Януш Корчак – гуманный педагог

Просто не знаю, как это делается…»

Януш Корчак

Януш Корчак – таков псевдоним Генрика Гольдшмита. В Корчаке соединились проницательный врач-педиатр, выдающийся писатель, умелый педагог и крупный общественный деятель. Один из лучших критиков предвоенной Польши в заметках о творчестве Корчак написал: «Воспитание может сыграть ту же роль, что и революция». В современном обществе и в современном воспитании очень не хватает любви, особенно любви к ребенку. В основе педагогики Корчака лежит именно любовь и уважение.

Познакомившись со взглядами Корчака, я поняла, что они не устаревают, а, наоборот, приобретают все большую актуальность. Имя Януша Корчака стало символом высоты духа, мудрости Педагога, поистине героической любви к детям.

Педагогическая идея Януша Корчака, по сути, вся укладывается в одну фразу: воспитатель должен любить детей.

Его уникальность состоит в том, что он был и тем, и другим, и третьим одновременно. История жизни Я. Корчака не просто интересна, необычна, она берёт за душу. В некоторых случаях его можно назвать странным, но на самом деле это очень добрый, отзывчивый, понимающий человек, иногда ведущий себя как ребёнок. Он посвятил всю свою жизнь детям, которые стали для него родными. Про таких учителей сегодня сказали бы: «Это педагог от бога».

В основе его педагогической системы лежит изучение психологии ребенка, его внутреннего мира. Для Корчака не было детей, были только личности, у которых просто разница в опыте. Он исследовал их, наблюдал за ними, пытался понять их поступки и поведение, следил за каждой мелочью. Много работал над развитием у детей положительных качеств и талантов.

Януш Корчак – великий человек, и его можно назвать нашим

современником, так как его педагогические идеи и сегодня являются очень актуальными, а вся его жизнь, отданная детям, является примером не только для педагогов, но и для всех взрослых людей. Методы Корчака, направленные на воспитание полноценной личности, на выявление и развитие врожденных талантов ребенка, должны применяться и применяются сегодня. И как же можно говорить о воспитании без любви к ребенку, без внимательного и хрупкого отношения к нему, к его душе. Ю. Олкерс сказал о Я. Корчаке: «Пожалуй, он единственный педагог нынешнего столетия, идеи которого не ставятся под сомнение и не подвергаются критике – его личность и его дело говорят как бы сами за себя».

4 стр., 1657 слов

Можно ли быть счастливым без любви отцы и дети

... сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id66422 Любовь в романе Отцы и дети Тургенева сочинение Роман «Отцы и дети» ... так как внутри он всё равно не был нигилистом. Они счастливы и влюблены, как и Николай с простолюдинкой, ... счастливыми, так как Ольга и Обломов не любили друг друга. В качестве второго аргумента хочу привести пример из произведения «Отцы и дети» ...

Корчак говорил, что воспитание—это процесс постоянного познания ребенка и развития его врожденных способностей, не покажется нам неожиданным. Гораздо интереснее узнать о способах, применяемых для реализации. У Корчака дети воспитывали детей. Пока ребенок находился в интернате, все его поступки и дела оценивали сверстники. Ребенок постоянно чувствовал, как относятся к нему товарищи — любят или не любят.

В книге «Занимательная педагогика» Я. Корчак обратил внимание на некоторые педагогические противоречия. Ну не парадокс ли то, что воспитатель, чтобы помочь ребенку исправиться, только надоедает и вредит ему своими поучениями, а желаемых результатов добивается, когда относится к нему как к взрослому, не подавляет его внутреннюю свободу? Разве в этом нет абсолютной правды? Это непедагогичное отношение к ребенку оказывалось самым педагогичным, поскольку давало ему свободно проявить свой характер, а воспитателю — познать ребенка. Познание — путь к воспитанию. Большинство воспитателей не знает познавательного отношения к детям. А Корчак знал, что только в рамках такого отношения возможно осуществить воспитание личности.

У каждого поколения должен быть свой путь, свои поиски — своя . Движущей силой воспитания личности является цель жизни. Корчак связывал личность с даром сострадания, со способностью слышать и понимать человеческие боли. Воспитание личности в большой степени зависит от способностей ребенка и от интуиции воспитателя. Как бы там ни было, бесспорно одно: чтобы воспитать личность, надо и самому быть личностью. Воспитатель может дать ребенку и пользу и вред — это зависит от самого воспитателя. Воспитатель может быть прекрасным специалистом, но человеком безнравственным. Дав хорошие знания по своему предмету, он нанесет огромный вред на духовном уровне. Истинный воспитатель, заботясь о воспитании детей, воспитывает самого себя. Корчак развивал эту мысль дальше — ребенок воспитывает воспитателя!

Корчак часто повторял слова Ч. Дарвина: «Невежество всегда обладает большей самоуверенностью, чем знание». Эта цитата помогала ему не обращать внимания на обилие критиков. Он не хотел, чтобы воспитание смещалось в сторону когда от воспитателя требовали познать, чтобы направлять. Этот вариант опеки ведет в тупик. Такое воспитание, как правило, готовит угрюмых, исполнительных чиновников, формирует общество самоуверенных тупиц, такое воспитание ведет к потере личной инициативы и фантазии, к отсутствию всякого мышления. Низкий уровень культуры, умственная отсталость и неразвитость—типичный результат такого воспитания.

Корчак не устает повторять: “Детство – фундамент жизни. Без безмятежного, наполненного детства, последующая жизнь будет ущербной: Ребенок – это ученый в лаборатории, напрягающий свою волю и ум для решения труднейших задач”. Суть, стержень системы воспитания по Корчаку – это долгий процесс пробуждения и развития в ребенке потребности к самосознанию, самоконтролю и воли к самосовершенствованию. Корчак настойчиво требует признания равноценности и самоценности личности ребенка, признания за ним права на индивидуальность.

6 стр., 2702 слов

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в ...

... намек добрым молодцам урок», что говорит о том, что сказка способна формировать нравственные качества человека. Глава 1. Роль сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста 1.1. Основы психолого-педагогического формирования ценностей ...

Педагогические достижения Януша Корчака были, есть и будут актуальными! Он живет в сердцах людей и в наше время, его помнят, обращаются за советами к его трудам, прислушиваются к его заповедям, воспитывая детей.

Жаль, конечно, что люди мало знают о Януше Корчаке, его добром сердце, о его жизни, о любви к людям, особенно к детям, о его героическом поступке. Если спросить у людей о том, что им известно об этом легендарном человеке. Большинство даже не слышало о нем. От этих мыслей становится грустно и стыдно. Я думаю, что о таком человеке, как Януш Корчак, должны знать все!

Он никому не желал зла, просто не умел этого делать. Мы тоже должны стараться жить по этому принципу. А если бы все так жили в нашем непростом мире? Не было бы в нем зла, трагедий, насилий, войн.

Януш Корчак не пожелал расстаться со своими воспитанниками, которых отправляли в лагерь смерти, и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году

Януш Корчак – это сегодня пример для всех нас, взрослых и детей.