Система образов героев война и мир. Жанровое и художественное своеобразие романа «Война и мир». Система образов. Образная система романа «Война и мир» Толстого

Образная система романа «Война и мир»

Образная система «Войны и мира» исчисляется сотнями. Даже кажется, что она просто не поддается описанию.

Но все же это не так.

В романе можно выделить 5 основных групп персонажей.

Группа исторических образов в романе

Прежде всего, в эпопее действует группа исторических лиц, так как в произведении отражены реальные исторические события. Это император Александр I, Наполеон, Кутузов, Сперанский, видный российский масон Баздеев. Центром этой группы являются антагонистические образы Кутузова и Наполеона Толстой в романе выступает не только как историк, но и философ. История творится людьми, ее течение стихийно скалывается из множества поступков, воль, интересов множества людей. Исторические личности же

«суть ярлыки, дающие наименование событию. Велик и истинно историчен тот государственный деятель, который смог прочувствовать ход истории и подчинить свои действия ему. Такой человек не думает о значении собственной личности, о своей роли, он просто исполняет свой долг.

Таков Кутузов. Не таков Наполеон, самолюбивый, эгоистичный, мелочный в своем стремлении к славе. Девиз Толстого:

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»,

  • полностью определяет принципы построения образов исторических лиц.

Группа образов русского дворянства

Вторую группу персонажей представляет русское дворянство. Эта группа неоднородна, в ней выделяются два взаимопротивоположных лагеря:

  • высший свет — Петербург
  • московское и поместное дворянство.

Высший свет эгоистичен, лжив, пронизан стремлением к собственной выгоде, отрезан от народа и нации. В центре петербургского общества семья Курагиных — князь Василий, его дети — Ипполит, Анатоль, Элен. Толстой подчеркивает физическую красоту и душевную ущербность каждого члена этой семьи.

«Там, где вы, там ложь,»

  • говорит Пьер Элен.

Символично, что Элен умирает от неожиданной болезни, Анатоль теряет ногу после Бородинского сражения. Так писатель как бы играет роль судьи над своими героями. Такова и семья Друбецких — матери и сына Бориса. Борис в стремлении к богатству готов на все, он практически продает себя, женившись на Жюли Карагиной. Чем стремительнее карьера Бориса, тем дальше он оказывается от семьи Ростовых, к которой он был близок в детстве.

17 стр., 8224 слов

Женский портрет в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ...

... персонажей. Толстой считал, что портрет в литературе в редких случаях выступает как единственное средство создания образа и не всегда является главным средством повествования о человеке. Глава 2. Женский портрет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (на примере образа Элен) ...

Московское и поместное дворянство, представленное как центральными героями романа, так и второстепенными, характеризует:

  • высокое чувство патриотизма,
  • близость к народу,
  • умение подчинить собственные интересы интересам родины, высокое чувство красоты.

Таковы Ахросимова, дядюшка Ростовых, та московская барыня, которая покинула Москву со всею челядью, сознавая, что она не слуга Бонапарту. Эти персонажи появляются в романе только один раз, но именно они создают обобщенный образ лучших российских дворян.

Группа семей в романе «Война и мир»

В центре этой группы семьи Ростовых и Болконских, семьи Безуховых (Пьера и Наташи) и Ростовых (Николай и Марья).

Высокие нравственные качества, истинный патриотизм, идея служения отечеству, а не отдельным лицам, высокие требования к себе — вот, что отличает эти семьи.

Группа основных героев

Любимые герои Толстого, Андрей Болконский и Пьер Безухов, находятся в постоянной поиске истины, правды. Они совершают ошибки, теряют веру в жизнь, но каждый из них находит в себе силы искать истину дальше. Особую роль в романе в судьбе Пьера и Андрея играет образ Наташи Ростовой. Эта героиня в высшей степени наделена умением любить.

«Сущность ее жизни — любовь»,

  • говорит Толстой.

В любой обстановке Ростова естественна, она прекрасна духовно, и эту ее духовность сознают все герои, кроме, пожалуй, Анатоля Курагина. Дворяне, лучшие представители этого сословия, по Толстому, всегда близки к народу, который во многом и является мерилом истины.

Так, для каждого из героев встреча с человеком из народа является в какой-то мере откровением. Впервые князь Андрей начинает задумываться о лживости своего стремления к славе, когда видит подвиг капитана Тушина в Шенграбенском сражении. Знание и понимание сущности жизни дает Пьеру общение с Платоном Каратаевым в плену.

Группа народных образов «Войны и мира»

Итак, еще одна группа образной системы романа — народ.

Это:

  • и офицеры Тушин и Тимохин, которые составляют одно целое со своими солдатами, незаметные герои русских сражений,
  • и купец Ферапонтов, открывающий амбары при отступлении из Смоленска,
  • и солдаты батареи Раевского, с которыми судьба сводит Пьера в Бородинском сражении,
  • и ополченцы, которые перед сражением надели чистые рубахи, как перед смертью,
  • это и солдаты роты Тимохина, отказавшиеся пить водку перед Бородином («не такой день»),
  • и девочка Малаша, невольная свидетельница совета в Филях, называющая Кутузова дедушкой и интуитивно чувствующая настроение и позиции присутствующих и многие, многие другие.

Патриархальность жизни истинного русского дворянства состояла в чувстве единения и господ, и слуг, что и показывает Толстой.

Среди народных образов Толстой выделяет два, которые воплощают в себе русские народные типы — Тихона Щербатова и Платона Каратаева.

  • Тихон как самый нужный человек в отряде Денисова воплощает в себе силу, деятельный характер русского народа.
  • Платон Каратаев — тип философа, который принимает эту жизнь во всех ее проявления, соотносит себя с природой. Именно его мудрость помогает Пьеру пережить тяготы плена.

Наша презентация темы

9 стр., 4391 слов

Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого (по роману-эпопее «Война и мир»)

Сочинение: Наташа Ростова — любимая героиня Л.Н. Толстого (по роману-эпопее «Война и мир») (371 слово) Когда Лев Николаевич Толстой увлекся созданием своего философского учения, он поменял свое отношение к «Войне и миру». ... этом автор писал в письме к А. Фету). Однако до конца жизни писатель остался верен другому своему предпочтению – любимой героине книги – Наташе Ростовой. Эта простая и добрая ...

Грандиозность замысла Толстого нашла свое выражение и в глобальной системе образов, которая помогает читателю понять и почувствовать жизнь людей далекой от нас эпохи.

Л.Н.Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Слайд 1

Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир» Автор: Никуленкова Т.В., учитель литературы, МБОУ «СОШ № 14», г.Братск

Слайд 2

Основные вопросы И стория создания романа. Смысл названия романа. Особенности жанра. Основные философские и этические проблемы романа. Система образов в романе Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку, — всё есть в этой книге! Н.Страхов

Слайд 3

История создания романа Р асставанье с Петербургом и обществом литераторов. Отказ от участия в общественной жизни. Поиски своего направления в творчестве. Отъезд в Ясную поляну. Занятия педагогикой. Черты первого кризиса в творческой биографии Толстого – 1856г 1862г – повесть «Казаки», начало написания романа «Война и мир». «Так начиналась книга, на которую будет потрачено семь лет непрестанного и исключительного труда при наилучших условиях жизни»

Слайд 4

Цель романа: воссоздать истинную историческую картину трех эпох русской истории и проанализировать их моральные уроки, постичь и провозгласить законы истории . Замысел романа возник у Толстого в 1856 году.

Слайд 5

Смерть Николая Первого, амнистия оставшихся в живых декабристов, подготовка реформы отмены крепостного права, встреча с Пущиным и Волконским. Что же предшествовало каторге декабристов? В чем истоки перемен ? Восстание на Сенатской площади. 1812г «Мы были дети двенадцатого года», — говорил один из декабристов. Пройдя пол-Европы, русское общество вернулось в той же лживой, извращенной государственной системе. 1805г 1812г – это победы, но были еще и поражения. Восхождение Наполеона. Проникновение в русские умы «наполеоновской идеи». Это и стало для Толстого точкой отсчета. Прошло 50 лет. Что же изменилось в России? Государственный строй? Нет. Положение народа? Нет. А люди изменились? – вот об этом роман «Война и мир».

Слайд 6

История названия романа «Декабристы» «Три поры» (1856-1825-1812) «1805 год» — «Русский вестник» – первые главы. На первом плане — история «Все хорошо, что хорошо кончается» – 1866г. На первом плане – философия «Война и мир» – 1867г – история и философия Накопился огромный материал об исторических событиях 1805-1856гг, и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812г, и героем романа стал русский народ.

Слайд 7

Смысл названия МИР, М I РЪ ВОЙНА Состояние без войны Все, что окружает: среда, физическая и духовная атмосфера обитания Человеческая общность, первоначально: крестьянская община. Кровопролитные битвы и сражения, несущие смерть Разъединение людей, вражда Союз И

4 стр., 1898 слов

Какую роль играет природа в жизни героев романа Толстого «Война и мир»?

... романа, вызывая у них определенные состояния души и мысли, которые влияют на дальнейшее развитие событий. Человек и природа в «Войне и мире» Толстого – это одно целое. Если персонаж грустит или недоволен жизнью, ... молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!» “Хлестаковщина” в наши дни – сочинение по теме комедии Ревизор А когда Болконский растревоженный ночным ...

Слайд 8

Роман Толстого «Война и мир» о месте и роли войны в жизни людей, о противоестественности кровавых распрей в человеческих взаимоотношениях; о том, что воистину утрачивается в пылу битвы, что, кроме деревянных домов, сгорает дотла, уходит в небытие сам мир довоенной России; что с каждым человеком, умирающим на поле брани, гибнет его неповторимый мир, рвутся тысячи нитей, калечатся десятки судеб его близких. Это роман о том, что есть война в жизни народа и в жизни каждого человека; какую роль играет она в мировой истории; об истоках войны и ее исходах.

Слайд 9

Особенности жанра Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная…это быль, и быль семейная. Н.Страхов …оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов. И.С.Тургенев Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось. Л.Н.Толстой

Слайд 10

Роман-эпопея По Белинскому в эпопее изображено такое событие, в котором раскрывается сущность народной жизни. В эпопее история – не фон, она центральный герой, источник размышления писателя. Однако в эпопее Толстого история выступает не только как историческое событие. Она воплощается в судьбах многих десятков и сотен людей, в их внешний и внутренней жизни. Исторические события вместе с историей отдельных людей образуют единый жизненный поток. Огромный интерес к человеку , к его роли в истории, к его духовному миру, его нравственности не дает возможность определить жанр «Войны и мир» только как эпопеи. Отсюда новый жанр – роман-эпопея.

Слайд 11

Историческая основа романа 1 том – 1805г – война России в союзе с Австрией на ее территории; 2 том – 1806-1811гг – русские войска в Пруссии; 3 том – 1812г 4 том – 1812-1813гг Эпилог – 1820г Война 1805г против Наполеона , Шенграбенское и Аустерлицкое сражения; Война в союзе с Пруссией в 1806г и Тильзитский мир; Война 1812г, переход французской армии через Неман, отступление русских войск, сдача Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы; Фланговый марш Кутузова. Тарутинское сражение, рост партизанского движения; Распад армии противника. Широкое изображение Отечественной войны

Слайд 12

Основные философские и этические проблемы Представление Л.Н.Толстого о пути жизни человека: путь сердца – П.Безухов путь мысли – А.Болконский путь веры – кн. Марья путь середины – Н.Ростов Контраст естественной и искусственной жизни: живая, радостная жизнь Ростовых, Безуховых и рассудочное планирование жизни Долохова, Друбецких. Понятие рода и семьи в романе: контрастность изображения семей как ведущий принцип поэтики романа. Философия природной целесообразности: народная жизнь как свободное единение; отчуждение этого мира от образованной элиты и его преодоление; необходимость соединения личностных ценностей с народной жизнью; природная сущность персонажей как основа истинной жизни.

Слайд 13

Система образов в романе Всего в романе около 600 действующих лиц. Действительная ценность человека 2 типа героев: 1) Герои пути, герои с историей, с развитием: (+) Пьер, Андрей, Наташа (-) Н.Ростов , Б.Друбецкой 2) Герои вне пути, остановившиеся в своем внутреннем развитии: А.Курагин , Элен, А.Шерер , Кутузов, Наполеон Достоинства человека Самооценка

10 стр., 4537 слов

Роман Мстиславич

... Ростиславича, который, в свою очередь, организовал нападение войск Владимира Галицкого, Мстислава Романовича и Ростислава Рюриковича на земли Романа сразу с двух сторон, у Перемиля и у Каменца. Они ... Ростиславич узнал об этом и объявил зятю войну. Роман обратился за помощью к своим польским родственникам: с 1194 г. Роман был союзником малолетних сыновей умершего малопольского князя ...

Слайд 14

Система образов в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого

Многообразный мир художественного произведения не только трудно, но даже и невозможно “втиснуть” в какие-то определенные рамки, “разложить по полочкам”, разъяснить с помощью логических формул, понятий, графиков или схем. Богатство художественного содержания такому анализу активно сопротивляется. Но попытаться обнаружить какую-то систему все же можно, при том необходимом условии, разумеется, что она не будет противоречить авторскому замыслу.

Что было важнее всего для Толстого при создании “Войны и мира”? Откроем начало

третьей части второго тома: “Жизнь между тем, настоящая жизнь людей со своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, со своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований.

Как видите, самое главное для писателя – это настоящая жизнь, понимаемая как мощная и неукротимая стихия, противостоящая любым явлениям, событиям, установленным законам, если они не совпадают с интересами простых, обыкновенных людей. На этом и строится

система образов в “Войне и мире”.

Есть люди, которые живут нормальной, естественной жизнью. Это один мир. Есть другой, построенный на иных, неестественных интересах.

Это мир обреченный, лишенный движения и развития, мир, подчиненный заранее установленным правилам, обрядам, регламентам, всякого рода условностям, абстрактным теориям, мир, который в основе своей мертв.

Толстой принципиально не принимает любую теоретическую схоластику, отъединяющуюся от реальной, простой, нормальной жизни. Так, о генерале Пфуле в романе сказано, что он из любви к теории “ненавидел всякую практику и знать ее не хотел”. Именно по этой причине князю Андрею не нравится Сперанский с его “непоколебимой верой в силу ума”. И даже Соня оказывается в конце концов “пустышкой”, потому что в ее добродетельности есть элемент рассудочности, расчета. Любая искусственность, роль, которую пытается вольно или невольно играть человек, запрограммированность отвергаются Толстым и его любимыми героями.

Наташа Ростова говорит о Долохове: “У него все назначено, а я этого не люблю”.

Возникает представление о двух началах в жизни: война и мир, зло и добро, смерть и жизнь. И все действующие лица так или иначе тяготеют к одному из этих полюсов. Одни выбирают цель жизни сразу и не испытывают никаких колебаний – Курагины, Берг.

Другие проходят через долгий путь мучительных колебаний, ошибок, поисков, но в конечном счете “прибиваются” к одному из двух берегов. Не так-то просто было, например, Борису Друбецкому преодолеть себя, свои нормальные человеческие чувства, прежде чем он решился сделать предложение богатой Жюли, которую он не только не любит, но, кажется, вообще терпеть не может.

Система образов в романе основана на достаточно четкой и последовательной антитезе народности и антинародности, естественного и искусственного, человечного и бесчеловечного, наконец, “кутузовского” и “наполеоновского”.

3 стр., 1460 слов

Система образов романа «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова

... современного и потустороннего миров. Самое интересное в том, что в работе среди придуманной системы образов, сложно выделить главных героев. В этом и есть особенность романа. Скажете, главными героями являются Мастер и Маргарита, ведь их именами и названо ...

Кутузов и Наполеон образуют в романе два своеобразных нравственных полюса, к которым тяготеют или от которых отталкиваются различные действующие лица. Что касается любимых толстовских героев, то они как раз показаны в процессе постоянного изменения, преодоления замкнутости и эгоистической односторонности. Они в дороге, в пути, и уже одно это делает их дорогими и близкими автору.