Эссе «Педагогический конфликт и пути его разрешения»
1983 год. Я заканчиваю 10 класс и собираюсь поступать в педагогический институт. Все вокруг в один голос советуют мне этого не делать: «У тебя золотая медаль… Перед тобой открыты двери престижных вузов… Ты очень переживаешь за все и в школе не сможешь…» Как я рада, что тогда, много лет назад у меня хватило смелости и самостоятельности решить все по-своему и сделать правильный выбор. За годы работы в школе бывало всякое, но я ни разу не пожалела о принятом решении. Вот написала «бывало всякое» и задумалась. А педагогические конфликты были? Вроде нет. Но разве такое возможно? Попробую порассуждать на заданную тему.
Я преподаю обществознание. И тема «Социальный конфликт» изучается в курсе 11 класса. А педагогический конфликт является разновидностью социального конфликта, то есть спора, столкновения в системе отношений людей. Что же является первопричиной педагогического конфликта? Ответить точно невозможно. В обществе людей все непросто. Человек – это микрокосм, сложный, непостижимый. Трудно предугадать, как отреагируют разные люди на одни и те же раздражители. Вот учитель объясняет тему урока. Ему она кажется очень важной. А ученики в классе в это время обсуждают свои проблемы. И нет для них в это время ничего более интересного и захватывающего. В данной ситуации учитель рассматривает свое объяснение как средство достижения цели, однако ученики игнорируют сообщение учителя и воспринимают его как препятствие на пути своей цели. Эти расхождения в намерениях действовать определённым образом объясняются наличием субъективных интересов, конкретных убеждений, особых ожиданий, взаимосвязи и взаимозависимости действий учителя и учащихся. Конфликт возник вследствие того, что предполагаемые действия одной стороны препятствовали действиям другой стороны.
Ещё одной причиной конфликта между учителем и учеником может быть отсутствие коммуникативной культуры: нетерпимость к другому, неумение слушать, допущенная бестактность, грубость в адрес другой стороны. Так как социальный статус учителя в традиционной школе существенно выше статуса ученика, то бестактность и грубость со стороны ученика является скорее исключением, нежели правилом и чаще всего представляет собой ответную реакцию на соответствующие слова или действия учителя. Существенно чаще именно «педагоги» допускают колкие замечания, оскорбления в адрес учеников, повышают голос, срываясь на крик, унижают личное достоинство школьников, оказываются нетерпимыми к личному мнению учащихся. Такие учителя, унижая учащихся, стремятся возвыситься над ними, проявив свою силу и власть. Однако у учащихся они вызывают в основном негативные чувства страха, раздражения, неприязни, обиды и мести, интерес к учению резко падает, пропадает желание ходить в школу с вытекающими отсюда последствиями.
Психология педагогического общения
... учащихся соотносится с уровнем педагогической деятельности. Объект исследования, Предмет исследования Цель курсовой работы изучение психологии педагогического общения. Задачи исследования: рассмотреть теоретические аспекты психолого-педагогического общения выявить психолого-педагогическое общение в процессе профессиональной деятельности Структура работы, ... стороны [3, с. 68]. Педагогическое общение ...
К сожалению, за годы работы в школе встречались разные учителя. С кем-то из «педагогов» приходилось расставаться. Скорее всего, принцип, по которому такие люди в юности выбирали профессию, звучал очень просто «Нет дороги, пойду в педагоги»
Но только ли перечисленные причины могут спровоцировать педагогический конфликт? Наверное, нет. А если наблюдается несоответствие интеллектуальных, физических возможностей ученика и предъявляемых к нему требований. А если у учителя отсутствует опыт, глубокие знания по предмету, готовность к разрешению конфликтов. Не надо забывать, что учителя и ученики – люди, у которых могут быть серьезные личные проблемы, нервное напряжение. А как загружены современные учителя?! Бумажные документы, электронные документы, отчеты, «бумажки» и т.д. А как загружены современные ученики?
Понимание истинных причин конфликта открывает путь к их разрешению. Конечно, конфликтов лучше избегать. Как говорят обществоведы, лучше провести опережающие действия и не допустить развития конфликта, чем потом пытаться его решить «терапевтическим» или «хирургическим» способом. Я стараюсь не доводить ситуацию до конфликта. Ну а если все-таки конфликт случился, то и нициатива в разрешении педагогического конфликта должна принадлежать учителю, как более опытному человеку. У меня в 11 классе есть ученик, который постоянно проявляет неуважение к нашей стране. Причем его позиция основывается не на каких-то глубоких знаниях истории России, а просто на сведениях из Интернета, которые этот ученик даже не пытается проверить или в них засомневаться. Критическое мышление данному ученику не свойственно. Он безоговорочно верит всему, что ему попадается в Интернете. Только попадается почему-то один негатив. Я не могу сказать, что это «прямо уж такой конфликт». Я пытаюсь его переубедить, привожу конкретные аргументы на его «не всегда правоту». Всё тщетно. Ученик слышит только себя и считает себя абсолютно правым.
Как мне вести себя в данной ситуации? Можно отстраниться, уйти от конфликта, сберечь силы и время для других учеников. Можно вступить в противоборство с данным учеником и постараться силой авторитета и статуса заставить его хотя бы вслух не озвучивать этот бред из Интернета. Можно уступить и прекратить спор. Но не будет ли это воспринято данным учеником как слабость и неуверенность в собственной правоте. Я не хочу быть похожим на классического советского учителя, про которого когда-то писали: «Пункт 1. Учитель всегда прав. Пункт 2. Если учитель не прав, смотри пункт 1» Но и уступать невежеству не хочу. Тем более что данного ученика поддерживают еще несколько учеников с неустойчивой позицией. И вот уже передо мной встают два классических русских вопроса «Кто виноват, что этот ученик такой» и «Что с этим делать»? Честно скажу, не уверена, что смогу его переубедить. Ему почти 18 лет. Он человек со сформировавшейся позицией. Но у меня нет другого выхода, как попытаться сильной научной аргументацией спокойно и уважительно повлиять на него. Сделать так, чтобы ему «нечем было крыть». И, наверное, не столько для него, сколько для тех, кого еще можно в чем-то убедить или переубедить.
«Взаимоотношение учителя и учеников» ( по тексту В.Г.Короленко). ...
Ученики и учитель стали уважать друг друга: «Мы были довольны им и – почти бессознательно – собою, потому что также в первый раз не воспользовались слабостью ... Герои понимают, что конфликт прошел, и отношения с учителем восстановлены. Я согласна с позицией автора текста и считаю, что учитель обязан индивидуально подходить к каждому ученику. Это очень непросто, но ...
Существует множество причин, которые провоцируют конфликты, часто они неизбежны. Но в случаях разрешении педагогических конфликтов, очень важно, осознавать долгосрочную перспективу применяемых стратегий поведения. Так как конфликт свидетельствует о каких-либо противоречиях, необходимо постараться осознать их, и лишь затем снять эти противоречия, наиболее конструктивным способом. И тогда своевременно разрешенные конфликты не будут обостряться и накапливаться. А это в свою очередь, будет положительно отражаться, как на межличностных взаимоотношениях, так и на продуктивности педагогической деятельности.