Разделы:
Тип урока:
Цели:
- познакомить учащихся с рассказом И.А. Бунина;
- развивать умение анализировать текст, выражать свои мысли;
- развивать критическое мышление учащихся.
Оборудование:
- подготовленные тексты рассказа (),
- медиапроектор,
- презентация (),
- музыкальное сопровождение (композиция «Бабочки» Р.В. Тяна).
Основной прием
Ход урока
Работа учителя |
Работа учащихся. Примечания |
1. Организационный момент 2. Стадия вызова |
Звучит музыка |
На доске запись: Роман горбуна О чем говорит вам это словосочетание? |
Любовь горбуна, роман о горбуне и т.д. |
Мне хотелось бы познакомить вас с маленьким рассказом Ивана Алексеевича Бунина, из серии так называемых «крохоток», написанных в 1930 году, он так и называется — «Роман горбуна» О чем он, как вы думаете? |
Слайд №1 Предположения: О любви, о горбуне… |
А что такое для вас любовь? |
Счастье, радость, страдания… (можно привязать к героям) |
3. Стадия осмысления |
|
Давайте прочитаем этот рассказ, используя волшебный листок, — чтение с остановками. Читаем только тот фрагмент, который я скажу, и постепенно открываем текст. Проверим наши предположения. |
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
Что интересного в этой строчке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? |
Горбун и любовное письмо… необычно |
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой — букетик фиалок …»
Какой вопрос у вас возникает? Что мы можем предположить? Что будет дальше? |
Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна? Развлечься захотела… Ничего хорошего не выйдет |
Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь!
Оказывается – первое письмо! Первое свидание… |
В субботу он сходил к парикмахеру, купил ( сиреневые ) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа.
А почему – рокового часа? |
|
Давайте обратим внимание на цвета: Какой оттенок превалирует? Холодные тона Почему? Продолжим чтение, не забывая о диалоге с автором. |
Серый, лиловый, сиреневые, фиалки. Холод, безнадежность, неуверенность… Родственные души… |
Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье.
Как вы думаете, будет ли то самое счастье? Но он ведь его предвкушает, ждет. Почему, по каким словам мы понимаем, что счастья не будет? |
Нет… роковой час, грозно, содрогнулся, страхом |
Не спешите читать дальше, как думаете, почему же оцепенел? Ваши мысли? |
Кто-то, кого он не ожидал увидеть Ослепительная красавица… Старая знакомая… |
Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте:
навстречу ему, в розовом свете (может быть, это цвет зарождающейся надежды?) весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбунья.
Беспощаден кто-то к человеку!
Горбунья… ожидали ли вы такого поворота? И по новому мы читаем слова письма: « молода, богата, свободна… хочу надеяться, что Вы найдете во мне душу, родную Вам…» |
||||
Что означают последние слова? Разочарование горбуна |
Страшная безысходность и грусть… В этих словах вся наша жизнь – с ее вечными надеждами, взлетами и падениями… Трагическая интерпретация темы человеческой судьбы, сокрушительный вывод-итог |
|||
4. Стадия рефлексии |
||||
Вернемся к заглавию: А был ли роман? Но присутствует ли любовь? |
Похоже, что нет Да |
|||
Назовите ключевое слово рассказа |
Любовь |
|||
Как итог наших рассуждений, составим синквейн. Напомню схему написания синквейна, она перед вами. |
Слайд №2 Синквейн
Составляем вместе (Звучит музыка) |
Любовь – трагедия, разочарование, озарение…
Домашнее задание: Прочитайте рассказы И.А. Бунина о любви. А какой предстает любовь в других рассказах? Напишите эссе на тему «Любовь в изображении И.А. Бунина» |
Комментарий к уроку
Вот такие синквейны получились у школьников:
Любовь туманная, печальная испытывает, обманывает, мучит Предвестница разлуки Долгий сон |
Любовь горькая, безответная заблуждает, кружит, уводит Один обман кругом Морока |
Когда мы с детьми прочитали этот рассказ, некоторые не согласились с печальной безысходностью, которую слышим в последних словах. Поэтому они предприняли попытку дописать свой конец. Одна девочка предложила такой вариант:
Когда закат алел вдали,
То в этом розовом сиянии
Два силуэта вместе шли
Из сквера к дому со свидания.
Два одиночества смогли
Найти друг в друге утешение,
Поверьте, счастливы они,
Остались в прошлом все сомнения.