Презентация «Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм» 9 класс

1. Прослушайте текст, определите его жанровую принадлежность.

  • 2. В процессе чтения выпишите из текста слова и выражения, характеризующие отношение автора к предмету речи, его эмоциональную оценку.
  • 3. Какие оценочные выражения выписаны?
  • 4. Прочитайте текст внимательно сами и найдите в нем обоснование впечатления: что в пьесах Чехова вызвало именно эти чувства у Бунина? Убедительны для вас эти аргументы?
  • 5. Только ли о драматургии Чехова идет речь в тексте?
  • 6. Как оценивается спектакль по пьесе?
  • 7. Согласны ли вы с мнением Бунина? Почему?
  • 8. Обратите внимание на схему отзыва, дополните отзыв Бунина необходимыми элементами.
  • Рецензия

    • РЕЦЕНЗИЯ – (от лат. recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

    Задачи рецензента

    • Выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении произведения или просмотре спектакля.
    • Рассказать о своих впечатлениях — но на основе элементарных познаний в теории литературы, истории театра, подробного анализа произведения.
    • Рассмотреть произведение всесторонне: в целом и в деталях.
    • Выразить меру общественного признания произведения.

    Принципы рецензирования

    • 1. Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном спектакле, фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом, ссылкой на определенное место в произведении.

    2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, глубины понимания им предмета, умения анализировать объективно.

    • 2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, глубины понимания им предмета, умения анализировать объективно.
    • 3. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.
    • 4. Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора – детальное знание произведения. Преимущества рецензента – уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменит.
    • 5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

    Примерный план рецензии на литературное произведение

    13 стр., 6206 слов

    Использование произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения

    ... свободное использование произведений библиотеками, архивами и образовательными организациями 3. Изучить свободное использование произведений путем репродуцирования 4. Исследовать и 5. Рассмотреть свободное использование произведений, находящихся в месте, открытом для свободного посещения. 1. Теоретические аспекты использования произведения без согласия автора ...

    • 1) Библиографическое описание.
    • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/retsenziya-na-spektakl/

    • 2) Краткая характеристика творчества писателя – в связи с данным произведением.
    • 3) Творческий замысел автора книги.
    • 4) Смысл названия.
    • 5) Краткая информация о содержании.
    • 6) Критическая оценка произведения:
      • особенности композиции,
      • мастерство автора в изображении героев,
      • индивидуальный стиль писателя,
      • искусство иллюстратора книги.
    • 7) Основная мысль рецензии.
    • 8) Актуальность тематики произведения.

    Обозрение, обзор

    • Рецензия, анализирующая ряд произведений, спектаклей, фильмов, объединенных по какому-либо признаку (авторство, общая проблематика, время создания, жанровая принадлежность и т.п.), перерастает в обозрение или обзор. В них рассматриваются особенности и тенденции литературного развития, характерные для обозреваемого периода, — нередко в сопоставлении с предшествующей литературой.

    Знакомство с жанром рецензии

    • Вопросы и задания:
    • Понравился ли вам рассказ «Старый повар»?
    • На что обращают внимание авторы предложенных рецензий?
    • Как строят они свои рецензии?
    • Можно ли сказать, что это внимательные и вдумчивые читатели?
    • Проанализируйте стиль работы, языковые особенности текстов рецензий.
    • Сравните две рецензии на одно произведение. Какая из них, с вашей точки зрения, более удачная, или они обе достойны высокой оценки?

    Эссе

    • Эссе – способ рассказать о мире
    • через себя и о себе с помощью мира.
    • А.А. Эльяшевич
    • Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984)
    • Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987)

    Особенности жанра

    • Обращение к значительным проблемам
    • Композиция эссе – пишущий ходит
    • кругами вокруг конкретной темы,
    • словно плетёт кружева или
    • паутину повествования
    • Субъективность,
    • ярко выраженная позиция автора
    • Сравнительно небольшой объём
    • Отсутствие заданной композиции,
    • свободная форма изложения

    Особенности языка эссе

    19 стр., 9141 слов

    Использование частей речи в художественном тексте

    ... использования различных частей речи в художественных текстах. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть основные характеристики художественного стиля в стилистике русского языка; изучить особенности стилистического использования частей речи в художественных текстах. Русский язык ... экономное использование языковых средств; стандартное ... высказывания, стремлением авторов к ...

    • Стиль эссе
    • Афористичность, парадоксальность речи
    • Использование полемически заострённых утверждений
    • Эмоциональность речи
    • Смешение разных пластов лексики
    • Использование выразительных художественных приёмов
    • Использование стилистических фигур речи

    Эссе – это …

    • Эссе – это размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.
    • Прочитан роман И.А. Гончарова «Обломов». Он не оценивается, не анализируется ни с содержательной стороны, ни с формальной. Обозначается и формулируется проблема, возникающая у читателя по ассоциации: «Халат три раза появляется на Обломове. Когда и почему?», «Обломовщина – это благо или зло для меня?»

    Анализ эссе

    • 1. Определите тему предложенного эссе.
    • 2. Докажите, что автору свойственен личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений.
    • 3. В чём, по-вашему мнению, проявляется свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями.
    • 4. В.В. Набокову свойственно свободное использование лексического состава языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики (приведите примеры из текста).

    • 5. Как автор создаёт атмосферу доверия к читателю, в чём проявляется разговорная интонация?

    «Два слова о театре»

    • О чём можно написать в небольшом произведении, если оно называется «Два слова о театре»?
    • Как вы понимаете название эссе? Какой способ художественной выразительности использует М.И. Цветаева?
    • Что показалось вам необычным, неожиданным в этом тексте?
    • Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные в эпиграф?
    • Определите жанр этого текста, его характерные признаки.
    • Какова была цель автора?
    • Дан ли здесь исчерпывающий ответ на вопрос, что такое театр? В чем смысл названия?
    • Напишите собственное эссе о театре.

    Выводы

    • Аннотация – строгий текст научного стиля.