 1) употребление простых предложений ...

Начало формы Среди предложений 6 – 11 найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Напишите номер(-а) предложения(-й).

Конец формы

Начало формы Среди предложений 1 – 5 найдите сложное предложение с разными видами связи. Напишите номер предложения.

Конец формы

12 . Спишите, раскрывая скобки, вставьте пропущенные буквы. В каких частях речи пропущены буквы? Укажите эти части речи.

1) (Н_)где (н_)дышится так легко, как на Родине.

2) На чужбине чувству_шь себя путником, которому (н_)где приклонить голову.

3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.

4) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.

5) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(3)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет – старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, моё начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая её ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зелёным шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зелёной кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в старых крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. (По Ф. Искандеру)

6 стр., 2724 слов

ПОДЧИНЕНИЕ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

... просто иное название связи сочинения в простом предложении. Между тем уже А. М. Пешковский показал, что подчинительные союзы возможны и в простом предложении, ср. его пример: Молодой ... называемые усложненные сложные предложения (многопредикативные) с однородным соподчинением придаточных, где встречаются все союзы, сочинительные и подчинительные, что даёт возможность их дифференциации на ...

Начало формы В какой фразе раскрывается основная мысль текста? 1

2)

5

3)

7

4)

8

Конец формы

Начало формы Какое утверждение противоречит содержанию текста? В детстве автор жил в горном селении на юге.

2)

Дедушкиного дома, о котором вспоминает автор, уже не существует.

3)

Будучи взрослым и живя в городе, автор часто приезжал в дом, где он провёл детство.

4)

Только став взрослым, автор понял, как дорого ему всё, что окружало его в детстве.

Конец формы

Начало формы Определите стиль и тип речи текста. художественный стиль, повествование

2)

художественный стиль, рассуждение с элементами описания

3)

разговорный стиль, повествование с элементами рассуждения

4)

научный стиль, рассуждение

Конец формы

Начало формы Какое из данных слов и сочетаний в тексте употреблено в прямом значении? ограблен (в предложении 5)

2)

очажный дым (в предложении 6)

3)

шумело (в предложении 7)

4)

богатства (в предложении 8)

Конец формы

Начало формы Какое предложение связано с предыдущим при помощи подчинительного союза и лексического повтора? 6

2)

2

3)

3

4)

4

Конец формы

Начало формы Назовите часть речи, к которой принадлежит слово уверенней (в предложении 6).

5 стр., 2407 слов

Художественные стили речи

... -бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства. Отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать ...

Конец формы

Начало формы Из предложения 2 выпишите все слова, являющиеся служебными частями речи.

Конец формы

Начало формы Среди предложений 8 – 14 найдите пример, иллюстрирующий правила пунктуации при однородных членах с повторяющимися союзами. Напишите номер этого предложения.

Конец формы

Начало формы Среди предложений 1 – 5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным, имеющим уступительное значение. Напишите номер этого предложения.

Конец формы

  1. Спишите, раскрывая скобки, графически объясняя написание

Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать, а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя (пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.

(1)Домашнее чтение вслух очень сближает. (2)Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечет за собой обмен мыслями. (3)Если это книга большая и ее читают долго, она превращается в друга семьи, ее герои оживают и входят в наш дом.

(4)Когда я смотрю на книги, что стоят у нас на полках, я могу их мысленно разделить на несколько отделов: настоящие фолианты, сочинения классиков, современные книги, справочники, словари, учебники и так далее. (5)Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух. (6)Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

(7)Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? (8)Не выбрать времени? (9)Находится же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! (10)Разве мы не просиживаем перед ним иногда часами, даже когда ничего особенного не показывают? (11)Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

(12)Советую вам, прошу вас, уговариваю – попробуйте! (13)Попробуйте читать дома вместе и вслух! (14)Было же что-то такое в совместном домашнем чтении, если о нем с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

(15)Когда книгу читает вслух кто-нибудь из домашних, то, что происходит на ее страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за столом. (16)Все чувства усиливаются и обостряются. (17)А тот, кто уже раньше читал эту книгу, читая ее теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других. (18)Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом. (С. Львов)

10 стр., 4864 слов

Друзей труднее найти чем потерять сочинение

... 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Друзей труднее найти, чем потерять». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений ...

Начало формы Какое утверждение отражает одну из мыслей, высказанную автором в тексте? Чтение – занятие не менее полезное, чем просмотр телепередач.

2)

Читать вслух следует только ещё не читанные вами книги.

3)

Домашнее чтение вслух делает семью более дружной и крепкой.

4)

Сейчас выбрать время для совместного чтения книг в кругу семьи очень трудно.

Конец формы

Начало формы Определите стиль и тип речи текста. разговорный стиль; повествование

2)

художественный стиль; повествование

3)

научный стиль; рассуждение-доказательство

4)

публицистический стиль; рассуждение

Конец формы

Начало формы Каково лексическое значение слова ФОЛИАНТ (предложение 4)? пользующаяся большим спросом книга, издаваемая большим тиражом

2)

старинная книга

3)

книга с яркими иллюстрациями

4)

толстая книга большого формата

Конец формы

Начало формы Из предложения 5 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Конец формы

Начало формы Среди предложений 7 – 14 найдите простое односоставное определённо-личное предложение. Напишите его номер.

Конец формы

Начало формы Среди предложений 12 – 18 найдите такое, в котором три обособленных обстоятельства, выраженных деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения.

Конец формы

Начало формы Среди предложений 1 – 11 найдите сложноподчинённые с придаточным цели. Напишите их номера в порядке возрастания.

Конец формы

Начало формы Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора. Напишите его номер.

6 стр., 2693 слов

Итог. Официальноделовой стиль лингвистические особенности, сфера ...

... этом контексте написана основная форма реализации этого стиля. Общими стилистическими особенностями официально-деловых выражений ... деловой речи также является использование инфинитивных и безличных предложений. Синтаксис делового стиля характеризуется строгим и определенным порядком слов в предложении. ... процент употребления инфинитива в официально-деловом стиле среди всех других стилей. в целях, в ...

Конец формы

Начало формы Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях второго и третьего абзацев. синтаксический параллелизм

2)

ряды однородных членов

3)

метафора

4)

риторические восклицания

5)

авторские слова

Конец формы

10. Выпишите в один столбик наречия, а в другой — местоимения. В чём сходство в написании не и ни в словах этих частей речи, а в чём отличие?

Н.. (за) что не берусь, (н..) чего не хочу, (н..) чуть не боюсь, (н..) сколько не страшно, н.. (о) чем заботиться, (н..) где играть, н.. (с) кем дружить, н,. (у) кого не был, (н..) как не пойму, (н..) откуда взять.