Культура речи дефектолога

Эссе

Размышления на тему моего эссе заставили меня вспомнить одну историю, которая случилась несколько лет назад с одной моей знакомой.

Дело было в роддоме. Знакомая перенесла кесарево сечение, и двое суток её не допускали к ребёнку. Тем не менее, педиатр аккуратно посещала роженицу, рассказывая о состоянии младенца.

Она перечисляла – почему-то с осуждающей интонацией – диагнозы, и делала неутешительные прогнозы, по крайней мере, их так воспринимала моя знакомая. Врач сыпала медицинскими терминами, не уточняя их значение, отчего сказанное было наполовину непонятно молодой матери, и очень пугало и расстраивало её.

Результатом общения педиатра и пациентки стала уверенность последней, что её новорождённый сын не жилец. Она плакала не переставая, рискуя потерять молоко. Стало ухудшаться её физическое состояние.

К счастью другой врач растолковал мамочке значение всех «страшных» слов. Объяснил причины и последствия симптомов, принятых моей знакомой за роковые диагнозы. Оказалось, что для паники причин нет, и действительно, всё завершилось благополучно.

Приведённый мною эпизод иллюстрирует, как непонятная по содержанию (для пациентки) и, по всей видимости, интонационно неуместная речь врача оказала негативное влияние на психическое и физическое состояние роженицы.

Понятность или, другими словами, ясность, доступность, а также интонационная уместность – это качества речи. Они являются показателями речевой культуры человека.

Под выражениями «культура речи», «речевая культура» понимается комплекс коммуникативных качеств речи, позволяющих адресанту (говорящему) производить эффективное воздействие на адресата (слушающего) в соответствии с поставленными целями и задачами конкретного акта общения и с учётом обстоятельств, при которых происходит процесс коммуникации.

Изложенная формулировка показывает со всей определённостью, что культура речи – важнейший признак профессионализма у представителей многих специальностей типа «человек – человек». Культурой речи должен обладать и врач, и педагог, и юрист, и, конечно же, дефектолог.

9 стр., 4170 слов

Социально значение физической культуры в России

... и необходимость повышения социальной роли физической культуры и спорта Структурные и социальные изменения последних десяти ... затрат [2]. 1. Социальное значение физической культуры Социальное значение физической культуры заключается в воспроизводстве физических ресурсов общества, рациональном ... физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Впервые за 40 лет врачи ...

Профессиональная деятельность дефектолога осуществляется на пересечении медицины, психологии, педагогики. Культура речи представляется ключевым свойством специалиста в области обучения, воспитания и социализации детей с отклонениями в развитии.

Речь компетентного дефектолога должны характеризовать следующие нормативные, коммуникативные и этические качества:

  •  правильность, точность, логичность;
  •  уместность, ясность и понятность;
  •  чистота, выразительность, богатство;
  •  действенность.

Полагаю, необходимо подробнее рассмотреть перечисленные выше качества.

Правильность – это основополагающее качество речи, заключающееся в согласованности фонетической, лексической, грамматической систем русского языка с принятой литературной нормой.

Точность речи – это способность чётко и недвусмысленно излагать свои мысли.

Логичность подразумевает умение обоснованно, связно, убедительно передавать содержание речевых высказываний.

Уместность