1. Прослушайте текст, определите его жанровую принадлежность.
Рецензия
- РЕЦЕНЗИЯ – (от лат. recensio «рассмотрение») – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т.п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.
Задачи рецензента
- Выразить собственные мысли и чувства, возникшие при чтении произведения или просмотре спектакля.
- Рассказать о своих впечатлениях — но на основе элементарных познаний в теории литературы, истории театра, подробного анализа произведения.
- Рассмотреть произведение всесторонне: в целом и в деталях.
- Выразить меру общественного признания произведения.
Принципы рецензирования
- 1. Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном спектакле, фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом, ссылкой на определенное место в произведении.
2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, глубины понимания им предмета, умения анализировать объективно.
- 2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, глубины понимания им предмета, умения анализировать объективно.
- 3. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.
- 4. Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора – детальное знание произведения. Преимущества рецензента – уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменит.
- 5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
Примерный план рецензии на литературное произведение
Использование произведения без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения
... свободное использование произведений библиотеками, архивами и образовательными организациями 3. Изучить свободное использование произведений путем репродуцирования 4. Исследовать и 5. Рассмотреть свободное использование произведений, находящихся в месте, открытом для свободного посещения. 1. Теоретические аспекты использования произведения без согласия автора ...
- 1) Библиографическое описание.
- 2) Краткая характеристика творчества писателя – в связи с данным произведением.
- 3) Творческий замысел автора книги.
- 4) Смысл названия.
- 5) Краткая информация о содержании.
- 6) Критическая оценка произведения:
-
- особенности композиции,
- мастерство автора в изображении героев,
- индивидуальный стиль писателя,
- искусство иллюстратора книги.
- 7) Основная мысль рецензии.
- 8) Актуальность тематики произведения.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/retsenziya-na-spektakl/
Обозрение, обзор
- Рецензия, анализирующая ряд произведений, спектаклей, фильмов, объединенных по какому-либо признаку (авторство, общая проблематика, время создания, жанровая принадлежность и т.п.), перерастает в обозрение или обзор. В них рассматриваются особенности и тенденции литературного развития, характерные для обозреваемого периода, — нередко в сопоставлении с предшествующей литературой.
Знакомство с жанром рецензии
- Вопросы и задания:
- Понравился ли вам рассказ «Старый повар»?
- На что обращают внимание авторы предложенных рецензий?
- Как строят они свои рецензии?
- Можно ли сказать, что это внимательные и вдумчивые читатели?
- Проанализируйте стиль работы, языковые особенности текстов рецензий.
- Сравните две рецензии на одно произведение. Какая из них, с вашей точки зрения, более удачная, или они обе достойны высокой оценки?
Эссе
- Эссе – способ рассказать о мире
- через себя и о себе с помощью мира.
- А.А. Эльяшевич
- Эссе – жанр литературоведения, критики, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетическую, философскую), не заботясь о систематичности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса. (Словарь литературоведческих терминов. – М., 1984)
- Эссе – разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. (Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1987)
Особенности жанра
- Обращение к значительным проблемам
- Композиция эссе – пишущий ходит
- кругами вокруг конкретной темы,
- словно плетёт кружева или
- паутину повествования
- Субъективность,
- ярко выраженная позиция автора
- Сравнительно небольшой объём
- Отсутствие заданной композиции,
- свободная форма изложения
Особенности языка эссе
Использование частей речи в художественном тексте
... использования различных частей речи в художественных текстах. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: рассмотреть основные характеристики художественного стиля в стилистике русского языка; изучить особенности стилистического использования частей речи в художественных текстах. Русский язык ... экономное использование языковых средств; стандартное ... высказывания, стремлением авторов к ...
- Стиль эссе
- Афористичность, парадоксальность речи
- Использование полемически заострённых утверждений
- Эмоциональность речи
- Смешение разных пластов лексики
- Использование выразительных художественных приёмов
- Использование стилистических фигур речи
Эссе – это …
- Эссе – это размышления по поводу услышанного, прочитанного, просмотренного.
- Прочитан роман И.А. Гончарова «Обломов». Он не оценивается, не анализируется ни с содержательной стороны, ни с формальной. Обозначается и формулируется проблема, возникающая у читателя по ассоциации: «Халат три раза появляется на Обломове. Когда и почему?», «Обломовщина – это благо или зло для меня?»
Анализ эссе
- 1. Определите тему предложенного эссе.
- 2. Докажите, что автору свойственен личностный подход к ее раскрытию, субъективность, иногда парадоксальность суждений.
- 3. В чём, по-вашему мнению, проявляется свободная композиция, определяющаяся прихотливым движением мысли, впечатлениями, воспоминаниями, ассоциациями.
- 4. В.В. Набокову свойственно свободное использование лексического состава языка – от слов высокого стиля до разговорной лексики (приведите примеры из текста).
- 5. Как автор создаёт атмосферу доверия к читателю, в чём проявляется разговорная интонация?
«Два слова о театре»
- О чём можно написать в небольшом произведении, если оно называется «Два слова о театре»?
- Как вы понимаете название эссе? Какой способ художественной выразительности использует М.И. Цветаева?
- Что показалось вам необычным, неожиданным в этом тексте?
- Как вы понимаете слова Гейне, вынесенные в эпиграф?
- Определите жанр этого текста, его характерные признаки.
- Какова была цель автора?
- Дан ли здесь исчерпывающий ответ на вопрос, что такое театр? В чем смысл названия?
- Напишите собственное эссе о театре.
Выводы
- Аннотация – строгий текст научного стиля.