Учимся писать ПРАВО

Урок обществознания для учащихся 10 класса по теме «Учимся писать эссе. Правоведение.»

Устименко Т.Н.,

учитель истории и обществознания

Кутуковского филиала МБОУ Исадской СОШ

Единица содержания:

Цель урока:

обучающий аспект

  • знать понятия: эссе, проблема, результат деятельности, термины обществоведческих блока «правоведение»;

  • уметь работать с авторскими высказываниями, извлекать нужную информацию, определяя главную мысль высказывания;

  • определять проблему эссе (т.е. задачу, требующую решения);

  • формулировать проблему эссе;

  • уметь применять алгоритм для определения и формулирования проблемы, поставленной автором, при написании эссе (29) в ЕГЭ.

развивающий аспект:

  • развивать аналитическое мышление при распознавании, определении и формулировании проблемы, поставленной автором в высказывании, при написании эссе;

  • развивать грамотную речь, применяя обществоведческие термины и понятия при аргументации собственного мнения;

  • развивать логическое мышление при применении освоенного алгоритма для определения любой проблемы (личной, трудовой, государственной и др.)

воспитывающий аспект:

  • воспитывать у учащихся культуру интеллектуального общения во взаимодействии с окружающими, основанную на уважении к их мнению, принципах сотрудничества;

  • воспитывать нравственные ценности личности, способной к социально-политической самоактуализации в современном обществе;

  • воспитывать ответственное отношение к собственной оценке осуществляемой деятельности.

Тип урока

Этапы урока

  • подготовка к активной учебно-познавательной деятельности;

    5 стр., 2091 слов

    Эссе понятие о жанре 9 класс конспект

    ... М.М.Разумовской «Русский язык. 9 класс», памятки; карточки с текстом, лист самооценки. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности. − Здравствуйте, ребята. Я ... Может кто-то из вас догадывается, о каком жанре идёт речь? (Эссе) Можете ли вы быть уверенными в ... автор всегда обозначает личную позицию по поднятой проблеме.) (Очерк - это жанр, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ...

  • применение знаний;

  • итог на рефлексивной основе.

Ход урока

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но,

ради Бога, размышляйте, хоть криво, да сами».

(Лессинг)

I этап. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности учащихся. 10 мин.

Организация начала занятия.

Задачи этапа:

Формы работы: фронтальная

Методы работы: репродуктивный

Действия учителя

Действия учеников

Организационные.

Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития человеческого мышления свидетельствует умение владеть правильной письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Всю школьную жизнь вы учились размышлять. Впереди ЕГЭ, где вы сможете показать степень развития вашего мышления. Наибольший простор для этого представляет задание по написанию эссе.

Включение учащихся в деловой ритм.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

— Дома вы выполняли роль экспертов, проверяющих эссе. Как вы его оценили?

Существует алгоритм определения и формулирования проблемы.

Соответственно, что является целью данного урока?

Озвучивают выставленную за эссе оценку, комментируя и аргументируя своё решение

Применение алгоритма определения и формулирования проблемы при написании эссе (29) по обществознанию.

II этап. Применение знаний и способов действий. 20 мин.

Задачи:

С помощью рекомендаций памятки помочь учащимся в освоении навыков написания эссе.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы работы: репродуктивный, продуктивный

Действия учителя

Действия учеников

Применение алгоритма определения и формулирования проблемы при написании эссе (29) по обществознанию

Задаёт вопросы на понимание Памятки.

— Что называется проблемой?

Изучают Памятку, отвечают на вопросы учителя.

(см. Приложение № 1)

Практическая работа №1 : найти соответствие между проблемой и темой

(см. Приложение № 2)

Задача: отработка навыков определения проблемы

Формы работы: индивидуальная, при проверке задания — фронтальная.

Методы работы: репродуктивный, продуктивный

Действия учителя

Действия учеников

По необходимости оказывает консультации.

В раздаточном материале находят соответствия между проблемой и темой, проверяют выполненные задания (лист самооценки по первому практическому заданию).

Практическая работа №2: сформулировать проблему по заданным темам

(см. Приложение № 3)

Задача: отработка навыков определять проблему

Формы работы: индивидуальная, при проверке задания — фронтальная.

Методы работы: репродуктивный, продуктивный

По необходимости оказывает консультации.

В раздаточном материале к заданным темам формулируют проблему самостоятельно (лист самооценки по второму практическому заданию)

III этап. Подведение итогов знаний на рефлексивной основе 5 мин

Задача: анализ и оценка успешности достижения цели, мобилизация учащихся на рефлексию способов деятельности.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Действия учителя

Действия учеников

Беседа с учащимися.

Чем мы сегодня занимались на уроке? Какие были цели урока? Сможете ли вы написать эссе?

-Об уровне освоенности данной темы будут свидетельствовать принятие алгоритма определения и формулирования проблемы при написании эссе (29) по обществознанию, личностные УУД (самоопределение),

Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

IV этап. Информация о домашнем задании 5 мин.

Задача: обеспечение содержания и способов выполнения домашнего задания.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Действия учителя

Действия учеников

Подготовка для учащихся индивидуальных тем по написанию эссе.

Личный выбор учащимся вида домашнего задания

Приложение №1

Памятка

Как научиться писать эссе по обществознанию

1. Пойми, что эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части).

2. Запиши тему эссе.

3. Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения

4. Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию , поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты , приемлемые для раскрытия данной темы.

5. Структура эссе . Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис — мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса (Т ).

Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А) . Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!).

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе:

Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В).

Приложение №2

Задание№1: Найди соответствие между проблемой и высказыванием.

Высказывание

Проблема

А. Проблема взаимосвязи права и равенства

Б. Проблема взаимосвязи права (закона) и юридической от­ветственности

В. Проблема взаимосвязи права и морали

Г. Проблема сущности наказания

Д. Проблема взаимосвязи права и государства

Е. Проблема взаимосвязи права и свободы

Ж. Проблема взаимосвязи госу­дарства и права

З. Проблема взаимосвязи права и гуманизма

И. Проблема сущности принципа равенства всех перед законом

10. «Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А. Ф. Кони)

К. Проблема взаимосвязи права и нравственности

Высказывание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

проблема

Ключ:

Высказывание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

проблема

В.

Ж.

А.

К

Б.

Е.

Г.

Д.

З.

И.

Задание №2

Высказывание

Возможная проблема

терминология

«Я СЧИТАЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ КАЖДОГО БЕСПРЕКОСЛОВНО И НЕУКЛОННО ПОВИНОВАТЬСЯ ЗАКОНАМ» (Сократ)

проблема соотношения права и правосознания; взаимосвязи закона и юридической ответственности

Закон, верховенство закона, признаки права, правоохранитель­ные органы

«ПРАВО — ЭТО ФОРМАЛИЗОВАННЫЙ ГУМАНИЗМ» (А. Круглое)

проблема взаимосвязи права и гуманизма

«право» и «гуманизм», функций права, этика

«ЖЕСТОКОСТЬ ЗАКОНОВ ПРЕПЯТСТВУЕТ ИХ СОБЛЮДЕНИЮ» (Ш. Монтескье)

проблема соотнесения права и закона, взаимосвязи государства и права.

Право, закон, государство , законопослушные граждане, принци­пы гуманизма, демократии, равноправия граждан,

«ЧЕЛОВЕКУ КАК СУЩЕСТВУ ДУХОВНОМУ НЕВОЗМОЖНО ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ ВНЕ ПРАВА» (И. А. Ильин)

проблема человека как существа духовного, то есть взаимосвязи морали и права.

духовные интересы, ценностные ориентации, нравственные принцип, нор­мы правомерного поведения, социальные нормы, нормы права,

«ПЛОХИЕ ЗАКОНЫ — ХУДШИЙ ВИД ТИРАНИИ» (Э. Бёрк)

проблема соотношения права и закона, взаимосвязи государства и права.

«право» и «гуманизм», закон, права человека, государственный террор, тирания, авторитарные и тоталитарные политические режимы, репрессии

«ХОРОШИЕ ЗАКОНЫ ПРОРЖДЕНЫ ПЛОХИМИ НРАВАМИ» (ТАЦИТ)

Взаимосвязь права и морали.

Право, мораль, золотое правило морали, правовые нормы, меры гос. принуждения