Пять о творчестве и креативной деятельности участников корпоративного университета ВИАНСА (WeAnswer). Леонид Дьячков

«Только творческий, креативный взгляд дает возможность осознавать присутствие нового в настоящем»

Маршалл Маклюэн

Область креативности сложна для исследований и вызывает множество споров, поскольку эмпирическое поле фактов, относящихся к данной проблеме, очень широко. Креативность, рассматриваемая в различных концепциях, предстает в виде частей головоломки, собрать которую целиком еще никому не удалось.

Еще в 60-х гг. было описано более 60 определений креативности [1] и их число накопившееся к настоящему моменту, уже трудно оценить. Как отмечают исследователи, «процесс понимания того, что такое креативность, сам требует креативного действия. Начиная с определения креативности, мы тем самым обрекаем себя на неудачу, поскольку креативность еще не концептуализирована и эмпирически не определена «. Авторы одного из исследований определяют креативность, как «достижение чего-либо значимого и нового… Другими словами, это то, что люди делают, чтобы изменить мир » [2].

Семантика слова

Креативность (англ.

Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям [3].

Странно, что все мы ссылаемся на английский, а не на латынь, и уж совсем игнорируем греческий (демиург – это и творец и ремесленник одновременно) и тем более иврит, где, собственно это понятие и возникло.

Исторические примеры

Креативные идеи посещали умы своих творцов с древних времен, поэтому перечислять их можно бесконечно долго. Я приведу три примера, которые в данный момент времени показались для меня наиболее красочными.

Решение проблемы стирки белья

Есть по меньшей мере два объяснения тому, по какой причине появились первые стиральные машины. Согласно первому объяснению, их создали заботливые мужья, чтобы облегчить труд жен. По второму — толчком послужила необходимость в обстировании большого числа сосредоточенных в одном месте холостых мужчин (городки золотоискателей, морские порты и т.д.). Но не в армии, где требовалось не только чистое белье, но и прачки как сексуальный аръергард войска. Скорее всего, справедливы обе версии.

3 стр., 1144 слов

Творческая работа

... так и продуктивной (самостоятельной, научной, творческой) деятельности. Творческая работа - это персональное исследование по сегодняшним проблемам, на его основе ... творческими способностями. Актуальным средством творческих способностей студентов есть творческие или креативные направления , при помощи которых преподаватель побуждает студентов к творческим, креативным действиям. Творческие ...

Много веков назад мореплаватели стали использовать движение своего судна для стирки белья: его привязывали к канату и бросали за борт. Пенная струя быстро смывала с ткани всю грязь. А в это время на берегу подруги моряков терли белье о камни, для пущей эффективности используя в качестве абразива песок. Так была найдена первая из составляющих стирки — механическое воздействие на ткань.

Изменение негативного отношения к картофелю во Франции

Негативное отношение к новому продукту — картофелю — во Франции было сломлено весьма нестандартным путем: министр Франции Тюрго приказал поставить охрану вокруг картофельных полей. «Раз охраняют, значит, ценное», — подумал народ, и вскоре картошка стала одним из самых популярных продуктов.

Аналогичным образом в советское время решался вопрос ликвидации неходовых товаров: директор магазина выходил в торговый зал и громко кричал продавщицам: «Такой-то товар: больше двух кило в одни руки не отпускать!»

И самый выдающийся и известный, на мой взгляд пример креатива:

Архимед и корона

Известен рассказ о том, как Архимед сумел определить, сделана ли корона царя Гиерона из чистого золота или ювелир подмешал туда значительное количество серебра. Удельный вес золота был известен, но трудность состояла в том, чтобы точно определить объём короны: ведь она имела неправильную форму! Архимед всё время размышлял над этой задачей. Как-то он принимал ванну, и тут ему пришла в голову блестящая идея: погружая корону в воду, можно определить её объём, измерив объём вытесненной ею воды. Согласно легенде, Архимед выскочил голый на улицу с криком «Эврика!» (εύρηκα), то есть «Нашёл!». В этот момент был открыт основной закон гидростатики: закон Архимеда.

Рабочее понятие

Исследования креативности, интерес к которым за последние годы сильно возрос, рассматривают четыре основных аспекта:

  • креативный процесс ;

  • креативный продукт ;

  • креативную личность ;

  • креативную среду (сферу, структуру, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества);

Часто эти подходы используются вместе.

В данной работе я хочу рассмотреть непосредственно сам креативный процесс.

Многие считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний. Однако некоторые общие требования к процессу креативного мышления можно выделить. Креативный процесс независимо от проблемы, на которую он направлен, включает следующее:

13 стр., 6479 слов

Содержание понятия «креативность». Соотнесение понятий ...

... творчества и креативности Ассоцианистский подход получил широкое распространение в XVII - XVIII веках. Он объяснял все умственные (когнитивные) процессы в терминах двух основных компонент: идей (или элементов) и ассоциаций (или связей) между ... было дано 60 определений креативности. Они были разделены на шесть типов: 1) гештальтистские, описывающие креативный процесс как разрушение существующего ...

Пять эссе о творчестве и креативной деятельности участников корпоративного университета ВИАНСА (WeAnswer).</p>
<p>Леонид Дьячков

Рис. 1. Рабочее понятие креатива.

ГП считал – и я с ним совершенно солидарен – что творить можно только в рефлексии, а рутина рефлексируема вовсе.

Работа с информацией

Для целенаправленной креативной деятельности необходимо четко понимать ситуацию на которую будет направленно креативное решение, ее характеристики и условия. Иногда решение уже лежит практически на самой поверхности, но ввиду слабо развитого умения структурировать и анализировать внешнюю информацию, человек длительное время его (решения) не замечает. И бывает с точностью до наоборот, человек не владеющий деталями проблемы, но способный хорошо интерпретировать информацию буквально сходу находит необычное решение.

Время

Вернемся к характеристикам креативного процесса. Нельзя не отметить роль времени в процессе креативности (как долго он длится).

В одних случаях период созревания идей может протекать достаточно длительное время, в других – секунды. Длительность времени необходимой для выработки идеи трудно поддается прогнозированию, но, несомненно, есть ряд факторов влияющих на этот аспект. К таким факторам можно отнести:

  • Специфику и сложность поставленной задачи.

  • Способ выработки идеи (будет рассмотрен ниже).

  • Способность человека выходить за рамки стереотипных ассоциаций, работать с широким семантическим полем.

  • Одаренность.

  • Личность человека и его мотивация.

Тут очень важна плотность времени. Именно поэтому многие предпочитают творить по ночам (Бальзак, Достоевский, Пастернак и др.)

Выработка идеи (Сознательное/Бессознательное)

Важным аспектом в процессе креативной деятельности является наличие сознательных и бессознательных способов выработки решения. Многие считают, что умение выражать приходящие из бессознательного идеи — это ключ к креативному процессу. На мой взгляд, креативность проявляется в тот момент, когда бессознательные идеи вносятся в сознательные утверждения. Сами творцы и носители выдающейся креативности подчеркивают активность бессознательного в творческом процессе. К. Юнг, например, считал, что творчество делится на два вида: психологическое, связанное с работой сознания, и визионерское, выражающее архетипические образы бессознательного.

13 стр., 6340 слов

Педагогические условия развития творческого воображения у старших ...

... творческого воображения у старших дошкольников в процессе художественной деятельности будет проходить наиболее эффективно недостаточно полно освещены. Таким образом, было выявлено противоречие между необходимостью развития творческого воображения у старших дошкольников и недостаточной разработанностью педагогических условий данного процесса. ...

А некоторые ученые придерживаются противоположной точки зрения, например, описывая процесс открытия роли естественного отбора в эволюционном процессе Ч. Дарвиным, Х. И. Грубер подчеркивает, что инсайты в процессе работы случались часто, но не имели решающего значения для построения концепции в целом.

На мой взгляд обе точки зрения имеют право на жизнь, но наиболее оптимальным вариантом является их комбинирование. Например, П. Ленгли и Р. Джонс приписывают важную роль бессознательным элементам в контексте активации памяти, которая релевантна творческому инсайту и делает доступной информацию, сознательно не затребованную.

Индивидуальный мыслительный процесс/Коммуникация

Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать например в коммуникации, в особенности во время конфликта между различными позициями участников.

Креативный продукт

Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации. Непосредственно сами креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.

Вывод

В заключении хочется привести небольшую выжимку из предыдущего текста.

Креативный процесс является специфическим для разных областей знаний, но обладает общими характеристиками. Он имеет временные рамки и определенные этапы. В процесс креатива можно пробовать нормировать, однако уровни его проявления зависят от личностных качеств участников процесса. Так же необходимо отметить немаловажную роль бессознательного (в том числе и инсайта) в этом процессе.

Как развить креативность?

Абрахам Маслоу считал, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Генрих Альтшуллер, в свою очередь видел в креативности «вдохновение по заказу». Разработанные им методы, завоевали большое количество последователей. Именно с тех пор завязался ожесточенный спор между сторонниками творчества и технологий изобретательства.

Наличие креативного продукта – это одно из наиболее весомых конкурентных преимуществ любой компании, а следовательно и элемент рабочего процесса. И реалии современного мира таковы, что процесс креативной деятельности все больше становится нормализированным, а выжидание вдохновения – расточительной тратой времени. В качестве примера к этому тезису хочется привести цитату К.С. Станиславского: «Вдохновение является лишь по праздникам. Поэтому нужен какой-то более доступный, протоптанный путь…».

Кратко приведу несколько наиболее популярных методов («путей») стимуляции креативной деятельности:

18 стр., 8623 слов

Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения (2)

... процесс в начальной школе. Предмет исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы: ... развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков. Наиболее эффективной сферой развития творческих способностей ... его развития; часто научные идеи и ...

  • Метод мозгового штурма. Один из самых распространенных и используемых методов. Несколько человек предлагают свои идеи и соображения по определенной проблеме. Основное, что нужно помнить, – идеи должны высказываться любые, без стеснения «ляпнуть что-нибудь не то». Этому должен содействовать модератор.

  • Метод синектики. Базируется на свойстве нашего мозга устанавливать ассоциативные связи. Используются 4 вида аналогий: прямая, символическая, фантастическая, личная.

  • Метод контрольных вопросов. В данном методе используются наводящие вопросы, которые могут подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались многими авторами с 1920-х гг. Разработано множество различных списков вопросов, но все они, несмотря на их отличия, преследуют одну цель — посредством ответов на вопросы направить ход мысли к наиболее сильным решениям.

Употребление

В современном мире потребность в креативных продуктах увеличивается практически с каждым днем и захватывает все больше и больше сфер деятельности. К основным из них я бы отнес:

  • Реклама. Ввиду перенасыщенности нашего телевидения (интернет, радио и т.д.) рекламными роликами, реальное воздействие на покупателя могут оказать только наиболее креативные из них.

  • Решение управленческих задач. Умение найти необычный ход, необычную мотивацию, инновационное решение – всё это способствует наилучшему решению задач различной степени сложности.

  • Современное искусство. Новаторские идеи и произведения, неординарное креативное видение мира позволяет современным авторам творить новые произведения искусства.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/motivatsiya-i-tvorchestvo/

  1. Taylor C. W. Various approaches to and definitions of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 99126.

  2. Feldman D. Y., Csikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press, 1994

  3. Большой психологический словарь

  4. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г.

  5. Электронная книга: «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы»

    3 стр., 1067 слов

    Тема, проблема, идея и значение произведения

    ... взрыву. Чередование картин, описывающих противоборствующие лагеря, является важнейшим композиционным принципом. Действие романа «Тихий Дон» охватывает период времени с мая 1912 по март 1922 г. В ... с описаниями общеполитических событий и показом фронтов империалистической войны. В композиции произведения выделяются два начала: внутреннее движение и внешнее. Композиционное значение приобретают картины ...