Творческое саморазвитие учителя

«Я — концепции» творческого саморазвития

Четверть века! Много это или мало? Кто- то скажет: «Совсем ничего!». Другой произнесет: «Ууу… Это долгие годы!». И только учитель констатирует: « Всего-навсего 25 летних каникул и три любимых выпускных класса». Таков мой педагогический путь. Много лет назад я сделала свой выбор, и считаю его правильным и сейчас. Моя задача – обучать, развивать и воспитывать. Моя цель – обучаться и развиваться. Моё счастье в успехе ученика. Моё педагогическое кредо: «Каждый из нас сам выбирает свой жизненный путь. Кто-то идет наугад, напролом, а кто-то четко ставит перед собой цель и обязательно достигает ее».

Цель… Как много нам ставили разных целей! Как резко разворачивалась образовательная махина в направлении их. И только мы, учителя, оставаясь верными своей внутренней клятве педагога, шагаем четкой поступью, ведя за собой армии формирующихся личностей. Как остаться значимым и ценимым в условиях частых, конструктивных изменений в системе образования? Как не растерять тот энтузиазм, который всегда двигал учителем в его работе?

Я считаю, что главное для меня, как для учителя это постоянное развитие, совершенствование, овладение чем-то новым, полезным и значимым в современных условия. Учитель должен саморазвиваться постоянно.

Творческое саморазвитие учителя – это интегративная характеристика его процессов «самости», среди которых системообразующими компонентами выступают самопознание, творческое самоопределение, самоуправление самосовершенствование и творческая самореализация личности учителя в его профессионально-творческом становлении.

Кардинальная идея современной школы – поступательное движение, диалектика развития.

Что для этого требуется? Находиться в постоянном творческом поиске содержания, приемов, методик и технологий обучения. В моем педагогическом арсенале системно-деятельностный подход, технологии критического мышления и групповой деятельности, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход, методы проблемного обучения, поисковой и исследовательской деятельности. Моя стратегическая цель – помочь ученику найти себя в жизни. Моя цель как учителя-биолога – создать условия для осмысленного научного познания живой природы. Мои педагогические аксиомы просты: «Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю. Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве. Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь».

2 стр., 840 слов

«Профессия учитель-это искусство или технологии?»

... детей, от души прощаешь им шалости и капризы. Оставшись наедине со своими мыслями, я поняла: «В профессии учителя не может быть искусства без технологии, точно так же, как и технологии ... моему предмету. Это успешный урок? Конечно, нет. Или наоборот, мы мило пообщались, приятно провели время, но ни одна из целей урока не достигнута. Это успех? Тоже ...

Вторая идея современного образовательного процесса – единение.

Важным также считаю формирование готовности обучающихся к выбору направлений профессиональной деятельности с учетом личных интересов и потребностей рынка труда.

Третья идея школы

В своей педагогической деятельности учителю большое внимание приходится уделять вопросам социализации личности школьника, его адаптированности к современным условиям. Самоопределение, улучшение духовного и нравственного климата, пропаганда здорового образа жизни, сохранение культурных и национальных традиций, воспитание гражданских идеалов – вот наиболее важные направления в воспитании молодого поколения.

Переосмысливая свой педагогический опыт, могу сказать, что быть учителем сегодня нелегко. Нужно обладать базовыми педагогическими компетентностями, быть готовым к разрешению педагогических ситуаций, к системному обновлению системы образования (обновлению содержания образования, технологий, систем оценивания, управления и финансирования).

Кроме того, нужно быть интересной и увлекающейся личностью и идти в ногу со временем. Всегда ли мне, как учителю, это удается. Зачастую с большим трудом. У меня, как и многих есть личностные привычки, с которыми трудно справиться. Например,я не умею выполнять то, что мне не понятно, то в значимости чего я сомневаюсь. Я с трудом заставляю себя работать бесплатно, проводя множественные неоплачиваемые занятия. Я не могу распределять правильно свое время между подготовкой к урокам, заключающейся в написании и создании громоздких технологических карт и реальной работой учителя. Мне бывает трудно разобраться в современной терминологии и классификации стратегических изменений в системе образования. Особые трудности в саморазвитии я испытываю в связи с тем, что ему чаще всего недостает методологической культуры, исследовательских умений и способностей. А это, в свою очередь, приводит к тому, что я, как учитель, разочаровываясь в экспериментально-исследовательской деятельности, так как те усилия и затраты времени, которые я имею, не оправдывают моих профессиональные ожиданий.

Но я стараюсь соответствовать всем требованиям профессионального развития: осваиваю новое, использую опыт коллег, делюсь своим опытом, ведь профессионалами не рождаются – ими становятся. «Так что же такое достижения, успех?», — еще раз задаю я себе вопрос. Титулы, звания, категории? Думаю, это всего лишь следствие.

Тема моей методической работы «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОСы второго поколения»

Направления моей деятельности по реализации

I.Преодоление проблемы нехватки времени на свое самообразование путем распределения времени по принципам

  1. «Самое важное делай первым»

  2. «Не изобретай велосипед»

  3. «Четко знай, каких знаний и умений тебе не хватает Сегодня »

  4. «Каждое утро составляй план на день»

  5. «Поделись тем, чему научился»

    11 стр., 5399 слов

    Сравнительный анализ систем образования в России и Британии

    ... технического образования в Британии )Рассмотреть систему технического образования в России )Провести контрастативный анализ данных систем образования и выявить этнокультурные особенности технического образования в Британии. Во ... в академическом мире. В Великобритании поступить на такую программу могут только студенты, имеющие квалификацию первого уровня классом не ниже «диплом с отличием второго ...

II.Научиться ставить здоровье и самочувствие свое и окружающих на первое место

  1. «Я всем нужна здоровой» (бассейн, лыжня,сауна)

  2. «Учись не думать во сне -ОТДЫХАЙ!»

III.Профессиональная сфера- IT технологии

  1. «Осваивай один новый программный продукт в четверть»

  2. «НЕ стесняйся учиться»

IV.Давай пищу своему мозгу

« Вы состоите из книг, которые вы читаете; из фильмов, которые смотрите;

  • Из людей, с которыми проводите время;
  • из разговоров, в которые вы вовлекаетесь. Тщательно выбирайте, чем питать свой ум».

V. Учись у других

  1. Изучай опыт учителей района и города, участников конкурсов « Учитель года» , «Учительский калейдоскоп».

  2. Просматривай видеозаписи уроков в интернете.

VI. Делись тем, что умеешь.

  1. Выступление на МО «Повышение мотивации к изучению биологии в условиях ФГОС»

  2. Планирую мастер класс «Формирование УУД через использование приемов смыслового чтения на уроках биологии» на Зональных «Педагогических чтениях»

  3. Публикации в профессиональных источниках, на профильных сайтах

  4. Активное участие в работе экспериментальной площадки на сайте Центр педагогический инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование» в группе «Деятельностный подход в преподавании отдельных предметов»

VII. Изучаю методическую литературу

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/tvorcheskoe-samorazvitie-pedagoga/

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.:Просвещение.2010 (2012) гг.

2. Фундаментальное ядро содержания/ Рос.акад.наук, Рос.акад.образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. – 4-у изд.., доработ. – М.: Просвещение, 2011- 79с. — (Стандарты второго поколения).

3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С.Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. – 342с. – (Стандарты второго поколения).

4. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы: — М. Просвещение. 2011. – (Стандарт второго поколения).

5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-159с. — (Стандарты второго поколения).

6. Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011 – 223с. – (Стандарты второго поколения).

7. Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).

2 стр., 707 слов

Личность педагога/учителя:какой она должна быть

... многое другое. Во-вторых, педагог должен быть разносторонне развитой личностью, которая разбирается ... тем, чем он хочет сделать своего ученика», можно сделать вывод, что учителю необходимо демонстрировать детям на ... планшеты, электронные доски и сайты. Поступаете в 2019 году? ... учитель говорит: «Главная моя задача воспитать в ученике человечность и доброту». Я уверена, что это основная миссия педагога ...

8. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – М.: Просвещение, 2011.- 96с. – (Работаем по новым стандартам).

9. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной среде: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Е.В.Чернобай.- М.: Просвещение, 2012. – 56с. — (Работаем по новым стандартам).

10. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развиие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2012. – 224с.

11. Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.

12. Браверман Э.М. Уроки на основе деятельностного подхода. Основная школа. М.: Просвещение, 2012. – 80с.

13. Браверман Э.М. Формы занятий с использованием компьютерных технологий. Основная школа. М.: Просвещение, 2012 – 80 с.: ил.

14. Пинская М.А. и др. Портфолио в образовании. М.: Просвещение, 2012. – 96с.

15. Иванов А.В. Портфолио в основной школе. Методические рекомендации. – 96 с.

16. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – 192 с.

17. Рутковская Е.Л., Иванова А.Ф., Гостева Ю.Н. и др. Оценка метапредметных результатов в 5 классе/ Под ред. Г.С. Ковалевой М.: Просвещение, 2012 – 80 с.: ил. Интернет-ресурсы

1. Сайт Министерство образования и науки РФ (нормативно-правовое поле ФГОС ООО).

2. Сайт Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения http://www.standart.edu.ru (нормативно-правовое поле ФГОС ООО, ведеолекции, методические рекомендации).

3. Сайт Федерального агентства по образованию (нормативно-правовое поле ФГОС ООО).

4. Сайт издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru (серия литературы «Работаем по новым стандартам», видеолекции, методические рекомендации)

5. Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;

  • педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом педагога-профессионала;

  • программа профессионального развития педагога включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

  • педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

  • осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

    В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый срок.

    4 стр., 1697 слов

    Система подготовки к итоговому сочинению по литературе методические ...

    ... ли литература жестокий мир людей? Темы, предложенные выпускникам в декабре, можно использовать для подготовки к сочинению на следующий год. [2] После изучения методических рекомендаций для учителей и выпускников по проведению итогового сочинения (сайт ФИПИ) ...

    Результаты самообразования педагога отслеживаются на определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно):

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

  • разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

  • доклады, выступления;

  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

  • создание комплектов педагогических разработок;

  • обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

посмотреть внутрь себя и увидеть там секрет