Радость познания. Методы

Эссе

П

еред глазами 9 методов. Девять тропинок к сердцу Ребёнка. Как удивительно просто Небо опускается на землю, не утеряв ни единой искорки. Более того. Отдавая эти искорки, Небо зажигает дружный хор детских сердец, которые нащупывают свою тропинку Служения людям. Великое в малом. Удивительный синтез полёта мысли и конкретных решений в предложенных обстоятельствах. Это Необыкновенный Мастер Гуманной Педагогики — Шалва Александрович Амонашвили.

Конечно, когда знакомишься с методами, то в первую очередь перед внутренним взором встают фотографии Шалвы Александровича Амонашвили с детьми. Но если к данному труду попробовать подобрать картину, то это будет не одна, а серия картин : «И мы трудимся», «И мы приносим свет», «И мы открываем врата». Все три картины символично присутствуют в описании методик. Разве «Метод дорисовывания» не от внутреннего света учителя? Разве не свет предпосылается ученику для раскрытия его высокого образа? И разве этот свет не открывает врата к новым ступеням познания, в том числе и себя самого? В каждой методике звучит Творчество, а значит труд души и духа. Личный пример остаётся на все века наиважнейшим воспитательным инструментом.

К этим трём картинам следует добавить ещё одну – «И мы не боимся». Это к вопросу о том, как можно бороться со злом, которое захватило ребёнка, но при этом, мы не боремся с его личностью. Именно об этом предупреждал , когда говорил о защитном воспитании. «Метод дорисовывания» несёт в себе не только благородные цели и образы, но и мужество преодоления стереотипов о Ребёнке. Живопись мыслью требует немалого напряжения. Но оно действенно. Чтобы убедиться в этом надо только попробовать. Хотя бы в малом. Хотя бы в каком-то конкретном случае. Это не сказка. Это чуть более тонкая реальность. Утверждаясь в этом методе, могу привести в пример слова самого Шалвы Александровича: «Каким бы Ребёнок сейчас ни казался нам, каким бы он в действительности ни был, нам нужно верить, что в нём заключён великий и прекрасный образ Творца». Всегда ли мы помним об этом? А ведь высшее раскрывается только высшим.

3 стр., 1244 слов

Примеры аннотаций

2.2. Характеризуют определенную часть произведения Иванов, С. С. От разрушения векового уклада к творчеству нового / С. С. Иванов // Избранное. – М., 2003. – С. 314–346. Определение понятия «производительный труд» дано на стр. 316 Рыбкин, В. А. Контроль модельной оснастки / В. А. Рыбкин // Контроль материалов и работ в литейном производстве. – М.,  1980. – Гл. 3. – С. 31–41. В изложены ...

Или коснёмся метода нашёптывания на ухо. Кроме «роскоши общения» с учителем Шалва Александрович упоминает в этом методе о значении личной гигиены учителя. Кажется всё просто. А ведь за этим лежит мудрость жизни: «Чистота жизни есть преддверие чистоты сердца». Вот так. А если соединить эту цитату с цитатой Оригена, которая звучит так: «Чистые сердцем Бога узрят», то и здесь мы обнаруживаем живую мудрость в конкретном действии.

Несомненный интерес вызвал метод переживания. У нас в школе есть возможность проводить уроки психологии, поэтому при первой возможности пытаюсь использовать . Неоценимую помощь в этом плане оказывают рассказы Джонатана Кимельфельда. Они написаны им в разном возрасте и по поводу разных событий. Некоторые события (например, Беслан) ребята хорошо помнят. Но вот как на них отреагировал их сверстник – это подчас ошеломляет. Дети не верят, что так мог написать фактически их одноклассник, что так можно думать, чувствовать. Тогда приходиться показывать указанный самим автором возраст, в котором он описал те или иные события. А прежде, чем прочитать рассказ «Ти» мы пытаемся размышлять над тем, о чём можно было бы поговорить с инопланетянином, если бы нам представилась такая возможность. Ребята приводят разные примеры. А затем мы слушаем рассказ Джонатана. Тишина глубокая. Она же продолжает держаться несколько секунд после прочтения. И только потом мы делимся своими впечатлениями от рассказа. Рассказы в психологическом плане очень действенны . Срабатывает психология равноправия по возрасту. Дети легко впускают в свой внутренний мир равного себе. И это очень важно. Джонатан открывает для Детства огромное значение нравственной силы как благородной силы (ибо он сам не судит своих героев).

Описание судеб реально, но открыт внутренний пласт душевных борений, где есть победы и поражения. Для ребят это новый взгляд на человека. На человека, который лишён бравады, заносчивости и поставлен лицом к лицу перед своей совестью. А ещё в них есть касание тем, которые расширяют представления о самой жизни. Это важно. В глазах детей читается порой больше, чем они могут высказать. Эти рассказы как необычное Евангелие для детей от самого Ребёнка. И я двумя руками «за», чтобы не дидактизировать художественную литературу. Нельзя цветок нравственности препарировать на составляющие пустоты.

Метод соавторства, метод книжек-малышек, метод исследовательского познания и другие методы – это пути творчества, а значит пути, ведущие к облагораживанию и утончению психической энергии. Энергии, которая незримо творит Новую Эпоху.

Заканчивая эссе, вспомнилась ещё одна картина Николая Константиновича: «И мы видим». Может быть потому, что Будущее гораздо ближе, чем нам кажется? А, может быть, потому, что Шалва Александрович, как никто другой, реализует высший идеал христианства – ходить пред Богом.

Радость познания. Методы 1Радость познания. Методы 2

10 стр., 4952 слов

Чернышевский Н. Г.: Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого

... теперь, будет уже нуждаться в значительных пополнениях; талант графа Толстого обнаружит перед нами новые качества, как обнаружил он севастопольскими рассказами стороны, которым не было случая обнаружиться в ... или отрицательным образом относящиеся к тому, что называется поэзиею жизни, и к вопросу о гуманности. Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и ...

И мы трудимся И мы приносим свет

Радость познания. Методы 3Радость познания. Методы 4

И мы открываем врата И мы не боимся

Радость познания. Методы 5

И мы всё видим