Сотрудничество семьи и школы в развитии ребёнка., Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей., В.А. Сухомлинский
Всё в жизни человека начинается с детства, которое берет истоки из семьи и школы. Два великих предназначения на земле: учить и воспитывать. Как же сделать так, чтобы два социальных института в жизни ребенка шли рука об руку, были сотрудниками в заложении фундамента для строительства характера человека, в великом деле формирования личности гражданина своей страны и направляли бы его жизнь в будущем?
К данному вопросу в последнее время обращаются особенно часто. Вот, например, Президент Российской Федерации В. В. Путин на торжественном приеме, посвященном открытию Года семьи в 2008 году, сказал: «Именно семейное воспитание во многом определяет, каким станет человек. Ни государство, ни даже лучшие педагоги ребенку заменить семью не могут». Несомненно, процент качества семейного воспитания улучшится, если родители будут организовывать его с опорой на знания школы в данном аспекте.
Вот и сегодня, спустя десять лет, проблема организации взаимодействия семьи и школы является актуальной. Данный вопрос рассматривается на государственном уровне. Это связано с обострившейся ситуацией, которая проявляется в следующем. Педагоги обвиняют родителей в том, что они не воспитывают ребёнка. В то же время многие родители считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в сложную конфликтную ситуацию между семьёй и школой, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что приводит в конечном итоге к безнравственности. Ребенок привыкает лгать, изворачиваться, используя информацию и преподнося ее только с позиции собственной выгоды.
В свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Всё труднее педагогу находить общий язык с родителями обучающихся, для которых не принято советоваться с учителями по поводу возникающих проблем в воспитании ребёнка. Это приводит к тому, что между поколениями возникает пропасть непонимания и отчуждения, которую очень сложно преодолеть.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе, поэтому важно, чтобы в вопросах воспитания действия педагогов и родителей не противоречили, а дополняли бы друг друга, так сказать, шли рука об руку, что положительно и активно воспринималось бы ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы обучения и воспитания.
Чем может быть ценен опыт отцов. «Чем может быть ценен для детей опыт родителей
... канадский педагог и литератор) 6. Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта? 7. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? 8. Чем может быть ценен для детей опыт отцов? 9. ...
Ни для кого не секрет, что работа школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
В этих условиях школа должна быть открытой для родителей. Это говорит о том, что родители могут присутствовать на различных занятиях, принимать участие в проведении классных часов, родительских собраний, помогать в организации досуга своих детей. Для этого можно организовывать концерты, выставки работ обучающихся, посылать письма об успехах детей в различных видах деятельности и письма-благодарности за участие в делах класса. Сотрудничество через участие родителей в жизни класса позволяет развивать навыки общения с другими детьми и лучше понимать своего ребенка, забывать на время личные проблемы, познакомиться с новыми людьми.
Главная цель любой школы в работе с родителями заключается в том, чтобы они приняли школу как дом, где хорошо и тепло детям. В свою очередь, школа оказывает помощь родителям в установлении со своими детьми таких отношений, которые бы помогли каждому члену семьи быть самым важным, любимым и необходимым. Учитель должен признавать и поддерживать главенствующую роль семьи в воспитании и обучении ребенка.
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря следующим компонентам: педагогическому такту и этике взаимоотношений, компетентности родителей в вопросах воспитания и уровню их культуры, умению нивелировать сложные взаимоотношения в семье, единству требований семьи и школы. При условии соблюдения всего вышеперечисленного можно будет увидеть, что польза в отношении ребенка проявится в его хорошем самочувствии, ощущении счастья, чувстве сопричастности, в наполнении энергией, ощущении полезности.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что заинтересованным в конечном результате воспитания и образования своего ребенка родителям необходимо быть компетентными в вопросах педагогики, идти в ногу со временем, а помочь им в этом – священная обязанность школы.