Пример психодрамы монолог личная проблема действие по ролям реферат

Эссе о психодраме

???? ЭССЕ О ПСИХОДРАМЕ

Светлана Узакова, выпускница курса «Основы интегративной психодрамы»

Особенностью психодрамы является то, что она не нацелена на какую-либо определенную группу людей. Участниками психодрамы могут быть лица любого пола и возраста.

Что касается интеллектуальности, может применяться не только к умным и образованным участникам, но и к малообразованным и даже умственно отсталым людям, которые используют широкий спектр невербальных техник психодрамы как прекрасный инструмент общения.

То, что для нашего уха привычно звучит как «человеческие отношения», состоит из огромного разнообразия элементов (симпатия, враждебность, уважение, презрение, терпимость, принятие решений, сопротивление изменениям, социальные роли, меньшинство и большинство, формы власти, стили управления, групповой климат, креативность, психическое здоровье) и др. И конечно, важно понимать, что мы чувствуем, думаем в коммуникации с другими людьми, что чувствуют и думают другие люди при взаимодействии с нами. А если возник конфликт, то нам важно «расшифровать» суть непонятных, как правило, агрессивных высказываний (ведь человек не всегда может прямо и ясно выразить то, что он хочет на самом деле).

А наша повседневная жизнь наполнена различными конфликтами, как межличностными, так и внутриличностными, межгрупповыми, между личностью и группой….

Существует много различных методик и инструментов, с успехом применяющихся в повседневной практике для разрешения конфликтов. И особенно в этом хороша.

опирается на предположение, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни.

При этом, она действует сразу в нескольких направлениях:

  • предоставляет свободу, возможность поиграть, приглашает к театральному действию, игре;
  • тренирует спонтанность и креативность человека, что приводит к более глубокому пониманию реальной ситуации и конфликта, а также путей выхода из них;
  • обращается непосредственно к душе человека и позволяет человеку получить доступ к самому себе, к своим эмоциям, переработать травмирующие переживания, «разморозить», освободить подавленные чувства, проститься с иллюзиями;
  • высвобождает творческую энергию, активирует скрытые таланты, дает новое направление жизни, возрождает поток жизненной энергии, помогает найти новые ресурсы;
  • предоставляет возможность увязать прошлый опыт с нынешним, а собственный опыт – с чужим;
  • учит личной ответственности, и разграничению ответственности на свою и чужую;
  • предоставляет возможность понаблюдать за собой (своим поведением, реакциями, чувствами) из позиции стороннего наблюдателя, примерить на себя разные роли, прожить за короткое время множество жизней;
  • обучает эффективному применению собственных внутренних и внешних ресурсов;
  • помогает, в случае необходимости, смоделировать предполагаемое будущее, сделать необходимый выбор.

В психодраматическом процессе создается уникальная возможность значительно повысить чувствительность человека к тончайшим изменениям во взаимодействиях между людьми, уточнить понимание глубинных, обычно туманно выраженных чувств, составляющих основу всех человеческих отношений.

6 стр., 2687 слов

Интеллект и креативность

... являются своеобразными эквивалентами интеллекта и определяют меру умственной работоспособности и цену интеллектуального напряжения, степень их полезности и вредности для здоровья человека. Креативность - это творческий потенциал, внутренний ресурс человека. Под креативностью понимают: способность человека отказаться от ...

В отличие от гештальт-терапии, акцентирующей внимание на текущих чувствах и отношениях, психодрамма не призывает к постоянному пребыванию в текущей ситуации. Она может быть посвящена вопросам прошлого или будущего в зависимости от желаний участников. Принцип «здесь и сейчас» в психодраме есть некоторое расширение настоящего, которое включает и повторение прошлых встреч, и подготовку к будущим.

Для себя, как психолога, я взяла на вооружение новые техники и моменты ведения группы, управления групповым процессом, в первую очередь введение внутреннего голоса, обмен ролями, виньетки, скульптуру.

Важным явилось и то, что психодрамму можно применять как в своей целостности, так и в «отдельных элементах». Подходы и принципы построения процесса, умение быть чувствительным и гибким, разогревающие разминки, различные интересные упражнения станут универсальными средствами и в моей работе.

Для меня интересным было и то, что существуют различные модификации проведения психодрамы, которые я с большим удовольствием уже использую в своей работе. Например, после проигрывания ситуации участникам предлагается поменяться ролями. Это очень эффективный прием. Играя роль, люди, как правило, очень серьезно включаются в нее, они «любят» своего героя и стараются найти как можно больше аргументов в его пользу, обосновать и оправдать его поведение. Если вскоре человек по условиям игры вынужден принять контрпозицию, он на себе испытывает неправоту многих собственных слов и поступков, предложенных им же самим несколько минут назад. Он подыскивает теперь аргументы, доказывающие правоту другого, которого только что воспринимал в качестве оппонента.

Еще одним прекрасным терапевтическим ходом является предложение попробовать сыграть ту же роль, но по-другому. Таким образом, человеку предоставляется возможность испытать в одной и той же ситуации различные черты своего характера и убедиться, что от его личного поведения зависит очень многое.

4 стр., 1589 слов

Наши социальные роли определяются ожиданиями других людей (Н. Смелзер)

... тем, почему это так. Ведь и проблема не вчера возникла. На мой взгляд, родители и подростки занимают в обществе совершенно разные социальные статусы, и выполняют различные социальные роли. ... постоянного порождения и перерождения в каждой социальной ситуации — процесс, связываемый воедино тонкой нитью памяти. ... в конкретной ситуации роли, либо с отказом от одной из социальных ролей. Закрепим материал! И, ...

В качестве еще одного варианта можно одну и ту же ситуацию проиграть разным участникам. Это дает возможность не только предложить свою линию поведения, но и увидеть, каким образом эту же проблему решают другие люди, позволяет человеку убедиться в неоднозначности любой конфликтной ситуации, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной стиль общения и как его оценивают другие.

Таким образом, психодрама дает различные многочисленные возможности для работы с клиентами.