(Размышления на фоне впечатлений… После творческой встречи в Центральной библиотеке с писательницей и поэтессой Татьяной Михайловной Батуриной. Г. Волгоград)
Зачем с непобедимою печалью
За говорливость душеньку корю?
Молю, мольба, молитва –
Всё молчанье,
Всё на едином держится корню!
Т. Батурина
У каждого – свои литературные пристрастия, конкретно – читательские. Более двух десятков лет назад купила я маленькую книжечку стихов (Татьяна Батурина. «Свеча». Волгоград») — удивительное издание.
На обложке среди синего клубящегося небесного пространства, будто возвышаясь над всем Миром, — стоит хрупкая фигурка то ли женщины, то ли ангела в бледном одеянии, с молитвенно сложенными руками. Прическа оформлена художником как тянущееся ввысь золотое пламя свечи … И шрифт выделяется особенностью: в заглавии – буква «ять» по правилам дореволюционной орфографии, в тексте – начертания бегущих крохотных буковок непривычного для глаз шрифта. Я люблю брать с собой в дорогу эту ставшую для меня карманной заветную книжечку. В свободные минуты открываю, чтобы прикоснуться к поэтической мудрости её автора – искренней и светлой. Потом были встречи с другими произведениями поэтессы, не менее значимыми… Тоже — воспринятыми как откровения.
Знаю, что редакция газеты «Звезда», местные районные просторы – это её трепетная память о юности, начале журналистского пути: «Может быть, самое лучшее, самое чистое время в судьбе – на земле – матушке, по которой во время корреспондентских летних вояжей, больше похожих на прогулки, я иной раз босиком бегала…» И репортерскую руку ей ставил наш незабвенный бывший редактор.
«Иван Михайлович Кандауров занимает в моей жизни особое место. Почти два года я постигала, что такое газета, и не просто газета, а районка, которой руководил он, писатель и журналист…Впервые я встретилась с Иваном Михайловичем в старом купеческом особняке на улице Советской в районном поселке Средняя Ахтуба: именно там располагалась редакция районной газеты «Звезда». Там и начались газетные «мои университеты»… Приказ о зачислении появился только неделю спустя — после того, как я принесла первый свой материал о пастушке, играющем на гитаре. Было мне 19 лет, и писать для газеты так, как «полагается», я не умела, зато совсем по – девчоночьи, восторженно – эмоционально воспевала коровники и пойму, детские садики и яблочные сады, механизаторов и доярок. Земля была поэзией.
По основам творческой деятельности журналиста «Жанр интервью ...
... – будет второй целью этой работы. Третья цель данного исследования - выявить классификацию интервью в современной газете. Ну и последнее – подготовка, проведение и печать интервью в газете. Материалом для данного исследования ...
Школа районки — великая школа для газетчика, но особенно для стихотворца: ведь в русском селе – не до эмпиреев, здесь не повитаешь в бездумных облаках. И если есть в моём творчестве нечто высокое, оно – от отцовских Житне – Гор на Киевщине, от заволжской Средней Ахтубы, от древней русской святости…» (Из рассказа «Настоящий человек»)
Родилась Т. М. Батурина в Сталинграде 15 июня 1947 года в семье врачей, семейный союз которых сложился на фронте, накануне Победы. Закончив восемь классов, поступила в нефтяной техникум, хотя с детства тяготела к Слову. В трогательной автобиографической повести «Окошечко» рассказывает: «Отец завел тонкую тетрадочку, куда записывал своим ладным почерком все мои сочинялки. Лет в пятнадцать я эту тетрадку тайно уничтожила, твердо решив не заниматься ерундой, то есть стихосложением. Но у Господа Свой замысел о каждой душе.
О, если б знать!
Но знать нам не дано,
И потому под ясными огнями
Мы ждем того, чему не суждено
Иль суждено свершиться вместе с нами».
Первая публикация стихов была в 1968 году. Газета «Молодой ленинец» отвела им всю четвертую полосу. Одиннадцать стихотворений из этой подборки появились и в журнале «Волга». Через год Т. Батурина — уже участница пятого Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве. Она продолжает образование в Волгоградском педагогическом институте. Первая книга стихов «Черемуха» вышла сразу в столичном издательстве «Молодая гвардия» (1973 год).
В настоящее время Татьяна Михайловна Батурина – кандидат филологических наук, известная российская писательница, автор более двадцати книг поэзии и прозы, текстов музыкальных произведений. Является директором Международного фонда «Александр Невский». При ее участии ежегодно в Волгограде издается альманах «Александр Невский», цель которого – популяризация творчества православных авторов и содействие воссозданию Царицынского кафедрального Александро — Невского собора. С 1995 – го года выходит художественно – публицистическая телепередача Т. М. Батуриной «Свеча». Она автор идеи и первый воплотитель Всероссийского телефестиваля «Святая Русь», который является одной из главных программ Волгоградского отделения Всероссийского фонда культуры, а также — Международного Царицынского Александро — Невского православного фестиваля культуры, языка и журналистики. Много паломничает по святым местам Православного Востока и Святой Руси.
Темы лирики — любовь, женское счастье и судьба, поиск духовной гармонии, жизнь сердца…
Лес правит праздник свежего листа,
А журавельник, вытянувшись клином,
Уже трепещет клином журавлиным
Из – под плетней и каждого куста.
Герань как птица! Я люблю её
За прозвище второе «журавельник»,
За сполохов веселых шелковьё
Повесть «Собачье сердце. «Анализ эпизода «Операция» в повести М
... какую волю отсюда не уйдешь, зачем лгать… привык. Я – барский пес, интеллигентное существо, отведал лучшей жизни. Да и что такое воля? Так, ... ошеломляющие результаты - это, конечно,... Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» отражает послереволюционную эпоху 20-х годов - время НЭПа. ... повторяет: «…потеряем время и пса потеряем. Впрочем, для него и так никакого шанса нету»; «Все равно он уже ...
И за сентябрьский скорый понедельник,
Таящийся в названии цветка
И в грусти журавлиной настоящей,
Еще скупой, неслышимой пока,
Еще навстречу радости летящей.
Пора герани! Быть моим цветком –
Июньским, народившимся со мною –
Ей нравится: то дразнит коготком,
То ластится лиловой тишиною.
Пора герани! Женщина в поре –
И та себя скромнее украшает,
Когда срезает розу на заре,
Герань же все пределы разрушает!
Свободная, красуется везде,
Любезна дому, дружит с глухоманью,
И так ночами весело звезде
В моём окне, прославленном геранью!
«Пора герани»
*** *** *** *** ***
Из трав земных всего дороже
(Я бабьей памятью права)
Мне — лопушистый подорожник,
Тебе — нагая трын — трава.
Когда приспеет подорожник,
А мне одной невмоготу,
Его пушистую ладошку
Кладу к горячечному лбу.
Нет, он не горе исцеляет,
Не глушит память о тебе,
Он просто душу отсылает
К земной приветливой тропе.
А ты, страстей своих заложник,
Любви сиятельной изгой,
Небрежно топчешь подорожник
Своей неверное ногой.
Когда же чувством осторожным
Придешь ты к знанью одному,
Что я отважный подорожник
На тропке к сердцу твоему?..
«Подорожник»
**** *** ***
Когда нету писем – нету и меня,
Я просто брезжу в зеркале разлуки,
И всяких слов утешных воркотня
Не упасает в этакой докуке.
Ах, мой недальновидный адресат!
Мне никогда, поди, не достучаться
Листком почтовым в твой морозный град –
К тебе не допускают домочадцы.
Ну что ж, покуда о тебе одном
Раздумывая, доживу до лета,
Чтоб ясенем явиться под окном
И разукрасить стекла веткой света!
(Когда нету писем…»)
На свою, собственную, дорогу в творчестве Т. Батурина вышла не сразу. Сначала душа непроизвольно потянулась к вере, обратив к философско-религиозному постижению сущности бытия… Этим дала основу для обретения духовного равновесия.
«Сколько раз замечала: хочу сказать сокровенное – рука сама ложится на сердце… Тайна сия проста – в сердце Бог. И когда человек живет сердцем, он редко ошибается….»
Добра надо мною звезда,
Но водит по самому краю…
Куда, моя птица, куда? –
Я сердце рукой прикрываю…
(«Предчувствие»)
Принято считать высшей похвалой книге, если прочитала её «на одном дыхании», а я над строками сборника «Вериги любви» с подзаголовком «Житийные страницы» — кажется, совсем не дышала…. Оригинальный художественный образ вириг в названии каждый поймет по своему разумению… Но — Сталинград и Афган, Приднестровье недавней грозовой поры; украинское село Житне — Горы, где и её, Татьянины, корни, где помнят её маленькой девочкой… Святая Земля, на которой не раз довелось побывать; Соловецкие острова; рассказы о священнослужителях и мирянах – страницы дышат, лучатся, светятся благодатным чувством — любовью.
Читая, наслаждаешься прекрасным и в то же время – простым слогом, ощущая автора – собеседником. Драгоценна непривычная, будто из самой глубины времени взятая лексика. И в объяснение тому нашлась цитата: «Поистине: древняя грамота вложена в наши сердца Самим Господом. Я знаю, что каждое русское слово – тайниковое, оно поднимается из древних глубин народной памяти – речи, восходит к сердцу – и становится родным навсегда». Священным трепетом благоговения проникнуты рассказы о Митрополите Волгоградском и Камышинском Германе, о встречах с Главой Российского Императорского Дома Великой Княгиней Марией Владимировной.
Маленький человек с большим сердцем по повести Станционный смотритель
... — Настоящий друг. Сочинение Маленький человек с большим сердцем по повести Станционный смотритель Пушкина 7 класс Сочинения / По литературе [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/malenkiy-chelovek-s-bolshim-serdtsem-obraz-samsona-vyirina/ / Маленький человек с большим сердцем В произведении ...
Стихотворением — яркой поэтической зарисовкой подмеченного бытового момента — начинается книга поэзии и прозы «Маманин курган».
В трамвае раскатисто — громко
Сутулились в тесном ряду
Старуха с дитем и котомкой –
Чужие, видать, в городу.
Старуха спросила:
- Мамаев
Не скоро ль?
Уж ты подмогни!
Дитя повторило:
- Маманин!
Я вышла, и следом – они.
Тихонечко двинулись рядом
По тяжким высоким кругам
Туда, где исплаканным взглядом
Встречает Маманин курган.
Солидное издание объемом более 700 страниц вышло в свет в особенный год — канун 70-летия Победы в Сталинградской битве и 45-летия творческой деятельности Татьяны Батуриной, лауреата Всероссийской литературной премии «Сталинград» и Государственной премии Волгоградской области. Произведения, написанные в разные годы, посвящены теме патриотизма, защиты Отечества, сохранения нравственных идеалов.
Востребован читателями и уже переиздан новый роман — «Русиюния» (в двух книгах).
Обложку произведения украшают радужные живописные работы народного художника Украины Андрея Антонюка.
Стихотворные строки — о том же, прошлом, которое забывать нельзя:
Как больно, Господи, как жалко
Всего, что спрятано в груди!
У дома вдруг вскричала галка…
Что, Куликово впереди?
Да сколько ж можно свято поле
Пытать копытом и огнём!
Доколе, Господи, доколе.
Ответил Бог: «Перемогём».
«Как больно, Господи, как жалко…»)
Редко над какой батуринской строкой не вздрогнешь в узнавании, не вздохнешь или не заплачешь… «Навсегда родной может быть дождливая ветка, нечаянно, ветрено – порывисто припавшая к стеклу. И трава, и грязь вдоль дорожных обочин, и несгораемый полет мотылька вокруг лампочки на вечерней веранде…» Любимая метафора Татьяны Михайловны — свеча, подразумевающая образ души человеческой. Свет её несет очищающее добро, согревает, умиротворяет сердце.
Вид у окна свечёй уравновешен:
Темным – темно, а душеньке светло,
Она сама и трепетность скворешен,
И ветра многовейное крыло,
И белая неспящая фиалка,
И вишни родословнейший порфир…
Вблизи свечи душа не приживалка
В миру, но – собирающая мир.
«У свечи»
Звезда путеводная не раз поставит на край («…я всё бегу вослед. / Ты там еще, на небе!»), но духовная свеча укрепит, поможет устоять, выдержать любые испытания Судьбы. И придет нечаянная радость Благодати…