О ПЕДАГОГЕ – ГУМАНИСТЕ ЯНУШЕ КОРЧАКЕ

Януш Корчак родился 22 июля 1878 году в Польше, которая на тот момент была частью Российской Империи. При рождении его звали Эрш Хенрик, и он был старшим сыном в ассимилированной еврейской семье Гольдшмидтов.

Генрик, как на польский манер его называли в семье, учился в русской гимназии в Варшаве. Порядки в подобных заведениях многонациональной Российской Империи были весьма строгими: ученикам запрещалось разговаривать (даже на переменах) на любом другом языке, кроме русского, существовала система физических наказаний за малейшие провинности — словом, школы и гимназии тогда напоминали скорее тюрьмы со строгим режимом, нежели учебные заведения.

Выросший в еврейской семье, Генрик, однако, считал себя поляком и гордился этим. При этом ему были неприятны законы, которые уже со школьной скамьи стирали и национальную самоидентичность человека, и его личные особенности, его характер.

Когда мальчик учился в пятом классе, его отец серьезно заболел и не мог больше работать. Семья Гольдшмидтов, некогда весьма обеспеченная, оказалась на грани банкротства. Тогда Генрик стал подрабатывать репетиторством. Его учениками были и его ровесники, и ребята, старше его. К каждому своему ученику юный преподаватель находил личный подход, выявлял сильные и слабые стороны, выстраивая методики обучения детей, чувствуя индивидуальные особенности.

«Вы ошибаетесь. Дети — прежде всего»

История Януша Корчака начинается с конца. С подвига, о котором знают все: ведёт отряд детей из своего приюта на поезд, увозящий их в Треблинку. Комендант СС предлагает ему остаться — одному, без детей. Ответом ему служит злой хлопок вагонной двери, закрывшейся изнутри. «Вы ошибаетесь. Дети — прежде всего». Его жизнь была цельной, как ответ на вопрос, название его первой книги: «Как любить ребёнка?». Если бы Корчак жил в наше время, он, возможно, основал бы свою педагогическую школу, выступал с лекциями и давал мастер-классы.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Но время, в которое он родился, безжалостно определило рамки жизни за него. Появление на свет в небогатой, но интеллигентной еврейской семье. Болезнь и смерть отца, первые заработки в качестве репетитора ещё в старших классах гимназии. Медицинский факультет, на котором он выбрал профессию педиатра. Три войны: Русско-японская, Первая и Вторая мировые.

Эпоха задала рамки его жизни, но не её содержание. Своё предназначение Януш Корчак выбрал сам

2 стр., 976 слов

Януш Корчак – гуманный педагог

... и стыдно. Я думаю, что о таком человеке, как Януш Корчак, должны знать все! Он никому не желал зла, просто не умел этого делать. Мы тоже должны стараться жить по ... сказали бы: «Это педагог от бога». В основе его педагогической системы лежит изучение психологии ребенка, его внутреннего мира. Для Корчака не было детей, были только личности, у которых просто разница ...

В своих книгах он рассказывал, что уже в пять лет остро почувствовал несправедливость мира. На улицах родной Варшавы он видел сверстников: одни были сыты и хорошо одеты, шли за ручку с гувернёрами. Другие дети были грязными, оборванными, и за ними никто не присматривал. Тогда маленький Хенрик Гольдшмит (настоящее имя педагога) впервые задался вопросом: что сделать, чтобы в мире не было таких несчастных, оборванных и грязных детей?

Когда будущему знаменитому педагогу было 11 лет, у его отца обнаружились первые признаки душевной болезни. Лечение стоило недешёво. Чтобы помочь матери и младшей сестре, в 14 лет Хенрик стал давать частные уроки детям помладше. Поступив на медицинский факультет Варшавского университета, Хенрик не переставал интересоваться педагогикой. Он ездил в Швейцарию, чтобы ознакомиться с системой Песталоцци, читал книги о воспитании и развитии детей.

Януш Корчак в детстве

Свои педагогические наблюдения Корчак продолжал, работая педиатром на старших курсах и после окончания университета. Он видел разные семьи и разных детей, сравнивал практический опыт с написанным в книгах, восхищался интуиции матерей и огорчался, что некоторые родители подменяют своё чутье готовыми схемами из книг, разрушая контакт с ребёнком.

Мать чувствует и лучше знает своего ребёнка, если даёт себе труд прислушаться к нему и к себе, утверждал он в своей книге «Как любить ребёнка»:

«Я хочу, чтоб поняли и полюбили чудесное, полное жизни и ошеломляющих неожиданностей творческое „не знаю“ современной науки о ребёнке. Я хочу, чтоб поняли: никакая книга, никакой врач не заменят собственной живой мысли, собственного внимательного взгляда».

Корчак утверждал: нет единых нормативов для всех — малыш научится ползать, ходить и говорить именно тогда, когда его собственное развитие достигнет этой ступени. Ребёнок делает это в своём темпе, и чуткие родители знают это.

Корчак с ребёнком

Он огорчался тем, как необдуманными запретами и постоянными «нельзя» родители легко, сами того не замечая, отбирают у детей радость победы и преодоления: «Что ты там крутишься, что ты там вечно колдуешь? Не трогай, испортишь. Сейчас же иди в комнату».

6 советов о том, как правильно запрещать

Право на риск, на то, чтобы быть подверженным опасности — одно из неотъемлемых прав ребёнка, настаивал он. Это не значит быть беспечным, это значит — стараясь уберечь ребёнка, не прятать его от самой жизни. С точки зрения тревожного родителя, мир полон опасностей, но, запрещая ребёнку экспериментировать, рисковать, пробовать окружающий мир, есть риск сделать его апатичным и равнодушным ко всему — «пригасить саму жизнь».

4 стр., 1567 слов

Музыкально — ритмические движения как средство развития ...

... музыкально-ритмических движений в процессе занятий будет эффективно способствовать развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. В данной работе раскрываются понятия «творчество», «творческая деятельность», «музыкально-ритмические движения». ... накопленных знаний человеку не достаточно для его деятельности. Сама жизнь требует от людей не шаблонных, привычных действий, а ...

«В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни; оберегая от смерти, мы не даем ему жить».

Корчак рассказывал, что, отвлекая маленьких пациентов от пугающей обстановки врачебного кабинета, начинал спрашивать их: «Ты умеешь залезть на стул?», «Умеешь скакать на одной ножке?», «Можешь левой рукой поймать мяч?». Ободрённые таким вниманием малыши с радостью начинали рассказывать доктору о том, что умеют, и забывали о неприятном осмотре горла и невкусных лекарствах.

Система запретов должна быть ясной, считал Корчак. «Нельзя» не должно быть много, но оно должно быть твердым.

Труд и в некотором смысле творчество родителей — не полениться и не растеряться, продумать логичную систему «нельзя» и «можно»

В 1907 году Корчак в Берлине прошёл практику в детских больницах и воспитательных учреждениях. Всё это он делал за свои деньги — хотел стать отличным врачом и педагогом. А спустя четыре года 33-летний Корчак осуществил свою давнюю мечту: основал «Дом сирот» для еврейских детей. Этим учреждением он руководил до конца жизни. Кто бы ни спонсировал его детище, Корчак требовал от филантропов оставить ему полное право руководить жизнью детского дома.

Типичные сиротские приюты того времени были мрачным местом, где господствовали армейская дисциплина, суровые наказания и полное подавление воли. Своей целью Корчак поставил создать гуманную обстановку, растить детей в любви и уважении, но в то же время прививать им ответственность за свою жизнь. «Воспитания без участия в нём самого ребёнка не существует», — говорил он.

В Доме сирот и Нашем доме — втором приюте, созданным Корчаком, — было введено самоуправление.

Дети под контролем педагога сами регулировали правила жизни и распорядок дня, разрешали конфликты в коллективе

Принятые Советом самоуправления законы вводились на определённый срок, за который должны были пройти проверку временем. После назначенного срока совет собирался вновь, чтобы обсудить: насколько удачным оказалось введённое правило, следует ли его оставить, нужно ли внести поправки.

Вместе с ребятами Корчак составил местный Кодекс, содержавший более 100 статей, и ввёл товарищеский суд, который определял меру проступков. Судьи избирались жребием из тех ребят, которые последнюю неделю не совершали никаких проступков. Кодекс товарищеского суда гласил:

«Если кто-то совершил плохой поступок, лучше всего простить его. Если совершил такой поступок, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать. Если поступил плохо не нарочно, в будущем будет осторожнее. (…) Суд должен защищать тихих от обид, наносимых забияками и драчунами, суд должен взять под защиту слабых, чтобы к ним не приставали сильные, суд должен защищать прилежных и трудолюбивых, чтобы им не мешали нерадивые и лентяи. Суд должен заботиться о порядке, потому что от беспорядка больше всего страдают добрые, честные и добросовестные люди. Суд — ещё не справедливость, но должен стремиться к справедливости, суд — ещё не правда, но должен стремиться к правде».

Проступки вплоть до сотой статьи прощались с условием, что совершивший его постарается больше не повторять содеянного. Самые тяжёлые наказывались временным лишением гражданских прав: права голоса, свободного выхода в город и посещения родных, права быть опекуном и так далее, а также ставили воспитанника под угрозу исключения из интерната. Если никто из других детей не согласен был взять провинившегося на поруки и помочь ему исправиться, его исключали. Правда, за всё время существования приюта таких случаев было очень мало.

18 стр., 8779 слов

Познание и жизнь неотделимы познание начинается с удивления

... познание”, указаны два уровня – “чувственный” и “рациональный”, рассмотрено соотношение этих уровней, и в этом ключе высказана собственная позиция. В мини сочинении есть промежуточные выводы и рассуждения, ... которых он оставил пустые клетки. Как показала жизнь, он оказался прав. Познание имеет два уровня – чувственное познание и рациональное познание. Различия между ними не временное, а ...

Как была устроена советская школа двадцатых годов

Совет самоуправления распределял дежурства, в которые входила уборка помещения, помощь в приготовлении пищи, присмотр за самыми младшими подопечными и уход за больными. Работа была добровольной, однако активный труд предполагал поощрение. Дети вели документацию, учитывая работу каждого воспитанника. Эта система оказалось настолько успешной, что за первый год существования Дома сирот, в котором жили более сотни детей, количество работающего в приюте взрослого персонала удалось сократить до четырёх человек: экономка, воспитательница, сторож и кухарка.

Фактически великому педагогу удалось создать на территории отдельно взятого детского дома успешную модель гражданского общества. У детей была своя газета с редакционным советом и типографией, канцелярия, мастерские и игровые комнаты.

Корчак считал, что категорический запрет — неэффективная мера воспитания. К примеру, с детскими драками он поступил так: они не были запрещены категорически, однако драчуны вносились в публичный список. Таким образом, все знали, кто задирает слабых и маленьких, и это считалось позором.

Ребёнок, желающий избавиться от плохой привычки (например, ссориться с друзьями или употреблять бранные слова), мог заключить с Корчаком тайное пари

Если поставленной цели не удавалось достичь, выигрывал «пан доктор», если же получалось, то его подопечный. Пари можно было заключать многократно. Постепенно у ребёнка вырабатывался соответствующий навык, и плохие привычки постепенно сходили на нет.

Помня о том, что его воспитанники прежде всего дети, которым необходимо дурачиться, директор вводил в распорядок забавные праздники: День грязнули, когда нельзя было умываться, День первого снега, праздники Самого короткого дня, когда можно не вставать с постели, и Самой короткой ночи, когда разрешалось не ложиться спать.

Руководя приютом, Корчак написал почти все свои самые известные повести для детей: «Король Матиуш Первый», «Банкротство маленького Джека», «Кайтусь-чародей». И множество трудов по педагогике, которые переиздаются до сих пор: «Как любить ребёнка», «Несерьёзная педагогика», «Право ребёнка на уважение».

С приходом к власти Третьего рейха и усилением антисемитских настроений в Европе Корчаку не раз предлагали уехать. Но он даже не рассматривал такой возможности: оставить детей и приют, дело своей жизни. В 1940 году вместе с воспитанниками он был отправлен в Варшавское гетто.

Педагогу, который стремился как можно лучше подготовить детей к жизни, пришлось готовить их к смерти

Ещё два года Корчак самоотверженно сражался за благополучие воспитанников, надеясь, что кому-то из них удастся выжить. Насколько это было возможно, он поддерживал обычный распорядок приюта, добывал для детей одежду и лекарства. «Пану доктору» было уже за 60. Как рассказывают очевидцы, целый день он бродил по гетто и возвращался вечером — порой с пустыми руками или с краюшкой хлеба или, если день был удачным, с мешком полугнилой картошки.

5 стр., 2369 слов

Готовые сочинения чего нам так не хватает а не хватает нам любви ...

... к детям является польский педагог Януш Корчак, который работал всю жизнь с детьми – сиротами, ... заботиться о ближних. В тексте А.А. Лиханова поднимается проблема дефицита любви ... детях-сиротах. Таким образом, нравственный подвиг можно совершить, одаривая сирот заботой и помощью и идя с ними в газовую камеру. Готовое сочинение №2 ... образом, каждому «воздаётся по заслугам», поэтому необходимо для начала ...

В августе 1942 года пришёл приказ о депортации его воспитанников в Треблинку. Шествие Корчака и детей к поезду смерти Варшава не забудет никогда. Доктор выстроил детей в четвёрки и пошёл во главе колонны, держа на руках больную девочку по имени Натя, которая не могла ходить. Отряд детей нёс знамя короля Матиуша — золотой клевер на зелёном фоне.

Говорят, что при виде них даже вспомогательная полиция встала и отдала честь. Немецкий комендант, отвечавший за погрузку и отправление «эшелона смерти», спросил Корчака, не он ли написал «Банкротство маленького Джека».

  • Это как-то связано с погрузкой эшелона? — сухо спросил Корчак.
  • Хорошая книжка, я читал в детстве.

Вы можете остаться, доктор, — ответил комендант.

  • А дети?
  • Это невозможно. Дети поедут.

«Вы ошибаетесь, — крикнул Корчак, — вы ошибаетесь, дети прежде всего!». И захлопнул дверь вагона изнутри

6 августа 1942 года в концлагере Треблинка Корчак вместе со своими детьми вошёл в газовую камеру. Он держал на руках двух самых маленьких детей, которым рассказывал сказку.

Последняя запись в дневнике Януша Корчака, сделанная 5 августа 1941 года: «Последний год, последний месяц или час. Хотелось бы умирать, сохраняя присутствие духа и в полном сознании. Не знаю, что бы я сказал детям на прощание. Хотелось бы только сказать: сами избирайте свой путь. Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».

Первая статья и врачебная практика

В 18 лет юноша опубликовал статью «Гордиев узел», в которой, основываясь на личном опыте преподавания, задавал и раскрывал важные вопросы, касающиеся воспитания детей, на которые вряд ли могли ответить педагоги, работающие в «тюремной» системе, а родители не задумывались вовсе. Корчак хотел донести до читателей мысль, что характер и дальнейшая жизнь ребенка зависит от его воспитания и от того, что ему дают родители, а не няни и учителя.

Тогда же Генрик начинает активно публиковаться не только как автор педагогических статей, но и как драматург. Его первая опубликованная пьеса вышла под псевдонимом Януш Корчак, и с этим именем он вошел в историю педагогики и публицистики.

После окончания гимназии Януш решил пойти по врачебной стезе и поступил на медицинский факультет Варшавского университета, однако педагогику не бросил. Во время учебы он ездил на стажировку в Швейцарию, интересовался работой детских больниц и приютов, а также изучал труды Иоганна Песталоцци, швейцарского педагога и гуманиста.

6 стр., 2749 слов

Каким я вижу будущее своей семьи сочинение с приемным ребенком

... передаче приемных детей в обычный детский дом казарменного типа. О семье Хлупиных я был ... ребенка в эмоционально адекватной развивающей среде. Обычно дети-сироты с такими диагнозами – находка для детского дома. Работа с ... действительно трагедия так трагедия! А я-то по недалекости своей думал, что трудиться — ... с полдюжины детей на много эффективнее, чем воспитание одного ребенка одной целой и какой ...

Во время Русско-Японской войны 1905 года только получивший диплом врача Януш Корчак оказывается на передовой. После войны он отправляется на новую, более длительную стажировку: работает в детских больницах и приютах Берлина, Франции и Англии.

Врач и педагог

Настоящее имя Корчака — Эрш Хенрик Гольдшмидт. Ян Корчак — это авторский псевдоним, взятый им в далёкой юности. Впоследствии он использовал его для своих научных и художественных книг, получивших мировую известность ещё при жизни автора.

Януш Корчак с подопечными

На ту же тему

Раненых — в тыл: медицина в русско-японскую войну

Изначально Януш Корчак посвятил себя медицине: в 1898 году он поступил на медицинский факультет Варшавского университета. К слову, в роли военного медика Януш принял участие в трёх войнах: русско-японской, Первой мировой и советско-польской. С 1904 года он работал детским врачом в больнице для детей из бедных семей. Практически все пациенты доктора происходили из социально неблагополучных слоёв общества, и наблюдения за их жизнью заставили Корчака пересмотреть своё призвание. Он принял решение оставить медицину и посвятить себя педагогической деятельности, поскольку «педагог в большей степени может изменить этот мир».

Корчак начал осуществлять свою мечту — создать независимый детский дом, в котором он мог бы на практике применить вынашиваемые им принципы воспитания детей. В 1912 году, благодаря стараниям благотворительного общества «Помощь сиротам», членом правления которого был Корчак, удалось открыть приют «Дом сирот», построенный на пожертвования состоятельных варшавских евреев, промышленников и филантропов. Большинство воспитанников приюта были сиротами или детьми из неблагополучных семей, подобранными прямо с улиц Варшавы.

Приют был организован в соответствии с видением Корчака и представлял собой детскую республику со своими парламентом, газетой и конституцией. Одним из главных принципов педагогической деятельности Корчака стало то, что педагогика является наукой о человеке, а не о ребёнке.

5 стр., 2325 слов

Сочинение как любить ребенка

... как любить детей — не только в непосредственном общении с детьми, но и в построении учебников и задачников для всех, в утверждении смысла духовности в содержании образования, в возвеличивании воспитания ... она тоже не для детей. Януш Корчак не устает повторять: «Детство ... может чувствовать себя сиротой, «когда ему тоскливо ... безрассудных поступков и вдохновляющей на поступки честные, благородные. Любовь, ...

«Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». Корчак, «Как любить ребёнка: Интернат».

Наиболее шокирующим для современников стал отказ Корчака от применения телесных наказаний в отношении воспитанников детского дома. С учётом «испорченности» контингента этот принцип вызывал искреннее недоумение у коллег по воспитательной деятельности. В свою бытность военным медиком в Маньчжурии Корчак выкупил у одного китайского учителя палки для наказаний учеников — в «Доме сирот» их использовали как биты для игры в лапту.

Януш Корчак с воспитанниками в 1920-х

Помимо работы в детском доме Корчак активно занимался писательской и просветительской деятельностью. Из-под его пера вышла знаменитая тетралогия книг «О воспитании детей», неофициально объединённая под названием «Как любить ребёнка». Кроме книг по педагогике, Корчак писал и книги для детей, где в форме сказок готовил своих маленьких читателей к реальной жизни. Все они были переведены на несколько языков и получили широкую международную известность.

Надо сказать, книги про короля Матиуша Первого актуальны и сегодня, и, прямо скажем, их очень полезно прочитать взрослому человеку.

Иллюстрация к книге сказок про короля Матиуша

В 1926 году Корчак создал уникальное явление мирового масштаба: журнал «Малое обозрение», еженедельное приложение к популярной варшавской газете. «Малое обозрение» выпускали и редактировали дети, авторами статей также были маленькие корреспонденты: в первые десять лет работы журнала в редакцию приходило в среднем четыре тысячи писем в год. У журнала было около трёх тысяч постоянных авторов.

«Самыми ценными были письма, в которых кто-то пишет то, чего он не может сказать родителям или в школе. То, о чём дети говорят между собой, а сейчас имеют возможность сказать открыто, без стыда или страха, что их засмеют».

12 стр., 5951 слов

Что говорит Простакова о воспитании и просвещении (цитаты из ...

... молодых людей и называли «недорослями». Считалось, что они не готовы к взрослой сознательной жизни. Основные проблемы Обратите внимание Доверяя своих детей неграмотным крепостным нянькам, недоучившимся дьячкам ... все решения, оберегает его от малейших неприятностей, калеча судьбу юноши. При таком воспитании совершенно неудивительно, что сын растет трусом, бездельником, обжорой и хамом. Невежество ...

Последний вышедший номер «Малого обозрения»

Дом сирот: как любить ребенка?

В 1911 году, применив весь опыт зарубежных стажировок, Януш Корчак на свои деньги и средства меценатов открывает дом сирот для еврейских детей. Этот вопрос на окраинах Российской Империи стоял особенно остро — антисемитизм, предвзятое отношение к евреям, не давали даже малейшей возможности сиротам и детям из малообеспеченных семей вырваться из маргинальной среды. Дом сирот Корчака давал этим детям шанс стать достойными людьми.

Более того, Януш Корчак настоял на автономности своего заведения и независимости воспитательской деятельности. В этом приюте царила настоящая демократия: все вопросы дети и педагоги решали сообща, за провинности не наказали, а рассматривали дело на детском товарищеском суде.

Дом сирот, май 1940

В годы Первой Мировой войны Корчак, как военный врач, снова отправляется на передовую. Работает в дивизионном полевом госпитале, затем врачом в детском приюте Киева, где и написал свою знаменитую книгу «Как любить ребенка».

Эта книга стала настоящим прорывом в педагогической литературе того времени. Корчак писал о том, что ни розги, ни вседозволенность не сделают из ребенка достойного человека. Родительская любовь и уважение, постоянный диалог с ним как с маленьким человеком — вот что становится основой гармоничного развития личности.

Становление профессионального мастерства и открытие «Дома сирот»

Получив в 1905 году диплом, подтверждающий право заниматься врачебной практикой, Януш Корчак, биография которого навсегда связала его и с медициной, и с педагогикой, не стал искать себе доходного места.

На некоторое время он становится военным врачом (в это время шла тяжелая Русско-японская война, поэтому медицинские кадры Российской империи были очень нужны), а затем уезжает в Европу, чтобы познакомиться с передовыми идеями в области воспитания и педиатрии.

Он еще малоизвестен, однако пишет и публикуется достаточно активно, используя для этого свой псевдоним — Януш Корчак.

Вернувшись на Родину, Корчак Януш, биография которого навсегда связала его с детьми, отходит от профессии врача и открывает благотворительное учреждение под названием «Дом сирот». С 1911 года до своей трагической гибели Корчак будет руководить этим учреждением и отдаст все свои силы воспитанию детей, оставленных без попечения родителей.

5 стр., 2264 слов

Воспитание у детей и подростков духовно-нравственной культуры

... словарный запас. 4. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей. 5. Формирование гражданских и патриотических чувств, любви к Отечеству. 6. Приобретение знаний основ культуры и искусства наших предков. 7. Способствовать ...

Старый Доктор

Перед евреем Корчаком всегда стоял остро вопрос национальной самоиндефикации. Он родился в Польше, любил эту страну и чувствовал себя поляком. Идеи коммунизма, революции, равно как и сионизма, он не принимал, считал, что любая радикальная мысль несет разрушения, даже если направлена на благое дело.

Однако к концу 1930-х годов он всерьез начинает задумываться о переезде в Палестину: с ростом немецкого нацистского режима в Европе становится крайне неспокойно. Но сделать это Януш Корчак не успел — в 1939 году Польшу оккупировали немецкие войска. Тем не менее, он не боялся носить форму офицера польской армии и продолжил свою педагогическую работу: в своем доме сирот и на радио, где выступал под псевдонимом Старый Доктор.

В 1940 году в Варшаве было сформировано гетто, куда Корчак был насильно перемещен со своими воспитанниками. В еврейском гетто он старался помочь всем: добывал лекарства и продукты, вел приемы — как врач и как учитель. Подпольщики несколько раз готовили ему побег: была готова конспиративная квартира, новые документы. Но Старый Доктор отказался оставлять своих детей. «Вы же не сможете оставить своего ребенка на растерзание? А у меня их двести», — так отвечал он на предложение немедленно бежать, когда уже нацистскими властями был принят закон о «расформировании» (т.е. полнейшем уничтожении) еврейских гетто.

В августе 1942 года двести детей, помощницу Корчака Стефанию Вильчинскую и его самого этапировали в поезд на Треблинку. По воспоминаниям очевидцев, дети стояли по четверо, а во главе этой трагической колонны шел Януш Корчак, ведя за руки двоих детей. Конвоиры, как по команде, встали смирно и отдали честь.

Когда все дети и воспитатели оказались в вагоне, один из офицеров СС подошел к Корчаку. Он узнал автора «Короля Матиуша», книги, которую любил в детстве. Офицер предложил Корчаку выйти из вагона. «Ошибаетесь, не все люди мерзавцы!»,— отрезал тот.

Мемориальный комплекс истории Холокоста Яд ва-Шем (Иерусалим).

Януш Корчак с детьми

Через несколько дней Януш Корчак, его воспитанники и коллеги погибли в газовой камере концлагеря Треблинка.

Перу Януша Корчака принадлежит более 20 книг о воспитании детей, художественные произведения и пьесы. 1978 год был объявлен ЮНЕСКО годом Януша Корчака. Дом сирот в Варшаве функционируют до сих пор.

  • поделитесь с друзьями!

Подпишитесь на нас в фейсбуке:

Готовое сочинение: Подвиг Януша Корчака

Вывод Корчака, что воспитание—это процесс постоянного познания ребенка и развития его врожденных способностей, не покажется нам неожиданным. Гораздо интереснее узнать о способах, применяемых для реализации этого постулата.

У Корчака дети воспитывали детей. Пока ребенок находился в интернате, все его поступки и дела оценивали сверстники. Дети избирали свой детский сейм, свой детский суд, выпускали свою газету. Ребенок постоянно чувствовал, как относятся к нему товарищи — любят или не любят. Дети проводили плебисцит. После тайного голосования ребенок видел, сколько раз он подрался или поссорился, сколько жалоб поступило на него в суд. «Здесь все станет ясно, как дважды два, когда сами дети вынесут приговор своему сверстнику: 84 минуса, только пять плюсов и одиннадцать нулей. Вот и все, чего ты заслуживаешь. Так к тебе относятся товарищи. Они тебя не любят и не хотят. Ты спросишь: «Почему?» Тебе ответят: «Прими к сведению, что тебя не любят, потому что ты плохой человек, у тебя много недостатков. Хочешь исправиться? Пожалуйста! Мы поможем тебе. Хочешь — я, а хочешь — твои товарищи».

Детский суд, действовавший в интернатах Корчака, был судом без наказаний. Кодекс детского товарищеского суда гласил: «Если кто-то совершил проступок, то лучше всего провинившегося простить. Если он и виноват, то по незнанию, а когда узнает, почему виноват, то не повторит подобного. А если повторит, то потому, что сразу исправиться трудно. Если его кто-то уговорил совершить проступок, то в следующий раз он уже не станет такие уговоры слушать. Лучше его простить».

Корчак был убежден: если ребенок сделает что-то плохое, то лучше всего его простить и ждать, пока он исправится. Суд должен защищать слабых и добрых, чтобы им не грозили сильные и злые. Суд должен защищать добросовестных и трудолюбивых, чтобы им не мешали бесчестные и ленивые. Суд должен поддерживать порядок, потому что беспорядок мешает жить всем добрым детям. Если бы в нашей стране были такие суды и для взрослых!..

В книге «Занимательная педагогика» Я. Корчак обратил внимание на некоторые педагогические противоречия. Ну не парадокс ли то, что воспитатель, дабы помочь ребенку исправиться, только надоедает и вредит ему своими поучениями, а желаемых результатов добивается, когда относится к нему как к взрослому, не подавляет его внутреннюю свободу? Разве в этом нет абсолютной правды?

Это непедагогичное отношение к ребенку оказывалось самым педагогичным, поскольку давало ему свободно проявить свой характер, а воспитателю — познать ребенка. Познание — путь к воспитанию. Большинство воспитателей не знает познавательного отношения к детям. А Корчак знал, что только в рамках такого отношения возможно осуществить воспитание личности.

У каждого поколения должен быть свой путь, свои поиски — своя судьба. Движущей силой воспитания личности является цель жизни. Корчак связывал личность с даром сострадания, со способностью слышать и понимать человеческие боли. Воспитание личности в большой степени зависит от способностей ребенка и от интуиции воспитателя. Как бы там ни было, бесспорно одно: чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред — это зависит от самого воспитателя. Воспитатель может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным. Дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромный вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о воспитании детей, воспитывает самого себя. Корчак развивал эту мысль дальше — ребенок воспитывает воспитателя!

Знание о ребенке не является суммой его поступков. В этом состоит относительность любой воспитательной системы. Индивидуальное воспитание подчиняется собственной логике. Корчак считал, что такой системы, которая распространяется абсолютно на всех, не существует. На систему опирается чаще всего порочное воспитание. Корчак часто повторял слова Ч. Дарвина: «Невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание». Эта цитата помогала ему не обращать внимания на обилие критиков-схоластов. Он не хотел, чтобы воспитание смещалось в сторону утилитаризма, когда от воспитателя требовали познать, чтобы направлять. Этот вариант опеки ведет в тупик. Утилитарное воспитание, как правило, готовит угрюмых, исполнительных чиновников, формирует общество самоуверенных тупиц. Тоталитарное воспитание ведет к потере личной инициативы и фантазии, к отсутствию всякого мышления. Низкий уровень культуры, умственная отсталость и неразвитость—типичный результат такого воспитания.

В Корчаке соединились проницательный врач-педиатр, выдающийся писатель, умелый педагог и крупный общественный деятель. Один из лучших критиков предвоенной Польши в заметках о творчестве Корчака написал: «Воспитание может сыграть ту же роль, что и революция».

Януш Корчак не пожелал расстаться со своими воспитанниками, которых отправляли в лагерь смерти, и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году.