Василисы Премудрые

Эссе

Кривакова Вера Ивановна,

воспитатель дошкольных групп

МОУ «СШ № 3 г. Николаевска»

Книга ведёт нас за руку по своим лабиринтам, где за каждым поворотом новые

открытия. Я преклоняюсь перед людьми, которые владеют словом в совершенстве.

Писатели и поэты, им этот дар даётся свыше. Это огромный труд и желание донести миру важность слова, его значимость и необходимость.

Наша быстротечная жизнь неразрывно связана с новыми технологиями. Современные дети мало читают, большую часть времени проводят за компьютером, они не умеют общаться со сверстниками и взрослыми. Очень жаль, что ушла замечательная традиция чтения перед сном, а ведь именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. С раннего детства дети познают окружающий мир из книг, прочитанных взрослыми.

Но ведь книга — она живая, говорит с нами на доступном каждому языке. Она нам дарит не только знания, но и достойные примеры для подражания. И мне, как педагогу, важно привить любовь к книгам. Первые наши книги — сказки. Именно они позволяют распознать добро и зло, научиться на примерах героев быть честными и справедливыми, заботливыми и внимательными.

Позже мы знакомимся с литературными произведениями замечательных авторов: А. Л. Барто, К. И. Чуковского, С . Я. Маршака, Л. Н.Толстого, С.В. Михалкова и др. Герои этих произведений делают наш внутренний мир богаче и лучше. Некоторым дети стараются подражать, других осуждают, но никто из них не остаётся равнодушным анализируя их поступки.

Книга становится мудрым советчиком и верным другом. Книга никогда не предаст, с ней вы не будете одиноки.

Но важно научить ребёнка, что когда он берёт книгу в руки, чтобы помнил, сколько людей над ней работали, какой непростой путь она прошла, перед тем, как попасть к нему в руки.

Книга радость и волненье,

Всё сказать не хватит слов.

Книга — славное творенье

Человеческих умов.

Ирина Викторовна Перелыгина ,

воспитатель МДОУ «Сказка»

Бытует мнение, что перестали дети любить читать, да и в подарок они пожелали бы иметь что-то другое. Отчего, почему, не знаю. Но работая не один год в детском саду, я вижу большой интерес ребят к книге. Как могут они внимательно слушать давно полюбившуюся сказку, рассказ, стихотворение. И перечитывать, пересказывать их много, много раз. Они ещё не осознают, но именно книга, помогает ребятам познавать этот сложный мир. И помогают им в этом, проверенные временем книги Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Якова Акима, Валентина Берестова. А наши сказки, что за прелесть эти сказки, как верно сказал о них великий А. С. Пушкин. Эти книги помогают познавать этот мир, учат ребят быть отзывчивыми, добрыми. Как верно подметили классики — Максим Горький: «Всем хорошим во мне я обязан книгам»; Александр Пушкин: «Чтение — вот лучшее учение»! Какие мудрые слова, ведь книга и впрямь не научит плохому. Она, как верный друг, поможет разобраться что хорошо, что плохо. И как важно, именно в этом юном возрасте заложить, привить любовь к книге, целенаправленно из группы в группу. Сначала с помощью родителей и воспитателей, а затем, научившись читать сам, ребёнок будет открывать для себя прекрасный мир А. Пушкина. М. Пришвина, А. Чехова, Д. Лондона…

30 стр., 14612 слов

Воспитание чуткости у детей через сказку

... животворными ключами …» [4. c.29]. Цель этой работы – исследовать процесс воспитания чуткости у детей на основе сказки. Задачи исследования таковы: проанализировать учебники на предмет выявления ... Сопереживанию, состраданию должна учить детская книга. А именно сказки. Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, ...

Взрослеют дети, меняется мир и так хочется верить, что не компьютер, а хорошая книга, взятая с полки, будет, как верный, преданный, хороший друг всегда рядом.

Жесткова Елена Витальевна

Крючкова Татьяна Сергеевна

МКДОУ «Детский сад г. Николаевска»

«Чтение книг — тропинка, по которой умелый, умный,

думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка.»

Сухомлинский В.А.

С самого рождения маленький ребенок, делая первые шаги в жизни, начинает постигать саму жизнь, ее красоту и полноту, начинает узнавать предметы и явления, которые его окружают. Но если предметы окружающей его действительности малыш может изучить непосредственно через органы чувств, обоняния, осязания и зрения, то внутренний мир человека, духовность родителей, семьи, друзей ребенок может понять и осознать только через образы. А образное мышление помогает развивать книга, герои книг, поэтический образ литературных произведений. Поэтому так важно приохотить ребенка к чтению, привить ему интерес к книге, воспитать в нем желание научиться читать и черпать в книгах знания.

Хорошая детская литература учит ребенка доброте, любви, дружбе, в легкой и доступной форме развивает многие важные человеческие качества. В дошкольном возрасте необходимо не приучать к чтению, а прививать любовь к нему. На современном этапе дошкольного образования эта задача является одной из основных.

Педагоги МКДОУ «Детский сад г. Николаевска», понимая важность книги в процессе воспитания и обучения детей, активно включают в образовательный процесс работу с книгой. Эта работа в нашем детском саду разнообразна и планируется она в каждой группе с учетом возрастных особенностей воспитанников и в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... принадлежали ее старшему брату Берндту; себя же она чувствовала нежеланным и нелюбимым ребенком. Эти переживания породили также ощущение собственного физического несовершенства, что абсолютно не ... конфликты порождаются главным образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных факторов в возникновении ...

В группах раннего возраста ребенок получает

Ребята младшей и средней группы уже с удовольствием самостоятельно рассматривают книги с произведениями разных жанров. В этом возрасте знакомим их с литературным творчеством зарубежных классиков. Детям уже доступны загадки, чистоговорки, стихи русских классиков. Они с удовольствием пересказывают художественные произведения в лицах, рассматривают иллюстрации к ним, могут описать характер и особенности героев. Ребята с удовольствием лепят из глины, соленого теста и пластилина героев русских народных сказок. Педагоги в этом возрасте должны очень внимательно и разумно подходить к выбору произведений для чтения и заучивания. Важно в этом деле не навредить. Конечно, можно возразить, что список произведения для художественного чтения уже задан в рамках основной образовательной программы детского сада. Но воспитатель всегда должен быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть вовремя, сразу же после какого-то конкретного случая — значит помочь найти нужный ответ.

В старшем дошкольном возрасте открывается простор для работы воспитателя и детей с книгой. Меняются методы работы с художественными литературными произведениями, меняются методы и приемы работы с книгой вообще. Книга выступает в этом возрасте как один из главных источников получения знаний, можно сказать даже, что книга выдвигается на второе место в детсадовской жизни после педагога. Старший дошкольник тянется к словарям; энциклопедиям. Воспитатели продолжают практиковать совместные чтения, но книги уже читаются другого содержания: рассказы о детях, о животных, оприроде. В каждой группе имеются прекрасные книжные уголки, где воспитанники свободно выбирают себе книги на любой вкус. Иллюстрирование книг, создание семейных книжек-малышек, инсценирование сказок, посещение детской библиотеки, конкурсы чтецов — вот неполный перечень мероприятий, проводимый воспитателями в старшей и подготовительной группах.

Чтобы привлечь к книге ребенка воспитатель должен сам любить

Не секрет, что современные дети мало читают, родители предпочитают вместо книги предложить своему ребенку просмотр телепрограмм и видеофильмов, компьютерные фильмы. Эта печальная реальность заставляет нас, педагогов и родителей, задуматься и попытаться как-то исправить эту ситуацию.

Как подружить ребенка с книгой, если компьютер вытеснил печатные издания, а маленький кроха усаживается за монитор еще не зная даже букв? Но интернет со всеми ему доступными возможностями не может предоставить билет в жизнь, богатую впечатлениями, переживаниями, фантастическими картинами и захватывающими эмоциями. Педагоги нашего детского сада убеждены: чем раньше ребенок привыкнет к чтению, тем больше шансов, что он полюбит это занятие. Дело в том, что любовь к книге надо прививать с рождения. Мы сделали книгу частью жизни детского сада, и у нас просто никогда не возникает вопросов о том, как подружить ребенка с книгой.

7 стр., 3233 слов

Отзывы о прочитанных книгах (учащиеся разных возрастов)

... книги для читателей разных возрастов. О таких книгах написаны эссе наших учеников., А эссе – «способ рассказать о мире через себя и о ... Книга - друг человека, а друзей надо уметь выбирать О себе Меня зовут Прокопьева Ксения. Мне 13 лет. Учусь я в 7 классе в Балаганской школе №2. ... царевну Лебедь. Они добрые, готовы помочь тем, кто попал ... прижала к себе Инночку. Отпусти ребенка, халда! Не отпускай! – ...

Шульга М.Г.,

воспитатель МДОУ

детский сад «Теремок

Мы стали часто задумываться: а не приведут ли нас инновационные технологии, интернет к тому, что книга просто исчезнет из нашей жизни? А что такое книга? Что в ней такого, необыкновенного… Моё знакомство с книгой произошло скорей всего в первом классе, когда учительница отправила всех нас в библиотеку за книгами. Мы долго рассматривали картинки в книгах, а потом начали учить стихотворение. Хорошо помню строчки: «У москвички две косички, у узбечки двадцать пять». Вот именно с того момента зародилась любовь к книге, которая продолжается и сейчас.

Я, как воспитатель, ежедневно использую художественное слово в работе с детьми. Маленькие дети с удовольствием разучивают стихи Агнии Львовны Барто о Мишке, Зайке, Бычке, Тане. Ребята постарше просят почитать рассказы о детях В. Драгунского, о зверушках Е.Чарушина, русские народные сказки и сказки народов мира. Дети знают, что даже в самой старой, потрёпанной книжке можно прочитать что-то такое, от чего дух захватывает!

Проходит время, дети подрастают, проявляют интерес к чтению, начинают читать. Сначала читают книги, которые находятся в библиотечке группы. А потом торжественно, взяв маму за руку, идут в детскую библиотеку, записываться. С какой гордостью они рассказывают нам, воспитателям, какие книги они берут в библиотеке! И даже приносят в детский сад книги. Тогда происходит таинство общения с книгой: её рассматривают, каждую страничку. Каждую картинку надо рассмотреть, рассказать, что она обозначает, затем происходит совместное чтение и потом закрепляются правила обращения с книгой.

Я думаю, что вот с такого дошкольного детства начинается дружба ребёнка с книгой. И тут важную роль играют взрослые, которые помогут ребёнку подружиться с книгой, наслаждаться её чтением, получать из неё важную информацию. В современном мире, в век информации, человек должен сам получать знания. Так пусть уже с детства он дружит с книгами, чтобы потом стать успешным, умным и счастливым!