В своём эссе «Жить не по лжи» А.И.Солженицын развёртывает известную мысль А.П.Чехова о том, что каждый человек должен по капле выдавливать из себя раба.
К чеховской мысли обращается в своей пьесе «На дне» и пролетарский писатель А.М.Горький. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая.Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего…и обвиняет умирающих с голоду…Я – знаю! Кто слаб душой…и кто живёт чужими соками – тем ложь нужна…одних она поддерживает, другие – прикрываются ею..А кто — сам себе хозяин…кто независим и не жрёт чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека!»
Со всеми этими утверждениями можно было бы согласиться, если бы имелся объективный ответ на вопрос, а что такое ложь? Можно ли жить не по лжи? Почему человек жил во лжи? Во ржи? Что означает известное выражение А.С.Пушкина «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!»?Нужна ли человеку правда? Правда жизни? Художественная правда?
Для ответов на данные вопросы обратимся вначале к интервью с главным режиссёром Мурманского драматического театра С.Н.Абдиевым, которое опубликовано под символическим названием «Обманывать искусно». «Зритель к нам не за правдой приходит. Он знает, что будет что-то разыгрываться. Он изначально приходит обманываться. И всё дело в том, насколько искусно мы будем его обманывать».
Таким образом, следует сделать логический вывод, что задача искусства – обманывать. И в этом нет ничего удивительного, такова сама природа искусства, которое является условностью. Не случайно А.С.Пушкин пишет о том, что он обманываться рад. Под «обманом» поэт, разумеется, понимает – искусство. Данная мысль подтверждается еще одним афоризмом А.С.Пушкина на подобную тему «Над вымыслом слезами обольюсь».
Казалось бы, ситуация проясняется. Надо просто чётко провести грань между искусством и действительностью, которую оно отражает. И тогда ложь останется по одну сторону с искусством, а правда будет сосуществовать с действительностью. Всё так, но, оказывается, грань между искусством и действительностью практически невозможно провести.
Лучше горькая правда чем сладкая ложь. Лучше горькая правда, ...
... на что надеяться; это предоставляет человеку свободу дальнейших действий. Вот только не каждый сможет гордо поднять голову и принять горькую правду. С дилеммой «Что лучше: горькая правда или сладкая ложь?» ... школьной программе существует задание по написанию сочинения на эту тему. Сочинение «Почему горькая правда лучше сладкой лжи» не такое уж редкое явление на уроках русского языка. Как вариант, ...
Вот что свидетельствует по данному поводу писатель В.П.Астафьев словесной формулой из своего же рассказа «Сон о белых горах», который составил основу фильма В.Фетина «Таёжная повесть»: «Вышел лицедей на улицу! В гримах вышел, в париках, в аляповато-ярких одеждах, и ничего, кроме ленивого пресмыкания перед модой, собою не возбудил…
Театр же, сдавши бутафорскую рухлядь в общее пользование, отряхнув с себя вековой прах, зажил естественной жизнью, в нём почти не стало грима, стираются окаменелые условности, снимаются занавесы, убираются декорации, и вот уже принц Датский дует современные песни под гитару; Отелло душит Дездемону в белых перчатках; работяги с шагающего экскаватора в слюнявой истории, повествующей о страданиях современной Магдалины, работающей кассиром в поселковом магазине, бродят в сапогах по залу и кричат на сцену: «Пижоны!»
Где зрители? Где артисты? Где жизнь? Где театр? Где правда? Где ложь? Всё перемешалось, всё на распутье меж игрой в жизнь и самой жизнью. И эти вот парень с девкой, да и он, Герцев, по правде-то сказать, раскорячились:одной ногой в театре, среди лицедеев, другой – на вольном мирском просторе, на всех земных ветрах».
Подобную же мысль, но значительно раньше высказал ещё Шекспир.
«Весь мир – театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…»
Естественно, возникает логический вопрос, как же можно провести чёткую грань между искусством и действительностью, когда весь мир – театр. А роли, о которых говорит Шекспир,- социальные роли, общественные роли. Мы начинаем их «играть» с момента своего рождения, появления на белый свет. И самая первая роль –«отцы и дети», «дочки-матери»…От того, насколько хорошо мы представляем, знаем, а, главное, понимаем, «играем» эти социально-общественные роли и зависит наша общественная, семейная, личная жизнь на земле. Наше общественное, семейное, личное счастье. Другого счастья нет и не может быть.
«Привычка свыше нам дана, замена счастию она» утверждал А.С.Пушкин.Так вот «привычка, которая дана нам свыше» и есть социально-общественные роли, о которых я говорил. В этом и заключается коренное отличие зверя, животного от человека, людей. И здесь как нельзя кстати подходят реплики героев фильма «Кавказская пленница»
- Жить хорошо!
- Хорошо жить ещё лучше.
Так вот чтобы «жить ещё лучше» надо ещё лучше представлять, знать, понимать, «играть» социально – общественные роли.
А как люди «играют» социально-общественные роли ярко продемонстрировал в своей пьесе «Горе от ума» А.С.Грибоедов.
Правда, её следовало бы назвать горе от ума лишённых.
Одни, как Чацкий, лишаются ума от силы красоты.Не зря в народе говорится:»Пришла любовь-прощай разум!»А я бы ешё добавил:»Пришла беда — отворяй ворота!»
Вспомните реплику Ф.Г.Раневской из фильма «Весна» — сила красоты — страшная сила. Я бы даже добавил – убойная сила.
Иначе Чацкий сразу бы мог разглядеть в Софье мещанку,интриганку./Именно она намеренно распустила слух о сумасшествии Чацкого./Пустышку.Мартышку.Фитюльку.Яблоко от яблони недалеко падает…
Бывает ли общественное мнение ошибочным примеры произведений. ...
... направления итогового сочинения «Человек и общество»: Е. Замятин «Мы» М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» Введение 1.2 Функции общественного мнения 1.3 Связи ... не то что хотят от вас другие. Лучше уж прослыть в обществе странным человеком, чем всю жизнь делать то, что ему неинтересно. Уповая на одобрение со стороны ...
Другие в пьесе Грибоедова, как например Фамусов и Скалозуб, лишаются ума от красоты силы.Как говорится,сила есть — ума не надо.
А Мишенька Бальзаминов ещё определённнее высказался»С деньгами -то мы и без ума проживём».
Одним словом, мир — ума лишённых. Или этот безумный, безумный, безумный, безумный…уКРЫСИНЫЙ мир…
Ф.М.Достоевский как-то сказал:красота спасёт мир, но при этом он не сделал одно очень важное уточнение, какую красоту писатель имел в виду? Красоту силы? Силу красоты?
Здесь всё больше о театре в прямом и переносном смысле и о литературе, но и в кинотеатр, в цирк публика тоже приходит не за правдой, а… обманываться.Ей так не хочется врослеть.Ей так хочется,чтобы её дурачили дурачи. И при этом приходит по доброй воле и за свои «кровные». Вот почему у зрителей пользуется бешеной популярностью индийское кино и такой популярный жанр киноискусства, как фильм-«сказка», а в цирке – фокусники, то есть артисты, которые умеют «химичить»…
Многие, наверное, уже обратили внимание на тот многозначительный и не случайный факт, что зрители особенно любят смотреть фильмы, связанные с Новым годом. Это подтверждает и необычайная популярность фильма Э.Рязанова «Ирония судьбы, или с лёгким паром».Чуть не написал или с Новым годом. Есть даже такой фильм «Операция с Новым годом».И под Новый год какие обычно фильмы показывают? Правильно, «Карнавальная ночь» и…
Да и всё советское кино, мировое кино — разве не сказка, которое резко отличалось и отличается от реальной жизни. И должно отличаться , поскольку искусство – условность. Такова его истинная специфика и никуда от неё не деться. Не надо вот только желаемое – искусство – принимать, а тем более, выдавать за действительное.И навязывать малоискушённым,малопросвящённым. За действительность. За реальность. Вспомним хотя бы опять пресловутый фильм И. Пырьева о Кубанских казаках. Да и не надо забывать, что киноискусство ещё называют фабрикой грёз. Иллюзионом.
Как говорится, всё смешалось в доме Облонских. Жил во лжи. В лжизни. И как тут может жить не по лжи пол живых, оставшихся в живых. Жив ков-бой.
И сказка – ложь, фантазия, да в ней намёк…