Урок – подготовка к первому сочинению в жанре . 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым. методическая разработка по литературе (7 класс)

Чтение обучающимися литературного примера эссе.

  • Анализ примерного плана сочинения.
  • Написание эссе.
  • Ход урока:

    1. Вступительное слово учителя.

    Сегодня мы войдем в мир поэзии и исследования, наполненный различными образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывающуюся душу поэта. А возникающие чувства помогут нам больше понять себя.

    Сообщение темы урока, постановка цели.

    1. Работа с эпиграфом.

    Как вы понимаете слова известного критика, характеризующие творчество М.Ю. Лермонтова? Подтвердите их, приведя примеры из известных вам произведений поэта.

    Впервые в 7 классе вы познакомились с крупным произведением М.Ю. Лермонтова «Песней про купца Калашникова…». Но сегодня мы вспомним вашу первую встречу с великим поэтом и попытаемся описать ее в жанре сочинения-эссе.

    1. Введение в тему.

    Какие ассоциации вызывает у вас термин «эссе»? Что значит написать сочинение в жанре эссе? Каким оно должно быть, по-вашему?

    1. Изучение нового материала.

    Работа с таблицей «Признаки эссе».

    1. Неограниченность тем.
    2. Индивидуальный авторский подход к их освещению.
    3. Отсутствие задачи исчерпывающе полно осветить тему.
    4. Свободная композиция.
    5. Небольшой объем.
    6. Прозаическая форма

    На основании данных признаков составляем определение эссе.

    Эссе – небольшое по объему сочинение на любую тему, имеющее свободную композицию и прозаическую форму, индивидуальный авторский подход к освещаемой теме.

    16 стр., 7607 слов

    Методические подходы к работе над сказкой в начальной школе

    ... исследования - методика изучения сказки в начальной школе. Основный метод исследовательской работы: изучение и анализ теоретических работ по педагогике. Структурно курсовая работа состоит из введения, двух ... педагогический опыт работы над сказкой во 2-м классе начальной школы. Теоретические основы работы над сказкой в начальной школе, Особенности сказки как литературного жанра Сказка - один ...

    Делаем вывод. Основная цель эссе- заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль, потребность в самовыражении.

    Работа со статьей учебника. (Литература. 7 класс. Автор Коровина В.Я. и др.)

    — Что узнали о М.Ю. Лермонтове из рассказа И. Андроникова.

    Чтение фрагментов из произведений, в которых авторы вспоминают о своей первой встрече с Лермонтовым. ( «Читаем, думаем, спорим»: Дидактические материалы по литературе)

    — Какой из фрагментов подошел бы вам для начала рассказа о поэте?

    — Какое начало, возможно, придумали сами? Расскажите о нем.

    — Какие отрывки из стихотворений поэта включили бы вы в свое эссе?

    Работа с примерным планом написания эссе.

    1. Когда произошла моя первая встреча с Лермонтовым?
    2. Какой мне запомнилась первая книга произведений поэта (или первое произведение)?
    3. Что в ней особенно заинтересовало, понравилось? Чем привлекла мое внимание?
    4. Что я мысленно «видел», слушая или читая эту книгу? Какое отношение вызвали у меня ее герои?
    5. Что запомнилось наизусть?
    6. С кем и как делился я радостью первой встречи с Лермонтовым?

    5 . Написание черновика эссе.

    6. Выступление желающих.

    7. Рефлексия.

    — Что показалось интересным на уроке?

    — Что вызвало затруднения?

    — Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

    8. Итог.

    — Сегодня мы познакомились с жанром эссе, и хочется верить, что к вашим будущим творческим работам также будут применимы слова В.Г. Белинского «точность», «определенность», «многозначительность».

    9. Домашнее задание.

    — Закончить работу над эссе.