Продолжая работу по записи народных песен, Павлов в то же время обрабатывает их для многоголосного хора. В 1917-1918 гг. появляются гармонизации и обработки, написанные для хора учителей Акулевской волости: «Шупашкар туйи», «Хайматлах юрри», «Олту», «Чёнтёрлё кёпер», «Варман витёр», «Сап-сар кёрек» и др. В эти же годы Павлов создает одну из лучших своих песен «Вёлле хурчё» (Пчелка) на собственный текст, написанный еще в Симбирске. В Акулеве была создана также одна из первых чувашских песен на советскую тему — «Чухансен юрри» (Песня бедняков) — также на собственный текст.
В 1919 г. Павлов опубликовал первую оригинальную чувашскую комедию «Сутра» (На суде).
Законченная в первой редакции в 1918 г., комедия впервые была исполнена Акулевской передвижной труппой.
С марта 1919 г. Павлов некоторое время работает учителем Сятракасинской школы I ступени, затем переводится в уездный отдел народного образования заместителем заведующего отделом. В октябре того же года он был назначен инструктором искусств Чувашской секции. С образованием Чувашской автономной области (1920 г.) он переезжает из Казани в Чебоксары. Начинается новый этап его жизненного и творческого пути.
В эти годы культура чувашского народа уверенно идет вперед. Резко увеличивается сеть школ, больниц, клубов, библиотек, создаются научно-исследовательские учреждения, театры, профессиональные музыкальные коллективы, массовым тиражом выпускаются чувашские газеты, журналы и книги. В благородном деле подъема культуры чувашского народа деятельность Павлова имела немаловажное значение. Много времени он уделял вопросам организации в Чувашии системы музыкального образования. Весной 1919г., когда к Волге приблизилась армия Колчака, в Чебоксары прибыла Н. К. Крупская. Узнав об этом, музыкальные работники города решили направить к ней своего представителя с тем, чтобы поговорить с ней относительно организации в Чебоксарах музыкальной школы. Этим представителем был Павлов. Н. К. Крупская обещала помочь чувашским товарищам открыть музыкальную школу в Чебоксарах, и 14 ноября 1920 г. школа была открыта. Ф. П. Павлов, В. П. Воробьев, С. Ф. Иванов, Е. М, Сиверс были в ней первыми преподавателями.
Народная песня в системе художественного образования дошкольников
... для занятий в условиях детских дошкольных учреждений. Возвращаясь к роли народной песни в развитии и становлении детского музыкального фольклора, следует сказать о том, что русские народные песни ... художественного образования дошкольников. При знакомстве детей с народной песней важно учитывать следующие рекомендации многих методистов-исследователей. Во-первых, необходимо выбрать песню, учитывая ...
Одновременно Павлов возглавляет музыкальную секцию областного отдела народного образования, работает преподавателем пения и музыки на педагогических курсах, принимает активное участие в работе, научно-исследовательских учреждений Чувашии и г. Москвы в качестве члена Общества изучения местного края и члена-корреспондента Центрального бюро краеведения при Российской Академии наук.
Большую роль в музыкальной жизни Чувашии сыграла музыкальная секция областного отдела народного образования, руководимая Ф. П. Павловым. Секция принимала самое активное участие в организации аналогичных секций в уездах и волостях, школ музыкального просвещения (открытие музыкальной школы в Чебоксарах, музыкальных классов в Ядрине и Цивильске).
Ф. Павлов сам ездил в Казань для покупки нот и инструментов,’необходимых Чебоксарской музыкальной школе, лично руководил укомплектованием школы опытными специалистами и организацией мастерской по починке музыкальных инструментов.
При непосредственном участии Ф. Павлова в городах и селах Чувашии открывались культурно-просветительные учреждения, народные дома, организовывались самодеятельные хоровые коллективы. Учитывая острый недостаток музыкальных инструментов и непродуктивное использование имеющегося инвентаря, секция под руководством Ф. Павлова провела учет музыкальных инструментов по Чувашской автономной области. Путем национализации народу были переданы музыкальные инструменты, принадлежавшие богачам.
Много сил положил Ф. Павлов на организацию концертного дела в г. Чебоксары. Под его личным руководством были сформированы чувашский хор, концертная группа и салонный оркестр при чувашском театре, выступления которых заметно оживили музыкальную жизнь столицы Чувашской автономной области (Ф. Павлов лично принимал участие в концертах как дирижер и скрипач-солист).
По инициативе Ф. Павлова подготавливались к изданию первые сборники чувашских народных песен. Наконец, в эти годы Ф. Павлов ведет активную литературную и публицистическую деятельность.
Сколько нужно было иметь энергии, чтобы вести такую разностороннюю кипучую работу!
«Я прежде всего культурный работник. Свою служебную деятельность в силу этого не могу ограничивать исключительно служебными рамками…
По моему глубокому убеждению, сочетать служебную, научную, литературную и общественную деятельность — это не недостаток, а скорее достоинство. Конечно, об этом я заявляю с сознанием своих чрезвычайных скромных способностей. Будем работать, пока есть силы и здоровье», — писал об этом периоде Ф. Павлов в своей «Автобиографии».
В 1921 г. издается отпечатанный шапирографом сборник детских песен и игр — «Ача-пача сасси» (Голос детворы).
В него вошли народные песни (всего 21), записанные в основном самим Павловым.
Несколько позднее (в 1924 г.) были изданы его многочисленные гармонизации и обработки народных песен в отдельном сборнике под названием «Сарнай». В сборник, состоящий из четырех разделов, вошли тридцать одноголосных, двадцать две двухголосных, шесть трехголосных и десять четырехголосных песен. Наряду с новыми здесь фигурирует гармонизации периода 1917-1918 гг., написанные для хора учителей Акулевской волости.
Чувашский фольклор как педагогический феномен
... эффективным средством привития детям любви к прекрасному. Ведущий чувашский ученый, этнопедагог Г.Н.Волков, характеризуя чувашские традиции в эстетическом воспитании, подчеркивал В народном творчестве ... Красота слов, песен и вышивки создает интересную гармонию в чувашской системе эстетического воспитания, представляющую собой вклад чувашского народа в общечеловеческую эстетику и педагогику. У ...
«Сарнай» Павлова явился первым сборником гармонизированных и обработанных чувашских народных песен, появившимся в печатном виде. Научно-методическим советом при наркомпросе Чувашской республики он был рекомендован как руководство и пособие для преподавателя пения в чувашских школах.
В 1920 г. при Центральном педтехникуме Павлов организовал хоровой коллектив, получивший наименование «Чувашский национальный хор». Этот коллектив, совместно с хором, руководимым композитором В. П. Воробьевым, послужил базой для создания в 1924 г. Чувашского государственного хора. Знаменательным событием в деятельности хора Павлова явилась поездка в 1923 г. в Москву. В течение полутора месяцев (с 15 августа по 1 октября) хор с большим успехом выступал на Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке и по результатам занял на выставке третье место после украинского и белорусского. Кроме того хор выступал в ряде учебных заведений и культурно-просветительных учреждений г. Москвы — в Первом Московском государственном университете, в Академии социального воспитания, Государственном институте музыкальных наук и др. В числе других лучших национальных коллективов чувашский хор удостоился чести выступать в Свердловском зале Кремля. В официальном отзыве Управления делами В ЦИК от 21 сентября 1923 г. говорится: «Клубный Отдел В ЦИК приносит глубокую благодарность Чувашскому хору и его организатору тов. Ф. П. Павлову за концерт, данный 9 сентября для гражданского и военного населения Кремля в зале имени Я. М. Свердлова. Концерт был весьма удачный, и рабочие и красноармейцы с громадным удовольствием слушали незнакомые мелодии и слова чувашской песни». В репертуаре хора, выступавшего в Москве, в основном были представлены гармонизации и обработки народных песен и песни самого Павлова.
В 1922 г. вышло в свет второе драматическое произведение Федора Павлова «Ялта» (В деревне), а в следующем году он опубликовал свои первые музыкально-теоретические и научно-популярные работы: «Речитативы в чувашской народной музыке», «Чаваш музыки» (Чувашская музыка), «Хитре» (Прекрасное).
В конце 20-х гг. в творчестве композиторов Чувашии намечается значительный поворот к современной советской тематике, что было обусловлено прежде всего успешным строительством социализма в СССР, приведшим к победе социалистической индустриализации страны и началу массового колхозного движения. Коренные изменения в экономике и культурной жизни страны находят отклик в песенном творчестве Павлова. Композитор стремится к отображению новой, советской действительности.
Лучшие сочинения Ф. Павлова этого периода — «Туй юрри» (Свадебная) и «Туттёл» («Тютель») — до сих пор остаются в чувашской музыке непревзойденными образцами обработки народной песни для хора. Композитором был подготовлен к печати сборник чувашских народных песен в собственной записи, в который были включены сто семьдесят три названия с 1760 куплетами. Сборник не был напечатан: Павлов хотел пополнить некоторые отделы его новыми песнями, появившимися после октябрьской социалистической революции, но не успел этого сделать. После же смерти автора сборник утерян.
Психолого-педагогическая и экспериментальная проверка педагогических ...
... экспериментальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста. Методологическую основу Труды В.И. Петрушина, Г. М. Ципина в области музыкальной психологии; труды физиолога И.П. Павлова по ... принимались музыкально одаренные мальчики и девочки. Со временем господствующей формой бытования хоровой музыки ... и оперных спектаклях, в 1738 году издается указ об основании в ...
Павлов не прекращает работу и по теоретическому
Обобщенным музыкально-теоретических исследований Ф. Павлова явились очерки под общим названием «Чуваши и их песенное и музыкальное творчество». Это объемистое сочинение, написанные на чувашском языке, состояло из десяти очерков. В дальнейшем автор перевел его на русский язык и подготовил к печати. Первый очерк (источники и материалы) издан в 1926 году. В те же годы в газетах и журналах регулярно появлялись его статьи и рецензии по вопросам музыки, литературы, театра, живописи. Большой интерес представляет его статья «Сырмари юра» (Овражная песня) — о путях развития чувашской музыки, написанная в 1928 г. по поводу 60-летия Симбирской чувашской школы.
В связи с десятилетием празднования Великой Октябрьской социалистической революции в 1927 г. Павлов написал марш для духового оркестра (издан после смерти композитора в 1935 г. под названием («Вперед, красная Чувашия!»).
Через год он заканчивает фантазию «Сарнай и палнай» — первое крупное произведение чувашской симфонической музыки.
Разносторонний художник, музыкально-общественный деятель и педагог Павлов в то же время продолжает работу в системе юстиции. Он выбирается членом Президиума Чувашского областного Совнарсуда, членом Гражданского отдела и коллегии защитников при Главсуде ЧАССР, работает юрисконсультом Наркомзема и ЦИК Чувашской республики.
В 1929 г. в Чебоксарах открывается музыкальный техникум (ныне музыкальное училище им Ф. П. Павлова).
Павлов был одним из первых педагогов училища. Многие из его учеников впоследствии стали видными работниками чувашского музыкального искусства.
В годы, когда в стране происходили огромные социально-экономические преобразования, когда литература и искусство становились боевым оружием строительства социализма, Павлов особенно остро ощущал недостаточность своего музыкально-теоретического образования. Несмотря на возраст, — ему шел тогда тридцать восьмой год -он решил пойти учиться. С этой целью в 1930 г. он поступает на композиторское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Здесь он создает новые песни, работает над симфониеттой, задумывает музыкальную комедию.
Однако тяжелая болезнь (туберкулезный менингит) оборвала жизнь замечательного композитора и писателя. В самом расцвете творческих сил, в возрасте 39 лет, 2 июня 1931 года в одном из сочинских санаториев Павлов скончался. Похоронили его на городском кладбище в Сочи. Смерть Федора Павловича Павлова явилась тяжелой утратой для чувашской литературы и искусства, для всего чувашского народа.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг
... 1898-1911. Источниковедческое значение «Сборника» во многом определялось объемом и характером документов, находившихся в распоряжении Военно-исторической ... «Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877-1878 гг. на Балканском полуострове» Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877-1878 гг. на Балканском полуострове. Вып. 1-97. СПб., ...
Жизнь и творчество
«Если бы был жив Ф. П., я спокойно ушел бы в теоретическую и музыкально-этнографическую специальность и мне было бы много легче», — писал в 1931 году С. М. Максимов В. П. Воробьеву. Оба они, уже состоявшиеся деятели чувашского музыкального искусства, без лишних слов признавали друг перед другом лидерство Федора Павлова в 20-е годы. При внешнем взгляде на факты творческой биографии Павлова кажется, что она была движением от успеха к успеху. Но судьба вовсе не была однозначно благосклонна к этому талантливому человеку. Прежде всего — его жизненный путь оказался намного короче, чем у коллег-сверстников /ср. годы жизни Максимова, Воробьева, Лискова: 1892-1951, 1887-1954, 1890-1963/. Собственно на творчество ему было отпущено ровно двадцать лет, считая от начала преподавательской и дирижерской работы и от первых самостоятельных композиторских прикосновений к народным напевам в 1911 году до трагической его кончины, последовавшей в 1931 году.
Творческая деятельность Федора Павлова не умещалась в рамках одного вида искусства. Он — незаурядный драматург /чьи пьесы «На суде» и «В деревне» не исчезают из репертуара театров/, поэт, актер, критик, публицист, ученый, организатор. Кроме того, как юрист он также в начале 20-х годов был деятелем областного масштаба. Но лишь музыка проходит непрерывной красной нитью сквозь всю жизнь Федора Павлова, становясь господствующим его занятием в конце. Как музыкант он также необычно разносторонен: преподает, руководит хором и оркестром, играет на скрипке в оркестре, ансамблях, сольно, собирает и обрабатывает народные песни, исследует историю и теорию чувашской музыки, выступает как критик и даже как певец. Но, чувствуя тягу к музыке с юности, осознавая ее как свое призвание, он буквально до последних лет своей жизни не имел возможности целиком отдаться служению ей. Несбыточной мечтой, превосходящей рамки возможного для него — учителя пения и скрипичной игры, сына крестьянина-«инородца», в молодые годы было получение высшего специального образования. Окончание духовной семинарии /в 1916 году/ давало ему право на поступление в высшее учебное заведение, но для этого у него не было средств. Зарабатывал себе на жизнь он службой: псаломщиком, учителем, затем мировым судьей в Акулевской волости.