Тема: «Учитель с большой буквы: кто это?», Учитель: Петрыкина Ю.С. МОУ СОШ№8 п. Спирово
«Учитель, будь солнцем, излучающим
человеческое тепло, будь почвой,
богатой ферментами человеческих чувств,
и сей знания не только в памяти и сознании
твоих учеников, но и в их душах и сердцах…»
Ш. Амонашвили
Учитель. Воспитатель. Наставник. Педагог. Гуру. Что это? Просто синонимы…или нечто высокое, светлое и необходимое? «Сейте разумное, доброе, вечное…», — пожелал когда-то русский поэт, и это — самое-самое, что может дать учитель детским душам независимо от века и времени.
Но тем не менее, время движется и меняет скорость информационных процессов. Каким должен быть современный учитель? Когда педагога можно назвать Учителем с большой буквы? Какими качествами необходимо обладать, чтобы успевать за современными учениками? Попробую разобраться…
Мы живём в удивительное время: мир вокруг нас очень быстро меняется практически до неузнаваемости. Поэтому учитель, работающий с подрастающим поколением, должен быть готов меняться и развиваться. Меняться — это самое сложное, но необходимое условие существования полноценной личности. Кроме того, преподавателю следует помнить, что современные дети — другие. Они живут в интернете, у них нет культа взрослого человека.
Какими же качествами должен обладать современный учитель, чтобы приносить пользу и получать удовольствие от результатов своего труда?
Поговорим об уважении. Да, именно с этого я хотела бы начать разговор о современном учителе и формуле его успеха. Казалось бы, так легко – уважать в ребенке личность. Но всегда ли мы, взрослые, помним об этом? Всегда ли в поспешности и суетности текущих событий проявляем внимание, терпение, теплоту к ещё неокрепшей и ищущей понимания и уважения душе? Обычно говорят: «Учитель должен любить детей». Но такая формулировка слишком абстрактна и неизбежно становится поводом для спекуляций. Любовь уж очень многогранна. Это и попустительство, и, наоборот, муштра. А вот с уважением всё намного проще. Уважать ученика — значит видеть в нём личность, а не чистый лист.
Образ учителя в классической и современной литературе
... проблематикой учительства. Цель реферата - рассмотреть образ учителя в классической и современной литературе. 1. Образ учителя в произведениях классиков Общие стандарты взаимоотношений всегда преломлялись сквозь призму индивидуальных особенностей и личных качеств учителей. Ценным источником ...
Все люди разные. Иногда человек раздражает нас только потому, что он другой: не так кепку надел, не так смотрит. Но стоит ли уделять этому внимание, если он ведёт себя естественно и не нарушает нормы морали? То же самое можно сказать и о праве человека на собственное мнение. Если речь идёт о вопросах, на которые нельзя дать единственно правильный ответ, то не следует сразу отметать оригинальные и неожиданные предложения. Они могут быть более подходящими, чем стандартные. Дети не так испорчены стереотипами, как взрослые, и могут мыслить свободно. Поэтому очень важно Учителю признавать за учеником право быть другим.
Быть требовательным? Да. Но при этом важно помнить — требовательность должна быть последовательной, обоснованной, доброжелательной. Современному учителю нельзя забывать, что у каждого ребенка есть духовные запросы, свои интересы, являющиеся движущей силой его развития. Необходимо учитывать, что каждый ребенок обязательно испытывает потребность высказать свои маленькие (но для него такие важные!) обиды и радости и в ответ ждет поддержки, сочувствия.
Я всегда стараюсь быть искренней. Хорошо, когда ученики знают много о своем преподавателе, о его интересах и увлечениях, знают, что педагог ценит в людях, как относится к происходящему вокруг. Не боится признаваться ребятам в том, что учитель не может знать всё. Но важно хотеть это узнать, искать желаемое и быть готовым к трудностям. Понимать, что настоящий авторитет завоёвывается реальными поступками.
Я полностью согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Поэтому важно находиться в увлекательном профессиональном поиске. Важно, если профессия учителя доставляет удовольствие, дает возможность заново изучать мир, совершать всевозможные открытия. Я – молодой педагог. Прекрасно понимаю, что не могу провести четко ту грань, где заканчивается моя работа и начинается личное пространство. Без сомнений, моя дорога, зовущая и ведущая к внутренней гармонии, – это педагогический труд. И, наверное, важно не работать учителем, а жить этой профессией.
В современной школе громкими словами, командным голосом современного ребёнка не впечатлишь. Всё должно быть по гамбургскому счёту: хороший учитель обладает широким кругозором, отлично знает свой предмет, может объяснить его пользу и умеет интересно подать материал! При этом, конечно, правильно понимает свою миссию — давать только полезные знания, которые нельзя просто «нагуглить». Если учитель будет анализировать свою деятельность и думать о том, как сделать её лучше, то он добьётся многого.
И еще хотелось бы сказать о важном качестве профессии – тонкости психологии. Когда важны и чувство границы, и самоирония. Это касается как психологических границ («не лезть в душу»), так и собственных знаний. Ведь дети в некоторых сферах компетентнее учителей, поэтому крайне важно это понимать и принимать! А способность быть в нужный момент несерьёзным и шутить над собой — необходимая составляющая того, что называют стрессоустойчивостью. Самоирония позволяет разрядить обстановку на уроке, отвлечься и перейти к решению сложных вопросов.
Особенному ребенку – особый педагог
... педагога выходит за рамки традиционной учительской деятельности. Она тесно взаимодействует с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной деятельности, направленной к одной цели — помощи ребенку с ограниченными возможностями ... предаю социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь им ...
Конечно, всё это не так уж и легко в современных условиях. Тем не менее, к идеалу, к гармоничному развитию следует стремиться! А радость от полученных результатов, от детских открытий на уроках, от неподдельного солнечного интереса в глазах учеников – и есть основной критерий Учителя с большой буквы.
И как прав Януш Корчак, писатель и педагог, как никто другой понимавший детскую душу: «Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете: надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того, что надо подниматься до их чувств. Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.. Чтобы не обидеть !»