«Развитие творческих способностей детей средствами фольклора через театрализованную деятельность»

Тверской областной институт усовершенствования учителей.

ЭССЕ

«Игра — наиболее доступный ребенку и интересный

для него способ переработки и выражения

впечатлений, знаний, эмоций»

( А.В. Запорожец.)

Многие знакомые, узнав, что я работаю в детском саду воспитателем и музыкальным руководителем, с завистью замечают: «Какая интересная у тебя работа!» Да, я до такой степени влюблена в свою работу, что отношусь к ней как к любимому, дорогому для меня делу. Ведь это общение с детьми, которые дарят мне свою любовь и привязанность, возможность творчески работать, постоянно погружаясь в мир музыки, игры, сказки.

О своей профессии я мечтала с детства. Самые яркие детские воспоминания — как я танцую, пою, выступаю на утренниках. Сколько себя помню — никогда не сомневалась, что вся моя дальнейшая жизнь будет связана с музыкой, сказкой и детьми. Меня привлекает работа именно с дошкольниками. Это самый благодарный возраст, когда между ребенком и взрослым устанавливается теснейший контакт и взаимопонимание. Малыш,

Который любит педагога, доверяет ему, полюбит и поймет то, что тот предлагает.

За 37 лет работы воспитателем и музыкальным руководителем я поняла, что дать знания, развить умения и навыки — это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес к творчеству детей.

Главная цель моей работы – доставить детям радость, вдохнуть в них творческое начало, превращать их пребывание в детском саду в сказку, праздник, воспитывать их на лучших образцах народного творчества, прививать вкус, любовь к прекрасному.

Меня очень радует, когда в конце театрализованной игры дети обнимают меня и, заглядывая в глаза спрашивают: «А когда мы еще будем играть в

Театр?» Так хочется научить их быть настоящими артистами. На каждом театрализованном занятии создавать атмосферу праздника, чтобы дети ожидали чуда, волшебства.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоение способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие; дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

22 стр., 10561 слов

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

... которые стоят перед музыкальным руководителем, можно отнести формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных ...

Очень велико значение театрализованной игры для развития психологического развития ребенка 3-4 лет. В это время еще сохраняется

Непроизвольный характер основных психических процессов — внимания, памяти, мышления (т.е. малыш еще не может ими управлять).

Взрослый в это время привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовывать намерения и построить план совместной игры. Взаимодействие с трех четырехлетними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис трех лет- кризис становления воли, кризис «Я сам!». Сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту, Важно помнить, что речь у ребенка находиться в стадии становления, поэтому еще нельзя полноценно использовать ее как средство проверки и выявления знаний. Вы можете расширить собственный используемый словарный запас, но не требуйте от трех — четырех летних детей развернутых и полных ответов. Такое требование травмирует ребенка, его внимание переключается с выполнения мыслительных процессов на речевое формулирование.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗВИТИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности: от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех — пяти сверстников, исполняющих роли: от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре — драматизации.

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают воспитатели, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки, Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос, интонацию.

Важным аспектом деятельности воспитателя является постепенное расширение игрового опыта за счет освоения разновидностей игры — драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр — драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие.

* ИГРА-ИМИТАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА, ЖИВОТНЫХ, ПТИЦ.

3 стр., 1399 слов

Развитие познавательных процессов в игре у детей дошкольного возраста

... о развитии познавательной сферы детей можно получить в ходе наблюдения за дошкольниками. Упражнения для развития познавательных процессов в дошкольном возрасте В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Дидактические игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный ...

( дети проснулись — потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко — дети обрадовались, улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

* ИГРА-ИМИТАЦИЯ ЦЕПОЧКИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СОЧЕТАНИИ С ПЕРЕДАЧЕЙ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ ГЕРОЯ (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать, зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

* ИГРА-ИМИТАЦИЯ ПОД МУЗЫКУ («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки».)

* ОДНОТЕМНАЯ БЕССЛОВЕСНАЯ ИГРА-ИМПРОВИЗАЦИЯ С ОДНИМ ПЕРСОНАЖЕМ ПО ТЕКСТАМ СТИХОВ И ПРИБАУТОК, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А.Барто «Снег, снег».)

* ИГРА-ИМПРОВИЗАЦИЯ ПО ТЕКСТАМ КОРОТКИХ СКАЗОК, РАССКАЗОВ И СТИХОВ, которые рассказывает воспитатель (З. Александрова «Елочка», К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», Н. Павлова «На машине», «Земляничка», Е. Чарушин «Утка с утятами».)

* РОЛЕВОЙ ДИАЛОГ ГЕРОЕВ СКАЗОК («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

* ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ФРАГМЕНТОВ СКАЗОК О ЖИВОТНЫХ («Теремок», «Кот, петух и лиса».)

* ОДНОТЕМНАЯ ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПЕРСОНАЖАМИ ПО НАРОДНЫМ СКАЗКАМ («Колобок», «Репка») И АВТОРСКИМ ТЕКСТАМ

В.Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок».)

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры — настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик — дедушка…», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

ПЕРВАЯ ГРУППА УМЕНИЙ связана с освоением позиции « зритель» ( умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам».)

ВТОРАЯ ГРУППА УМЕНИЙ обеспечивает первичное становление позиции « артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.

ТРЕТЬЯ ГРУППА УМЕНИЙ — это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации, которое является важной частью работы с детьми. Постепенно они включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, а затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободны темы («Солнышко и дождик»», «В лесу», «Веселые обезьянки», «Котята играют» и т.п. )

30 стр., 14612 слов

Воспитание чуткости у детей через сказку

... забьют животворными ключами …» [4. c.29]. Цель этой работы – исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки. Задачи исследования таковы: проанализировать учебники на предмет выявления ... видов поэтического творчества. Вместе с тем это важ ­ ное средство умственного развития. Сказка, игра, фантазия — животворный источник дет ­ ского мышления, благородных чувств и стремлений. Мно ...

Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатиться за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Таким образом я развиваю творческие способности младших дошкольников средствами фольклора через театрализованную деятельность. Фольклор — устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки и т.д. – это неоценимое богатство народа, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и понимает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре народа. Д. С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, — единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».

Обращение к фольклору как к средству развития речи способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/na-temu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-detey-doshkolnogo-vozrasta/

1. Акулова О. «Дошкольное воспитание» № 4. 2005 г. ст. 24.

2. Артемова Л.В. «Театрализованные игры»

3. Доронова Т. Н. «Развитие детей в театрализованной деятельности» Москва 1997 г.

4. Маханева М.Л. «Театрализованная деятельность» ТЦ «Сфера», 2001 г.

5. Полякова Т.В. «Фольклор в развитии речи детей» Журнал «Воспитатель» № 1, 2010 г. ст. 32.

6. Петрова Т.Н. «Театрализованные игры в детском саду».

7. Уликова Н.А. «Словом душа растет».

8. Царенко С.В. «От потешек к пушкинскому балу».