Основные вопросы курса. Общая характеристика литературного процесса второй трети ХIХ века

Подборка по базе: , Тестовые вопросы 2-этап-1.docx , итоговая вопросы.doc , эссе характеристика эмоций.docx , Акушерство и гинекология Общая врачебная подготовка 2014 год..do , Селиванова_СППС структурно-содержательная характеристика.pdf , БХ вопросы.docx , Статья. Рассмотрение основных типов быстровозводимых сооружений , Тестовые вопросы по дисциплине «Доказательная медицина». Тестовы , тоэ ответы на вопросы.docx


Раздел сборника о животных.

Делиль – признанный поэт-анималист. Животные зримые, как на картине. Изображение животного мифологично. Принцип воплощения мира (животное как божество определённой сферы мира), но не прямое воспроизведение этого принципа. А животное выражает полноту онтологических сил , энергию. Т.е. акт бытия выражается в животном. Но с др. стороны животное – как застывшая картина. Конфликт отдельного и всеобщего. Даётся фон мира вокруг животного, но логика стихотворения в том, что мир перетекает в сам поэтический образ животного.

Стих. «Слоны» — показано почти незримое движение слонов. Слоны такие большие, что органично становятся символом большого мира. Движение планеты – движение слонов. Гармония статики и движения. При этом слоны сравниваются с разными отнологическими уровнями: с горой, деревом, пилигримом. Эти метафорические уровни изображению движения не служат.

Когда животное среди мира – этот план реальности. Животное описывается подробно, описание стягивает мир в образ животного (по характеру стиха – через предметную поэтику стиха).

Далее животное как бы растворяется в пространстве.

«Дремота Кондора».

Специфика отнологически тормозящего письма Виконта – в изображении подвижных животных. «Ягуар».

Каждый жест претендует на то, чтобы стать отдельной картиной.

«Каин». Стихотворение претндует на полноту поэмы и соотносится с Каином Мильтона.

«Тоска дьявола». Поэт говорит не от себя, аот лица прекрасного, искусства.

  1. Поэзия Леконт де Лиля .

Шарль Леконт де Лиль (1818 -1894).

Родился во французской колонии на острове Бурбон (Инд океан).

6 стр., 2993 слов

Сочинение война и мир тема жизни и смерти в романе

... жизни, любви к смерти, простоты и естественности. Поставленный в романе “Война и мир” вопрос о жизни и смерти Толстой разрешает объединением двух противоположностей в единое целое - мир. Мир существует лишь как сочетание жизни и смерти. Надо любить этот мир, а значит, надо любить и жизнь, и смерть. Тема жизни и смерти в романе "Война и мир" ...

С детства окружала Экзотическая природа. С 19 лет – во Франции. Утопический социализм. Через Античность – гражданские свободы. Но после поражения развидлось пессемистическое восприятие мира. Леконт все больше увлекается античностью, которая становитсядля него идеалом. Образец длоя Леконта – Гомер (перевел «Иллиаду», «Одиссею») Знаток античности; с 1866 – член Академии -> некотороя архаичность стиля. Это влияло и на содержание и на поэтический склад.

1852 г Сборник «Античные поэмы» (античность – и Др Греция и Индия).

Состоял из переводов, подражаний античности, соих стихов. Изображение гармоничного мира. Предисловие – манифест чистого искусства («Поэзия не будет больше освящать память событий, которых она не предвидела и не подготовляла»; « Я ненавижу современность из естественного отвращения к тому, что нас убивает». Идея бегства в искусство и природу. И программа твор-ва; противопоставление «здравому смыслу» и романтизму. Идеал – античность; когда поэзия была едина с соц, религ, филос и тд жизнью. Сейчас она должна проникнуться античным духом, чтобы спастись. Поэт-жрец, без субъективности: покой в душе, стихи должны показывать не поэта. Благодаря этому сборнику стал лидером чистого искусства. Его призыв: поэт должен отвратиться от действительности. «Античные поэмы» представляют собой не просто гимны др-греческому иск-ву, они воплощают эстетические принципы эволюции жизни посредством движения культуры, торжества красоты: грядущий мир принадлежит не историческим деятелям , но золоту поэтических ритмов и мрамору (металлу) гармонических форм.

Стих-е «День гнева» DIES IRAE (День гнева – начальные слова старинного католического гимна).

Стих-е, в котором программа, каким должно быть иск-во – спокойное, пластичное, в сфере эмоционального, созерцательного. Много общего с Флобером: объективность, пластичность. Отличие: Флобер, работая над романом, переживал, а Леконт требовал не только скрывать свои чувства, а вообще их не иметь.

Образы на примерах античной красоты (бесстрастная красота).

«Венера Милосская» — пример такой красоты.(многие стихотворения обращены именно к статуям).

Леконт трактует античность нетрадиционно (это помимо Др Греции, и Восток, Индия).

Эту широту понимания отражает «Смерть Валмики» (автор «Рамаяны»): он показан как одряхлевший старец, достигший в преддверии смерти великой мудрости. Перед смертью поднимается на высокую гору и окидывает мир спокойным взглядом мудреца. Великое и малое, эфемерное, подвижное – весь хаос мира охватывает герой. Его душевное состояние равно всеохватывающему состоянию поэта в момент творчества: уединение в вдохновении. В этом состоянии его пожирают муравьи (термиты).

(Безутешная мудрость индийского учения о смерти как блаженном растворении во вселенских просторах вечности).

И это – тоже гармония, так как поэт-часть уравновешенной Природы (ср. Тютчев: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай»).

Образный строй направлен на создание умиротворенности. Страшное превращается в прекрасное. Самое главное, что делает стихотворение поэтическим манифестом – утверждение невозмутимого состояния духа, отрешенности. В таком же тоне изображаются страшные события современности. «Гипатия» (мученица(языческая культура), котрую убили христианские фанатики. У леконта она – образ красоты и гармонии. Акцент на концентрации в ней гармонии бытия.

2 стр., 541 слов

Чем интересны стихи поэтов 19 века

... периода второй половины 19 века? Что общего и различного у этих поэтов в творчестве? Чем интересны стихи русских поэтов 19 века? 6.Запись в тетрадях темы сочинения «Чем интересны стихи русских поэтов 19 века?» 7. Составление плана ...

Настроением умиротворенности проникнуты и пейзажные стихотворения. «Полдень». Природа как статичное состояние полу-сна. Душа растворяется в жаре, дремоте Природы. Пережить тяжелый опыт, к-ый приводит к невозмутимости, равновесию.

1862. 2-й сборник «Варварские поэмы». Остается близок 1-му сб-ку; те же поэтические принципы, тот же дух статуарной изобразительности. Значительный поэтический раздел здесь – стихотворения о животных. Леконт признанный всеми поэт-анималист. Животных изображает как на картине: зримо, ярко, статично. «Слоны». Почти незаметное движение слонов. Они так велики, что даже в их движениях преобладает статика. Сравнивает их с горой, деревом. Неподвижность и в царственной птице – «Дремота Кондора». Таким же образом Леконт изображает и подвижных животных. «Ягуар». Расчленяет движение на множество фрагментов, фиксируя внимание на отдельных поворотах. Действие как бы отодвигается от зрителя как драма, и покрывается дымкой = умиротворяется.

В этом сб-ке ощутимо и иное начало. Уже названием предвещается не античная гармония, а мир диссонанса. Земная жизнь, по Леконту, во многом подобна аду. Сквозной образ сборника (из 1-го стих-я) – Каин как символ человеческой отверженности. Каин предрекает чел-ву страшную историю: всемирный потоп; после потопа у людей вместо души – тина потопа (трагичный взгляд на современность).

«Тоска дьявола». К дьяволу доносится какафонический хор современности и ему самому становится тошно. В «Варварских поэмах» человек предстает хищником , безжалостным убийцей. Он подвластен животным инстинктам, кровожаден, груб, жесток (повседневность зла).

Стих-я «Смерть Сигурда», «Голова графа», «Случай с доном Иньего». Одна из тем – тема смерти. «К умершим» Обращение к умершим, как к более счастливым. «Последнее воспоминание». 2К современникам». Сонет, который строится как обвинительная речь речь современному обывателю, человеку без духовных порывов, стяжателю. Здесь Леконт чувствует себя как Флобер: отделенность от толпы лавочников. Здесь – позиция четкого разграничения, противопоставления. Здесь ораторский пафос. Даже когда Леконт говорит лирично, он не приходит к лирической субъективности, а сохраняет позицию оратора. Это не исповедь, а речь.

  1. Поэзия Готье.

Теофиль Готье (1811-1872).

Пришел в «Парнас» от романтиков. 1835 – авантюрно-психологический роман «Мадемуазель де Мопен». Стало знаменитым предисловие к роману. Где Готье провозглашает отрыв красоты от действительности. Для романтиков – двоемирие, контраст. У Готье: другой полюс действительности оставить без внимания. Готье в 30-е гг становится известным как поэт, прозаик и критик. Принципы творчества: Художественная форма тождественна содержанию (совершенствование формы – совершенствование идеи).

Мрамор и стих – это два материала, представляющие разные трудности для обработки. Труд – важная составная часть творческого процесса. Художник носит в себе замкнутый мир образов, в котором обитают «бледные героини» и «смуглые мадонны», живут Маргарита, Миньон и Шарлота. Этот мир форм самоценен, чувства поэта заключены в них и в их сочетании. Не следует допускать чувствительности в своих произведениях, ибо чувствительность-это низменная сторона в искусстве и литературе. Поменьше медитации, празднословия, синтетических суждений; нужна только вещь, вещь и еще раз вещь. У Гтье – абсолютное чувство материального мира, абсолютное зрительное восприятие , точность и зримость словесного изображения. Красота – в пластичных и живописных образах. Готье: «Мне нравятся 3 вещи: золото, мрамор и пурпур, т.е. блеск, прочность, цвет.

16 стр., 7572 слов

Русская поэзия Серебряного века

... И.Северянин, В.Хлебников, И.Бунин, М.Цветаева и другие. Поэзия «серебряного века» стремиться к синтетичности, к слиянию ... о свойственном символистам «поиске соответствий» между звуком, смыслом и цветом (известны подобные идеи и эксперименты у Бодлера и Рембо, а позже -- у многих русских поэтов ... сокурсник по гимназии В.В.Гиппиус, первые циклы стихов также издают на собственные средства; приезжают ...

Сборник «Эмали и камеи» (1852), Сначала 18 стихотворений; вырос втрое – 52 стих-я в последнем прижизненном издании. Общность с Леконтом: представление об искусстве как о высоком служении красоте. Специфика: ирония над, что изображает, пусть даже еле уловимая. Готье не погружается целиком в те образы, к-ые вспоминает; он имитирует этот мир, стилизует. Но при этом сохраняет дистанцию между собой и материалом. Он наслаждается как художник, эстет. Он лишь художник, а не взволновая личность. Нет волнения как у романтиков. Он свободен от своего материала. Всегда сохраняется «поза». Сквозная тема сборника КРАСОТА цвета, формы, пластичная, зримая. Много стих-ий о красоте женщины. «Поэма женщины». Является поэту женщина, которая меняется, играет различными образами-миниатюрами (Венера, султанша, грузинка с кальяном, инфанта. Изобразительность не непосредственная, а сквозь призму иск-ва – произведений и стилей. «Мажорно-белая симфония» («Симфония ярко-белого»).

О белизне женского тела: уподобляется снегу, пуху, морской пене, лилии (очень зримые образы).

«Этюды рук» из 2-х частей. (1часть «Империя», 2-я написана по контрасту – «Лаценер»).

Лаценер – убийца, недавно казненный. Его рука – страшная, рука палача. Для Готье мораль отступает перед красотой; они не пересекаются. Своеобразным очарованием обладает и эта рука. Но у Готье не просто стремление зарисовать живой мир. Он пишет по мотивам произведений искусств (живопись, музыка, литература) Как «натуру» использовал произведения Ш. Нодье, Гойи, Гейне, Шамиссо, Гете. Поэтическим образом является изначально эстетический объект. Таким образом «эстетическое» удваивается, как бы обращено на себя. Саморефлексия искусства, поэтическое воплощение того, как «сделана» поэзия. «Нереиды» — описание акварели польского художника теофиля Квятковского. «Ужин доспехов» — по мотивам романтических произведений Гюго, Фуке. «Кармен» — Кармен (Мериме) с неземной силой очарования. Готье показывает в своей Кармен принцип образа Кармен у Мериме – контраст, и сущность ее красоты. «Контральто» — посвящено будущей жене Готье – оперной певице. Голос – в разных ролях, полу-мистическая загадка. «Вторичность» (т.е. поэтический образ эстетического объекта) особенно заметна в стихотворениях о природе, о пересозданиях ее образов в разных искусствах. «Тучка» — воплощение античной скульптуры. Связь с мифом. «Первая улыбка Весны»: март- куафер, портной. Садовник; это прихотливый собирательный образ галантной поэзии 18 века. «Ватто» -стилизация под всю его живопись, в манере рококо. Нет эмоциональности. Манифестом пластической поэзии стало стихот-е Готье «Искусство» строится на принципиальном для Готье сравнении поэта с ваятелем (неподатливый материал, задача – сохранить красоту).

Все тленно, кроме искусства, которое остается торжествовать над всем.

  1. Поэзия Бодлер а.

    7 стр., 3440 слов

    Шарль Бодлер как художественный критик

    ... художником будет тот, кто сумеет разглядеть и показать нам эпическое в современной жизни посредством красок и линий и убедит нас, что мы не чужды величия и поэзии, ... бодлер 1. Биография Шарля Пьера Бодлера Шарль Пьер Бодлер ... искусству. Готье с ... художников. Большинство этих самоуверенных господ <...> не способны понять суровых уроков революционной живописи, сознательно отказывающейся от красот ...

«Проклятые поэты»

В то же время – сильная жажда жизни и удовольствий. 433.

451 Совсем еще ребенком я ощутил в своем сердце два противоречивых чувства: ужас жизни и упоение жизнью.

Бодлер также как и Флобер переживал эту эпоху как оскорбление. Вся поэзия проникнута болью. Его творчество исповедальное.

Очень драматичная судьба . Ранняя утрата отца. Разлад с семьей, с ее нравами буржуазной благопристойности. Отправили в кругосветное плавание, чтобы Бодлер «излечился от поэзии». Впечатления тропической первозданной природы и, главное – моря. Унизительная опека.

После революции 1848г – сближение с «чистым иск-вом». Готье о Бодлере: легенда как о приверженце чистого иск-ва (Предисловие к «Цветам Зла»).

Будем остерегаться народа и здравого смысла

ДЕНДИ.

Причастность к высшему. Нежелание быть как все».

Но в нем не только эстетство, а эпатаж: безбожие. У Бодлер а поиск иной цельности вместо цельности человека перед Богом. (Из Дневника: «Быть великим человеком и святым для самого себя – вот то единственное, что важно» ).

Бодлер: «Жить и умереть перед зеркалом» . Жить и спать (умереть) перед зеркалом. Герой тот, кто неизменно собран. Всегда роль для других. Но тоска по цельности человека (по Богу?)

Богоборчество

В каждом человеке всегда живы одновременно два стремления: одно – к Богу, другое – к Сатане. Обращение к Богу, или одухотворенность, — это желание подняться ступенью выше; призвание Сатаны, или животное состояние, — это радость падения. Именно к этой последней должны быть отнесены любовь к женщинам и ласковые разговоры с животными – собаками, кошками и т.д. 435.

Гарин288: Душа открылась Бодлеру как средоточие Зла , причем зла сладостного, затягивающего своей страшной «красотой» в бездонную пучину, где человек давший себя соблазнить, платит за это своей «самостью», нравственным единством личности.

бытийной неопределенности человеческого существования

Мазохизм . Культ страдания – как средство очищения от греха. Счастье имморально.

Религиозность

лирические переживания и нравственный пафос

Бодлер очень не похож на «Парнас». Вещи не имеют «иной миссии, кроме как давать поэту (повод) … созерцать самого себя». В отличие от романтиков , верующих в некие всеобщие идеи, Бодлер, отталкиваясь от личного опыта, верит только в свою собственную картину мира . Собственная исконность – критерий.

Поэзия

Художественный метод

Писательство в Х!Х в., по Бодлеру «сверхприродно» п/ч порождено цивилизацией, приближающейся к старости», с возрастом утрачивающей и здоровье, и простодушную наивность, зато утонченно изысканной, изощрившейся в умении.

«Предзакатность» ее накладывает отпечаток на вкусы , внушая чуткость к красоте увядания, одухотворенно-скорбной, изведавшей горечь злосчастий, сочетающей в себе «пылкость и печаль». Отсюда же предпочтение, оказываемое мастерски сделанному, искусному перед безыскусным. Естественно бесхитростным; ведь последнее в пору «упадка» неминуемо впитывает болезнетворные поветрия и тем обрекает себя на упадничество, тогда как старания превозмочь ущербность подручного материала благодаря умелой обработке причастны «героизму времен упадка».

6 стр., 2605 слов

Аргументы из жизни к сочинению

... и невежеством. Цель и мечта в жизни человека как ориентиры духовного развития. Бескорыстное ... изваянную им прекрасную девушку. Будто бы боги, тронутые чувством Пигмалиона, оживили мраморное ... чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще — к миру. Человек и искусство.Книга, ... показательна оплошность, которую допустили составители одного из европейских справочников о крупных ученых. После ...

Для Бодлера «Королева способностей» не тяга к «мимесису» (подражание природному), а воображение (но не фантазия).

Оно дар волевой и действенный. Для него Природа – своеобразный словарь, склад образов и знаков

Непременным залогом красоты и в жизни, и в искусстве Бодлер полагал ту или иную долю «странного» , когда сама «правда облачена в странные одежды». Причудливый гротеск. «В чем нет легкого уродства, то кажется бесчувственным; из этого следует, что неправильное, то есть неожиданное, необыкновенное, удивительное – есть важнейшая часть и характернейшее свойство красоты. 411.; Смесь гротескного и трагического приятна уму, как диссонанс – пресыщенному уху 416.

Два основных литературных достоинства: супернатурализм и ирония.413.

Красивая вещь (парнасцы) встречается со страшной вещью.

Познание содержит элемент игры. Примеривание ролей.

Другой залог красоты –

Цель – постижение сущего, в т.ч. и Природы. Корневое родствовсех на свете вещей. «Молитва – одна из величайших сил интеллектуальной динамики.414.

Мироздание – «дивный храм» , где телесное и духовное, все краски, звуки, запахи – лишь разные наречия одного «иероглифического» праязыка.

«Намекающее-окликающая ворожба» (sorcellerie evocatoire) – приемы словесно-стихотворной работы – закрепить на бумаге «празднества мозга», которые наступают. Когда мысленно преодолена расщепленность бытия (на природу и личность, вещи и дух, внешнее и внутреннее).

«когда мир вокруг художника и сам художник совместились в одно. Но подобные благодатные переживания упорно ускользают от рассудочных описаний. Зато их можно окольно подсказать , внушить, навеять.