По завершению прочтения произведения Эриха Марии Ремарка»Возлюби ближнего своего»

Эссе

1. Предписания: предписывающая мысль порождает действие

2. Импульс: импульсивный порыв вызывает действие

Например, вы привыкли обедать в 12 часов, потому что так удобнее встраивать обед в рабочее расписание. Но сейчас вы находитесь в отпуске и предписываете себе, что надо идти обедать в 12, потому что вы так привыкли. В такой ситуации было бы логичнее повиноваться импульсу: захотел есть -> пошел есть.

В моей жизни эта ловушка проявлялась в следующем виде: я не ем рыбу, шпроты – это рыба, значит, мне нельзя их есть, даже если я их люблю. Да, сейчас я все также говорю, что я не ем рыбу, в основном чтобы обезопасить себя от пустого желудка. Мне и правда не нравится рыба на запах, на вкус и даже на цвет. И в гостях или в самолете я действительно откажусь от рыбы в пользу другой еды. Но если мне предложат попробовать блюдо другого человека, то я соглашусь, чтобы решить для себя на будущее: ем ли я конкретно эту рыбу в конкретно этом исполнении или нет. Такой способ решения этой ловушки считаю для себя приемлемым.

три продвинутых уровня ловушки регулирования

Есть схема: «импульс: сделать Х -> делается Х». Почувствовал голод – пошел есть.

1. Отражение импульса — «импульс: сделать Х -> предписание: когда возникает импульс сделать Х, делай Х -> делается Х». Вместо того, чтоб сразу при возникновении голода приняться за еду, мы сначала консультируемся с нашим предписанием, гласящим, что надо делать в таком случае, а потом уже принимаемся за еду

2. Прочтение импульса — «импульс: сделать Х -> предписание: делай Х -> делается Х». Это следующий этап по направлению к спонтанности, но все еще между импульсом и действием есть тихий приказ от сознания: «иди ешь!»

3. Нулевая регуляция. «импульс: сделать Х -> предписание: пусть управляет импульс -> делается Х». В этом случае кажется, что мы позволили себе плыть по течению, а по факту дали себе предписание: «никаких предписаний!»

Пожалуй, это самая непонятная из ловушек. Прочесть и понять написанное у меня получается, переложить на себя – нет. Возможно, до этого надо еще дорасти.

А теперь переходим к следующей ловушке – «формулирование», которая часто идет рука об руку с «разделением» (и в моем случае это именно так).

«Формулирование – это ловушка беспрерывного проговаривания своих мыслей о том, что нам кажется истинным. Нам недостаточно просто наслаждаться закатом. Нам необходимо отметить, что это великолепный закат… Мы не можем по-настоящему любоваться закатом и одновременно оценивать его, потому что, занимаясь оценкой, мы отвлекаемся от чувственного переживания»

9 стр., 4171 слов

Рыба бесценный источник кулинарных шедевров

... переработки непокрытой рыбы зависит от ее состояния, размеров, кулинарного назначения и состоит из размораживания мороженой рыбы, замачивания в ... в пепле пресноводной. Морская рыба содержит много йодовых солей. Рыба также важна как источник жирорастворимых витаминов. Так, жир ... т.д.), так как соус, подаваемый с вареной рыбой, делает блюдо сочным. Рыба является ценным продуктом и используется почти ...

В моем случае стремясь что-то описать, я попадаю в ловушку разделения. Событие еще не закончилось, а я уже разрушаю себе удовольствие, отвлекаюсь от чувственного переживания в пользу проставления оценки.

В процессе прочтения книги я осознала, что у меня есть яркий пример из жизни, происходящий при каждом походе в музей с другом. Мы всегда гуляем по музею по определенной схеме: совершаем осмотр зала с одной выставкой -> переходим в следующий зал. Но есть одно но…

Пока мы смотрим на экспонаты, я стремлюсь сразу фотографировать то, что мне понравилось, попутно призывая друга посмотреть на все то, что привлекло мое внимание (извини меня, друг, за такое поведение), отвлекая его от наслаждения выставкой.

В конце дня я имею в телефоне фотографии процентов 70-80 работ с понравившихся мне выставок и не могу выбрать самое-самое, чтобы поделиться с близкими новым опытом.

Друг при этом поступает разумнее: сначала осматривает весь зал, иногда обращает мое внимание на какие-то экспонаты (я обычно в этот момент уже сижу в кресле и нервно его поджидаю), а уже потом фотографирует самое понравившееся для своей коллекции.

Наши бессмысленные описания также имеют поразительную способность превращаться в деспотические предписания (переход от формулирования к регулированию).

Я часто вижу в людях проявление такого сочетания ловушек: «я не умею общаться», «я не ем овощи», «я не читаю классику». Подобного рода самоопределения впоследствии мешают повиноваться импульсу, а также заставляют отказываться от удовольствия.

«Я не люблю комедии» — и вот вместо похода с друзьями в кино мы сидим дома и яростно всем доказываем, что комедии – это совсем не наше. Хотя на самом деле хотелось провести время с друзьями, занимаясь совершенно любым делом…

«Если мы прекратим декларировать свои особенности, сторонний наблюдатель все равно распознает повторяющиеся модели в нашем выборе и в наших реакциях. Придерживаться мнения, что ты эмоционально возбудим или не умеешь общаться – верный путь к излишней эмоциональности или неловкому поведению на людях. Мнения, которые люди составляют о себе самих, имеют свойство самореализующихся пророчеств, а исполнение этих пророчеств, в свою очередь, еще больше укрепляет нас в представлениях, породивших их. Наши формулировки в отношении себя самих и справедливы, и в то же время невероятно обманчивы. Человек, который никогда не ест овощей, прав – он действительно не ест овощей. Но если он сам себя не определяет подобным образом, то вполне может иной раз порадовать себя морковкой»

Чтобы избежать подобного проявления ловушки, надо быть теми, кто мы есть, как бы сложно и страшно это ни было.

5 стр., 2385 слов

«Что бы я сделал для процветания своей страны?». Что ...

... Для начала определите свою основную мысль, которую будете раскрывать. Затем нужно определиться с планом. Стандартный план: вступление, заключение, основная часть. Пример сочинения, уровень 4 класса. Что я могу сделать для ... «Не спрашивай, что Родина сделала для тебя, а сначала спроси, что ты сделал для Родины?» Джон Кеннеди Что такое Родина? Страна? А что такое страна? «Страна - это географическая ...

Что хочется сказать в конце?

Если вы увидели себя в каком-то из вышеописанных проявлений ментальных ловушек или периодически ловите себя на том, что вы постоянно начинаете делать что-то слишком рано, слишком поздно, откладываете важные дела на самый последний момент, не можете наслаждаться моментом, по кругу гоняете мысль «а что если бы?», и хотите разобраться в причинах происходящего с вами, то можете начать с прочтения этой книги.

А сейчас я заканчиваю с ловушкой реверсии, прекращаю ходить по кругу и возвращаю эту книгу её хозяину.