Керамика М.А. Врубеля

Михаил Александрович Врубель — один из выдающихся художников рубежа XIX-XX вв. Он прославился как живописец, однако его мастерство проявилось и в других областях искусства.

Врубель владел редким талантом декоратора, был графиком, скульптором, театральным художником и керамистом. Данная курсовая работа посвящена керамике Михаила Александровича Врубеля. Майоликовые работы этого мастера особенно впечатляют и завораживают.

Цель работы:

  • изучить творческий путь художника;
  • выявить характерные черты
  • изучить работы художника М.А.Врубеля.

Задачи: на примере творчества выдающегося художника М.А. Врубеля создать собственный эскиз декоративной скульптуры.

Творческая жизнь Михаила Александровича началась в Киеве, где он еще, будучи студентом Академии художеств, которую он так и не окончил, занимался росписью Кирилловской церкви. Через четыре года Врубель переезжает в Москву, туда, « …где находились истоки нового периода истории русской художественной культуры конца XIX начала XX века. Его творческая жизнь в Москве влилась в новое художественное течение, усилила его, расширила и углубила само русло нового искусства» Суздалев П.К. Врубель. М.: Советский художник, 1991. С18.

С самого начала своей жизни в Москве Михаил Александрович попадает под покровительство крупного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Имение Саввы Мамонтова Абрамцево было одним из самых значительных художественных центров России конца19 — начала 20 века. На территории усадьбы Абрамцево находились мастерские, в которых всегда можно было творить. Здесь собирались молодые и знаменитые художники, артисты и писатели того времени, ищущие новые пути в искусстве. С этим имением-мастерской и связана большая часть творчества художника.

Период творческой активности Врубеля был относительно небольшим, чуть более 20 лет, но он оставил после себя огромное наследие.

Керамика М.А. Врубеля

врубель художественный керамика

Конец 19 века в жизни и творчестве Врубеля был тесно связан с имением Саввы Мамонтова «Абрамцево». В своём имении Мамонтов организовал различные мастерские, где создавались великие живописные полотна и возрождались забытые русские народные ремесла. В 1889 году была открыта и керамическая мастерская, где начали изготавливать майолику. «Майолика — вид керамики, изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью. Для майолики характерны мягкие, округлые формы, яркая роспись — по непрозрачной глазури или (т. н. полумайолика) по белой обмазке под прозрачной глазурью. Изделиям свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов». Большой Энциклопедический словарь. Т.37. М.: Советская энциклопедия — ОГИЗ, 1938.C.717 Со временем мастерская переросла в фабрику. Деятельность «Абрамцевской» фабрики была направлена на изготовление высокохудожественных штучных предметов. Самые удачные произведения авторов запускали в тираж небольшими сериями в различной цветовой гамме. Одной из важных идей керамического производства стала идея включения изделий этой отрасли в эстетизацию окружающей среды.

14 стр., 6508 слов

Федор Петрович Толстой – знаменитый художник золотого века русского искусства

... Леберехта, П.А. Толстого и др.) Начало работы художника как медальера ... выбита». «Сочинение поручаемых мне медалей, - писал Ф.П. Толстой, - ... в середине XIV века покинул пределы ... сюжетов, умел находить для них соответствующие им ... Толстого. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. 1. Жизнь и творчество Ф.П. Толстого Граф Федор Петрович Толстой ...

Керамика вызывала интерес у Врубеля, поскольку этот материал давал ему возможность создавать различные декоративные эффекты, позволял ощутить форму. Он увлекался ей все больше и больше. Глина позволяла художественно выразить, воплотить его замысел. К тому же глина была наиболее доступным и простым в производстве материалом. Однако работа с керамикой требовала специальных технических знаний, которых многие художники, в том числе и Врубель, не имели. И Мамонтов пригласил для работы и руководства мастерской керамиста без художественного образования Петра Ваулина, который был превосходным технологом-химиком в этой области. Врубель много наблюдал за работой Ваулина, перенимал у него опыт и вскоре достиг невероятных успехов. В скором времени Михаил Александрович становиться практически главным художественным руководителем на гончарной фабрике «Абрамцево». Ваулин и Врубель внесли неотъемлемый вклад в развитие керамического ремесла.

В творчестве Врубеля ярко выражен интерес к русской народной мифологии, поэзии и мистике. Его декоративные изделия из керамики выполнены в ключе неорусского стиля и стиля модерн. Но также в некоторых работах заметны стилистические черты средневековья, древнего Египта и крито-микенского искусства, которые пересекаются с символистским видением.

Михаил Александрович делал изразцы, панно, небольшие вазы, майоликовую скульптуру и декоративные блюда. (илл.2,3,5) К числу специфических черт врубелевской керамики можно отнести экспериментирование с глазурями и люстровым покрытием, обладающим металлизированными цветными рефлексами (бликами), некоторую грубость форм, за счет рубленых граней и пластические решения. Создавая свои скульптуры Врубель, понимал керамическую массу как цветной камень.

Будучи человеком обладающим выдержкой и нечеловеческим трудолюбием, Врубель оставил после себя огромное количество работ. Постоянный труд, раздумья и стремление к совершенству для него были главным. «Свои работы были для него всегда чем-то неокончательным, промежуточным в неудержимом стремлении к совершенству». Суздалев П.К. Врубель. М.:Советский художник, 1991. С13

Врубель сделал очень много для прикладного искусства. Его работы можно разделить на три группы. Первая это монументальные и архитектурно-декоративные, к ним относят декоративные панно, камины и печи и т.д. (илл.1-4,14) Ко второй относятся станково-декоративные вещи. К третьей изделия с утилитарным назначением и декоративными функциями, это вазы, конфетницы и т.д.

28 стр., 13719 слов

Декоративно-прикладное и художественное искусство в системе трудового ...

... декоративно-прикладного искусства Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro - украшаю) - раздел декоративного искусства (область пластических искусств): создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Произведения декоративно-прикладного искусства ... взаимосвязи искусства и творческого труда была фундаментально обоснована уже в античной литературе и в работах теоретиков и ...

Пластические образы, созданные М.А. Врубелем, привлекают и отталкивают одновременно. Фантастические, потусторонние, они проникнуты сказочной атмосферой русского фольклора. Поистине чудесные, волшебные цвета, которые переливаются из одного в другой. Его произведения словно кристаллическая мозаика, пропитана эмоциональным напряжением, чувственностью, потрясающим колоритом и гармонией.

«Одним из стимулов в обращении художника к «изобразительному фольклору» была музыка Н.А. Римского-Корсакова. Врубеля в творчестве этого композитора привлекала поэзия водной стихии, запечатленная в самой оркестровой фактуре». Алленов М.М. Михаил Врубель. М.: Белый город, 2000. С.18 Скульптурные изображения на темы героев опер Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка» были одними из первых. Все скульптурные сюиты имеют с цветометаллический окрас. К ним относятся «Купава»( 1899-1900), «Царь Берендей»( 1899-1900), «Мизгирь» (1899-1900), «Весна» (1899-1900), «Лель» (1899-1900), и другие. (илл. 6-10.) В образе скульптуры «Берендей» Врубель создал своеобразный портрет самого Николая Андреевича, можно заметить сходство в чертах. Но у мастера была другая задача, он хотел в это скульптуре передать именно духовный облик создателя музыки опер. «Берендей» одет в дорогой узорчатый кафтан, рубаху и высокую шапку. Это небольшая скульптура, в которой тонко передана отрешенность, романтическая мечтательность, простота и доброта сказочного царя. Большинство экземпляров «Берендея» монохромные, но в Музее Абрамцево имеется полихромный бюст. (илл.7,8) Скульптурные образы «Купава» и «Мизгирь» были задуманы не только как самостоятельные произведения, они словно окружение морского царя.

Здесь улавливается замысел создать пластическое единство, пространственное сопоставление. «Поливная поверхность скульптур Врубеля — это своего рода живописная аналогия колористическим и фактурным эффектам оркестровки в музыке Римского-Корсакова». Алленов М.М. Михаил Врубель. М.: Белый город, 2000. С.16Также Врубель создал очень выразительные головы «Египтянка» и «Девушка в венке». Прототипом к «Египтянке» была дочь Саввы Мамонтова Вера, однако это не скульптурный портрет с натуры. Это образ созданный рукой мастера. (илл.11) В скульптуре «Девушка в венке», как считают некоторые исследователи, имеется небольшое портретное сходство с женой Врубеля Н.И. Забелой. Есть мнение, что в этой работе велся поиск образа «Снегурочки». В этих и многих других Врубель постоянно экспериментирует, ищет идеальные сочетания, создавая разные по цветовому и композиционному решению и фактуре варианты одного и того же образа. (илл.7,8,12,13) Первые экземпляры произведений создавались от и до самим мастером, даже обжиг проводился под его наблюдением. Последующие же копии делали ремесленники на фабрике, к сожалению, зачастую работы делались достаточно халатно, безучастно и теряли ту очаровательность, вложению изначально Михаилом Александровичем.

Одной из выдающихся работ, наверное, должен быть признан камин «Микула Селянинович и Вольга» (1898-1900), если быть точным это облицовка для каминного портала. (илл.14) Пожалуй, самая броская из майоликовых вещей выполненных Врубелем. Он был выполнен по эскизу Врубеля вместе с Петром Ваулиным. На сегодняшний день известно о существовании пяти вариантов камина, выполненных в технике майолики. Один из вариантов камина, несмотря на то, что это в первую очередь художественное произведение, использовался по своему прямому назначению — его топили. Сейчас этот вариант находится в Третьяковской галерее в Москве. Первый камин-панно был выполнен в Абрамцевской мастерской специально для Всемирной выставки в Париже, 1900г. (илл.15) Камин графичен и лаконичен, в нем виртуозно сочетается сказочность, декоративность, конструктивность, поэзия и лирика. Даже в колористическом решении присутствует сказочность. Камин выполнен на сюжет русской былины «Встреча Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича». Микула Селянинович былинный богатырь-пахарь он является олицетворением русского народа и силы всей земли. Князь Вольга богатырь-воин, обладающий хитростью и способностью понимать птиц и животных, олицетворение грозовой тучи.

9 стр., 4066 слов

Описание Картины Врубеля Богатырь 4 Класс

... имеет на гуслях играть и песни петь. Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь». Сочинение по картине М. Врубеля Царевна Лебедь. соответствующее всем единичным предметам какого-нибудь класса. Его ... расположен Илья Муромец. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены ...

На майоликовом панно изображен момент разговора двух богатырей. Композиционное решение построено на противопоставлении двух фигур, которые символизируют различную природу, что поддерживается цветом. Эти герои в произведении Врубеля являются символом противостояния Европы и Руси. При создании камина Врубель отказался от традиционной облицовки изразцами. На этот раз он собирает свой камин, словно паззл из крупных, фигурных кусков. А соединения между ними становятся выразительной рисующей линией, которую автор дополнительно поддерживает ложными швами по всему рисунку. В построении фигуры Микулы прослеживается влияние Египта, голова его в профиль, а торс в фас. Всё это подчеркивается плоскостностью цвета, который расположен четкими лаконичными пятнами. (илл.17) Камин необычайно красив, имеет пластическую целостность, слитность объёма и узора. Здесь всё тяжелое, массивное, символизирующее мощь земли. Это панно-камин стал легендарным ещё до своего воплощения в керамике. История его создания обращена к середине 1890-х годов. Именно тогда Савва Мамонтов заказал, ещё никому не известному Врубелю, два монументальных панно. Они должны били украсить торцы павильона на Всероссийской Нижегородской выставке 1896 года. Художник выбрал два сюжета — европейский «Принцесса Греза» и национальный «Микула Селянинович». Позднее оба панно были воплощены в технике майолики.

Жизнь и творчество художника, и по сей день, никого не оставляют равнодушным. Врубель художник-творец. Он создал свой собственный и неповторимый декоративный стиль, который появился во всех областях его творческой деятельности. За что бы он ни взялся, всё у него выходит мастерски, четко, продуманно. У Врубеля всё необычно и необычайно красиво. Мир образов, созданный его неистощимой фантазией, чрезвычайно органичен. Он обладал абсолютным чувством линии, формы и цвета. Его декоративные скульптуры, панно, блюда и изразцы словно переносят нас в другой мир. Нельзя не отметить высокое качество созданных им вещей. Михаил Александрович владел керамикой в совершенстве. Спустя годы не утихают споры и о жизни, творчестве и личности Врубеля.

Заключение

Подводя итог, хочется отметить, что Михаил Александрович Врубель фантастический художник. Все его работы на грани реальности и фантастики. У него восхитительное чувство формы, цвета, пластики. Его произведения вдохновляют на создания собственных работ. На основе изученного материала, был создан собственный эскиз декоративной скульптуры по мотивам монументальных работ Врубеля. Скульптура представляет собой девушку в образе морской девы. На эскизе девушка изображена в профиль, смотря вдаль. Ее губы слегка приоткрыты, она словно поет песню. Волосы морской девы плавно ложатся на ее плечи. Цветовое решение скульптуры — сдержанная гамма.

14 стр., 6831 слов

Художественная обработка дерева в Архангельской области (роспись по дереву)

Мы рассмотрим особенности таких росписей как Онежская, Шенкурская, Пучугская и Пижемская, являющихся частью традиций художественной обработки дерева в Архангельской области [12, с. 158]. Актуальность Цель ... время на основе экономических предпосылок начинают складываться на территориях Русского Севера историко-культурные регионы. Помимо географических, ландшафтных и социальных условий, на их ...

Образ получился мечтательный и романтичный. Лаконичность форм и контрастное цветовое решение, позволяет провести исторические аналогии с работами Врубеля. (илл.17)

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/vrubel-grafik/

1. Аксенов И.А. Врубель, Врубель и без конца Врубель / Иван Аксёнов// Киевская Неделя, 1912. №5

2. Алленов М.М. Михаил Врубель/М.М. Алленов М.: Белый город, 2000

3. Белый А.И. Символизм как миропонимание /Александр Белый// Мир искусства, 1904. № 5. С. 173 -196.

4. Большой Энциклопедический словарь/О. Ю. Шмидт. Т.37. М.: Советская энциклопедия — ОГИЗ, 1938.

5. Журавлева Л. С. М.А. Врубель в Талашкине / Л. С. Журавлева // Музей 2. М.: Советский художник, 1981. С. 57 — 61.

6. Иовлева Л. Зал Врубеля (в Третьяковской галерее)/Лидия Иовлева // Юный художник, 1996. № 1. С. 20 — 22.

7. Коган Д.З. Михаил Александрович Врубель / Д. Коган. М.: Искусство, 1980.

8. Коровин, К. А. Воспоминания / Константин Коровин. Минск: Современный литератор, 1999.

9. Королева, С. Михаил Александрович Врубель 1856-1910/ Королева, С. М.: Директ-Медиа Комсомольская правда, 2010.

10. Онуфриева С.А. Михаил Александрович Врубель. 1856-1910: Выставка майоликовых работ и театральных эскизов (К 100-летию со дня рождения) / Онуфриева С.А. М.: Академия наук СССР, 1957.

12. Плотников В.И. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века / В.И. Плотников Л.: Художник РСФСР, 1987.

13. Подкопаева Ю.Н. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике/ Подкопаева Ю.Н., Гомберг-Вержбинская Э.П.. М.: Искусство, 1963.

17. Шульман П.Врубель и русский модерн / П. Шульман // Юный художник, 2010. № 6. С. 20-24

Список иллюстраций

1. Врубель М. А.Камины. Майолика. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».1890 — 1891 гг.

2. Врубель М. А.Камин (фрагмент).

Изразцы, майолика. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 — 1891 гг

3. Врубель М. А.Камин (фрагмент).

Изразцы, майолика. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 — 1891 гг

4. Врубель М. А. Печь-лежанка (фрагмент).

Майолика. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1899-1900гг

5. Врубель М.А. «Садко». Декоративное блюдо. Майолика. Москва, Государственный исторический музей. 1900г

6. Врубель М.А. Купавна (Принцесса Волхова).

Майолика. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1899-1900 гг

21 стр., 10269 слов

История, деятельность и перспективы развития Астраханской государственной ...

... государственная картинная галерея им. П.М. Догадина. По значению и богатству своей коллекции она признана одним из интереснейших художественных собраний России и поэтому принадлежит к лучшим художественным музеям Поволжья. Картинная галерея ... музейной деятельности и инновационных подходов к работе художественного музея. .Изучение работы ряда музеев России на современном этапе. .Разработка нового ...

7. Врубель М.А. Царь Берендей. Терракота. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

8. Врубель М.А. Царь Берендей. Керамика, глазурь. Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Около 1900г

9. Врубель М.А. Мизгирь. Майолика. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

10. Врубель М.А.Лель. Майолика, люстр. Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».1899-1900 гг.

11. Врубель М.А. Египтянка. Майолика. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

12. Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1897-1900 гг

13. Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика. Частная коллекция.1897-1900 гг.

14. Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Камин. Майолика. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1898-1900гг

15. Фотография камина Врубеля М. А. на выставки в Париже 1900 г

16. Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Фрагмент камина. Майолика. Санкт-Петербург, Детская библиотека истории и культуры Петербурга. 1898-1900гг

17. Петрова М.А. Эскиз декоративной скульптуры. Санкт-Петербург. 2014г.

Альбом иллюстраций

1.Врубель М. А.Камины. Майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 — 1891 гг.

2. Врубель М. А.Камин (фрагмент).

Изразцы, майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 — 1891 гг

3. Врубель М. А.Камин (фрагмент).

Изразцы, майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1890 — 1891 гг

4. Врубель М. А. Печь-лежанка (фрагмент).

Майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1899-1900гг

5. Врубель М.А. «Садко». Декоративное блюдо. Майолика.

Москва, Государственный исторический музей. 1900г

6. Врубель М.А. Купавна (Принцесса Волхова).

Майолика.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево». 1899-1900 гг

7. Врубель М.А. Царь Берендей. Терракота.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

8. Врубель М.А. Царь Берендей. Керамика, глазурь.

Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Около 1900г

9. Врубель М.А. Мизгирь. Майолика.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

10. Врубель М.А.Лель. Майолика, люстр.

Государственный историко-художественный музей-заповедник «Абрамцево».1899-1900 гг

11. Врубель М.А. Египтянка. Майолика.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1899-1900 гг

12.Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика. Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1897-1900 гг

13. Врубель М.А.Девушка в венке. Майолика.

Частная коллекция.1897-1900 гг

14. Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Камин. Майолика.

Москва, Государственная Третьяковская галерея. 1898-1900гг

15. Фотография камина Врубеля М. А. на выставки в Париже 1900 г

16. Врубель М.А. Микула Селянинович и Вольга. Фрагмент камина. Майолика. Санкт-Петербург, Детская библиотека истории и культуры Петербурга. 1898-1900гг

6 стр., 2939 слов

В м местонахождение государственная третьяковская галерея

... в их образном решении. В Государственной Третьяковской галерее хранится набросок композици ... народного песенного творчества. Уже в 1871 году Васнецов набросал карандашом своего первого "Богатыря", положив тем самым начало знаменитому "богатырскому ... Репин, Серов, Остроухов, Левитан, Коровин, Врубель. Постоянным абрамцевским завсегдатаем был и Виктор Михайлович Васнецов. Здесь, в Абрамцеве, на огромном ...

18. Петрова М.А. Эскиз декоративной скульптуры.

Санкт-Петербург. 2014г.