Музыкально-ритмические движения

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка.

Под музыкальным образованием в детском саду подразумевают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают детям содержание элементарных сведений и знаний о музыке, видах, способах музыкальной деятельности.

Музыкальное развитие – это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкально-ритмическая деятельность. Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возможность познать мир. Через музыку и движение у ребёнка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе.

Общая характеристика музыкально-ритмических движений

Ритмика – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого её восприятия и понимания.

Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей. Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал её в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950).

Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развитие музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально- ритмического воспитания – в её гуманном характере.

9 стр., 4227 слов

Изучение музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ...

... жизненных явлений. В таком понимании - это воспитание Человека. В более узком смысле музыкальное воспитание - это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание ...

Эмиль Жак-Далькроз был убеждён, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях.

Эмиль Жак-Далькроз создал систему ритмических упражнений, по которой обучал своих учеников на протяжении десятков лет; в ней музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

Музыкально-ритмическое воспитание детей и юношества в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Э.Жак-Далькроза. Отечественные специалисты по ритмике Н.Г.Александрова, В.А.Гринер, М.А.Румер, Е.В.Конорова и другие особое внимание уделили подбору высокохудожественного репертуара для занятий по ритмике: наряду с классической музыкой они широко использовали народные песни и мелодии, произведения современных композиторов, яркие и динамичные по своим образам.

Уже в 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений и так далее.

В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М.А.Румер, Н.А.Метлов, Ю.А.Двоскина, позднее – Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, С.Д.Руднева и другие.

В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих лет шла дискуссия о наиболее точной формулировке. Однако между всеми этими терминами нет принципиального различия, так как большинство специалистов по музыкальной ритмике воспитанию в дошкольных учреждениях справедливо считали музыку «исходным моментом» в ритмике, а движение средством её усвоения.

Вопрос о соотношении музыки и движения в ритмике был решён однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению – второстепенная. Специалисты сделали важный вывод: только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.

Виды ритмики. Виды ритмики тесно связаны с той областью движений, откуда они заимствованы. Источниками движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец и сюжетно-образные движения.

Из физических упражнений в ритмике применяются основные движения (ходьба, бег, поскоки), общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).

В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.

Сюжетно-образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижение разнообразного транспорта, действий, характерные для каких-либо профессий и так далее.

На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

  1. музыкально-ритмические упражнения;
  2. танцы, пляски, хороводы;
  3. музыкальные игры.

Музыкально-ритмические упражнения можно разделить на подготовительные и самостоятельные. К первым относятся упражнения, в которых предварительно разучиваются отдельные виды движений. Так, дети учатся ритмично, непринуждённо выполнять «пружинку», поскоки с ноги на ногу, прямой галоп, подпрыгивать на двух ногах и так далее. В дальнейшем эти движения включаются в игры, пляски и хороводы, и они служат средством выразительной передачи музыкальных образов, персонажей (зайчики, лошадки, петрушки и так далее).

4 стр., 1845 слов

Музыкально- ритмические движения

... вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами «ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движения под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения». На протяжении многих ... выразительного движения. Задачи ритмики: учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее ...

Например, в средней группе упражнения «Пружинка» (русская народная мелодия), «Весёлые мячики» (музыка М.Сатулиной), «Сапожки скачут по дорожке» (музыка А.Филиппенко) помогают детям усвоить игру «Лошадки в конюшне» (музыка М.Раухвергера): ребята начинают легко, ритмично с настроением «скакать под динамичную, стремительную музыку.

Самостоятельных музыкально-ритмических упражнений немного. К ним относятся «Всадник» (музыка В.Витлина), «Вертушки» (украинская народная мелодия), «Упражнения с лентами» (музыка В.А.Моцарта), «Насмешливая кукушка» (австрийская мелодия).

Этот тип упражнений по сравнению с предыдущим имеет более законченную форму; вместе с тем в нём ещё нет того сочетания различных образов и настроений, которое характерно для игр, хороводов и танцев.

Следующий вид ритмики – танцы, пляски, хороводы. Обычно их делят на две группы: зафиксированные и свободные.

К зафиксированным относятся те, которые имеют авторскую композицию движений, и педагог точно следует ей при обучении. Здесь встречаются пляски разного жанра: с элементами народного, бального танцев, хороводных построений. Это, например, «Пляска с платочками» и «Круговая пляска» (русские народные мелодии), «Парная пляска» (чешская народная мелодия» Аннушка») и «Дружные тройки» («Полька» И.Штрауса), хороводы «Ёлочка» (музыка М.Красева) и «Веснянка» (украинская народная мелодия) и другие. Особое место в этой группе занимает характерный танец – плясовые элементы в нём соответствуют движениям различных персонажей в свойственной им манере (клоуны, снежинки, котята, мишки, пингвины и другие).

К свободным танцам относятся все те же пляски и хороводы, которые придумывают сами дети. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале педагог активно помогает, советует ребятам, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску. Это «Зеркало» (русская народная мелодия), «Танцуйте как я» (музыка В.Золотарёва), «Мы весёлые матрёшки» (музыка Ю.Слонова) и другие.

Музыкальная игра (третий вид ритмики) как разновидность игровой деятельности в детском саду – важный метод музыкального развития. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребёнка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – всё это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки.

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки).

В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамичные оттенки, метроритм, форма произведения).

4 стр., 1692 слов

Научная статья СОЧИНЕНИЯ-МИНИАТЮРЫ НА ОСНОВЕ ВОСПРИЯТИЯ ВОКАЛЬНОЙ ...

... мелодия и текст. Именно к романсам в исполнении мастеров вокала мы обращаемся на уроках: на основе восприятия этих музыкальных произведений мы проводим сочинения-миниатюры. Сочинению ... «Сочинение-миниатюра на основе восприятия романса "Сияла ночь. Луной был полон сад..."» (стихи А. А. Фета, музыка Н. ... и очень гибкое, с живыми переходами и движением свободное повествование. Отчасти это достигается и ...

Например, в сюжетной музыкальной игре «Зайцы и лиса» (музыка С.Майкапара) дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей: вкрадчивый, лёгкий бег лисы и высокий, мягкий бег с остановками и кружением (на подпрыгивании) зайца и так далее. В несюжетной игре «Игра с бубнами» (польская народная мелодия) ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки; кроме того, плавный характер мелодии передают в неторопливом беге танцевального характера.

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления).

Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах» в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг (уменьшается и расширяется) : дети идут к центру и возвращаются на свои места дробным шагом. При разучивании этой игры внимание ребят обращают и на нарастание динамики звучания, вариационную форму в аккомпанемент пьесы. Для ощущения многократного повторяющегося ритмического рисунка детям предлагают похлопать, походить под музыку. Вся работа над отдельными средствами выразительности помогает углубить восприятие образа ворона в прибаутке и ярко передать его в движениях.

Значение музыкально- ритмических упражнений

Музыкальные игры и пляски помогают развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальная память и так далее.

Сюжеты, образы музыкальных игр и плясок конкретизируют для детей содержание музыкального произведения, помогают более глубоко переживать. Движения, органически связанные с музыкой, её характером (содержанием), способствуют целостному её восприятию. Отвечал своими движениями на особенности мелодии, ритма, динамики, структуры музыкального произведения, дети начинают чувствовать выразительное значение элементов музыкальной речи.

Для того чтобы музыкальная игра, пляска могли выполнить свои воспитательные задачи, надо научить детей владеть своим телом, координировать движения, согласовывать их с содержанием музыки.

Большинство движений, на которых построены музыкальные игры и пляски, — это основные движения (ходьба, бег, прыжки, поскоки); они совершенствуются и на музыкальных занятиях, и на занятиях по физическому воспитанию. Так, например, без обучения детей правильному шагу и бегу, без укрепления мышц ног и корпуса на занятиях по физкультуре дети не смогут хорошо и выразительно двигаться под бодрую, маршевую музыку. Работа над отражением в ходьбе бодрого, активного характера музыки способствует выработке хорошей осанки, ритмичности, координации движений рук и ног, лёгкости шага, то есть непосредственно помогает физкультурной работе. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом, поэтому оно благотворно влияет на физическое развитие детей.

4 стр., 1579 слов

Презентация по музыке «Два музыкальных посвящения»

... понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше: Чувства… - это получается от вдохновения свыше Формы. Forme значит ... трудом…» Описание слайда: Описание слайда: Курс повышения квалификации Курс профессиональной переподготовки Учитель музыки Курс повышения квалификации Общая информация Похожие материалы Вам будут интересны эти курсы:

Музыкально-ритмические упражнения, помогают прививать детям двигательные навыки и умения, необходимые при передаче в движениях музыкальных впечатлений, в то же время способствуют углублению и уточнению музыкального восприятия детей. (5)

Цель и задачи. Цель ритмики состоит в углублении и дифференциации восприятия музыки (выделении средств выразительности, формы), её образов и формировании на этой основе навыков выразительного движения.

Задачи ритмики:

  • учить детей воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности;
  • развивать основы музыкальной культуры;
  • развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);
  • учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска, упражнение), различать простейшие музыкальные понятия (высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп, громкая, умеренно громкая и тихая музыка и так далее);
  • формировать красивую осанку, учить выразительным движениям в (игре, танце, хороводе и упражнении;
  • развивать творческие способности: учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.