Итальянский ученый Б. Кроне заметил, что “любая правдивая история – это современная история”. Получается, что Кроне говорит о том, что история не объективна. На неё накладывается отпечаток современности. Именно с позиций, имеющихся на сегодняшний день, мы считаем, что история является истинной, правдивой. Но только сегодня. Завтра наши позиции по отношению к происходившим событиям могут поменяться и история станет другой, с другим оттенком. Но и «завтра» для нас тогда уже будет не будущим, а настоящим — современностью.
Сложно не согласиться с данным высказыванием. Ведь история относится к истине относительной — з нанию, которое приближенно и ограниченно воспроизводит действительность.
Еще древние философы говорили, что существует два знания: “по мнению и по истине”, допуская их противопоставление. К «по мнению», как раз , и принадлежит история. И такая формулировка, как никогда к стати, подходит. История пишется людьми, каждый при этом имеет собственный опыт, соотносимый с определенным периодом времени, поэтому их труды несут отпечаток эпохи. Историк вкладывает много личного в свой труд, поэтому одни и те же исторические события получают разное объяснение. Он со своими чувствами, симпатиями, антипатиями исключает непредвзятый подход. Даже если историк стремится быть нейтральным и ограничивается лишь изложением фактов, их подбор и последовательность не могут оставаться произвольными, они всегда подчинены внутренней логике повествования. Кроме того, простой перечень фактов мало что дает для понимания сути событий, а все, что выходит за этот перечень уже является личной интерпретацией ученого. Берём в учёт и давление каждой конкретной эпохи с ее системой общественных и моральных ценностей, спрятаться от которых ученым не дано, любой из них – дитя своего времени. Каждая правящая команда в отсутствие политической и культурной преемственности, как правило, отвергает все, что было сделано ее предшественниками. В итоге недавние ценности «канули в Лету», а на смену им пришли новые. Они то и «окрасят историю» в новые цвета. Примером может послужить история нашего государства XX века :
Пьер на бородинском поле анализ. Бородинское сражение в романе ...
... класса Луховицкой средней школы №1 Преподаватель: Бурмистрова Людмила Михайловна Пьер Безухов на Бородинском поле в романе «Война и мир» Пьер и сам не мог бы объяснить, зачем он поехал ... не от них...» Пьер убеждает Болконского в том, что русские непременно победят. "Завтра, что бы там ни было, - говорит он, - мы обязательно выиграем сражение!”. И с ним ...
-
1917. К власти приходят большевики и вскоре, в рамках реформирования сферы образования, происходит изъятие всех старых, дореволюционных учебников и смена их на новые, выпущенные по заказу нового правительства. И конечно же, взгляд на историю, взгляд на события «вчерашнего дня» отличался в них. Другая идеология, другие ценности и вот уже всё преподносится в другом обличии, другом цвете. Путём искажения, умолчания реальных фактов, путём идеологического контроля в стране сформировалась определённая «историческая истина». Единственная верная.
-
1991. Развал СССР. На смену коммунизму приходит капитализм. Капиталистические ценности снова «у руля». И вот уже другая «историческая истина», другая «правдивая история». И снова политический заказ на историю.
Вопрос, как сделать историю объективной, как писать беспристрастные научные труды, полно и всесторонне отражающие исторические события и явления, а также адекватно оценивать их место в мировой истории, до сих пор остается открытым. Каждое новое поколение вносит свой вклад в изучение истории, приближаясь в той или иной степени к ее объективному освещению. Так, например, в западных университетах, прежде всего англосаксонских история не попадает в категорию наук, а ее относят к категории искусств и рассматривают как одно из проявлений искусства.
Определённую долю «правдивой истории» вносит популярность истории в тот или иной отрезок времени. Так, сейчас, в связи с популярностью истории, историческая тематика заполнила телевизионное производство, кинопроизводство, различные исторические сериалы, специальные шоу на тему истории. В них выступают как профессиональные, так и псевдо эксперты с различными мнениями, догадками, теориями, фактами и ,порой, доказательствами. Махая друг перед другом набором подобранных фактов, сопровождаемых собственной эмоциональной аргументацией, при этом они остаются при своем мнении и предлагают аудитории голосованием решить, кто из них прав. Затем они подсчитывают проценты и таким образом определяют “историческую истину”.
Так же, в подтверждение высказывания Кроне можно привести тот факт, что когда человек даёт субъективную оценку происходившим событиям, то, он не знает психологических основ, причин, побудившие тех или иных лиц на известные нам исторические события. А это не мало важный аспект. Так в Ливане тысячу лет христиане и мусульмане жили, душа в душу, в мире и конфликтов между ними не было. И вот, в один прекрасный день, в 1974 г., люди начали резать друг друга. Почему это произошло? Кто-то из ученых может объяснить все это происками израильской разведки, а кто-то бытовыми склоками – тем, что кто-то кому-то,что-то не так сказал на базаре. Истину мы не знаем и никогда не сможем объяснить. Например, почему из всего обилия, десятков тысяч верований, которые существовали на планете, мировыми стали только пять религий, причем, все пять возникли в Азии. Или это можно проследить на примере карикатуры – произведение изобразительного искусства, в котором информация зафиксирована в художественно-образной форме. Хорошо понятная современникам, карикатура для нынешнего читателя-зрителя зачастую требует пояснений. Поэтому извлечь тот познавательный потенциал, который она содержит, можно, зная исторический контекст и понимая специфику сатирической графики. Карикатура имеет свою лексику и свою грамматику. Она всегда злободневна, пристрастна. Являясь публицистическим произведением, сатирическая графика на языке зрительных образов предлагает определенное толкование и оценку того, что произошло, обращаясь при этом не только к сознанию человека, но, прежде всего, к его эмоциональному восприятию.
Период январь 1725 – июнь 1762 года. Историческое
... влияния событий (явлений, процессов) периода на дальнейшую историю России — 1 балл; К5 — Использование исторической терминологии — 1 балл; К6 — Наличие/отсутствие фактических ошибок — 3 балла; К7 — Форма изложения исторического сочинение — 1 ...
Не может история быть объективной и с привлечением статистики. В англосаксонских странах популярна поговорка: “Есть три вида лжи – ложь, ложь наглая и статистика”. Поскольку исходные статистические материалы, которыми ученые пользуются, не всегда отражают объективную реальность, то, естественно, анализ этих данных также не всегда может отразить эту реальность. Ведь часто статистика носит показательный характер, не отражая при этом фактического положения дел.
И , конечно же, артефакты тоже изменяют историю. Найденные артефакты могут вытеснить существующие исторические знания из разряда «современная история». В качестве одного из примеров может послужить относительно недавнее открытие, в связи с новыми находками артефактов и доказательств, о непричастности Ивана Грозного к убийству своего сына.
И, в завершение, хочется сказать, что история — зеркало того государства, того общества, при котором она (история) писалась. Изучая историю прошлого, можно узнать о современности.