Вклад Данте в философию эпохи Возрождения

работы: определить значимость Данте в итальянском Возрождении.

В соответствии с темой и целью контрольной работы определены задачи , которые заключаются в следующем:

1. изучить источники по теме «Данте — предвестник итальянского возрождения».

2. используя теоретический материал изученных источников рассмотреть биографию поэта-философа;

3. изучить влияния творчества Данте на идеи эпохи Возрождения.

При написании контрольной работы, нами были использованы методы : теоретический анализ, синтез литературы, классификация.

Практическая значимость

Охватить всю историографию по Данте, накопившуюся за многие десятилетия, практически невозможно. Можно сказать, что многие работы по Данте носят либо сугубо литературоведческий характер, либо исторический. Но исторический план часто не выходит за рамки жизни поэта, не учитывая поэтическое наследие Данте Алигьери.

В 30-е и 40-е годы одним из ведущих советских итальянистов был профессор Московского Университета А. К. Дживегелов (1875-1952).

Все работы этого автора- его лекции, статьи, предисловия и два издания его книги «Данте Алигьери. Жизнь и творчество» [9, с. 22-24] — имели большое значение для популяризации в нашей стране великого итальянского поэта. В своей книге Дживегелов уделяет большое внимание биографии Данте в историческом контексте. Он прослеживает жизнь поэта без отрыва её от политических реалий Италии XIV века.

данной контрольной работой служит: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Книгой иного рода является книга Л.М. Баткина «Данте и его время. Поэт и политика» [3]. Основная тема ее, как видно из названия, — это политическая деятельность Данте, этапы становления его взглядов и выражение их в «Божественной комедии» и в трактате «Монархия». А.Л. Доброхотов написал книгу «Данте Алигьери». Власинец А.А. в монографии «Средние века в поэзии Данте» исследует исторические особенности цивилизации средних веков, как последствия инквизиции, варварства и противостояния религии с властью, как следствие борьбы противоположностей, в которой принимает участие простые смертные.

26 стр., 12685 слов

Биография и автобиография в творчестве Данте Алигери на фоне ...

Данте Алигьери (1265-1321) - итальянский поэт, «последний поэт средних веков и первый поэт нового времени», первый европейский писатель эпохи Предвозрождения, к которому по праву ... автобиографическим текстам. 3 Индивид и личность в обобщающих исследованиях ренессансной автобиографии Помимо работ общетеоретического характера проблема достоверности автобиографии и адекватных подходов к её изучению ...

научно-теоретической значимости

Положения, выносимые на защиту:

1. Биография Данте Алигьери

Его называют последней выдающейся личностью Средневековья, и первым «титаном» Возрождения. Он был основателем литературного итальянского языка и автором величественного памятника Эпохи Возрождения. Строгая иерархия рая или ада, или части мира, описанная в главном труде его жизни была однозначно принята богословами.

Родился в середине мая 1265г. во Флоренции в старинной, но обедневшей дворянской семье. Его родители были почтенные горожане скромного достатка и принадлежали к партии гвельфов, выступавшей против власти германских императоров в Италии. Они смогли оплатить обучение сына в школе, а впоследствии позволили ему, не заботясь о средствах, совершенствоваться в искусстве стихосложения.

Не о родителях, не о детских годах сведений почти не сохранилось. Вероятно, мать Белла умерла рано, после ее смерти отец женился, и в этом браке родились сын Франческо и дочь Гаэтана.

Около 1283 года умер отец писателя, оставив при этом, маленькое, скромное жилище во Флоренции и загородный домик. Его образование было, довольно, поверхностным, но приобретал их в течение жизни и благодаря своей любознательности и упорству, стал одним из самых образованных людей эпохи.

В 9-ти летнем возрасте Данте полюбил свою ровесницу Беатриче, ей суждено было стать первой и единственной музой мыслителя. В 17 лет во время очередной встречи на флорентийской улице понял, что влюблен больше в образ возлюбленной. Он испытывал к ней трепетные и возвышенные чувства, но никогда не предпринимал попыток сблизится.

1292 — автобиографическая повесть в стихах и прозе «Новая жизнь» (La vita nuova), рассказывающая о любви Данте к Беатриче с момента первой встречи и до смерти Беатриче в июне 1290г. Стихи сопровождаются прозаическими вставками, объясняющими, как появилось то или иное стихотворение. В этом произведении Данте развивает теорию куртуазной любви к женщине, примиряя её с христианской любовью к Богу. После смерти Беатриче Данте обратился к утешению философией, создал несколько аллегорических стихотворений во славу этой новой «дамы», а также нежные и трогательные сонеты.

Как поэт Данте начинает с подражания самому влиятельному в то время лирическому поэту Италии Гвиттоне д’Ареццо, но вскоре меняет поэтику и вместе со своим старшим другом Гвидо Кавальканти становится основоположником особой поэтической школы, самим Данте названной школой «сладостного нового стиля» (Дольче стиль нуово).

Её главный отличительный признак — предельное одухотворение любовного чувства.

В 18 лет Данте с уверенность говорил, что умеет писать стихи, и при чем, он этим мастерством овладел самостоятельно. Тяжелые отношения были с Кавальканти.

Чтобы облегчит боль утраты 34 летний Данте женится на Гемме Донати и посвящает себя общественной деятельности [13].

Огромную роль на развитие поэта оказал Брунетто Латинни, который обладал энциклопедическими знаниями и имел уважение в городе.

1295-1296 — Данте несколько раз призывается на государственную службу, включая участие в Совете Ста, ведавшего финансовыми делами Флорентийской республики.

Во времена работы в партии «белых» гвельфов, выдвигается на видные должности, получает дипломатические задания. С мая по октябрь 1296 года — член Совета , в 1297 году является одним из пяти членов Совета. В 1300 году его избирают в компанию шести приоров правящей городом.

12 стр., 5504 слов

C Данте по кругам ада: жизнь и смерть в средние века(на примере ...

... Данте по кругам ада: жизнь и смерть в средние века (на примере художественного произведения). Рассмотрение темы жизни и смерти в средние века на примере поэмы Данте ... 1.1. Жизнь и творчество Данте А. – его шествие «по кругам ада» Данте Алигьери родился во Флоренции в 1265 г. ... Беатриче вышла замуж, родила детей и умерла в 25 лет. А Данте и после ее смерти продолжал писать ей сонеты и покло­нялся ей всю ...

1300 — в качестве посла едет в Сан-Джиминьяно с призывом к гражданам города объединиться с Флоренцией против папы Бонифация VIII. В том же году Данте избран членом правительствующего совета приоров — эту должность Данте занимает с 15 июня по 15 августа. Исполняя её, он пытается воспрепятствовать обострению борьбы между партиями Белых гвельфов (выступавших за независимость Флоренции от папы) и Чёрных (сторонников папской власти).

В последствие, началась политическая борьба. Партия влиятельных горожан верфи разделилась на «белых» сторонников короля и «черных» — ярых приверженцев папы. Белый верфь Данте отправляется защищать интересы Флоренции при дворе в Рим. В то время, как упоенно борется с папой Бонифацием VIII сатирическими памфлетами, в его родном городе в его родном городе одерживает победу «черная» верфь.

В 1302 году они лишают Данте всех постов, обвиняют в ереси и мошенничестве, конфискуют имущество и даже приговаривают к сожжению. в случае возвращения во Флоренцию.

В одночасье, от него отвернулись все, даже бывшие союзники. Он был изгнан из родного города, где все напоминало о любимой Беатриче. Несправедливость глубоко оскорбила Данте. Два года поэт-изгнанник пытался восстановить свое доброе имя и вернуться в родной город, однако потерпев фиаско в переговорах с новыми властями во Флоренции. Оставшись без средств, отдалился от всех и целиком посвятил себя литературному творчеству.

После 13 лет скитаний Данте решил поселиться в Ровене.

В последние два года жизни Данте пишет латинским гекзаметром две эклоги. Это был ответ профессору поэзии Болонского университета Джованни дель Вирджилио, который убеждал его писать на латыни и приехать в Болонью для увенчания лавровым венком. Исследование «Вопрос о воде и земле» (Questio de aqua et terra), посвящённое вызывавшему множество споров вопросу о соотношении воды и суши на поверхности Земли, Данте, возможно, публично читал в Вероне. Из писем Данте подлинными признаются одиннадцать, все на латыни(некоторые упоминались).

Продолжал заниматься общественной деятельностью.

В 56 лет поэт отбыл к посланникам в Верону, но в пути заболел лихорадкой и 14 сентября 1321 году скончался, завершив незадолго до смерти «Божественную Комедию».

Смерть как и изгнание настигла его за исполнением общественных обязанностей, которые он почитал священным долгом. В его судьбе переплелись взлеты и падения. А неутомимая любовь к Беатриче, сплелась с тоской по родине. Эти чувства, в сочетании с литературным талантом подвигли его на создание грандиозной поэмы, достойной называться божественной.

2. Этапы развития творчества Данте Алегьери

В основном, все его лирические произведения созданы в 80-90 годы XIII века, а в XIV веке его стихотворные формы медленно уходят. В самом начале своего творчества Данте подражал самому влиятельному лирическому поэту в Италии Гвиттоне д’Арицио, но очень скоро сменил манеру поэтики и вместе со своим другом Гвидо Кавальканти основали особую политическую школу, сам же Данте ее называл «сладостной нового стиля» (Долоче стиль нуово).

2 стр., 542 слов

«Роль литературы в жизни человека» (Блок «Год литературы»)

... И эта великая роль литературы в формировании нравственных качеств человека относится не только прозе, но и к стихам. В этом году исполнилось 120 лет со дня рождения выдающегося русского поэта, Сергея Александровича ... очень трудно. Мне очень нравится поэзия Есенина, я нахожу в ней то, чего мне, порой, не хватает в жизни: раздолья, светлой печали, весёлой грусти, а также нежной ...

Философские мысли Данте неоднозначны и неоднородны по своей сути. Он испытывает влияние Аристотеля, схоластического аристотелизма и аверроизма, а также — отчасти — неоплатонизма, стоицизма и арабской философии.

Данте специально изучал тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита, Иоанна Скота Эриугены, а также Бернара Клервоского, Алана Лилльского и Сигера Брабантского.

В условиях перманентной гражданской войны формируются политические идеалы Данте: становится важным единое светское государство как гарант мира и воплощение законности, где будет ликвидирован сепаратизм и отменена частная собственность на землю. Управление таким государством Данте видит по платоновской модели: решения монарха должны быть фундированы советами философа («О вы, несчастные, ныне правящие! О вы, несчастнейшие, которыми управляют! Ибо нет философского авторитета, который сочетался бы с вашим правлением»).

Оптимальное, с точки зрения Данте, политическое устройство, с одной стороны, основано на презумпции мирового единства, а с другой — предполагает сохранение местного самоуправления и обеспечение свободы.

Одно это уже свидетельствует о том, что для Данте основными являются ценности не только христианские. Несмотря на то, что общая картина мира вполне укладывается в рамки католического миросозерцания, отдельные штрихи ее не вписываются в русло традиционного понимания: к примеру, Сигера Брабантского, известного еретика, главу аверроистов, Данте помещает в раю рядом с Фомой Аквинским, всю жизнь боровшимся с аверроизмом. Античных же философов (Демокрита, Сократа, Платона) Данте также помещает не собственно в аду, несмотря на общепринятое мнение, а в лимбе — самом первом круге ада. Картина мира в этом произведении средневековая, чисто католическая, но сама иерархия небес рая во многом напоминает неоплатоническое построение.

Более того, Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен одновременно двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа.

Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания. Философия нужна для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому монарх должен быть независим от церкви. Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.

Признавая свободу воли, Данте считал, что от личной ответственности она не избавляет: нельзя свалить вину на Бога или на ряд каких-то абстрактных причин. В учении о двояком предназначении человека ярко проявился разрыв Данте со средневековой традицией.

13 стр., 6492 слов

Данте Алигьери – жизнь и творчество

... стилю. 2. Молодые годы поэта. Жизнь Данте Алигьери теснейшим образом сплетена с событиями общественной и политической жизни Флоренции и всей Италии. Родители Данте были коренные флорентийцы, принадлежавшие к ... раз­вития городов, подтачивались устои феодально-католического мировоззрения. Зрели новые взгляды на мир, рождались но­вые идеи, отражавшие интересы демократических слоев, нарастал протест ...

Как уже ранее упоминалось о его возлюбленной Беатриче, после ее смерти в 1290 году флорентийский поэт сложил ряд стихотворений о ней. Затем, собравшие воедино стихотворения в одну книгу — «Новая жизнь».

Книга, привела поэта к огромной известности. В ней были изложены настоящие чувства человека, скорбящей душе, которая утратила свою любовь. Она включает в себя 24 сонета, 5 канцон и одной баллады. Здесь он изобразил поэтическую историю любви, когда до этого времени никто не писал своего рода автобиографию души человеческой.

После смерти Беатриче, поэт увлекается философией, общается с Фра Ремиджо Джиролом — последователем Фомы Аквинского. В это же время знакомится с философией Фомы Аквинского, Пьетро Ломбардии, Альбертом Великим, Августином Блаженным и другими.

Более глубокое представление о классиках расширил в результате общения с такими именами: (Лукан, Гораций, Овидий).

Судьба Данте оказалась надломлена после изгнания из родного города. Лишенный дома, поэт-одиночка, скитается по разным городам Италии. Выбирается даже за пределы страны, в Париж. Самые богатые и знатные люди с радостью распахивали перед ним двери, но нигде долго не задерживался.

Обида, боль и тоска по Родине гнали поэта все дальше.

В самом начале изгнания, находит себе приют В городе Ареццо. В те времена, этот город был приютом изгнанных из Флоренции гибеллинов. Вместе они разрабатывали план вторжения во Флоренцию, и предлагали Данте участвовать в подготовке.

С одной стороны Данте поддерживал политические лозунги гибеллинов, но с другой стороны, любовь к родине выше политических авантюр. Он понимал, что кроме мести в этих людях нет ничего. Видя все это решает стать одиночкой.

Изгнание из Флоренции позволило понять и переосмыслить все сделанное самим, обществом Италии, произошло духовное созревание поэта.

Наблюдая за миром, везде виделась злость, вражда, разобщенность. Не иссекаемые войны между республиками, и внутри самих городов: интриги, алчность священных служителей, разруха городов и бедные и несчастные люди…

Повсюду в городах вспыхивают народные протесты. В Милане происходит мятеж против правителей, отовсюду сыпется еретические движения. Новые веяния появились в народных массах, появились силы для борьбы с несправедливостью, все это подталкивало Данте на поиск выхода из бедствий.

С февраля 1306 по май 1308 года пишет морально-философский трактат «Пир». по задумке самого же автора, выступает как энциклопедия , основанная по методу «Новой жизни».

Но здесь автор показывает свою новую идеологию изложения. В произведении , который состоит из 4-х трактатов, оторванный от дома, поэт, ищет поддержки в дворянской среде. здесь затрагиваются божественные вопросы, морали, натурфилософии. Автор рассуждает о бессмертии человеческой души. Он призывает к сознанию народа, сплотиться единой культурой.

Задолго до творения Данте, сложилась средневековая традиция, согласно которой. все сочинения писались по латыни. Вопреки всем, он обращается к своему родному — итальянскому языку.

Появление следующего, не менее значимого трактата, наполненный значением народного языка, как могучей силы духовного сплочения нации. Лингвистический труд «О народном красноречии» (1306), являлся первым научным исследованием в Европе по языкознанию.

8 стр., 3938 слов

Данте Алигьери Божественная комедия

... перекидывая от неё мост к культуре Возрождения. Именно как автор «Божественной комедии» Данте является в одно и то же ... Италии. 3. «Божественная комедия» В течение многих лет на чужбине Данте вынашивал и обрабатывал своё величайшее создание – поэму «Божественная комедия». ... общественных условиях формировался Данте Алигьери как человек и поэт. 2. Жизнь и деятельность Данте Данте Алигьери (1265–1321) ...

Но к сожалению, оба труда остались не завершенными, так как поток событий направил мысли в другую стороны.

В 1313 году Данте написал трактат «Монархия», где главным ставит то, что народ является основателем власти, и, именно, воля народа главный правовой источник.

Во время остановки в Вероне, начинает работу над «Божественной комедией», а заканчивает в Равене.

«Божественная комедия» — главный труд гения Данте [6].

Когда Данте достигает зрелости, его начинают мучить вопросы практики и общественной нравственности. Ему начинает казаться, что все плутают в темени заблуждений.

Историки считают, что Данте прервал работу над Пиром ради написания Божественной комедии. В этом произведении он хотел представить двойное видение общественно-политического устройства: с одной стороны, как божественно предустановленного, с другой — как достигшего невиданного разложения в современном ему обществе («нынешний мир сбился с пути» — Чистилище, ХVI, 82).

Основной темой Божественной Комедии можно назвать справедливость в этой жизни и в загробной, а также средства к ее восстановлению, отданные, по промыслу Божьему, в руки самого человека. Свою поэму Данте назвал Комедией, поскольку она имеет мрачное начало (Ад) и радостный конец (Рай и созерцание Божественной сущности), и, кроме того, написана простым стилем (в отличие от возвышенного стиля, присущего, в понимании Данте, трагедии), на народном языке, «каким говорят женщины». Эпитет «Божественная»впервые появился в издании, вышедшем в 1555 в Венеции и, соответственно, был придуман не Данте. В поэме около ста песней примерно одинаковой длины; она делится на три части — Ад, Чистилище и Рай — по тридцать три песни в каждой. Размер Божественной Комедии — одиннадцатисложник, схема рифмовки, терцина, изобретена самим Данте, вкладывавшим в нее глубокий смысл. Божественная Комедия — непревзойденный пример искусства как подражания, за образец Данте берет все сущее, как материальное, так и духовное, сотворенное триединым Богом, наложившим на все отпечаток своей троичности. Поэтому в основе структуры поэмы лежит число три, а удивительная симметричность ее строения коренится в подражании мере и порядку, которые Господь придал всем вещам. В письме кКан Гранде Данте объясняет, что его поэма многозначна, это аллегория наподобие Библии.

Одной из ведущих тем «Божественной комедии» является разоблачение папства. В поэме нашел отражение всенародный протест против антинациональной политики папской власти, ненависть народа к паразитизму и стяжательству католического духовенства.

Пап и кардиналов Данте поместил в ад, среди лихоимцев, обманщиков, изменников. В Дантовых обличениях папства рождались традиции антиклерикальной сатиры эпохи Возрождения, которая станет разящим оружием гуманистов в борьбе против авторитета католической церкви. Недаром церковная цензура то и дело подвергала запрету отдельные части «Божественной комедии», и по сей день, многие ее стихи вызывают ярость Ватикана.

Так же в «Божественной комедии» видны проблески нового взгляда на этику и мораль. Продираясь сквозь глухую чащу богословской казуистики, Данте движется к пониманию соотношения этического и социального. Тяжеловесные схоластические рассуждения философских частей поэмы то и дело озаряются вспышками смелой реалистической мысли. Стяжательство Данте именует «жадностью». Мотив обличения жадности звучал и в народной сатире, и в обличительных проповедях низшего духовенства. Но Данте не только обличает. Он старается осмыслить социальное значение и корни этого порока. Жадность несет жестокие социальные бедствия: вечные распри, политическую анархию, кровопролитные войны. Поэт клеймит служителей жадности, изыскивает им изощрённые пытки. Отразив в обличениях «жадности» протест нищего, обездоленного люда против стяжательства сильных мира, Данте заглянул вглубь этого порока и увидел в нем знамение своей эпохи.

3 стр., 1182 слов

Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях ...

... может воскресить человека? Вера и любовь – таков ответ писателя. Все, что касается «духовного возрождения» главного героя, ... светом божественной любви, которую открыла для него Соня. Проследив историю человеческого падения, Достоевский ... и беззаветно любить. Бога и всех тварей, им созданных. 0 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. ...

Но не только предательство, жадность, обман, греховность и разорение затрагивает «Комедия», но и любовь, ведь поэма посвящена Беатриче. Её образ живёт в «Комедии» как светлое воспоминание о великой, единственной любви, о её чистоте и вдохновляющей силе. В этом образе поэт воплотил свои искания истины и морального совершенства.

Также «Комедию» называют своего рода летописью итальянской жизни. История Италии предстаёт в «Божественной комедии», прежде всего, как история политической жизни родины поэта, в глубоко драматических картинах борьбы враждующих партий, лагерей, групп и в порождённых этой борьбой потрясающих человеческих трагедиях. От песни к песне разворачивается в поэме трагический свиток итальянской истории: городские коммуны в огне гражданских войн; вековая вражда гвельфов и гибеллинов, прослеженная от самых ее истоков; вся история флорентийской распри «белых» и «черных» с момента ее зарождения вплоть до дня, когда поэт стал бездомным изгнанником… Пламенная, негодующая страсть неудержимо рвется из каждой строки. В царство теней поэт принес все, что сжигало его в жизни, — любовь к Италии, непримиримую ненависть к политическим противникам, презрение к тем, кто обрек его родину на позор и разорение. В поэме встает трагический образ Италии, увиденной глазами скитальца, исходившего всю ее землю, опаленную огнем кровопролитных войн.

Подводя итог главе, можно сказать, что творческие скитания Данте помогли сформироваться личности человека. Именно изгнание из родной Флоренции помогли увидеть весь ужас мира. Хотя и путь этот начался еще с юности философа, но путем проб и ошибок, мы видим его, таким зрелым и величественным. Несущим своими мыслями горькую, но такую неповторимую жизнь. Флорентинец повествует о разных судьбах, и разделяет их на светлых и темных.

Поражает и патриотизм человека, тем, что даже пройдя через муки, обиды, несправедливость со стороны своей родины, он не растерял и донес до остальных это чувство.

3. Личность Данте Алигьери и итальянское Возрождение

Для лучшего понимания главы, необходимо определить, что такое Возрождение, почему ее называют эпохой и какова роль Данте Алигьери в ней.

Возрождение или Ренессанс — это эпоха мирового значения, следовавшая в истории Европейского искусства с середины IV до XVI веков.

Италия считается родиной Ренессанса, поэтому история искусства сравнивается и выступает образцом с другими культурами того времени.

Вся эпоха подразделяется на 3 этапа:

1) Проторенессанс (1260-1320);

5 стр., 2277 слов

Ивная работа «Нравственное возрождение человека в рассказе ...

... Андреев верил в благородство, добро, красоту, любовь, надеялся на нравственное возрождение человека. Именно эта тема заинтересовала меня больше всего. Главной особенностью рождественского рассказа «Ангелочек», ... Христа – великое чудо, перевернувшее всю жизнь людей и давшее им надежду на спасение ... для их эффективной, максимальной самореализации. Работа по праву является интересной, важной и ...

2) Высокий Ренессанс (1500-1580 гг.);

3) Поздний Ренессанс (XVI-нач. XVII в.).

[4].

Ведущими художественными школами в искусстве итальянского Ренессанса были в XIV в. такие как сиенская и флорентийская, в XV в. — флорентийская, умбрийская, падуанская, венецианская, в XVI в. — римская и венецианская.

Искусство итальянского Возрождения дала миру целую плеяду блестящих деятелей, неизмеримо обогативших сокровищницу мировой культуры. Среди них необходимо назвать имена живописцев Джотто ди Бондоне (1266-1337), Мазаччо (1401-1428), Сандро Боттичелли (1445-1510), Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело Буонаротти (1475-1564), Джорджоне (1477-1510), Тициана (1477-1556), Рафаэля Санти (1483-1520), архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446), скульптора Донателло (1386-1466) и многих других.

Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев Италии. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. А что лучше может помочь ему в познании мира, чем его собственные чувства? Человеческий глаз в этом смысле, по мнению возрожденцев, не знает равных. Поэтому в эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию, расцветает живопись и другие пространственные искусства. Именно они, обладающие пространственными закономерностями, позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту. Поэтому в эпоху Возрождения особое внимание уделяется законам искусства, поэтому именно художники ближе других стоят в решении мировоззренческих задач. В плане познания мира у художника все преимущества. Поэтому эпоха итальянского Возрождения носит отчетливо художественный характер.

Культура эпохи Возрождения влечет за собой не только ряд внешних открытий, её главнейшая заслуга в том, что она впервые раскрывает весь внутренний мир человека и призывает его к новой жизни. В эту пору, прежде всего, индивидуализм достигает высокой степени развития, далее гуманизм ведет к разностороннему знакомству с индивидуальностью во всех её проявлениях, и формирование личности совершенствуется главным образом путем самосознания и ознакомления с различными индивидуальностями вообще. Влияние классической древности является связующим звеном во всем этом движении, так как им определяется характер новых приобретений в сфере индивидуальности и литературное изображение личности. Но сила познания сама по себе лежала во времени и в духе нации. Познание внутреннего мира человека началось не с рассуждений по правилам теоретической психологии, так как в этом отношении довольствовались Аристотелем, а с наблюдений и художественных изображений. Неизбежный теоретический балласт ограничивается учением о четырёх темпераментах, в связи с принятым тогда верованием о влиянии планет. Но эти застывшие с незапамятных времен понятия служили основанием только для суждений о судьбе отдельных личностей, не препятствуя в общем великим прогрессивным движениям. Конечно, странным кажется самое бытование таких понятий в такое время, когда не только существует уже точное описание вообще, но и вечное искусство и поэзия изображают совершенного человека со всей его внутренней глубиной и в его характернейших проявлениях. Если окинуть взглядом все, что произвела придворная и рыцарская поэзия в два предшествующие века на Западе, то мы встретим многое такое, что может поспорить с произведениями итальянцев. Но такие жемчужины рассеяны в целом море искусственных и условных представлений, и содержание этих произведений еще очень далеко от объективной законченности в изображении человеческой души во всем её богатстве. Италия в XIII веке, в свою очередь, принесла дань придворной и рыцарской поэзии в лице своих трубадуров. Им обязана главным образом своим существованием канцона, не уступающая песням северных миннезингеров, даже содержание и процесс мыслей в канцоне носят тот же характер условной придворной поэзии, хотя автор принадлежит к гражданскому или ученому сословию.

15 стр., 7301 слов

Итальянская культура и литература эпохи проторенессанса

... Крупнейший представитель периода Проторенессанса Данте Алигьери легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на ... произведения, которые сформировали итальянский язык в его современном виде, определили пути развития итальянской литературы, и обогатили европейскую культуру. С Данте начинается череда деятелей Возрождения, ...

В первой половине XIII века, в Италии также становится весьма распространенной одна из многих строго размеренных форм, возникших в то время на Западе, а именно — сонет. Порядок строф и даже число стихов в сонете колеблется и менялся еще в течение ста лет, пока Петрарка не установил для него нормальных правил. В этой форме стали выражать все высокие лирические и созерцательные мотивы, а затем и всякого рода содержания вообще; мадригалы, осетины и даже канцоны отошли на второй план. Позднее сами итальянцы, то шутя, то всерьез, жаловались на этот неизбежный шаблон, на это прокрустово ложе всех чувств и мыслей. Другие, напротив, были и остаются довольны этой формой и продолжают пользоваться для выражения мыслей и чувств, лишенных глубокого содержания. Поэтому плохих сонетов гораздо больше, чем хороших. Тем не менее сонет представляется нам великим благом для итальянской поэзии. Его ясность и размеренная красота, непременное оживление и повышение во второй части, наконец, легкость запоминания обусловили тот факт, что и великие поэты постоянно к нему возвращались. Сонет стал в некотором роде конденсатором идей и впечатлений, подобного которому мы не видим в поэзии других новых народов.

Но почему итальянцы эпохи Возрождения не произвели ничего первостепенного в трагедии? Другими словами, почему Италия не произвела своего Шекспира? Этот вопрос может относиться к одной только параллели с кратким расцветом театра в Англии, так как остальной Европе Италия не уступала в этом отношении в XVI и XVII веках; с Испанией она не могла конкурировать, потому что в ней не существовало ни религиозного фанатизма, ни отвлеченного чувства чести, и в то же время итальянцы были слишком умны и горды, чтобы ставить на пьедестал свой тиранический государственный строй. Но на параллель с Англией можно возразить, что, во-первых, вся Европа произвела только одного Шекспира и что такого рода гений представляет собой вообще своего рода подарок небес. Далее, возможно, что театр в Италии был близок к большему расцвету, но начавшаяся борьба с Реформацией и испанское владычество над Неаполем и Миланом, а фактически почти над всей Италией повлекли за собой гибель лучших ростков духовной жизни Италии. Наконец, трудно представить себе самого Шекспира под гнетом какого-нибудь испанского вице-короля или римской курии или даже в его родной стране двумя десятилетиями позже, во время революции. Драма в наивысшем своем развитии есть позднее дитя всякой культуры, она требует особых условий времени и счастливой случайности. Существовали к тому же и другие обстоятельства, затруднявшие процветание драмы в Италии. Прежде всего, такой помехой была страсть к известного рода зрелищам и, в особенности, к мистериям и другим религиозным церемониям. Во всей остальной Европе сценическое представление, заимствованное из легенд и священной истории, было, прежде всего, источником и началом драмы и театра вообще, но Италия до такой степени увлеклась декоративной пышностью и роскошью костюмов в мистериях, что драматический элемент должен был при этом непременно страдать. К числу причин, задержавших развитие драмы в Италии, надо отнести, конечно, и представления на итальянском и латинском языках произведений Плавта и Теренция, а также древних трагиков, вошедшие в моду в Риме, Ферраре и других городах. Но все это вместе не имеет решающего значения, это обстоятельство могло бы даже принести пользу и содействовать переходу к новой драме, если бы не помешали реакция против Реформации и господство чужеземцев. После 1520 года живой итальянский язык превалирует в трагедии и комедии, несмотря на неудовольствие гуманистов. Очевидно, с этой стороны не существовало препятствий к созданию драмы, в которой самая развитая нация в Европе могла бы, казалось, дать наивысшее отражение внутренней жизни человека того времени.

Крупнейшим представителем, глубоко выразившим черты Проторенессанса, был Данте.

Возрождение в Италии отличается от других культур прежде всего тем, что в это время происходит осмысление индивидуальности человека, его устремления. Основой выступила античность.

Культура Возрождения охватила многие города Италии, но центром ее была Флоренция. Именно там, где жил сам Данте.

Для культуры Возрождения характерны такие черты: гуманизм, христианские традиции, антропоцентризм, возрождение античных памятников в искусстве и философии, другое отношение к миру.

Именно в эпоху Проторенессанса идет размежевание средневековой философии и зарождение гуманизма. Данте был ярким представителем и легендарной фигурой, в творчестве которого сложились каноны итальянской литературы и культуры в целом, на долгие столетия вперед.

В первую очередь, что относит Данте как человека новой культуры- это обращение на рассвете творческого пути к так называемому «новому сладостному стилю» — полному искренности эмоций, одновременно с углублением в содержание философии.

Центральной проблемой его лирики становится взаимоотношения «земного» и «небесного». В отличие от религиозной поэзии, которая призывала отказаться от земной любви, то новый сладостный стиль, сохраняя образ земной любви в максимальной степени ее одухотворяя.

Говоря о морали и этике, он относит эти проблемы к социальному содержанию. Именно, «Божественная комедия» явилась в его творчестве самой последней и зрелой, так как Данте не осознавал, что языком «Комедии» заговорили десять немых столетий. Здесь он подводит итог всему развитию средневековой литературе. Годы творения великого гения совпадают с эпохой Возрождения, а именно, самого начала — Проторенессанса, и в творчестве Данте выступают истоки новой эпохи. Общий вклад в мировой культуре значим. Личность впитала в себя политические, научные и художественные мысли Итальянского Возрождения. Данте — это поэт переходной эпохи, еще связанный со средневековьем, одновременно становится предвестником реализма, который проложил дорогу в литературе гражданского пафоса и гуманизма. Своим личным примером показал, что обращение к народу — есть источник жизни и силы в искусстве.

Заключение

Еще Ф. Энгельс определил роль Данте в литературе и культуре, которое не утратило значимости и по наши дни: «Данте был последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени». В чем собственно, и была одна из задач контрольной работы. Проанализировав тему «Данте — предвестник итальянского возрождения», изучив источники по ней, можно сделать выводы:

1) Изучение литературы по данной теме показало, что, основная масса — это творческие источники, его произведения, но существуют и исторические. Они в основном, приводят моменты из биографии поэта-философа, в которой, не в полной мере показан детский возраст поэта.

2) Рассмотрев биографию Данте, мы познакомились с литературным творчеством, и выяснили, что он является великим флорентийским поэтом, автором философских и политических трактатов: «Пир», «Монархия», «О народной речи», автобиографической повести «Новая жизнь» и многих других произведений. Вершиной творчества Данте считается поэма «Божественная комедия». Сделали вывод, что творческий путь оказался не легким, он сумел его пройти достойно.

3) Данная задача тесно соприкасалась с целью контрольной работы. Здесь мы сделали вывод, и подвели итог всему. Эпоха Возрождения чётко ориентируется на человека, на его индивидуальность, на общее происхождение человека и природы и на поиски гармонии. Основными чертами культуры Возрождения принято считать антропоцентризм, гуманизм, модификация средневековой христианской традиции, особое отношение к античности — возрождение античных памятников искусства и античной философии, новое отношение к миру. Гуманисты характеризуются как новый общественный слой, где отсутствует сословной признак и каждый занимает своё место лишь в силу личного образования и таланта; а сама эпоха Возрождения оценивается как начало светской цивилизации нового времени. Так как время Проторенессанса совпадает со временем гуманных взглядов Данте, то именно он является предвестником итальянского Возрождения.

Велик вклад Данте в мировую культуру. Его могучий гений питал политическую, научную, художественную мысль Возрождения. Воздействие этого гения было велико и в последующие века. Поэт переходной эпохи, ещё крепко связанный со средневековьем, он в то же время был великим зачинателем реализма и проложил путь в литературе больших идей высокого гражданского пафоса и гуманизма. Своим личным примером он звал писателей к гражданскому подвигу в искусстве и показал, что обращение к народной традиции — источник силы и жизнеспособности в литературе. Он принёс в поэзию целый мир новых художественных образов, такой богатый и жизненно правдивый, что теперь, спустя столетия, мировая поэзия до сих пор черпает из этого источника.

философ данте гуманизм антропоцентризм

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/dantepo-filosofii/

1. Аветисян, В.А. Наследие Данте в оценке Гёте / В.А. Аветисян.: — Филол. науки. — 1992. — С.104-110.

2. Баткин, Л.М.. Данте — провозвестник гуманизма: навстречу 700-летию со дня рождения Данте Алигьери / Л.М. Баткин.: — Вопросы истории.- 1965. — № 3.- С. 93-110.

3. Баткин, Л.М. Данте и его время / Л.М. Баткин.: — Наука. — 1965.

4. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье. / В.Б. Бутромеев.: М., 1999.

5. Власинец, А.А. [Монография]./ Средние века в поэзии Данте.: — М.: 1998.

6. Горфунпель, А.Х. Данте и философия его времени / А.Х. Горфункель.: Вопросы философии. — 1966. — № 3. — С.87-97.

7. Данте Алигьери, 1265-1321. Итальянский поэт / Жизнь замечательных людей, VII В. 10 н. э. — XIX В — М.,2001. — [ Т.1]. — С. 203-219.

8. Данте Алигьери/ малые произведения. — М.: 1968.

9. Дживергелов, А.К. / Данте Алигьери. Жизнь и творчество.: М.: 1951.

10. Доброхотов, Д.Л.. — Данте Алигьери/ М.: Мысль.: 1990., 207.

11. Ковалёва, Т.В. Данте / Т.В. Ковалёва, И.Л. Лапин, Н.А. Паньков / Литература средних веков и возрождения / Т.В. Ковалёва, И.Л. Лапин, Н.А. Паньков. — Минск , 1988. — С.85-94.

12. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

13. Краснов, А. Первый поэт нового времени, [Данте] / А. Краснов.: — Молодёжь Алтая: — 1965.

14. Кузнецов, Б.Г. Данте / Б.Т. Кузнецов. / Идеи и образы Возрождения. — М.: Наука, 1979. — С. 240.

15. Мандельштам, О.Э. Разговор о Данте / О.Э. Мандельштам. / соч.: В 2-х т. — М.., 1990. — Т. 2.- С. 214-254.

16. Соколов, В.В. Европейская философия/ В.В. Соколов.: — М.: — 1984.

17. Элиот, Т.С. Данте / Т.С. Элиот. /Писатели Англии о литературе XIX- XX в.в. — М.. , 1981. — С. 295-305.

18. Эренбург, И.О Данте: [ речь на торжеств. вечере, посвящ. 700-летию со дня рождения Данте, Париж. 28 окт. 1965]. / И. Эренбург. / Лит. газ. — 1965. — 30 окт.