Материал к . Проблема нравственного воспитания (на примере произведений русской классики)

Нравственное воспитание… Первое , на что надо особо обращать внимание. Особенно в современном обществе. Забыты слова «мораль», «уважение»,. «сострадание», «милосердие»… Эти качества не врождённые, они приобретаются на протяжении всей жизни. Как важно, чтобы детям вовремя показывали, что такое зло, а что такое добро. Иначе будет сделан неправильный выбор…

  1. Воспитание – самый важный момент в формировании человеческой личности. А нравственное – основа всего. Оно идёт от семьи, от влияния среды, от того, чем ты занимаешься, чему учишься… Что читает человек, что видит. Книги заставляют размышлять, научат, заставят подумать над чем – то. Вот роман А. Пушкина «Капитанская дочка». В ней – нравственные основы молодого человека – Петра Гринёва. Воспитывал Савельич, простой человек, крепостной. Потом – мосье Бопре, человек неглубокий, несерьёзный. Не воспитание, а благодать. Но влияние отца оказалось ведущим. Он отправил сына на службу не в столичный город, а в далёкую губернию: « Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон ». Напутствие даёт: « Береги платье снову, а честь смолоду ». И вот Гринёв попадает в самую гущу исторических событий, часто оказывался на волосок от смерти, но не сломался, не сдался. У него настоящие понятия о чести, верности, долге: « Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу », « Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду ».

    57 стр., 28019 слов

    Воспитание нравственных качеств младших школьников (на материале ...

    ... уроков литературного чтения содержит нравственные проблемы; предусматривается использование комплексов средств, позволяющих обеспечивать формирование нравственных качеств детей. ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность понятий «нравственное воспитание», «нравственная культура» в психолого-педагогических исследованиях ...

Откуда такая сила воли у молодого человека? Конечно, от семьи, от отца, для которого честь и совесть не слова, а дело. Таков и сын. Да, «Капитанская дочка»- шедевр для нравственного воспитания и становления настоящего человека!

  1. Совсем другую картину видим в комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Здесь тоже семья и один сын, ставший типичным представителем лени, зла, невежества, бескультурия, не интересующийся ни книгами, ни науками, не обременённый заботами о ближних. Митрофанушка насколько проникся духом своего дома, что теперь лавирует между теми, у кого власть, и теми, у кого её нет. У него это ловко получается. Вот сон, что приснился ему: « Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку » . И дальше: « Так мне и жаль ста ло ». Мать ошеломлена: « Кого , Митрофанушка ?» . Ответ обескураживает: « Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку ». Как понял, чья власть в доме! Конечно же, не отца. А матери можно и подсластить! Точно отреагировал на это Скотинин: « Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин! ». Хитрость Митрофана потрясает!

Что возьмёт в свою жизнь этот ловкач? Как он будет жить один, без родителей? Страшно даже подумать! И разве такого нет в наши дни? Для нас часто встречающееся явление. Так и хочется подсказать: «Не допустите ошибку Простаковой! Не растите Митрофанушек»!

  1. В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой рассматривает проблему нравственного воспитания как главную задачу семьи. Для этого в эпопее – три семьи, три направления нравственного воспитания.

Болконские, главное для которых — Родина, Отечество, любовь к ним. Для отца, сына Андрея – честь умереть во имя защиты своего дома семьи, Родины. Сын погибает в войне с Наполеоном. Дочь княжна Марья не хочет оставаться в имении, потому что туда скоро придёт враг. Она – представительница рода Болконских – не может даже представить себе, чтобы жить при французах.

Ростовы другие. Душевные, заботливые, мягкие и добрые. Родители в детей закладывали только добродетельные качества. Покидая Москву , они отдают свои повозки раненым. Оставляют своё добро, но спасают раненых, не оставляют ихпри французах.

А Курагины — семья, ведущая паразитический образ жизни: «

6 стр., 2749 слов

Каким я вижу будущее своей семьи сочинение с приемным ребенком

... дома Хлупиных и передаче приемных детей в обычный детский дом казарменного типа. О семье Хлупиных я был наслышан. В газете ... умеют считать? Воспитание двумя родителями одновременно с полдюжины детей на много эффективнее, чем воспитание одного ребенка одной целой и какой-то десятой ... вырасти!» Вот уж действительно трагедия так трагедия! А я-то по недалекости своей думал, что трудиться — это хорошо, а ...

Не роман, а настоящий учебник для нравственного образования и воспитания детей в любой семье.

ВЫВОД

Так что русская классика поможет воспитать моральные, нравственные качества в детях. Надо больше читать, обсуждать прочитанное. Понимать детей, объяснять. Надо , чтобы ребёнок всегда мог подойти к отцу и спросить:

Что такое

хорошо

и что такое

плохо?

И , выслушав отца, ответил:

Буду

хорошо,

и не буду —

плохо.