Экскурсия по Эрмитажу

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

таврический дворец планировка павильон

Контрольная работа

по дисциплине Санкт-Петербург центр этнической культуры

на тему

«Экскурсия по Эрмитажу»

Выполнила Сибирцева С. П., гр. 1-ПЗ- 49

студ. билет № 1227105

Проверил

доцент С. Н. Иванов

Санкт-Петербург

2012

Пейзажный стиль проявился и в дворцово-парковых ансамблях, созданных по берегам Фонтанки, Мойки и Невы и позже вошедших в границу Петербурга. Одним из самых совершенных среди них являлся ансамбль Таврического дворца, по строенного Иваном Старовым — основоположником русского классицизма.

Подобно Петергофу, созданному как грандиозный монумент в честь утверждения на берегах Балтийского моря, ансамбль Таврического дворца явился одним из триумфальных памятников, посвящённых победам, обеспечившим выход России к берегам Чёрного моря и утверждение её в Крыму, древнее название которого Таврида. Строительство дворца началось через восемь лет после победоносного завершения русско-турецкой войны 1757-1774 годов. Торжественное открытие дворца было отмечено грандиозным праздником 3 апреля 1791 года в честь взятия крепости Измаил победы, определившей окончание русско-турецкой войны 1787-1791 годов. Дворец, возведённый на средства Г.А. Потёмкина, был куплен у него казной и возвращён ему в качестве щедрого монаршего дара, наряду с пожалованием титула князя Таврического и звания фельдмаршала, как главнокомандующему русской армии в минувшей войне.

Место для возведения Таврического дворца было выбрано из-за близости к Неве и возможности развернуть масштабную композицию. Дворцовое здание стало одним из самых существенных акцентов в объёмно-пространственной структуре невских берегов. Оно органично вошло в панораму левого берега. Благодаря этому дворец отчётливо был виден с правого берега при проходе судов по реке и при подъезде по прибрежной дороге. Архитектоника дворца отмечена безупречной гармонией соподчинённых объёмов: среднего двухэтажного, увенчанного плоским куполом и выделенного шестиколонным портиком, двух боковых с четырёхколонными портиками и связывающих эти части одноэтажных галерей. Перед П-образным 230 метровым северным фасадом находится небольшой сад, отделённый монументальной ажурной оградой. Южный фасад дворца, обращённый в сторону сада, отличается контрастным сопоставлением объёмов. Средняя его часть, занимающая главный корпус, крупным объёмом выступает вперёд. Уравновешивая этот динамичный «выхода» за красную линию, по сторонам галерей помещены симметричные шестиколонные портики. В перспективе они воспринимаются между деревьями как типичные классицистические павильоны, а весь фасад кажется архитектурной кулисой.

16 стр., 7890 слов

Архитектура Санкт-Петербурга XVIII века

... Таврический дворец), архитектор Д. Кварнеги, (Академия наук, Ассигнационный банк в Петербурге) и др. Усилиями этих и других зодчих в 18 веке многие русские города застроились гражданскими зданиями классической архитектуры. ... площади, прямые и широкие улицы. О Санкт-Петербурге можно говорить бесконечно, но главным ... же, возникновение самого города, его подъём на мировом небосклоне, возвышение над ...

Композиция дворца теснейшим образом связана с планировкой Таврического сада. В отличие от других доминирующих архитектурных сооружений в пейзажных парках, Таврический дворец поставлен не на высоком берегу, не в отдалении от речной кромки, а у самой воды большого пруда. Прорезанный широкими проёмами полукружный фасад дворца кажется вплывающим в широко раскинувшийся пруд. Ещё более оригинальной чертой композиции ансамбля являлась слитность интерьерного Зимнего сада с придворцовым садом, занимающим площадь 22 гектара.

Уже в первых проектных листах дворца для Потёмкина на Невском проспекте Старое задумал его в единстве с пейзажным садом, где зелёный массив был пронизан змеевидным сплетением непрерывающегося водного протока с перекинутыми мостами, связанными аллеями. В окончательном проекте дворца, называвшегося Конногвардейским домом, который возвели в 1783-1790 годах на левом берегу Невы, также был предусмотрен обширный сад.

В 1792-1793 годах архитектор Ф. Волков, развивая идею, заложенную в прибрежной постановке дворца, и продолжая тему морских каналов и гаваней Петергофа, Стрельны и Ораниенбаума, прорыл канал длиной 210 и шириной 25 метров, завершив его перед северным фасадом Таврического дворца овальным ковшом — гаванью, размером 135Ч100 метров.

Равноправным создателем ансамбля Таврического дворца, наряду с И. Старовым и Ф. Волковым, был садовый мастер В. Гульд, для которого построили рядом с дворцом специальный каменный дом, сохранившийся до наших дней.

В кратковременный период царствования Павла I дворец и сад попали в немилость и были переданы конногвардейскому полку. В 1802 году вернувшийся из Англии В. Гульд совместно с архитектором Л. Руска восстановил планировку внутридворцового Зимнего и Таврического садов.

Зимний сад в плане очертанием дорожек, расходившихся от входа в Большую галерею и от боковых дверей, напоминал распластанный зубчатый лист. Его декор, созданный Вильямом Гульдом, отличался экзотичностью. Как писал Г.Р. Державин, он производил «действие очарования» и казался миром «живописи и оптики». И лишь подойдя вплотную, можно было убедиться, что перед гостями «живые лавры, мирты и другие благорастворенных климатов древа, не только растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирной тенью их, инде как бархат, стелется дерн зелёный; там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоёмы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы».

Зимний сад напрямую был связан с Таврическим, планировка которого ограничена прямолинейной оградой.

11 стр., 5411 слов

Русское искусство второй половины XVIII века

... до 30-х годов XIX столетия рядом с другими стилевыми направлениями. Искусство русского классицизма интернационально по своей природе и вместе с тем имеет ряд неповторимых особенностей. Оно основано на ... на периферию. В усадьбах возникают великолепные дворцы и парки, крепостные театры, создается интереснейший вариант провинциального портрета. Господствующим стилевым явлением в русском искусстве ...

Западная часть парка занята сплошным зелёным массивом, разделённым на отдельные куртины, газоны и небольшие лужайки. Перед южным фасадом дворца, сдвинутого в северо-восточный угол сада, находится обширный пруд. Протоки, идущие от него, окружают два острова большой и малый, а также связывают его с малым прудом. На берегах пруда, особенно на западной стороне, находятся искусственные возвышения. Они оживляют рельеф, открывают высотные точки обзора, смягчают общий плоскостной характер участка.

В первозданном виде сад, окружённый по границе стеной деревьев, представлял собой идеализированный, можно сказать выхоленный, уголок природы, с разнообразными деревьями и кустами, высаженными небольшими группами, или в виде рощ, с подсадками кустарника. Пасторальный характер сада подчёркивался беседками, изящными мостиками, плавающими в пруде лебедями, бродящими по лужайкам и дорожкам павлинами. На пруду Таврического сада так же, как и в других резиденциях, имелась своя прогулочная флотилия. Кроме того, небольшие суда со стороны Невы входили в канал и останавливались в гавани, которая именовалась Шлюпочной. По сравнению с парадностью дворца, сад носил более интимный характер, что придавало всему ансамблю оттенок усадебности и сделало его эталоном богатых помещичьих усадеб конца XVIII — начала XIX века. Художественное совершенство Таврического сада, с законной гордостью автора, определил В. Гульд. Он писал: «Осмелюсь присовокупить, что огород Таврический может легко служить примером и почитаться первым в Северной России».

К сожалению, сооружения, появившиеся в саду в 1970-х годах в связи с использованием его как Детского парка, внесли в его композицию заметный диссонанс. Однако высокое эстетическое начало не было стёрто окончательно, и подлинно художественные черты всё ещё читаются в облике Таврического сада.

Ансамбль Таврического дворца уже с начала 1790-х годов определил планировку прилегающего района. На месте линий артиллерийской слободы первой четверти xviii века, вдоль его северной границы, была проложена Воскресенская, или Шпалерная, улица; южная граница обращена к Кирочной улице. Потёмкинская улица проходит вдоль западной стороны, а Таврическая вдоль восточной. По периметру улиц уже в самом начале XIX века появились значительные капитальные строения, такие как ансамбль казарм гвардейского Преображенского полка. Во второй половине XIX и начале XX века застройка шла с большой интенсивностью: возводились многоэтажные доходные дома, особняки, здание Музея А.В. Суворова. Можно сказать, что здесь был развёрнут весь спектр стилистических течений и их вариантов петербургской архитектуры с конца XVIII века до наших дней. Таким образом, некогда расположенный в окраинном районе Санкт-Петербурга ансамбль врос в каменное окружение, став также экологическим оазисом в уплотненной застройке.