Василисы Премудрые

Кривакова Вера Ивановна,

воспитатель дошкольных групп

МОУ «СШ № 3 г. Николаевска»

Книга ведёт нас за руку по своим лабиринтам, где за каждым поворотом новые

открытия. Я преклоняюсь перед людьми, которые владеют словом в совершенстве.

Писатели и поэты, им этот дар даётся свыше. Это огромный труд и желание донести миру важность слова, его значимость и необходимость.

Наша быстротечная жизнь неразрывно связана с новыми технологиями. Современные дети мало читают, большую часть времени проводят за компьютером, они не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Очень жаль, что ушла замечательная традиция чтения перед сном, а ведь именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. С раннего детства дети познают окружающий мир из книг, прочитанных взрослыми.

Но ведь книга — она живая, говорит с нами на доступном каждому языке. Она нам дарит не только знания, но и достойные примеры для подражания. И мне, как педагогу, важно привить любовь к книгам. Первые наши книги — сказки. Именно они позволяют распознать добро и зло, научиться на примерах героев быть честными и справедливыми, заботливыми и внимательными.

Позже мы знакомимся с литературными произведениями замечательных авторов: А. Л. Барто, К. И. Чуковского, С . Я. Маршака, Л. Н.Толстого, С.В. Михалкова и др. Герои этих произведений делают наш внутренний мир богаче и лучше. Некоторым дети стараются подражать, других осуждают, но никто из них не остаётся равнодушным анализируя их поступки.

Книга становится мудрым советчиком и верным другом. Книга никогда не предаст, с ней вы не будете одиноки.

Но важно научить ребёнка, что когда он берёт книгу в руки, чтобы помнил, сколько людей над ней работали, какой непростой путь она прошла, перед тем, как попасть к нему в руки.

Книга радость и волненье,

Всё сказать не хватит слов.

Книга — славное творенье

Человеческих умов.

Ирина Викторовна Перелыгина ,

воспитатель МДОУ «Сказка»

Бытует мнение, что перестали дети любить читать, да и в подарок они пожелали бы иметь что-то другое. Отчего, почему, не знаю. Но работая не один год в детском саду, я вижу большой интерес ребят к книге. Как могут они внимательно слушать давно полюбившуюся сказку, рассказ, стихотворение. И перечитывать, пересказывать их много, много раз. Они ещё не осознают, но именно книга, помогает ребятам познавать этот сложный мир. И помогают им в этом, проверенные временем книги Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Якова Акима, Валентина Берестова. А наши сказки, что за прелесть эти сказки, как верно сказал о них великий А. С. Пушкин. Эти книги помогают познавать этот мир, учат ребят быть отзывчивыми, добрыми. Как верно подметили классики — Максим Горький: «Всем хорошим во мне я обязан книгам»; Александр Пушкин: «Чтение — вот лучшее учение»! Какие мудрые слова, ведь книга и впрямь не научит плохому. Она, как верный друг, поможет разобраться что хорошо, что плохо. И как важно, именно в этом юном возрасте заложить, привить любовь к книге, целенаправленно из группы в группу. Сначала с помощью родителей и воспитателей, а затем, научившись читать сам, ребёнок будет открывать для себя прекрасный мир А. Пушкина. М. Пришвина, А. Чехова, Д. Лондона…

30 стр., 14612 слов

Воспитание чуткости у детей через сказку

... животворными ключами …» [4. c.29]. Цель этой работы – исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки. Задачи исследования таковы: проанализировать учебники на предмет выявления ... Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки. Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, ...

Взрослеют дети, меняется мир и так хочется верить, что не компьютер, а хорошая книга, взятая с полки, будет, как верный, преданный, хороший друг всегда рядом.

Жесткова Елена Витальевна

Крючкова Татьяна Сергеевна

МКДОУ «Детский сад г. Николаевска»

«Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.»

Сухомлинский В.А.

С самого рождения маленький ребенок, делая первые шаги в жизни, начинает постигать саму жизнь, ее красоту и полноту, начинает узнавать предметы и явления, которые его окружают. Но если предметы окружающей его действительности малыш может изучить непосредственно через органы чувств, обоняния, осязания и зрения, то внутренний мир человека, духовность родителей, семьи, друзей ребенок может понять и осознать только через образы. А образное мышление помогает развивать книга, герои книг, поэтический образ литературных произведений. Поэтому так важно приохотить ребенка к чтению, привить ему интерес к книге, воспитать в нем желание научиться читать и черпать в книгах знания.

Хорошая детская литература учит ребенка доброте, любви, дружбе, в легкой и доступной форме развивает многие важные человеческие качества. В дошкольном возрасте необходимо не приучать к чтению, а прививать любовь к нему. На современном этапе дошкольного образования эта задача является одной из основных.

Педагоги МКДОУ «Детский сад г. Николаевска», понимая важность книги в процессе воспитания и обучения детей, активно включают в образовательный процесс работу с книгой. Эта работа в нашем детском саду разнообразна и планируется она в каждой группе с учетом возрастных особенностей воспитанников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

18 стр., 8746 слов

Организационно-методические основы использования иллюстрации ...

... работе с литературными произведениями играют книжные иллюстрации. Проблема данной курсовой работы ... ВОЗРАСТА 1.1 Иллюстрация как средство повышения уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками. Рассматриваю иллюстрацию как средство повышения уровня восприятия произведения художественной литературы, ... собой непосредственную эмоциональную реакцию ребенка на образы, стоящие в центре ...

В группах раннего возраста ребенок получает

Ребята младшей и средней группы уже с удовольствием самостоятельно рассматривают книги с произведениями разных жанров. В этом возрасте знакомим их с литературным творчеством зарубежных классиков. Детям уже доступны загадки, чистоговорки, стихи русских классиков. Они с удовольствием пересказывают художественные произведения в лицах, рассматривают иллюстрации к ним, могут описать характер и особенности героев. Ребята с удовольствием лепят из глины, соленого теста и пластилина героев русских народных сказок. Педагоги в этом возрасте должны очень внимательно и разумно подходить к выбору произведений для чтения и заучивания. Важно в этом деле не навредить. Конечно, можно возразить, что список произведения для художественного чтения уже задан в рамках основной образовательной программы детского сада. Но воспитатель всегда должен быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть вовремя, сразу же после какого-то конкретного случая — значит помочь найти нужный ответ.

В старшем дошкольном возрасте открывается простор для работы воспитателя и детей с книгой. Меняются методы работы с художественными литературными произведениями, меняются методы и приемы работы с книгой вообще. Книга выступает в этом возрасте как один из главных источников получения знаний, можно сказать даже, что книга выдвигается на второе место в детсадовской жизни после педагога. Старший дошкольник тянется к словарям; энциклопедиям. Воспитатели продолжают практиковать совместные чтения, но книги уже читаются другого содержания: рассказы о детях, о животных, оприроде. В каждой группе имеются прекрасные книжные уголки, где воспитанники свободно выбирают себе книги на любой вкус. Иллюстрирование книг, создание семейных книжек-малышек, инсценирование сказок, посещение детской библиотеки, конкурсы чтецов — вот неполный перечень мероприятий, проводимый воспитателями в старшей и подготовительной группах.

Чтобы привлечь к книге ребенка воспитатель должен сам любить

Не секрет, что современные дети мало читают, родители предпочитают вместо книги предложить своему ребенку просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные фильмы. Эта печальная реальность заставляет нас, педагогов и родителей, задуматься и попытаться как-то исправить эту ситуацию.

Как подружить ребенка с книгой, если компьютер вытеснил печатные издания, а маленький кроха усаживается за монитор еще не зная даже букв? Но интернет со всеми ему доступными возможностями не может предоставить билет в жизнь, богатую впечатлениями, переживаниями, фантастическими картинами и захватывающими эмоциями. Педагоги нашего детского сада убеждены: чем раньше ребенок привыкнет к чтению, тем больше шансов, что он полюбит это занятие. Дело в том, что любовь к книге надо прививать с рождения. Мы сделали книгу частью жизни детского сада, и у нас просто никогда не возникает вопросов о том, как подружить ребенка с книгой.

11 стр., 5442 слов

Особенности восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста

... дошкольников. Задачи исследования: Подобрать и изучить научную психолого-педагогическую литературу по рассматриваемой проблеме. Проанализировать основные характеристики детского восприятия и особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественных произведений. Провести экспериментальное исследование особенностей восприятия детьми ...

Шульга М.Г.,

воспитатель МДОУ

детский сад «Теремок

Мы стали часто задумываться: а не приведут ли нас инновационные технологии, интернет к тому, что книга просто исчезнет из нашей жизни? А что такое книга? Что в ней такого, необыкновенного… Моё знакомство с книгой произошло скорей всего в первом классе, когда учительница отправила всех нас в библиотеку за книгами. Мы долго рассматривали картинки в книгах, а потом начали учить стихотворение. Хорошо помню строчки: «У москвички две косички, у узбечки двадцать пять». Вот именно с того момента зародилась любовь к книге, которая продолжается и сейчас.

Я, как воспитатель, ежедневно использую художественное слово в работе с детьми. Маленькие дети с удовольствием разучивают стихи Агнии Львовны Барто о Мишке, Зайке, Бычке, Тане. Ребята постарше просят почитать рассказы о детях В. Драгунского, о зверушках Е.Чарушина, русские народные сказки и сказки народов мира. Дети знают, что даже в самой старой, потрёпанной книжке можно прочитать что-то такое, от чего дух захватывает!

Проходит время, дети подрастают, проявляют интерес к чтению, начинают читать. Сначала читают книги, которые находятся в библиотечке группы. А потом торжественно, взяв маму за руку, идут в детскую библиотеку, записываться. С какой гордостью они рассказывают нам, воспитателям, какие книги они берут в библиотеке! И даже приносят в детский сад книги. Тогда происходит таинство общения с книгой: её рассматривают, каждую страничку. Каждую картинку надо рассмотреть, рассказать, что она обозначает, затем происходит совместное чтение и потом закрепляются правила обращения с книгой.

Я думаю, что вот с такого дошкольного детства начинается дружба ребёнка с книгой. И тут важную роль играют взрослые, которые помогут ребёнку подружиться с книгой, наслаждаться её чтением, получать из неё важную информацию. В современном мире, в век информации, человек должен сам получать знания. Так пусть уже с детства он дружит с книгами, чтобы потом стать успешным, умным и счастливым!