Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов. Не вступая в спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда бы не произошли, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на людей была ораторская речь.
Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. Таких конкретных целей существует бесчисленное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало корню этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой (В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория» и «красноречие»).
Цель данной работы — рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи.
Задачи работы — определить ораторскую речь как разновидность выступления.
1. Понятие ораторская речь
Ораторская речь — это разновидность устной формы литературного языка, которая находит выражение в различных типах публичных выступлений на общественно значимые темы. Ораторская речь информативна, адресована определённой аудитории, является особой формой речевой деятельности в условиях непосредственного общения. Это устное, как правило, подготовленное выступление, следующее коммуникативно-речевой и соответствующей виду ораторской речи стилистической и композиционной нормам, с целью информирования слушателей и воздействия на них для получения оратором желаемого эффекта.
Парламентская речь
... парламентской речи, которая и будет рассмотрена в данной работе. 1. Понятие ораторской речи Ораторская речь - разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи ... ораторскую речь как на речь, специально убеждающую, «заражающую». Оратор организует движение речи как развернутую систему реплик. Для развернутой ораторской речи ... политической культуры. ... речевой обмен ...
Ораторские речи — наиболее распространённые, принятые в практике образцового использования и регламентированные правилами произносительные, лексические, морфологические, синтаксические варианты, с помощью которых достигаются правильность речи, её чистота, точность, логичность и доступность. В ораторских речах так же используются: стилистические нормы и композиционные. Стилистическая норма — совокупность устойчивых реализаций языковых средств, характерных для различных функциональных стилей, функционально-смысловых типов, изобразительно-выразительных средств, ведущих к стилистической целесообразности речи, её богатству. Композиционная норма-система смысловых структур и отдельных элементов, используемых для развертывания, воздействующего на слушателей изложения, который характеризуется смысловой и стилистической целостностью, структурной завершённостью и единством, структурной и связанностью компонентов речи.
Для Ораторской речи требуется точная ориентированность темы, контактность, наличие элементов диалога, временная протяжённость, динамичность, целостность ораторской речи заключается в единстве её темы и смысловых частей разной структуры и протяжённости, которые составляют её композицию. С одной стороны ораторская речь представляет собой линейную последовательность, и здесь на первый план выходят средства оформления связности; с другой стороны ораторская речь — это единство, проходящее путь от замысла до его воплощения, т.е. речь, подчиняющаяся определённым правилам организации, предполагающей осуществление некоторой общей модели для каждого из её видов. Особенность Ораторской речи состоит также в её необратимости, в отсутствии обозримой последовательности элементов, которую можно было бы охватить, как письменный текст, взглядом, что многое определяет в характере её построения и восприятия, в частности наличие в ней интеграционных, т. е. связывающих языковых элементов.
2. Содержание и композиция
Выступление на собрании, совещании, митинге, в средствах массовой информации — разновидность ораторской прозы. Задача выступающего никогда не сводится к изложению некоторого объема информации. Выступающий вынужден, как правило, отстаивать свою точку зрения, склонять других к ее принятию, убеждать в своей правоте и т.д. Выступления различаются по тематике, объему, различны цели выступающих, различны аудитории, перед которыми они выступают. Однако существуют устойчивые, типовые приемы речевой разработки текста выступления. Совокупность этих приемов можно изложить в виде набора следующих рекомендаций:
1. К выступлению обязательно нужно подготовиться. Не следует рассчитывать на удачную импровизацию, если существует хотя бы малейшая возможность для подготовки.
2. Прежде всего, следует четко сформулировать тему выступления, спросив себя: что я хочу сказать? Не следует самоуверенно полагать, что говорящему это всегда и так ясно.
3. Определите цель выступления. Чего бы вы хотели добиться? Опровергнуть чужую точку зрения? Переубедить аудиторию? Изменить ход обсуждения? Внести существ венные дополнения в обсуждаемую проблему?
Презентация развития речи » -описание с элементами повествования ...
Картины В.Ф. Стожарова БАНИ Картины В.Ф. Стожарова КАРГОПОЛЬ Картины В.Ф. Стожарова ЛЁН Картины В.Ф. Стожарова ПОКРОВ Картины В.Ф. Стожарова СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Картины В.Ф. Стожарова РОМАНОВСКИЙ ЛУК Натюрморт «Хлеб, соль и ... славян. Наблюдаем Описываем Рассказываем Рушник Нарядное полотенце, красная с черным вышивка, по краям замысловатое кружево Рассказывал об умелой хозяйке, рушники ...
4. В начале выступления сразу же сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис. Не следует затягивать введение тезиса. До тех пор пока слушатели не поймут, о чем вы собираетесь говорить, их внимание будет рассеянным, несосредоточенным. Помните, что если вы затягиваете изложение сути дела, то раздражение аудитории растет в геометрической прогрессии.
5. Определите главную мысль, расчлените ее на отдельные составляющие. Это членение должно быть проведено последовательно на основе одного принципа. Составляющие главную мысль компоненты должны быть соразмерны по важности, связаны между собой в одно целое. Каждая составляющая вашей главной мысли будет представлять отдельную часть вашего выступления, которая может быть названа по ключевому слову этой части выступления.
6. Начинайте изложение содержания с самых главных, основополагающих тезисов. На конец оставьте второстепенные, дополнительные компоненты.
7. В случае необходимости подберите к каждому тезису соответствующую информацию: статистические данные, сведения по истории вопроса, результаты социологических опросов и т.п.
8. Свое мнение можно подкрепить ссылкой на лицо, которое признано авторитетным. С этой целью целесообразно привести цитату, пересказать другой текст, воспроизвести элементы личной беседы и т.п.
9. Высказываемая мысль будет более убедительной, если вы подкрепите ее примерами.
10. Приводя аргументы в обоснование своего мнения, расположите их таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала. Поставьте самые сильные аргументы в конце. Конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый.
11. Оцените непротиворечивость всего текста в целом. Проверьте, насколько соответствует последовательность изложения материала поставленной цели, характеру аудитории, конкретной речевой ситуации, сложившейся к моменту начала вашего выступления.
Наиболее типичные погрешности выступления: значительные отступления от основного содержания, непоследовательность, несоразмерность отдельных частей, неубедительные примеры, повторы.
Каждому выступлению свойственна своя специфика подготовки, но это не означает, что общие принципы работы над текстом выступления отсутствуют.
3. Функциональные стили речи
Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Существует пять функциональных стилей:
1. Научный — его значение состоит в том, чтобы дать точное и ясное представление о научных понятиях (например, терминологическая лексика).
2. Официально — деловой — официальная переписка, правительственные акты, речи; употребляется лексика, отражающая официально-деловые отношения (сессия, решение, постановление, резолюция).
3. Публицистический — характерны отвлеченные слова с общественно-политическим значением (гуманность, прогресс, народность, гласность, миролюбивый).
4. Разговорный — отличается большой смысловой емкостью и красочностью, придает речи живость и экспрессивность;
Реферат виды ораторской речи
... представление. Ораторская речь – речь подготовленная. И готовится она, естественно, по книжно-письменным источникам, которые оказывают прямое и непосредственное влияние на структуру речи. Официально-деловой стиль обслуживает сферу официальных деловых отношений; ...
5. Художественный — используется в художественной литературе.
Научный стиль — стиль научных сообщений. Сфера использования этого стиля — наука, адресатами текстовых сообщений могут выступать учёные, будущие специалисты, ученики, просто любой человек, интересующийся той или иной научной областью; авторами же текстов данного стиля являются учёные, специалисты в своей области. Целью стиля можно назвать описание законов, выявление закономерностей, описание открытий, обучение и т. п. Основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Для него характерно наличие малых терминов, общенаучных слов, абстрактной лексики, в нем преобладает имя существительное, немало отвлеченных и вещественных существительных. Научный стиль существует преимущественно в письменной монологической речи. Его жанры — научная статья, учебная литература, монография, школьное сочинение и т. д. Стилевыми чертами этого стиля являются подчёркнутая логичность, доказательность, точность (однозначность), отвлечённость, обобщённость.
Официально-деловой стиль представляет собой один из функциональных стилей современного русского литературного языка: набор языковых средств, предназначение которых — обслуживание сферы официально-деловых отношений (деловых отношений между организациями, внутри них, между юридическими и физическими лицами).
Деловая речь реализуется в виде письменных документов, построенных по единым для каждой из их жанровых разновидностей правилам. Типы документов различаются спецификой своего содержания (какие официально-деловые ситуации в них отражены), а соответственно и своей формой (набором и схемой размещения реквизитов — содержательных элементов текста документа); объединены они набором языковых средств, традиционно используемых для передачи деловой информации.
Публицистический стиль служит для воздействия на людей через средства массовой информации. Он встречается в жанрах статьи, очерка, репортажа, интервью, ораторской речи и характеризуется наличием общественно-политической лексики, логичностью, эмоциональностью. Этот стиль употребляется в сферах политико-идеологических, общественных и культурных отношений. Информация предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направлено не только на разум, но и на чувства адресата.
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика. Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка. Языковые средства разговорного стиля: эмоциональность, выразительность разговорной лексики, слова с суффиксами субъективной оценки; употребление неполных предложений, вводных слов, междометия, модальные частицы, повторы, инверсия и т.д.
Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи. Эмоциональность художественного стиля значительно отличается от эмоциональности разговорно-бытового и публицистического стилей. Эмоциональность художественной речи выполняет эстетическую функцию. Художественный стиль предполагает предварительный отбор языковых средств; для создания образов используются все языковые средства.
Урок развития речи «Моё отношение к прозвищам»
... по отношению к прозвищам? Домашнее задание. Напишите сочинение - миниатюру на тему: «Моё отношение к прозвищам» План сочинения: Образец сочинения: «Моё отношение к прозвищу» ... делали именем своего ребёнка. Каждое слово, в том числе и имя, ... до головы!» «Вот и пришел он к моему покойному батюшке, — рассказывает помещик Полутыкин про ... поймёт, о ком идёт речь. И второе: фантазия русскоязычного населения ...
4. Влияние функциональных стилей на ораторскую речь
Живое словесное общение — это наука и искусство. Они представляют собой две стороны медали. И только во взаимодействии, в соединении одного и другого возможно процветание той части культуры, которая называется ораторским искусством. В основе ораторской речи лежат аргументы. И не просто аргументы, а такие, выбор которых мотивирован ситуацией общения и составом аудитории. Речь оратора должна быть подготовленной. Готовится она, по книжно-письменным источникам, оказывающие прямое и непосредственное влияние на структуру речи.
Функциональные стили речи делают ораторскую речь более насыщенной, убедительной. Для того чтобы речь тронула и заинтересовала аудиторию, важно использовать их, чтобы побудить слушателей совершить какие-то действия. Официально-деловой стиль влияет на сферу официальных деловых отношений; основная его функция — информативная. Научный стиль влияет на сферу научного знания; основная его функция — сообщение информации, а также доказательство ее истинности. Публицистический стиль обслуживает сферу общественно — экономических, социально-культурных и других общественных отношений; основные его функции — сообщение и воздействие; в этом стиле используются все языковые средства; для него характерна экономия языковых средств.
Художественно — беллетристический стиль имеет функцию воздействия и эстетическую; в нем наиболее плотно и ярко отражается литературный и, шире, общенародный язык во всем его многообразии и богатстве, становясь явлением искусства, средством создания художественной образности; в этом стиле наиболее широко представлены все структурные стороны языка. Стремление оратора воздействовать на психику слушателей также влияет на речь.
Разговорный стиль — противопоставлен книжным стилям, он обслуживает сферу бытовых и профессиональных отношений; основная его функция — это влияет на общение, что проявляется в устной форме.
Итак, можно отметить стилистическую полифонию ораторской речи. Эта полифония возникает в результате воздействия на ораторскую речь, с одной стороны, различных функциональных стилей, с другой стороны, элементов различной стилистической окраски.
5. Этика ораторского выступления
ораторский речь аудитория композиция
Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным.
Доброжелательность предполагает невозможность таких форм речевого поведения, как агрессивность в ее различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь).
Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая настроена агрессивно, и с той, которая высказывает безразличие к оратору.
Отметим некоторые типичные ошибки, которые допускают выступающие (даже помимо своей воли).
По учебной дисциплине Стилистика русского языка и культура речи ...
Понимание стилей языка и стилей речи позволяет уловить и понять тесные и многие связи между ними и речевой культурой общества и отдельного человека. Важнейшей категорией стилистики являются функциональные стили — разновидности литературной речи (литературного языка), обслуживающие различные стороны ...
1. Не следует изображать, представлять глупыми, нечестными, непоследовательными, слабохарактерными тех лиц, мнение которых вы оспариваете.
2. Обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипулирование аудиторией.
3. Не следует отождествлять взгляды человека с взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит.
4. Нельзя искажать мнения оппонентов, с которыми вы полемизируете или на мнения которых вы опираетесь. Особенно осторожно следует обращаться с цитатами.
5. Не бравируйте личными качествами, не преувеличивайте свою роль в каких-либо событиях, совместной деятельности и т.д.
6. Высказав исходные положения своей точки зрения, концепции , защищайте их, обосновывайте, доказывайте.
7. В ходе выступления нельзя отказываться от исходных (высказанных или невысказанных) тезисов, сделав вид, что вы «так и не думали». Вы потеряете доверие.
8. Не следует требовать, чтобы вашу концепцию признали правильной только на том основании, что вам ваше обоснование представляется убедительным.
Заключение
Слово всегда являлось мощным орудием, с которым следует обращаться очень бережно, так как оно может не только вдохновлять на великие дела и поступки, но и привести к гибели целые народы.
Но без знания правил построения ораторской речи, эффективность воздействия на аудиторию быстро снижается. Также нельзя забывать и о лексических и синтаксических особенностях, которые также помогают построить свою речь грамотно, правильно и профессионально.
Таким образом, готовясь к выступлению, мы должны позаботиться об убедительной содержательной разработки темы, ее хорошем информационном обеспечении. Речевое оформление выступления должно обеспечивать постоянный контакт с аудиторией и способствовать быстрому и надежному усвоению содержания.
Итак, ораторское выступление должно быть логично построено, автор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе. Использование выразительных средств украшает речь, усиливает ее воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское отношение к поставленной проблеме.
Отделить истину от мнения, обоснованный довод от необоснованного, достоверное от правдоподобного — составляет одну из основных задач аргументации, которая может быть успешно решена путем тщательного и добросовестного анализа выдвигаемых утверждений и мнений, и оценки, и обоснования тех доводов, на которые они опираются.
Не возможно построить процветающее и достойное общество, опираясь не только на материальное благо, но и на речь, а в особенности ораторскую. Ораторская речь приводила, и будет приводить, к новым переменам, начинаниям, что даёт обществу возможность гармонично развиваться и двигаться вперед.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/na-temu-oratorskaya-rech/
1. Скаженик Е.Н. Практикум по деловому общению. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005.
2. Колтунова М.В. Деловое общение. Нормы. Риторика. Этикет. Учеб. пособие для вузов. Рекомендовано Министерством образования РФ. М.: Логос, 2005.
3. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Н. Лавриненко, 4-е изд., М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
4. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Инфра-М, 2006.
Адвокат и его защитная речь
... речи. Успешное выступление в суде невозможно без достаточного знания законов логики, психологии, ... целесообразных средств и методов воспитательного и предупредительного характера. Умение ... для исследования послужили различная юридическая литература, монографии, законы и ... речи прокурора и защитника. Своими речами они оказывают психологическое воздействие ... несколько лет тому назад нельзя было и заикнуться и ...
5. Голуб И.Б. Учитесь говорить правильно и красиво: учебник / И.Б. Голуб. М.: ОМЕГА-Л, 2009.