Эссе «Библиотекарь – не призвание, а состояние души…»
Зайнуллина Гузель Шамсутдиновна, заведующий школьной библиотекой МБОУ «Русско-татарская средняя общеобразовательная школа №81 с углубленным изучением отдельных предметов» Кировского района г.Казани
Библиотекарь школьный в утро раннее,
как и ребята на урок всегда спешит…
Хорошее образование, карьера, четверть века, посвященные любимой работе, большая зарплата… В один прекрасный день все это променять на обычную городскую школу. Хотя были предложения гораздо интереснее и даже весьма заманчивые. Может быть, прочитанные еще в студенческие годы, книги знаменитого Аграновского на меня так повлияли. А может ближе к пятидесяти годам мечтала о спокойной, умеренной работе, быть ближе к детям, внукам. До сих пор я не могу найти на этот вопрос ответа. Но легкой и спокойной жизни точно не получилось. Колесо моей жизни закрутилось еще быстрее и круче. Был ли тогда этот выбор правильным и люблю ли я свою новую профессию? Я просто работаю, как мне подсказывает сердце. Вот и вся разгадка.
Еще маленькой девочкой мечтала учиться в университете, где учился сам Ленин. Это мечты нашего поколения. После школы приехала покорять Казань. Получилось. Я стала студенткой. После окончания университета 25 лет работала корреспондентом газеты, 10 лет была редактором. Безумно любила свою работу. Я и сейчас не предала своему перу. Пишу, общаюсь со своими коллегами.
Когда предложили работать в школе, я не могла сказать «нет». Пятый учебный год. Столько я работаю в школе, столько же в школьной библиотеке. Я никогда не мечтала, и даже не могла предполагать, что судьба преподнесет мне такой подарок. А теперь даже немного жаль, что судьба не дала мне этого шанса чуть раньше.
Никогда не соглашусь с мнением, что дети не читают, а учителя и книгу давно заменил компьютер. Говорю и буду говорить всем – друзьям, знакомым и не совсем знакомым людям, в суете и заботах не забывайте о добрых, умных и красивых книгах. Дарите их своим близким, друзьям. Они приносят нам только радость, остаются верными друзьями на долгие годы, а может быть — на всю жизнь.
Книги я любила всегда. И в 10 лет, и в 25,40… Люблю и в свои 50. Люблю без исключения – Кота в сапогах и Гарри Поттера, «Войну и мир» и «Вишневый сад», Булгакова и Лермонтова, Пушкина и Достоевского…
Школа в моей жизни. Роль школы в жизни человека
... в том числе за свои поступки. «Роль школы в моей жизни» «Школа — это первая ступень в большую жизнь для каждого человека. Благодаря школе, ... в школу в 7 лет. Школа в моей жизни значит многое. Именно в школе я научилась читать и писать. В школе я познакомилась с другими ребятами и у меня появились новые знакомые. В школе ... мне в дальнейшей жизни. Я люблю тех людей, которые учатся со мной в классе, какие ...
Люблю свою библиотеку с ее утренней тишиной и детскими голосами, спешащих на встречу с удивительным миром – миром красоты и добра. Говорят, в жизни ничего случайного не бывает. И вот, я– библиотекарь. Звучит, во всяком случае для меня,- неожиданно. Первые впечатления ужасные… Я никого не знаю, меня никто не знает. Детей, педагогов, сотрудников много.
Я едва различаю их лица, но на всякий случай со всеми здороваюсь. Постепенно вырисовываются те, кого потом я буду знать и ценить. Кого-то приняла с первого взгляда. Именно они сыграли в моей библиотечной судьбе решающую роль и помогли мне осмыслить свое место в школьной библиотеке. Большое им спасибо! А потом первая встреча с моими коллегами – с библиотекарями школ. Много интересных, неординарных людей встретила я среди них, которые вызвали во мне большое уважение и даже преклонение перед их кропотливым трудом, порой и большим терпением, и конечно же огромным вкладом в то, что называется – школьная библиотека. Я и сейчас их уважаю и люблю. Именно они помогли мне преодолевать первые трудности, помогают и сейчас,- добрым словом, умными советами, а самое главное — своим примером. Я благодарна всем – и тем, у кого за плечами огромный опыт и трудовой стаж, я называю их классиками библиотечного дела, и тем, кто стоит в средней палубе нашего огромного корабля. И «новичкам». У них молодость, неутомимая энергия, жизненный потенциал.
Потом были моменты далеко не безоблачные. Но они так быстро прошли. Теперь в моем доме (так я называю свою библиотеку) всегда светло, уютно. У меня много друзей, единомышленников, которые в любое время готовы подставить свое плечо, прийти на помощь, подсказать, поддержать. У меня любимая работа. И кто мне скажет, что я неудачник или несчастливый человек.
Пять лет. Ровно столько я работаю в библиотеке. Кто-то скажет, это же так мало. Не спорю, может и мало. Но в одном я уверена, что они не прошли даром. Каждый месяц, неделя, дни, часы и даже минуты прошли в работе. Я их не «просидела» в библиотеке. А остальное, я думаю, мелочи жизни, на которые меньше всего обращаю внимание.
Каждый день с утра спешу на работу, уже с лестницы встречают меня мои любимые читатели – дети, приветствуют коллеги, которые стали для меня самыми близкими и добрыми друзьями, которых я знаю уже не только в лицо, а обращаюсь по имени- отчеству. А трудности встречаются в каждой работе. Они и мешают и закаляют. Это зависит от того, что они собой представляют. Бывают трудности, которые ничему не учат, из-за них попусту теряется время. Они действительно, мешают. Но есть такие, для преодоления которых надо чему-то научиться. Вот они то, как раз, и закаляют и помогают добиваться мне намеченной цели. Мое жизненное кредо – завтра должно быть лучше, чем сегодня. Школьная библиотека – это центр притяжения и общения, решения различных вопросов и проблем. Двери ее открыты всегда и для всех. Именно сюда может прийти человек любой национальности, вероисповедания, уровня образования и воспитанности. Ведь библиотека, особенно школьная является открытым пространством для общения, где должна царить атмосфера доброжелательности и равенства, а каждого читателя ожидает радушный прием. Именно это дает ей право называться «территорией толерантности».
Деятельность муниципальных библиотек
... библиотеками в современных условиях. Целью дипломной работы является исследование теоретических основ деятельности муниципальных библиотек ... библиотек, место электронных библиотек в современном обществе. Исследуются такие социальные аспекты как роль детской библиотеки в образовании и воспитании детей, и помощь библиотек в ... внутренних взаимосвязей: например, покупка книг может осуществляться через ...
А библиотекарь просто обязан быть толерантным. Любое проявление нетерпимости исключает возможность работы в библиотеке. Согласитесь, самый трудный экзамен в своей жизни, мы – библиотекари, сдаем в общении со своими читателями.
Важно научить подрастающее поколение жить в мире и согласии, воспитывая детей в духе уважения к индивидуальным, культурным и национальным различиям людей. Донести это до детских сердец можно с помощью книги. В воспитании у детей вежливости и добра, и уважения к окружающим большую роль играет организация различных форм массовой работы : различные выставки, обзоры книг, беседы, различные конкурсы, тренинги, библиотечные уроки. Да и просто каждодневное общение с ребенком, особенно с подростками. Согласитесь, в последнее время нашим детям так не хватает этого простого человеческого общения. Порой ребенок заходит в библиотеку именно за добрым словом. Бывает даже — просто посидеть, отдохнуть от каждодневной суеты, помечтать…
Друзья моей библиотеки – это веселые, любознательные дети, их родители и педагоги. У меня более 500 читателей. И они самые желанные гости в моем «книжном царстве». Более 20 тысяч книг может предложить своим читателям наша школьная библиотека. Читальный зал — самое любимое место наших детей. Здесь большой выбор справочной литературы, сочинения мировой литературы, сочинения классиков, и просто интересная художественная литература, иллюстрированные красочные детские книги и журналы. Школьная библиотека – место встречи с любимыми писателями, интересными людьми нашего города и района. Люблю проводить библиотечные уроки, читательские конференции, викторины.
Вместе с детьми и педагогами объявили акцию «Книге – вторую жизнь! Прочел книгу – подари школьной библиотеке». В ходе акции от наших читателей в библиотеку поступило более 300 книг. Среди подаренных книг — энциклопедии, исторические справочники, произведения классиков отечественной и мировой литературы.
Одним из направлений моей работы является издательская деятельность. В марте 2008 года при школьной библиотеке организовала творческое объединение. Назвали мы его «Большая перемена», где занимаются 30 детей разного возраста. Это творческие ребята, настоящие лидеры и вдохновители. Какой же творческий коллектив без своего печатного органа. Через месяц у нас вышел первый номер школьной газеты, которую тоже назвали «Большая перемена». Спрос, которым пользуется наша газета показывает, что в школе просто необходим свой печатный орган. Жизнь каждой школы – это отдельная страна со своими традициями, радостями и проблемами. Школьная жизнь – это интересный мир. Мир каждого ученика, каждого педагога. Об этом и пишет «Большая перемена». А еще она объединяет школьников и педагогов. Это совместное творчество, совместный труд.
Юношеская пресса. Как организовать работу редакции? О чем писать? Как придумать макет? Где напечатать газету? Кому интересны эти вопросы, или просто творческий человек, тот становится членом нашего дружного и интересного коллектива.
Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся
... Теоретическая значимость работы: наша работа расширяет и углубляет теоретические библиотековедческие представления о возможностях школьных библиотек в стимулировании процесса развития информационно-компетентной личности. Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы в работе школьных библиотек при ...
Библиотечный литературный вестник «Лучик», можно назвать ровесник «Большой перемены». Каждый его номер подарок всем, кто любит книги, кто читает, кто дружит с нашей школьной библиотекой. Девиз «Лучика»: «Мир освещается солнцем, а человек знанием». Наше объединение помогает школьникам не только раскрывать свои таланты, но и самоутвердиться. Своими знаниями, полученные в «Большой перемене», старшеклассники охотно делятся с младшими товарищами. Малыши с удовольствием присутствуют на планерках, особенно при верстке газеты. И уже делают свои первые шаги в школьную журналистику. Красочные буклеты и маленькие открытки – это их первый творческий труд. А когда дети говорят, что нет прекраснее чувства, чем получить свежеотпечатанную, готовую газету и услышать мнения учителей и своих сверстников, на то, над чем в редакции ломали голову, и что удалось склеить, это для меня самая большая награда за мой труд, за мои старания и переживания. Сегодня многие ребята с уверенностью говорят: «Мы выбрали интересную жизнь».
Библиотека, которую я возглавляю, стала победителем в республиканском конкурсе «Лучшая школьная библиотека -2010» в номинации «Популяризация историко-культурного наследия».
-..Долгое время в средствах массовой информации, даже в художественной литературе формировался отрицательный образ библиотекаря: тусклая внешность, волосы, убранные в пучок, серый костюм, большие очки, тихая, скромная женщина, которая целыми днями сидит в своей библиотеке. Не скрою, еще недавно я и сама была почти такого же мнения. Но когда окунулась в этот мир – мир знаний, добра и красоты, мне стало немного стыдно. Мои коллеги – неутомимые труженицы, большие знатоки своего дела, симпатичные, веселые, свободные и независимые женщины. Но, пожалуй, самое главное: в нашей большой библиотечной семье нет недоброжелателей. Все мы болеем за общее дело. И это – школьная библиотека.
Закончился еще один учебный год в моей библиотечной работе. Каким он был – удачным или не очень – покажет время. Да остались и сомнения, что не все успела сделать, сделала какие-то выводы и уже строю планы на новый учебный год. Повзрослели на один год мои читатели. А в сентябре, на пороге моей библиотеки, появятся новые малыши, пришедшие за знаниями. Начнется новая и интересная жизнь и для библиотекаря.