Публицистического стиль. Проблемный очерк.
Тип урока:
Цели:
- уметь определять жанр текста публицистического характера, характерные для публицистики выразительные средства языка;
— понимать особенности жанра проблемного очерка, уметь анализировать текст публицистического стиля данного жанра, определять его характерные признаки и языковые средства, создавать собственный текст в жанре проблемного очерка, правильно определять тип речи (рассуждение), сохранять его композицию, уместно используя характерные для публицистики выразительные средства.
Оборудование:
Ход урока.
Слова записываются в тетради, объясняется их лексическое значение
Полемика, дискуссия, диспут, диалог, спор, оппонент, пропонент., Пропонент
Оппонент – это тот, кто оспаривает тезис.
Дискуссия
3. Повторение и углубление ранее изученного материала
1.Беседа
- Назовите характерные признаки публицистического стиля.
- Что общего у публицистического стиля с художественным?
(Заметка, статья, репортаж.)
2. Подчеркните названия жанров публицистики.
Элегия, баллада, роман, очерк, трагедия, сонет, рассказ, фельетон, эпиграмма, новелла, повесть, поэма, интервью, ода, басня, комедия, эссе, статья, сатира.
3. Новый материал
1.С лово учителя. Учащиеся составляют краткий конспект.
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества — политическим, социальным, бытовым, философским, близка к художественной литературе. Так же как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. К жанрам публицистического стиля можно отнести речи адвокатов, ораторов, выступления в печати (статья, заметка, репортаж, фельетон); а также путевой очерк, портретный очерк, эссе.
Остановимся подробнее на некоторых жанрах. В первую очередь нас интересуют те, с которыми мы постоянно сталкиваемся, которые необходимы нам в работе.
— В этом жанре часто пишутся школьные сочинения. Итак, что такое очерк?
Сравнительный анализ языковых особенностей публицистического и научного стилей
... изменениях и стандартах как стилевых структур публицистического и научного стилей. Моим стремлением в данной курсовой работе будет создание для себя ряда конструктивных функций: усвоить нормы и правила публицистического и научного стилей. Сформировать для себя и запомнить ...
«Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).
Документальный, публицистический, бытовой очерк». (Толковый словарь русского языка). «Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождении прямого истолкования их автором». (Энциклопедический словарь).
проблемному очерку.
5 .Анализ содержания текста и рецензирование.
У вас на столах вы видите текст Виктора Сергеевича Розова. Он известный русский драматург, участник Великой Отечественной войны. В остроконфликтных пьесах преимущественно о молодёжи второй половины XX века (“В поисках радости”, “Традиционный сбор”, “Вечно живые”, по которой был снят один из лучших фильмов об Отечественной войне “Летят журавли” и др.) он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности, напоминает о традициях русской интеллигенции. Познакомьтесь с его размышлениями о том, что такое счастье.
(Ученики читают текст сначала про себя, затем вслух)
Исходный текст
Счастье
(1) Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность.
(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.
(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.
(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.
(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.
(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.
Рассуждение «Что нужно человеку для счастья?», по тексту ...
... поддержки и участия… Разве это не счастье? Также для счастья необходима свобода во всех ее проявлениях. Свобода ... оплотом формирования и дальнейшего развития полноценной человеческой личности. Счастье – это созидание, реализация внутреннего потенциала и выражение ... нужно человеку для счастья? Наверное, умение видеть его в самых мельчайших проявлениях, способность собирать счастье по песчинкам, ведь из ...
(В. Розов)
Определите стиль текста, тип текста и жанр речи.
(Стиль речи – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление, жанр – проблемная статья)
Докажите. (ученики доказывают)
Определите тему текста, Основные проблемы:
1) проблема счастья (в чём заключается человеческое счастье? Каково соотношение внутренних и внешних атрибутов счастья?);
2) проблема гармонии (кто или что может сделать человека счастливым?)
Какова авторская позиция?
(Счастье состоит не только и не столько в материальных атрибутах; чтобы быть счастливым, надо постоянно работать над собой.)
Сформулируйте своё мнение о проблеме, поставленной автором данного текста, приведите аргументы в защиту своей позиции
6. Подведение итогов урока
Какие жанры публицистического стиля вы знаете? Что такое очерк? В чем особенность проблемного очерка? По какому типу речи строится проблемный очерк? Каково место авторской позиции в очерке?
Домашнее задание. Написать проблемный очерк на одну из предложенных тем. При работе использовать материалы из прочитанных художественных произведений, статей и журналов.
Приложение
Счастье
(1) Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность.
(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.
(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.
(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.
(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.
(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.
Проблема роли учителя в жизни человека (текст Г.А. Горышина)
... с двумя рядами орденских планок, заговорил с нами, как со взрослыми людьми, о чём-то таком, никогда нами не слыханном. (18) Новый учитель литературы, я ... прозаик. Сочинение Примерный круг проблем 1) Проблема роли учителя в жизни человека. (В чём заключается роль учителя в жизни ... о счастье быть освободителем и о счастье быть освобождённым. (ЗО)Как одно счастье находит другое, как они соединяются, ...
(В. Розов)
Счастье
(1) Люди хотят быть счастливыми — это их естественная потребность.
(2) Но где кроется самая сердцевина счастья? (3) Замечу сразу, я только размышляю, а не изрекаю истины, к которым сам только стремлюсь. (4) Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? (5) И да, и нет. (6) Нет – по той причине, что, имея все эти недостатки, человек может мучиться различными душевными невзгодами. (7) Кроется ли она в здоровье? (8) Конечно, да, но в то же время и нет.
(9) Горький мудро и лукаво заметил, что жизнь будет всегда достаточно плоха, для того чтобы желание лучшего не угасло в человечестве. (10) А Чехов писал: “Если хочешь быть оптимистом и понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай сам и вникай” (11) Обратите внимание на начало фразы: “Если хочешь быть оптимистом…” (12) И ещё – “вникай сам”.
(13) В госпитале я лежал загипсованный почти полгода на спине, но когда прошли нестерпимые боли, был весёлый.
(14) Сёстры спрашивали: “Розов, что ты такой весёлый?” (15) А я отвечал: “А что? Это нога болит, а я – то здоровый”. (16) Дух мой был здоровый.
(17) Счастье кроется именно в гармонии личности, раньше говорили: “Царствие Божие внутри нас”. (18) Гармоническое устройство этого “царства” во многом зависит от самой личности, хотя, повторяю, внешние условия существования человека играют важную роль в его формировании. ( (19) Но не самую важную. (20) При всех призывах бороться с недостатками нашей жизни, которых накопилось с избытком, я всё же прежде всего выделяю борьбу с самим собой. (21) Нельзя ждать, что кто-то придёт со стороны и сделает тебе хорошую жизнь. (22) Надо вступать в битву за “честного малого” в себе, иначе – беда.
(В. Розов)