Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассматривается с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи.
Следует обратить внимание на то, что состояние современного общества характеризуется интенсивным развитием речевых коммуникаций. Техника рождает новые формы речевой связи, следствием чего становится появление не только новых видов и жанров общения, но и новых учебных коммуникативных дисциплин. ХХ век существенно обогатил состав наук, занимающихся речью. К ним следует отнести и культуру речи, и стилистику (практическую, функциональную), и прагматику, и речевой этикет, и психолингвистику, и лингвистику текста, и психологию общения и мн. др.
Большинство новых дисциплин, введенных в образовательный процесс в рамках общественно-политических, экономических и даже технических специальностей имеет прямое отношение к филологии или словесным наукам. К ним придется отнести связи с общественностью (своеобразная новая риторика в области политической и деловой коммуникации, поскольку «пиар» решает проблемы убеждения и связи клиента или организации с общественной средой, проведения в жизнь проектов и решений), менеджмент и администрирование (решение деловых вопросов, как показывает содержание этих наук, речевыми средствами), различные бизнес-коммуникации и многие подобные дисциплины.
Следует отметить, что современная культура речи является не только теоретической, но и практической дисциплиной, ведь с практическим её применением связано преподавание языка в учебных заведениях, создание различных словарей и справочников, пособий по культуре речи и многое другое.
Реальная речевая практика массовой информации говорит о том, что ведение пиаровских акций во время проведения парламентских или президентских выборов есть не что иное, как искусство убедительной и эффективной речи, которое всегда в европейской культуре называлось риторикой, а ныне в связи с новыми тенденциями массовой культуры получает новые именования.
Тем не менее, на мой взгляд, если мы хотим не потеряться в истории филологических наук и речевой культуры, сегодня имеет смысл говорить именно о риторике, которая в последние 15-20 лет восстановлена в России как научный и учебный предмет, о чем свидетельствуют обширные научные исследования и преподавание в школе и вузах. Чтобы избежать некорректных толкований, определим предмет риторики, каким он представляется и в развитии русской филологической науки, и в современной теории и практике. речевой коммуникация риторика этика
Культура речи и речевой этикет
... следует злоупотреблять иностранными и редко употребляемыми словами и выражениями; недопустимо употребление вульгарных слов и жаргонных выражений. РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ. В процессе общения между людьми важнейшую роль играет речевой этикет, ... области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель ввел термин «этика», как учение о нравственности, морали. КУЛЬТУРА РЕЧИ. Культура (лат. ...
Чтобы осуществить переход к культуре речи, как учению об эффективной речи общества и личности, необходимо уяснить, что такое культура в отношении к речи и что такое общественная речь. Понятия риторика и культура сопоставляются не случайно. Главная идея филологии — устроение жизни и совершенствование человека через язык. Язык интересует филолога не просто как система знаков, а как перспективное приложение к его практическому применению.
В составе классических наук и искусств риторика как учение об убедительной и эффективной речи коррелируется с грамматикой («основание словесных наук» и общее учение о правильности речи), логикой (учение об истинности суждений и непротиворечивости высказываний, однако одной логики недостаточно для искусства убеждения), поэтикой (учение о художественной речи и «вымыслах», но, в отличие от поэтики, риторика исследует реальную прозаическую речь).
Анализ новых теорий и дисциплин, появившихся в конце ХХ века через развитие речевых технологий, показывает, что они исторически восходят к риторике, часто затрагивают аналогичные проблемы и пользуются ее терминологией. Каждая национальная филология предлагает свой набор речевых дисциплин. Так, диктующие стиль современного общения американские научные технологии предлагают теорию коммуникации, предмет речь (speech) позволяет как учиться способам аргументирования и стилистического распространения речи, так и вырабатывать личный стиль с продвижением в жизни собственной «темы».
Следует отметить, что риторика служа инструментом выражения мысли, орудием организации деятельности, является сегодня «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий. Идея «общности» риторики и логики для всех областей деятельности высказана еще в античности, в средневековье риторика определяется как «царица наук и художеств», поэтому и в настоящее время много говорится о профессиональной риторике, выстраивающей теории общения для разных специальностей. Основные профессии в обществе всегда были «речевыми» и воспитание специалиста строится, обычно, как подготовка профессионального ритора. Поэтому карьеры предпринимателя, политика, дипломата, юриста, священника, педагога, военного, врача и т.д. всегда основываются на развитии речевых способностей и формировании профессиональной языковой личности.
Цель риторики и культуры речи, на мой взгляд, заключается в совершенствовании через стиль речи стиля жизни. Стиль жизни формируется стилем речи. В стиле речи — богатство или бедность мысли, вкус или безвкусица слова, изящество или убожество звукоизвлечения. Цель преподавания риторики и культуры речи — научить анализировать и создавать все виды современной словесности.
Стародавня культура східних слов ян
... бога торгівлі. Отже, стародавні літописи проливають світло не лише на релігійну, але й на політичну культуру стародавніх слов'ян. Різні літературні джерела відтворюють давні історичні події з запізненням у ... археологи виявили в цьому регіоні археологічні пам'ятки III—V століття, що за стилем житлового будівництва, формою поховального обряду та характером кераміки дуже близькі до слов'янських ...
Я полагаю что, многие беды нашего современного отечества — от того, что слушать и различать смысл прозаических слов никто не научил.
Современное общество, наделенное свободой слова, мягко говоря, распоясалось. Телеведущие искренне обсуждают проблему сквернословия. Последние спорят о том, «равны» ли все слова, мол, все слова имеют право на существование. Слова существуют действительно, но культура состоит в том, чтобы себя ограничивать и устанавливать запреты. В новой демократической культуре оказались снятыми запреты, в том числе на отбор средств выражения.
В результате запретов, многообразия слов и ситуаций, которые могут быть обслужены различными словами, человек расцветает, потому что работает над культивацией в себе человеческого начала.
Новые речевые технологии создают почву для стилевых поновлений. Типы общения в Интернете, по электронной почте, мобильной телефонной связи предлагают существенно новый стиль русской речи. Эта речь не может не основываться на культурной традиции, но, сколь бы ни был новаторски и креативно настроен пользователь, он не может не опираться на факты предшествующей культуры. Что касается оценок этой «текущей деятельности» (фильмов, песен, книг), пока не вошедшей в культуру, то они должны быть организованы с опорой на культурную традицию, понятия вкуса, элементарной этики и нравственности. Дурны не сами по себе компьютеры и телевидение, а то, как их использует человек.
Следует отметить, что ответственностью филолога в обществе создается обстановка нравственной оценки речевых поступков. Человек должен нести ответственность за каждое произносимое слово. Поэтому, на мой взгляд, именно с этим особым разделом риторической науки — риторической этикой — должны быть ознакомлены школьники и студенты.
Новое поколение всегда желало жить по-новому — решение этих культурных противоречий возможно, если «новое поколение» основывает свои новации на знании культуры, в том числе речевой, а «консервативные» носители (старшее поколение) умеет принимать новое и умело наставлять и направлять молодежь с оглядкой на речевые культурные традиции.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/kultura-rechi-i-ritorika/
1. Абрамов Н. Искусство разговаривать// Русская речь. — 2011. — № 4.
2. Александров Д.Н. «Риторика» — Москва: ЮНИТИ, 2008 — 329 с
3. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. — Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2004 г.
4. Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2006 — 492 с.
5. Гольдин В. Е., Сиротинина О. Б. Речевая культура // Энциклопедия. — М. , 2008 — 290 с.
6. Клюев Е, В. Речевая коммуникация: Учебное пособие для университетов. — М., 2013 — 391 с.