В мире литературы. Сочинения, анализ, характеристики героев (5)

Эссе

, Помощь в написании эссе, сочинений, организации проведения литературных вечеров

« | Главная | Две «Истории» о русской жизни (А.К.Толстой «История государства Российского…» и М.Е.Салтыков – Щедрин «История одного города») »

Мой путь в мир поэзии А.Фета (сочинение)

| 17 Мар 2010

Фет А.А.

А.Фет был один из немногих в русской литературе XIX века чистейших лириков: ни эпический, ни драматический род не был его призванием.

Вспоминается первое знакомство с поэтом. Это было стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» Такое солнечное, весеннее. И казалось мне, что интонационное звучание его должно быть ликующе – радостным, восклицательным, звонким как солнце, как весна.

И вот (но уже через годы) я вновь встретилась с ним. Уже с определенным опытом анализа, вдумчивого чтения. А ведь в стихотворении – ни одного восклицательного знака. Значит, интонационное чтение мое было неверным, главная мысль понята неправильно. Лишь с годами приходит понятие того, что поэзия Фета (в критике ее чаще называю фетовская поэзия) – это то, что рождается единством «волшебных звуков, чувств и дум». Стихи его, как музыка, действуют на нашу душу, они умеют находить в нашей душе ту сердечную струну, которая исторгает из нее ответный звук.

«Я пришел к тебе с приветом…» — стихотворение, требующее особого, фетовского пения; в нем можно равно видеть и «лирический автопортрет» и «поэтическую декларацию»:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой…

Всего четыре строфы и четырежды повторяется глагол действия «рассказать». Поэт как бы во всеуслышание именовал все то, о чем пришел он рассказать в русской поэзии: о радостном блеске солнечного утра и страстном трепете молодой весенней жизни («рассказать, что с той же страстью, как вчера пришел я снова»); о жаждущей счастья влюбленной душе и неудержимой песне, готовой слиться с веселием мира. Подобного лирического весеннего чувства природы в русской поэзии, за исключением пушкинской, можно встретить редко. У Фета природа одухотворенна. Она, как человек, чувствует, ощущает. Она живая («солнце затрепетало», «лес проснулся»).

5 стр., 2083 слов

Анализ стихотворения Фета Я пришел

... классикой. Бесплатная помощь с домашними заданиями ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА. Нужен анализ стихотворения А.А. Фета "Я пришел к тебе с приветом" по плану: 1)историко-биографический материал, 2)место стихотворения в творчестве ... слово: Рассказать, что солнце встало… …рассказать, что лес проснулся… …рассказать, что с той же страстью… …рассказать, что отовсюду… Благодаря этому приему, стихотворение читается ...

А какие образные сравнения: «горячим светом», лес проснулся каждой птицей».

Все это и создает общую лирическую картинку, задевает душу слушателя.

А вот другое… Читаешь, и душа переполняется чувством восторга перед природой:

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня света,

Этот синий свод.

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор,

Эти ивы и березы

Эти капли, эти слезы…

Во всем стихотворении – ни одного глагола, которым обычно передается движение. Только существительные – признаки весны. Весеннее чувство подчеркивается повтором частиц «это», «эта», «эти». И возникает такая полная, захватывающая душу картина весны. Фет утверждал, что «художнику дорога только одна сторона предмета: их красота, точно так же, как математику, дороги их очертания или численность». Вслушиваюсь, как звучат эти строки:

Всю ночь гремел овраг соседний,

Ручей бурля, бежал к ручью,

Воскресших вод напор последний

Победу разглашал свою…

По – весеннему звучат эти строки, будто слышится бурлящий поток, будто видишь этот искрящийся плеск весеннего половодья. И это радостное впечатление воссоздается звуками: рычащий «р», — взрывной «г», слиянием слогов – «гр», «вр»…».

Осыпал лес свои вершины,

Сад обнажил свое чело,

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

Это первая строфа стихотворения «Осенняя роза». И обязательно задержится взгляд на строчке «…и георгины дыханьем ночи обожгло». И словно видим почерневшие лепестки георгины, обожженные осенними заморозками.

А вот эту «фетовскую весну» высоко оценил Л.Н.Толстой, долго друживший с Фетом: «Стихотворение одно из тех редких, в которых ни слова прибавить, убавить или изменить нельзя; оно живое само и прелестно. Действительно, это стихотворение не нуждается в анализе единства идейного и композиционного, его нужно воспринимать, как гимн Вдохновению».

Я говорю о фетовской «Еще майская ночь»:

Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И воздухе за песней соловьиной

Разносится тревога и любовь…

Майская ночь дохнула «весенней музыкой любви». Торжество весны неотделимо у Фета от веры, «что, как мир, бесконечна любовь»:

Снова в сердце ничем не умеришь

До ланит восходящую кровь,

И душою подкупленной веришь,

Что, как мир, бесконечна любовь».

(«Весенние мысли»)

Есть у Фета и трогательный роман «соловья и розы». Нужно отметить, что образы «соловья и розы» часто встречаемые в его стихах. Образы – символы. Соловей – вестник весны. Роза для Фета не только цветок, создание природной красоты. Роза – это и символ женской красоты.

2 стр., 612 слов

Сочинение по стихотворению фета осенняя роза

... Фет концовке, считая, что она должна быть такой, чтобы ни одного слова к ней нельзя было прибавить. Именно таков финал стихотворения «Осенняя роза». ... лицо: «Дохнул октябрь». И вдруг – обезличенность: «Георгины дыханьем ночи обожгло». Словно автор не в силах поверить, будто ... настроение: тоску по ушедшему лету, грусть от предстоящих долгих осенних вечеров, наполненных ожиданием далекой весны. На первый ...

«Соловей и роза» — поэтическая легенда, написанная на основе персидских мотивов. Это трогательный рассказ о, «серой птичке», которая «забыта, отвергнута счастьем» в великом «саду мирозданья». Лишь одно существо разделяет здесь с птичкой ее отверженность – скромный, тернистый кустарник. Но вот небо сжалилось над их бедственной долей, послало кустарнику красоту; он расцвел юной розой, а безгласная до того птичка обрела дар чудных песен:

И к утру свершилося чудо:

Краснея и млея сквозь слезы,

Склонилася к ветке упругой

Головка душистая розы.

И к ночи с безгласною птичкой

Еще перемена чудесней:

И листья и звезды трепещут

Ее упоительной песней.

Мир поэзии Фета в моем восприятии – это мир «благоуханной свежести», неповторимо – фетовское «чувство весны». Это непосредственность фетовского «пения» его стихов, это «страстная чувственность», первобытная природность.

Поэзия Фета открывает нам нетленную красоту Природы, Юности, Жизни. Мы и сегодня слушаем любимые старинные романсы: «На заре ты ее не буди», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Только станет смеркаться», — и помним, что автором их был один из самых музыкальных русских поэтов – А.Фет. Он не раз называл своего любимого композитора – им был Фредерик Шопен. И самого Фета неоднократно сравнивали с этим музыкальным гением. И, наверное, потому родственным Фету можно считать сравнение, которое некогда нашел Ф.Лист для шопеновской музыки: будем же читать бессмертного лирика, «внимая звукам этой, легкой и страстной музыки, напоминающей сверкающую птицу, которая порхает над бездной». А слова поэта:

Спешите, юноши, и верить и любить,

Вкушать и труд и наслажденье, —

возьмем с собой, отправляясь в долгий путь длиною в жизнь, в качестве фетовского завещания нам.