Многогранность творчества Ибрая Алтынсарина

У каждого народа есть такие имена, при произнесении которых представляется целый мир. Казахский народ своих любимых сыновей и дочерей всегда называл по именам. Если мы говорим «Абай», то подразумеваем Абая Кунанбаева, «Дина» — Дину Нурпеисову, «Шокан» — Шокана Валиханова, «Алия» — Алию Молдагулову. Когда мы называем «Ибрай», мы сразу вспоминаем Алтынсарина. Мир просвещения он открыл… Его называют просветителем. Он пролил «свет» на образование, открыл школы, открыл глаза многим ребятишкам, заложил основы казахского образования. Он был первым… а первым быть всегда сложно…

Рано потеряв отца, воспитывался у деда – бия Балгожы. Именно дед оказал огромное влияние на формирование мировоззрения Ибрая. Справедливость, честность, порядочность бия Балкожы перенял внук. С детства Ибрай отличался самостоятельностью, целеустремленностью, любознательностью. В 19 лет ему поручили открыть начальную школу для казахских детей и назначили учителем русского языка.

Работа Ибрая была замечена и оценена. Он пошел дальше: написал два учебных пособия, открыл четыре двухклассных училища, открыл женское училище, одно ремесленное училище, пять волостных училищ, два училища для русских детей.

Даже свое состояние завещал на строительство сельско-хозяйственного училища в Костанае.

Алтынсарин был разносторонне образованным человеком: педагог, писатель, переводчик, этнограф, фольклорист, общественный деятель. Ибрай Алтынсарин является основоположником казахской детской литературы, как поэзии, так и прозы. В первую очередь, его произведения адресованы детям, потому что он понимал: детям нужны знания. Знания – ключ ко многим закрытым дверям. Если дети будут образованными, то у такого народа есть будущее. Знания откроют пути к развитию, совершенствованию.

Я иногда думаю, как может один человек быть настолько многогранным. Наверно, надо очень сильно любить свой родной народ и желать, чтоб он стал лучше, образованнее. « Народ казахский сам по себе представляет благодатную почву для образования», — писал И.Алтынсарин.

4 стр., 1985 слов

Родной язык и его место в жизни личности и народа

... знаний. А знания - главный способ самозащиты и самоутверждения. Поэтому родной язык - важнейшее средство развития и защиты отдельного человека и народа в ... и место родного языка в жизни сограждан. Родной язык -- это факел, освещающий человеку мир, помогающий ему в нё ... - родные языки нашего народа. Они оба должны быть государственными, чтобы нести народу знания и культуру, способствовать экономическому ...

Наверно, надо очень сильно желать, стараться достигнуть цели и тогда все получится. Примером такого безграничного стремления является Ибрай Алтынсарин. Он является «лучшим отражением своего народа, его духа, нрава, характера и вообще всей жизни».

Сам Алтынсарин писал 1864 году: «Стараясь всеми силами подействовать еще на их (мальчиков) нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками».

Всю жизнь Алтынсарин выступал за справедливость, «не давал ходу подкупам, взяточничеству и злоупотреблениям». Вся жизнь Ибрая – борьба, подвиг. Подвигам всегда есть место в жизни. Можно быть героем на войне, сражаясь против врагов, а можно быть героем, сражаясь против темноты, которая ведёт к несправедливости.

Все мысли, идеи просветителя актуальны и сегодня. От образования, просвещения, знаний зависит наша жизнь, будущее. Без этих составляющих невозможно представить развитие общества.

Ибрай Алтынсарин оставил в истории Казахстана неизгладимый след. Все его многогранное наследие должно изучаться, исследоваться, пропагандироваться среди подрастающего поколения. Призыв Ибрая: «Давайте, дети, учиться!» — должен звучать из уст каждого учителя, потому что ученье — это свет.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/yibyiray-altyinsarin-dala-o-yirauyi/

  1. История Казахстана в 5 томах Т.3. – Алматы «Атамура» 2010.

  2. Акмола: Энциклопедия Алматы: «Атамура» 1995,-400с.

  3. Казахстанская национальная энциклопедия, т.1/ Гл.ред. Б.Аяган. –Алматы.

  4. И.Алтынсарин «Собрание сочинений», т.2. 1974г.

  5. И.Алтынсарин «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку» Оренбург.1879.С 63