Почему именно сказка стала одним из любимейших жанров немецких романтиков?
Романтизм
По месту и времени написания произведений немецкий романтизм можно разделить на два этапа: йенский и гейдельбергский.
Для первого, раннего этапа, отличительной чертой является философичность. У йенских романтиков звучал культ природы и поэтического созерцания, а искусство понималось как выражение абсолютной идеи, заключенной в природе.
К жанру сказки писатели обращались не только представители гейдельбергского этапа, такие как также Ахим фон Арним, Вильгельм и Якоб Гримм, но и Новалис, являющийся самым талантливым и оригинальным из представителей йенской школы, а также Гофман, творивший в то же время, но не принадлежавший ни к одной из школ.
Также жанр сказки привлекателен тем, что в нём возможно с
Данный приём широко используется Гофманом, поэтому хотелось бы немного подробнее рассмотреть его сказки. Яркими его признаками обладает мир сказки «Золотой горшок». Здесь двоемирие реализуется через прямое объяснение персонажами происхождения и устройства мира, в котором они живут. Есть мир здешний, земной, будничный и другой мир, волшебная Атлантида, из которой и произошел когда-то человек. Система образов этой сказки также содержит в себе романтическое двоемирие: у главных героев есть двойники. Например, образы девушек, борющиеся за сердце Ансельма: Вероника, обыкновенная мещанская девушка с довольно-таки приземленной мечтой — удачно выйти замуж, и таинственная золотисто-зеленая змейка Серпентина, дочь царя Саламандра. Гофман вводит одну как бы сближающую их деталь – у обеих героинь глаза голубого цвета. Также двоемирие видно в образе самого Ансельма: он простой студент, в повседневной жизни достаточно неловок, неуклюж и даже смешон. В нём воплощен тип настоящего неудачника. Но он мечтателен и поэтичен, поэтому он способен видеть идеальное и волшебное в реальном и поэтому именно ему открывается сказочный мир. В финале мы можем встретиться с близким к двоемирию приемом, а именно с симметрией в композиции, которая достигается посредством описания двух помолвок.
Отзываясь о Гофмане, Одоевский ставил ему в заслугу изобретение «особого рода чудесного». Он писал, что «Гофман нашел единственную нить, посредством которой элемент реального может быть в наше время проведен в словесное искусство; его чудесное всегда имеет две стороны: одну чисто фантастическую, другую — действительную; так что гордый читатель XIX века нисколько не приглашается верить безусловно в чудесное происшествие, ему рассказываемое; в обстановке рассказа выявляется все то, чем это происшествие может быть объяснено весьма просто, — таким образом, и волки сыты, и овцы целы; естественная наклонность человека к чудесному удовлетворена, и вместе с тем не оскорбляется и пытливый дух анализа…».
Тема двоемирия в творчестве Гофмана на примере анализа сказок
... из работы Федорова Ф.П. “Время и вечность в сказках и каприччио Гофмана”: “...история взаимоотношений студента Ансельма с ... Общая характеристика творчества Гофмана гофман двоемирие сказка романтический Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с ... Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств. Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап ...
Многие русские и зарубежные критики подмечали мастерство Гофмана, причём не только в умелом использовании антитезы. Так В. Г. Белинский высоко ценил сатирический талант Гофмана, отмечая, что он умел «изображать действительность во всей ее истинности и казнить ядовитым сарказмом филистерство… своих соотечественников».
Таким образом, можно прийти к выводу, что Гофман в своих сказках использует не только приём двоемирия, но и гротескную форму описания. Её мы наблюдаем в сказке «Крошку Цахеса», где главный герой – Цахес, который предстает перед нами отвратительным и ужасным уродцем. Автор не жалеет красок для описания данного персонажа и одаривает его многочисленными сравнениями — то с обрубком корявого дерева, то с раздвоенной редькой.
Одновременно Цахес и смешён читателю тем, что нелепо пытается слыть прекрасным наездником и виртуозным виолончелистом, и в то же время страшен тем, что в его руках явная и несомненная власть. В его гротескно-фантастическом образе выражается неприятие действительности автором. Это же неприятие наблюдается и при описании мира, где жизненные блага и почёт воздаются не по труду, не по уму и не по заслугам.
Создание такого мира, а также таких ярких и красочных противоречий возможно только благодаря выбору немецкими романтиками такого жанра, как сказка, которая позволила представителям данного течения наиболее броско и образно выразить себя в своих произведениях, при этом сохранив в них не только добросовестную научную достоверность, но и добавив авторский поэтический стиль.