Понятие культуры интеллектуального (учебного) труда

Формирование культуры умственного труда основывается на глубоком и сознательном освоении норм умственной деятельности, рассматривается как важнейший инструмент познания мира во всем его многообразии. В ходе изучения курса «Культура интеллектуального труда» рассматривается проблематика основных аспектов, которые влияют на процесс самообразование студентов в вузе.

Традиционные технологии обучения имеют репродуктивный, пассивно-познавательный, информационный и, частично, репродуктивно-творческий характер. В учебной деятельности способы и методы добывания знаний важны сами по себе, поскольку их наличие гарантирует будущую приемлемость и эффективность, в отличие от ситуативности и переменчивости требований к объему знаний. Чтобы ориентироваться в сложном, постоянно меняющемся потоке научной, политической и экономической информации, мы должны постоянно пополнять свои знания — таково требование времени. Удовлетворяя ему, многие современные школы отводят специальное время на выработку у учащихся умений и навыков рациональной организации учебного труда.

Согласно известной педагогической аксиоме, воспитатель сам должен быть воспитан. В нашем контексте эта аксиома должна быть прочитана примерно так: преподаватель, перед которым поставлена задача научить вверенных ему учащихся приемам оптимальной организации учебного труда, сам в совершенстве должен владеть ими. Поэтому в педагогических лицеях, вузах, на факультетах университетов с педагогической специализацией речь должна идти о выработке у слушателей умения не просто учиться (в той или иной мере это делалось и раньше), в условиях нового социального заказа это умение должно быть доведено у них до высокой степени совершенства — такой, что здесь уместнее говорить о культуре учебного труда.

Не владея культурой учебного труда сами, такие учителя не могут привить ее своим воспитанникам. Обнаруживается явное противоречие между запросами жизни и возможностями удовлетворения их со стороны молодых преподавателей.

1. Понятие культуры учебного труда

Вполне очевидно, что культура учебного труда есть часть социальной культуры, а потому основой его сущностного определения должно стать понятие культуры вообще, дополненное (а по сути ограниченное) в соответствии со спецификой учебной деятельности.

Однако строить планы всегда легче, чем их осуществить. Дело в том, что в науке используется множество дефиниций культуры, и все-таки наша задача облегчается тем, что, по край-ней мере, некоторые из них нашли место в словарях, а это можно расценивать как признак зрелости понятия. Наиболее подходящим для наших целей представляется определение культуры, данное в кратком философском словаре под редакцией М.Розенталя и П.Юдина «Культура есть общественное явление, выражающее достигнутый на данном историческом этапе развития общества уровень в области технического прогресса, производственного опыта и навыков людей к труду, в области образования и воспитания, в области науки, литературы, искусства и сопутствующих им учреждений».

8 стр., 3666 слов

Культура профессиональной деятельности

... Результативность профессиональной деятельности прямо связана с готовностью эту деятельность осуществлять. Так, психологическая готовность к профессиональной деятельности психолога будет влиять на качество проведенной работы, эффективность организации труда психолога на предприятии. 2. Понятия «профессиональная культура» ...

Согласно культурно-исторической теории Л.С.Выготского и таких его последователей как Н.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия и др., усвоение социальной культуры есть непременное условие развития всякого общества, а утрата механизмов передачи культуры равносильна его гибели, о чем свидетельствуют примеры инков, народности майя и других исчезнувших цивилизаций.

Поэтому каждое поколение предпринимает определенные усилия для того, чтобы передать весь накопленный до него и им самим культурный потенциал новому поколению, способствуя тем самым переходу последнего на более высокую ступень психического развития. Полнее всего это происходит в условиях обучения.

Мы придерживаемся мнения, что обучение в широком смысле «представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного социального опыта». Впрочем, более строгий анализ должен выделить здесь две самостоятельные функции: передачу опыта и его усвоение. Передаче опыта служит деятельность преподавания, осуществляемая преподавателями; усвоению — учебная деятельность или собственно учебный труд, осуществляемый учениками или студентами. Поэтому выражения «учение», «учебная деятельность» или «учебный труд» имеют ввиду «деятельность учащихся по достижению условий для усвоения какой-то части социального опыта». Именно части, потому что, чем богаче накопленная обществом культура, тем заметнее разделение труда и тем ограниченнее число сфер деятельности, которые может освоить каждый отдельный индивид.

Под культурой учебного труда студента мы будем понимать максимально возможный на данной стадии развития общества уровень учебных умений и навыков в области овладения избранной профессией.

Дополнительный материал к пониманию культуры учебного труда дает анализ такого связанного с ним понятия как «информационная культура». В самом широком смысле информационная культура — это система информационных ресурсов общества, которая предполагает создание, переработку, хранение, поиск, передачу и потребление информации.

Понятия «культура учебного труда» и «информационная культура личности» во многом совпадают, что дает нам основание использовать их иногда как взаимозаменяемые, и не только по литературным соображениям. Выражения «рациональная организация учебной деятельности», «совершенствование учебного труда», «повышение эффективности учебной деятельности», «оптимизация учения», «научная организация учебного труда» также имеют некоторую общность, однако в специальной литературе принято различать их смысловые оттенки:

рациональная организация учебной деятельности

совершенствование учебного труда

6 стр., 2559 слов

Культура интелектуального труда (КИТ). Культура интелектуального труда

... (содержанием) учебной деятельности развивается сам обучающий. Учебная деятельность отличается от любой другой деятельности целями и задачами … Чем отличается учебного Проект об образовании … Тема 4: Общеучебные умения как фактор культуры интеллектуального труда Учебные вопросы: Общеучебные ...

повышение эффективности учебной деятельности

  • оптимизация учения

научная организация учебного труда

Культура интеллектуального труда — ядро общей культуры студента, на которой базируется эффективность и результативность процесса обучения, реализация познавательных способностей личности. Существует прямая зависимость между уровнем культуры умственного труда студентов и такими важнейшими характеристиками процесса обучения в вузе, как качество формируемых знаний и умений, познавательная активность, стили мышления, социальная компетентность студентов. Целенаправленное формирование культуры интеллектуального труда студентов является, таким образом, не только условием полноценного развития личности, но и важнейшим фактором эффективности и результативности учебного процесса. Актуальность этой проблемы растет по мере ускорения темпов технологизации образовательного пространства, которая стремительно изменяет само содержание и формы интеллектуального труда.

Изучение дисциплины «Культура интеллектуального труда» нацелено на формирование у студентов знаний и практических навыков использования приемов и методов познавательной деятельности, необходимых для успешной адаптации в информационно-образовательной среде вуза, а также на оказание практической помощи студентам в самостоятельной организации учебного труда в его различных формах.

Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач: сформировать представление о принципах научной организации интеллектуального труда; раскрыть сущность понятия и содержание основных компонентов культуры учебного (интеллектуального) труда студента; выявить специфику основных познавательных практик, применительно к различным формам учебной работы в вузе; сформировать представление о современных технологиях работы с учебной информацией; освоить приемы эффективного представления результатов интеллектуального труда и навыки самопрезентации.

2. Место и роль культуры учебного труда в системе высшего образования

Главными компонентами процесса подготовки специалиста с высшим образованием можно считать: деятельность преподавания, осуществляемую профессорско-преподавательским составом вуза; деятельность учения, осуществляемую студентами; содержание избранной профессии, как часть социальной культуры или, что то же самое, — социального опыта. Взаимодействие между этими компонентами и составляет основное дидактическое отношение системы вузовского образования.

социальный заказ

содержании обучения

профессорско-преподавательскому

В соответствии с целями преподавателей, выраженными в учебных задачах, сообразуясь со своими мотивами и культурой учебного труда, студенты осуществляют учебную деятельность, в ходе которой они усваивают теоретический материал и приобретают необходимые практические навыки.

3. Культура учебного труда как владение совокупностью основных учебных умений и навыков

В психолого-педагогической литературе можно найти немалое количество перечней учебных умений и навыков, которые, по мнению авторов, описывают культуру и успешность учебного труда и др. Предприняты попытки классификации их на общие и частные, сенсорные и моторные, сенсомоторные, оценочные, интеллектуальные и др.

3 стр., 1458 слов

Культура двигательной деятельности

... часть двигательной деятельности человека. Физическая культура как наука, а также теория и дидактика физической культуры как учебная дисциплина ... в процессе эволюции на фоне активной двигательной деятельности. Недостаточность движений в современном обществе - социальный, а ... труда, физических нагрузок и на производстве, и в быту, а, следовательно, снижению доли активной двигательной деятельности. ...

Приведем лишь одну из классификаций, которая больше других удовлетворяет нашим задачам, поскольку исходит из основных структурных компонентов учения, к которым, относятся: планирование задач и способов учения, организация деятельности учения, контроль за ее исполнением. На этом основании выделяют:

учебно-организационные умения и навыки

учебно-информационные умения и навыки

учебно-интеллектуальные умения и навыки

Принимая во внимание, что учебный труд в вузе — это в основном труд умственный, требующий на свое осуществление определенных временных и энергетических затрат, в число основных учебных умений и навыков включены:

1) умение накапливать информацию;

2) умение творчески ее перерабатывать;

3) умение выдавать новую информацию;

4) умение находить на все это время и вести при этом здоровый образ жизни.

В терминах культуры учебного труда эти умения соответственно могут быть представлены так:

1) культура слушания, культура чтения, культура конспектирования;

2) культура владения приемами творческой переработки информации;

3) культура подготовки сообщения и культура устного выступления с ним;

4) культура использования времени и здоровый образ жизни, как элементы культуры учебного труда.

Согласно деятельному подходу к формированию личности, указанная совокупность учебных умений и навыков, складывается в учебной деятельности по ходу усвоения соответствующих знаний и способов учения при определенных психолого-педагогических условиях. Эти условия можно подразделить на три большие группы, выделив соответственно три этапа формирования культуры учебного труда:

первый этап.

второй этап

третий этап

Деятельность по овладению культурой учения на пути от младших курсов к старшим во все большей мере должна превращаться в самодеятельность студентов по отысканию и усвоению эффективных приемов, выходящих за пределы их непосредственного опыта. В таком случае отпадает нужда в искусственном подкреплении процесса обучения положительными эмоциями, поскольку его роль берет на себя само подкрепление за счет ощущения возрастающей умелости и компетентности в вопросах учения.

4. Проблемы формирования культуры учебного труда в вузе

Наиболее исследованными являются условия формирования познавательного интереса, как мотива учебной деятельности. Помимо интереса в нем важную роль играют такие качества личности как настойчивость, склонность к преодолению трудностей, чувство долга, ответственность и др. Дело обстоит так, что о многих из них мы в состоянии только говорить, формировать же эти качества мы пока что не умеем. Постоянно напоминать студенту, что он должен делать и за что в ответе, соответствующих качеств, увы, не формирует.

Полимотивированность учебной деятельности ставит также проблему выявления оптимальной мотивационной структуры учения и условий ее формирования. Немалые трудности встречает формирование у студентов знаний о передовых приемах и методах организации учебного труда. Дело в том, что многие из этих приемов существуют в виде разрозненного социального опыта, который еще предстоит обобщить, систематизировать, а главное, адаптировать к условиям вуза. Не лучше обстоит дело и с демонстрацией этих методов. Однако больше всего трудностей и нерешенных проблем связано с этапом практической отработки и усвоения способов учебной деятельности. Относительно законченной и в ряде случаев доказавшей свою эффективность является концепция поэтапного формирования умственных действий, разработанная П. Я. Гальпериным, Н. Ф. Талызиной и их учениками.

2 стр., 965 слов

Культуры интеллектуального труда

... компонента культуры умственного труда. Компоненты культуры интеллектуального труда студен та В понятие «культура учебного труда» входят четыре взаимосвязанных компонента 1 : Учебный труд – это, прежде всего труд интеллектуальный. Учебный труд – целенаправленное формирование культуры интеллектуального труда студентов, являющимся не только условием полноценного развития ...

Истинная культура невозможна без самоуправления.

Отечественными психологами предприняты некоторые попытки раскрыть механизмы саморегуляции учебной деятельности. Так, Н.С.Лейтес описал способы саморегуляции, проявляющиеся в составлении режима дня, планировании своей деятельности, принуждении себя заниматься тем, что не интересно и т.д. Е.А.Милерян разработал концепцию обобщенных трудовых умений, к которым он относит умение планировать, регулировать и контролировать свою деятельность.

Заключение

Таким образом, именно потребности в профессиональном становлении и общем развитии личности являются теми «внутренними условиями», через которые преломляется влияние на студентов факторов учебной деятельности. В пользу такого понимания влияния объективных факторов говорят также данные, полученные в ходе изучения мотивов учебной деятельности студентов. И здесь на первом месте стоит мотив профессионального становления, на втором — познавательный, на третьем — мировоззренческий, которые вместе и составляют мотивационное ядро учебной деятельности студентов. Последние места занимают соответственно гедонистический, два конформистских и личностные престижные мотивы.

Влияние факторов на отношение студентов к учению очень подвижно. Оно зависит не только от содержания фактора, но и от этапа подготовки будущего специалиста. Это вызывает необходимость постоянного контроля за действием данных факторов, то есть проведения по описанной выше методике ежегодных срезов.

Такие срезы позволят получать обратную информацию о ходе учебно-воспитательного процесса в вузе и его результативности, выявлять сильные и слабые стороны отдельных факторов, своевременно вносить необходимые коррективы. культура интеллектуальный труд студент

При этом влияние изученных факторов на формирование у студентов ответственного отношения к учению целесообразно оценивать по трем параметрам: качеству (позитивное — негативное); силе (слабое — сильное) и устойчивости (устойчивое — неустойчивое).

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/kultura-uchebnogo-truda-studenta/

1. В. Т. Горбачев. Культура интеллектуального труда. Учебно-методические материалы.- Москва, 2010.

2. Л. В. Путило. Культура интеллектуального труда. Учебно-методические материалы.- Москва, 2007.

3. Косырев В. Н. Культура учебного труда студента: Учебное пособие.- Тамбов: ТГУ, 1997.