Эссе «Изобразительная деятельность как средство подготовки детей к обучению в школе»
Что отличает дошкольника от школьника? Безусловно, начало новой деятельности, начало новых знаний и умений, учебного и жизненного опыта. Процесс перехода дошкольника в «разряд» школьника – это сложный, но закономерный процесс, в котором участвуют воспитатели и родители. Итак, готовность ребенка к обучению в школе считается одним из главнейших результатов психического становления во время дошкольного детства и залогом эффективного обучения в школе. Наряду с тем, что, как свидетельствуют психолого-педагогические исследования и практика в ДОУ, главное значение для подготовки к школе имеет общевоспитательная работа детского сада, нацеленная на всестороннее становление малыша — физическое, умственное, нравственное, эстетическое, в то же самое время очень много внимания в любом детском саду уделяется изобразительной деятельности, творческой работе, конструированию, познавательных и исследовательских игр, простого труда, рисования.
Все эти виды деятельности имеют огромное значение в процессе подготовки дошкольника к обучению в начальной школе, выражает его физические, интеллектуальные и творческие возможности. В целях эффективного дальнейшего обучения в школе особо пристальное внимание, на мой взгляд, в дошкольных учреждениях необходимо уделять изобразительной деятельности.
Е.И. Рогов замечает, что ребенок всегда отражает реальность так, как он ее видит и представляет. А сделать ему это помогают такие виды деятельности как лепка, конструирование, аппликации и т.п. В данном ключе изобразительная деятельность является наиболее значимой для развития и становления ребенка как личности, как человека, к тому же эта деятельность всегда вызывает только приятные впечатления в любом возрасте, будь то малыш 2-х лет или 7-ми.
По моему наблюдению, занятия рисованием, лепкой, аппликацией вызывают у ребят позитивные впечатления, удовлетворение эффектом труда. При этом формируются и закрепляются умения и навыки, нужные в учебной деятельности; способность слушать и запоминать задание, скрупулезно исполнять его за конкретное время, умения намечать и расценивать собственную работу, доводить дело до конца, находить промахи и поправлять их; содержать в порядке рабочее место, приборы и материалы.
В прогрессивных условиях нужно применять каждый вид работы дошкольника с целью всестороннего развития человека и формирования его готовности к школе. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий ребят, часто принята на вооружение в роли одного из средств увеличения уровня подготовки ребенка к школе, но нужно освоить возможности ее внедрения с данной целью.
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности ...
... деятельности младших дошкольников. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств ...
На занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении находят решение задачи всестороннего становления детей, которое нужно для эффективного обучения в школе. Перестройка школьных программ согласно с передовым уровнем развития науки и техники, уменьшением сроков и обогащением научного содержания изначального преподавания предъявляет новейшие, более высокие требования к дошкольному воспитанию и подготовке ребят к школе. Вследствие этого в наше время встает настоятельная потребность, и обнаруживаются настоящие возможности дальнейшего улучшения программ и способов дошкольного воспитания, направленного на увеличение уровня единого развития ребят и совершенствование процесса их подготовки к школе.
Как показывает анализ различных методических школьных программ по изобразительному искусству, в современных условиях задачи школьника в данном направлении усложняются. Это должно учитываться преподавателями начальных классов, а также воспитателями дошкольных учреждений. Однако не стоит забывать о принципе преемственности, который позволяет говорить о том, что одновременно с постепенным усложнением методических заданий по изобразительной деятельности, в начальной школе занятия должны основываться на повторении уже известных методик, иметь под собой базу в виде того опыта, который школьник получил до этого момента в дошкольном учреждении. Так, в I классе ребята обучаются характеризовать форму круга, квадрата, прямоугольника, овала на несложных по конструкции предметах (мяч, тетрадь, портфель).
Перед учащимися ставятся задачи по овладению техникой рисунка, что решались в детском саду. Это разъясняется тем, что не все ребята приходят в среднее учебное заведение из детского сада, с ними нужно начинать работу с того, что воспитанники подготовительной группы усвоили задолго до школы. Помимо того, в школе предъявляются более высочайшие требования к исполнению рисунка и какие-либо повторения, оправданы.
Тематическое рисование в школе считаются, словно продолжением сюжетного рисования в детском саду. Ребятам предоставляют задание разглядеть, посмотреть предметы либо действа в окружающей жизни, а далее рисовать их по памяти. Они обучаются передавать смысловые взаимосвязи между объектами, располагать в рисунке один предмет за иным с учетом плоскости земли и неба, изображать далекие предметы меньше по объему.
В письме нужно овладеть написанием частей букв с учетом каллиграфии, т.е. верного их месторасположения на линейках и клетках, пропорционального соответствия, подходящего нажима, соединения букв. Письмо в большей степени, чем рисование, потребует ограничения перемещений руки в конкретном месте линеек, четкого исполнения задания.
Адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях
... важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив. Исследования ...
Перенапряжение руки в период рисования и письма имеет ряд неблагоприятных результатов как для самочувствия ребенка (часто сопрягается с нарушением ритма дыхания, увеличенной утомляемостью, нарушением осанки), так и для подготовки руки к письму (неправильное распределение мышечного тонуса, мышечные «зажимы», неправильная поза).
При рисовании ребята изображают предмет, проводя линии в разных направлениях, разной длины и толщины. Перемещения руки при всем этом контролируются визуально и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но это ограничение не потребует специального внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит проблема — применять обилие линий для передачи пространственных параметров изображаемых предметов.
По моему наблюдению, на занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении ребята приучаются бережно пользоваться материалом, содержать его в чистоте и порядке, применять исключительно требуемый материал и заблаговременно намечать последовательность его применения. Все данные эпизоды содействуют успешной учебной работы на всех уроках, особенно на уроках труда. Преподаватель начальной школы обязан принимать во внимание имеющиеся у ребят умения и умения и строить уроки труда на их базе.
Знакомство на занятиях изобразительной деятельностью в дошкольном учреждении с ключевыми формами, близкими к геометрическим, умение выделять их из находящейся вокруг обстановки, характеризовать термином, сопоставлять по величине, длине, ширине, высоте, соотносить значение частей изображаемого предмета и их пространственное положение могут помочь овладению простыми математическими понятиями на уроках арифметики в I классе. Улучшение глазомера и плодотворных возможностей в ходе занятий конструированием из всевозможных материалов в дошкольном учреждении подготавливает ребенка к усвоению технических дисциплин в школе (черчение, геометрия).
На основании анализа вышеизложенного, мною были сделаны следующие выводы, что успешное решение задач преподавания и воспитания в начальных классах неразрывно соединено с изобразительной деятельностью дошкольников. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием в веской мере содействуют подготовке к последующей учебной деятельности, например к овладению письмом, арифметикой, трудовыми умениями.