Народ, казачество в романе «Тихий Дон» Шолохова М.А

Особенности жизни донского казачества в романе «Тихий Дон»

Роман-эпопея М.А. Шолохова «Тихий Дон» открыла перед читателем двери в жизнь особого, привилегированного сословия — донского казачества. Сделав центром повествования семью Мелеховых из небольшого хутора Татарский, автор не только обозначил семейную тему как одну из смысловых центров произведения, но и глубоко раскрыл особенности быта, нравов и обычаев казачьего Дона.

«Мелеховский двор — на самом краю хутора», — такой фразой М.А. Шолохов открывает свое произведение. Первые страницы «Тихого Дона» посвящены предыстории семьи Мелеховых, точнее — трагичному эпизоду из жизни Прокофия Мелехова, взявшего себе в жены турчанку. Реакция жителей хутора обнажила темную жестокость и нетерпимость казаков: беременную иноземку растерзала толпа, а Прокофий, мстя за смерть жены, разрубил «до пояса» зачинщика расправы, после чего был отправлен на каторгу. Однако ребенка удалось спасти. Его нарекли, в честь деда, Пантелеем. «С тех пор и пошла турецкая кровь смешиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по уличному — Турки».

Сцена из прошлого семьи Мелеховых претворяет события романа не случайно: история гибели турчанки рисует основные черты изображаемой среды — мира донского казачества, а также заявляет основные социально-нравственные конфликты этого закрытого общества. Кроме того, становится очевидной параллель между судьбами представителей двух поколений, деда и внука. Григорий, полюбивший замужнюю казачку Аскинью, тоже нарушил законы мира, в котором жил. Ради благополучия семьи он готов был «прикончить эту историю», однако сама Аксинья, не боясь осуждения, открыто протестовала против закостенелых устоев казачества, от которых успела настрадаться. Если колебания Григория объясняются крепостью патриархальных традиций в среде, в которой он рос, и уважением к воле старших, которое сызмальства воспитывается в маленьких хуторянах, то храбрость его возлюбленной питает осознание естественности своего права на любовь и счастье.

250 рублей

Связаться с нами:

Заказать уникальную работу за 250 руб.

3 стр., 1282 слов

Характеристика Мелеховых в романе «Тихий Дон» (М. Шолохов)

... ребенком. Все вместе они составляли большую дружную семью Мелеховых. Если рассматривать всех членов семьи с точки зрения защиты домашнего очага, то ... переменишься». Пантелей Прокофьевич проявляет себя в этой ситуации как хранитель семейных казачьих традиций. Он не мог в тот момент ... в шаль» турчанку. Этот союз оживленно обсуждал весь хутор Татарский. Семья Прокофия не приняла невестку, да и она не ...

Несмотря на то, что участи Аксиньи и безымянной турчанки показывают «изнанку» обычаев этого сословия, автор раскрывает и «другую сторону», обыденность, в которой видит идеал народной жизни. Чем ближе М.А. Шолохов знакомит читателя с казачеством, тем больше положительных черт открывается в нем. За дверьми хутора Мелеховых кипит будничная жизнь, заполненная крестьянскими работами, исполнением военных обязанностей, праздниками и уникальными обычаями.

Поэзия рабочего процесса красной нитью проходит через каждую сцену, изображающую казачий быт. В их среде человек ценится по отношению к труду, о лентяях же говорят презрительно и с непониманием. Мелеховы — труженики, охотно возделывающие землю, которая им принадлежит. Глава семьи, Пантелей Прокофьич — трудолюбивый, хозяйственный человек, в своем образе воплощающий общую для казаков домовитость и любовь к родной земле. Больше всего на свете он заботится о благополучии своего дома и людей, его населяющих. Гордость его сочетается с большим сердцем — ему сложно было простить Григорию непослушание, но как гордился он офицерским званием своего сына, его успехами на фронте! В этом уважении к воинским обязанностям сказывается с пеленок привитое понятие о долге каждого казака: отдать долг перед Родиной и Отечеством.

Жена Пантелея Прокофьича, Ильинична, «мужественная и гордая старуха», всю жизнь была хранительницей домашнего очага и настоящей Матерью; ее Шолохов выписывал с особой любовью и трепетом, глубоко уважая сильный характер этой простой трудящейся женщины. Она оставалась опорой для мужа, для детей, для невесток и внуков, ее руки возделывали плодородный чернозем донских земель, пекли к обеду хлеб и разливали по рюмкам водку. Ильинична, как и Пантелей Прокофьич, воплощает собой дух настоящего казачества с его любовью к родной земле, тягой к труду и чувством неразрывной связи своей с природой.

Мелеховы, подобно другим казаки, проводили день в хозяйственных заботах, без которых их жизнь теряла существенную часть смысла. Так, мотив страданий, испытываемых казаками вдали от родной земли, их безотчетная тяга к физическому труду воплощается в образе Григория Мелехова, который никогда не забывал о доме во время своих скитаний. Его жизненный путь — череда разлук и воссоединений с семьей, — закономерно обрывается автором на пороге его собственного дома. Григорий возвращается к мирному земледельческому труду, воспитанию сына — к тому, в чем М.А. Шолохов видел смысл человеческой жизни.

Казачество

Автор романа выделяет казачество в отдельную социальную группу. Это не просто крестьянство, забитое и запуганное самодержавием. Казачество сложный многослойный класс, отображающий жизнь всей страны. Оно схоже с другими народами, с коренным русским населением. Но есть особая стать у казаков, они ценят свою историю, характер, удаль и свободолюбие. Казачество гудит, не понимая, куда ведут его власти. Они буйно веселятся, так же яростно грустят. Казаки слагают песни о реке, о трудной жизни, о вечной борьбе за свободу. Мужики поют перед уходом на битвы, службы. Матери поют над детьми. Автор поет вместе со своим народом. Он выбирает строки песен эпиграфом к роману. В песне о Доне белая рыбица бьется посередине, студеные ключи мутят чистую воду, поднимают со дна тину.

Вымышленные и реальные лица

Автор создавая роман, вводил в сюжет реальных лиц. Исторические деятели дополняли характер вымышленных героев. Такое смешение воспринимается читателем как реальное действие. В конце романа кажется, что Григорий Мелехов жил на самом деле. Его историю просто передали потомкам. Революционных деятелей Шолохов берет из истории: Подтелков, Кривошлыков. С их изображением были согласны не все современники автора. Зарождающийся класс коммунистов представлен образом Михаила Кошевого. Характер формируется в войне, в борьбе против Мелеховых. Михаил начинает возвышаться над людьми, считает, что имеет право вершить их судьбы. Кто он, победитель в войне? Такой же убийца или бог среди людей? Вопрос очень сложный. На него каждый пытается ответить по-своему.

6 стр., 2957 слов

Чудовищная нелепица войны в изображении М.А. Шолохова (по роману «Тихий Дон»

... описав события гражданской войны на Дону. Писатель стал для казаков национальным героем, создав художественный эпос о жизни казачества в трагическое время исторических перемен. Посмотрите эти сочинения Сочинение по творчеству Шолохова (роман «Тихий дон») История России ...

Народ – герой романа, казачество – главный персонаж произведения. Написать сочинение “Народ в романе Тихий Дон” можно, описав историю одной семьи, одного человека. Можно взять за основу предложенный материал, дополнить информацию собственными рассуждениями.

Толстовские традиции в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

1

«Живые истоки» творчества М.Шолохова

Творчество Михаила Александровича Шолохова неразрывно связано с народной жизнью. То знание действительности и понимание человека, которые отложились в социальном и духовном опыте народа в течение веков, органически вошли в мир художника и определили суть его искусства слова. Шолохов как художник воспринял представления народные об исторических, социальных и нравственных ценностях мира, и они легли в основание его мировоззрения мировоззрение человека, разделившего с народом судьбу в эпоху социалистической революции.Именно поэтому так рано пришла к нему зрелость, так глубоко и органически воспринял он художественные традиции прошлого.

Уже в ранних рассказах явственно проявилась естественность сопряжений с русской классической литературой. В Шолохове как бы преломился её опыт во всей своей многомерности и глубине. Объяснялось это тем, что на великое наследие советский писатель посмотрел глазами революционного народа. Ещё Л.Толстой перспективу художественного развития России связывал с народностью.

Самими обстоятельствами своей биографии Шолохов связан с народной жизнью. Его гражданское самоопределение осуществлялось под знаком революционной правды, постигаемой массами. Отсюда путь Шолохова к народности был существенно иным по сравнению с его великими предшественниками. Однако в этом различии есть и черты общности, что во многом обусловлено своеобразием самой проблемы народности, когда дело касается художественного творчества. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, например, признания Толстого, в котором выражена заветная мысль и сокровенная эмоция, лежащая в основании его нравственных и художественных исканий. Это мысль о родном народе, его состоянии и о судьбе и о своём отношении к нему.

«Я, — писал Л. Н. Толстой в «Исповеди», — Отрёкся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живём, лишают нас того, чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придаёт ей».

Мысль о народе становится и объектом творчества, и принципов художественного познания… Это и роднит Шолохова с Л. Толстым, определяет глубокую ограниченность его связи с художественной традицией, зримо очерчивает его собственную творческую позицию.

8 стр., 3916 слов

«Слово о Шолохове. Роман «Тихий Дон»: история ...

... Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без ... Шолохову присуждается Нобелевская премия за «художественную силу и правдивость, которыми он в своей донской эпопее изобразил историческую эпоху в жизни ... он напишет в своем неоконченном романе «Они сражались за родину». ... 1956 – 1957). Трагическая история жизни взята в её связи с событиями ...

2

«Тихий Дон» − роман-эпопея молодого писателя

Рождение романа эпопеи «Тихий Дон» связано с событиями русской истории, имеющими мировое значение. Первая русская революция 1905 года, мировая война 1914 1918 годов, Октябрьская революция, гражданская война, период мирного строительства вызвали стремление художников слова создать произведения широкого эпического охвата. Характерно, что в 20 годы почти одновременно стали работать: М.Горький над эпопеей «Жизнь Клима Самгина», А.Н.Толстой над эпопеей «Хождение по мукам», М.Шолохов обратился к созданию эпопеи «Тихий Дон». Создатели эпических полотен опирались на традиции русских классиков, на такие произведения о судьбах народных, как «Капитанская дочка», «Тарас Бульба», «Война и мир». В то же время авторы были не только продолжателями традиций классической литературы, но и новаторами, ибо воспроизводили такие преобразования в жизни народа и Родины, которых не могли видеть великие художники прошлого.

Роман эпопея «Тихий Дон» занимает особое место в истории русской литературы. Пятнадцать лет жизни и упорного труда отдал Шолохов его созданию. М.Горький видел в романе воплощение огромного таланта русского народа.

«Тихий Дон» — сложнейшее произведение, охватывающее огромный отрезок времени, множество исторических событий, большое количество действующих лиц. Шолохов стремился представить (и ему это удалось в полной мере) картину русской действительности начала 20 века, срез целой эпохи.

М. Шолохов начал писать «Тихий Дон» в двадцатилетнем возрасте в 1925 году и завершил в 1940 году. В быстром наступлении творческой зрелости Шолохова была своя закономерность: мировоззрение и нравственный облик писателя складывались под непосредственным воздействием событий революции и гражданской войны.

В событиях гражданской войны, в острых классовых конфликтах, размежевавшихся станичников и хуторян, в подвигах, которые совершали большевики, в жестоких повадках защитников старого мира открылась жизнь перед зорким глазом и пытливой мыслью рано созревшего юноши. Желание рассказать о виденном и пережитом заставляло браться за перо. Пусть маленькие рассказы, которые он ещё в 1922 году посылал в комсомольские газеты и «Огонёк», не были напечатаны, — Шолохов твердо решил посвятить себя литературе. Уже тогда он впервые поделился с друзьями замыслом романа о гражданской войне на Дону.

К замыслу романа «Тихий Дон» Шолохов шёл давно. Сначала появился сборник «Донские рассказы». В нём Шолохов проникновенно изображал явления народной жизни, запечатлевая особенности быта казаков. В то же время он не оставил в стороне животрепещущие вопросы современной ему действительности. Он передал накал классовой борьбы на Дону, изобразил драматические события, связанные с революционной переделкой жизни. Затем появился роман «Донщина», повествующий о провале корниловского мятежа. Так, шаг за шагом Шолохов приближался к написанию «Тихого Дона», романа, посвященного судьбам русского казачества в один из самых трагических периодов нашей истории. Как известно, роман давался писателю нелегко, он посвятил ему много лет, но был вознагражден сторицей. Ещё не оконченное произведение сразу нашло отклик в читательских сердцах, а затем стало классикой нашей литературы.

3 стр., 1384 слов

«Тихий Дон» М. А. Шолохова — роман-эпопея о всенародной трагедии ...

... в переломную эпоху" name="title" />Революция делает глубокий надрез на теле Цивилизации, чтобы открыть путь будущему Здоровому человечеству... Революция отсекает Старый мир. И отсюда кровь. В. Гюго В романе «Тихий Дон» М. Шолохов ... отразил грандиозность событий, происходивших в России в первые десятилетия XX века. В произведении показаны: ...

«Тихий Дон» — книга, не только отразившая революцию, но и рожденная ею. Она несет на себе горячую печать того времени с его размахом, смятенностью, ломкой устоев, привычек, существований. В ней гуляет ветер революции. Это книга глубоко реалистическая, она вторгается в суть исторического процесса и потому является невольным свидетелем крупнейших народных движений, крупнейших социальных потрясений других времён и государств. Автор заинтересовывает, даже заинтриговывает читателя, но преследует куда более серьёзную цель ответить на сложные вопросы о закономерностях исторического процесса и явлений народной жизни. Жанр, позволивший наиболее полно решить эту задачу, — роман-эпопея. Непревзойденный образец этого жанра — «Война и мир» Л. Н. Толстого. М.Шолохов в романе «Тихий Дон» продолжил и развил толстовские традиции. Надо отметить особенность «Тихого Дона», роднящую его с «Войной и миром», — стремление показать зависимость исторического процесса не от воли отдельных личностей, а от общего духа народных масс.

В своём творчестве М.Шолохов связан с народным сознанием, с одной стороны, и развивает эпические традиции Л.Толстого с другой.

3

Толстовские традиции в романе М.Шолохова

Ничто не может развиваться без опоры на традиции, без того, что сделано предшествующими поколениями. Русская литература 20 века не составляет в этой связи исключения. Всё лучшее, что было создано гениями 19 века, усвоено, осмыслено и новаторски развито М.Горьким, М.Булгаковым, М.Шолоховым и многими другими писателями.

Из века 19 пришли в нашу литературу темы, идеи, проблемы, жанры. В новых общественных условиях они порой наполнялись иным смыслом, но главным явилось то, что художники слова не отказались от прошлого, не «сбросили Пушкина», а заодно и многих других с «корабля современности».

В своём реферате я хочу обратиться к теме «Л.Толстой и М.Шолохов» в самом, на мой взгляд, трудном её аспекте: влияние романа-эпопеи «Война и мир» на жанровое своеобразие «Тихого Дона».

Как известно произведение Л.Толстого стало уникальным в литературе 19 века по степени охвата действительности. В нём соединены быт отдельного человека и жизнь народа, эпохальные исторические события и духовные поиски частных лиц, великих и неизвестных, реальных и вымышленных, глубокий психологизм глубина авторских размышлений. Всё это и делает его романом — эпопеей.

Прошло менее ста лет, и русская литература подарила миру книгу, автор которой творчески осмыслил традиции Л.Толстого уже на новом историческом этапе: «Тихий Дон» М.Шолохова.

Но что может быть общего между замыслом Л.Толстого воплотить всенародную борьбу с иноземным нашествием и «Тихим Доном», раскрывшим кровавые конфликты гражданской, то есть внутринациональной борьбы? На мой взгляд, сходство между двумя романами заключено в стремлении их авторов показать столкновение значительных общественных сил, втянутых в грандиозный социально исторический конфликт. Отсюда такое пристальное внимание писателей к «мысли народной». Национальный характер, душа народа вот предмет художественного исследования М.Шолохова, продолжившего традиции Л.Толстого.

6 стр., 2836 слов

Судьба донского казачества в романе Шолохова «Тихий дон»

... новое. Автор: М. А. Шолохов Произведение: Тихий Дон Это сочинение списано 92 201 раз Изображению жизни донского казачества в самое бурное историческое время 10-20-х годов XX века посвящён роман М. Шолохова «Тихий Дон». ...

Сопоставление этих двух произведений выявит не только характерные особенности «Тихого Дона» как романа эпопеи, но и его значимые отличия от толстовского романа, которые и определили неповторимое своеобразие произведения Шолохова.

Первоначальный замысел произведений:

−Л. Н. Толстой роман «Декабристы» (

Народ и природа

Уже с названия романа начинает прослеживаться связь человека с природой. Река как связующее звено. Дон могуч, красив. Он меняет свой характер, его втягивает водоворот событий, происходящий вокруг. Он уже не тих, реки красной крови вытекают и изменяют человека. Природа сопровождает людей, создает атмосферу радости, горя, смерти и рождения. Автор использует картины природы для раскрытия глубинных тем: отношение казачества к войне, болезни и любовь, дом и семья. Казаки не хотят воевать, они любят свои станицы, сады и пашни. Хутора склоняются перед красными и белыми. Все будто вымирает от страха. Трескучим раскатом громыхает гроза, предвещая смерти и гибель народа. В душе людей страх оживает с великой силой, звенит лес как конная рать, движущая по замороженному лесу.

Характеры донского народа

Тихий Дон скрывает множество характеров людей. Не все они мирные, тихие и спокойные. Как и течение реки люди различны. Автор показывает самые типичные характеры. Богатый, любящий роскошь Коршунов не принимает идеи советской власти. Он торговец до корней волос. Ему жалко расставаться с тем, что дала ему жизнь: авторитет, достаток, земля.

Другой по характеру казак Пантелеймон Мелехов. Его жизнь устоялась, казалась прочной. Война расшатывает устои, рушит быт, меняет отношения. Авторитет отца становится слабым. Пантелеймон мечется между сыновьями, войной и мирной жизнью. Он труженик, но вдруг не гнушается мародерства. Метания Мелехова переходят в чудачества, но в какой-то степени объясняют поведение Григория, непонимающего, на чью сторону перейти: белых, красных, отдельно стоящих банд.

Еще один персонаж – Сергей Мохов. Про него автор говорит: «рви – не вырвешь» этот «бурьян-копытник». Купец – выходец из разбойничьего рода, ставшего доносчиком на своих же, дончаков.